Программа индивидуальных коррекционных занятий по профилактике аутоагрессивного поведения "Мой мир"
рабочая программа по психологии

Бабич Марина Борисовна

Программа предусматривает нетрадиционные приемы и методы проведения занятий и многообразие их использования: лекции, дискуссии, мозговые штурмы, сюжетно-ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, занятия с элементами тренинга, занятия с элементами арт-терапии, исследования, психодиагностические процедуры и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr-ma_ao_uatoagressivnomu_povedeniyu.docx34.64 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 3,

филиал Муниципального автономного

общеобразовательного учреждения

Заводоуковского городского округа

«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №2»

(СОШ № 3, филиал МАОУ «СОШ № 2»)

                                                                                                 

УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                        директор филиала

                                                                                                               __________________

Ф.А. Тихонов

«___»__________ 2024 г.


Индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий «Мой мир»,

для учащихся с аутоагрессивным поведением

(направлена на формирование навыков саморегуляции, повышение стрессоустойчивости, снижение эмоционального напряжения и гармонизации личности)

Составлена

 М.Б. Бабич,

педагогом-психологом

2023-2024 учебный год

Пояснительная записка

К основной программе были взяты занятия из программы «Мой мир», с учетом индивидуальных особенностей учащейся, выявленных в ходе психолого-педагогической диагностики, включающей методы анкетирования, опроса, наблюдения и интервьюирования классного руководителя.

Для реализации программы предусматривается использование следующих форм работы:

  • индивидуальные занятия с элементами тренинга;
  • арт-терапия;
  • индивидуальные консультации – рекомендации;
  • совместные занятия с родителями.

Занятие планируется как набор ролевых (моделирующих) игр и упражнений, дискуссий с психологом и оценочных упражнений, которые являются продуктивными методами, позволяющими проанализировать сложившиеся отношения со сверстниками, окружающими, нормы и ценности, а также тренировать коммуникативные навыки.

Чтобы сделать занятия более эффективными, планируется соблюдать следующие принципы их проведения: доверие, искренность в общении, конфиденциальность, активность, интенсивность включения в занятие, творческая позиция, диалогичность, использование вопросов-просьб типа: «Поясни, пожалуйста, свою мысль» или «В каких случаях, по твоему мнению, так бывает?». Избегание вопроса «Почему?», с целью исключения блокировки мыслительной деятельности и провоцирования защитной реакции студента.

Цель данной программы: профилактика аутоагрессивного поведения через повышение социальной адаптированности на основе ценностно-целевой позиции учащегося. Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения. Переориентация взаимодействия взрослого и ребенка.

Задачи реализации поставленной цели:

- Развить у подростка позитивное самосознание.

- Научить ценить свою и чужую индивидуальность.

- Сформировать отношение к жизни как к ценности.

- Обучать конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации.

Знания, которые учащемуся  необходимо приобрести по окончании программы:

 - знания о ценности здоровья, жизни человека;

 - знания об эффективных способах поведения, решения проблем;

- знание о способам выражения гнева в приемлемой форме;

- знание об конструктивных поведенческих реакций в проблемных ситуациях.

Умения и навыки, которыми подростку необходимо овладеть по окончании программы:

 - умение принять себя;

 - навыки рефлексии, осознания себя;

- умения владеть навыками саморегуляции и самообладанием;

 - социальные навыки, способствующие эффективному взаимодействию с окружающими;

 - навык решения собственных проблем.

Сроки занятий:

Программа «Мой Мир» рассчитана на 16 часов. Продолжительность одного занятия 20 - 30 мин. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Условия реализации программы:

Программа «Мой Мир» реализуется на базе общеобразовательного учреждения.

Приемы и методы:

Программа предусматривает нетрадиционные приемы и методы проведения занятий и многообразие их использования: лекции, дискуссии, мозговые штурмы, сюжетно-ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, занятия с элементами тренинга, занятия с элементами арт-терапии, исследования, психодиагностические процедуры и др.

Оценка результатов деятельности:

Для оценивания результатов используются различные варианты анкетирования и тестирования. Очень важным является то, что учащийся сам видит и анализирует свои достижения в вопросах здоровья. Поэтому у каждого учащегося с начала занятий имеется отдельная тетрадь, в которой выполняется домашнее задание, делаются заметки, заполняются анкеты, строятся результативные графики и диаграммы.

 Содержание индивидуальных занятий с подростками: 

В. Оклендер выделяет четыре стадии отреагирования гнева (В. Оклендер, 1997): 

  1. Предоставлять несовершеннолетним практически приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом во внешнем плане. 
  2. Помочь несовершеннолетним подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот – гнев и ситуацию в целом «здесь и теперь». В этих случаях хорошо прорисовать гнев красками или вылепить из пластилина – зрительно обозначить свой гнев. Часто у несовершеннолетних образ их гнева отождествляется с обидчиком, с тем объектом, которому непосредственно адресован их гнев. 
  3. Дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: пусть скажут все, что нужно сказать, тому, кому следует сказать. Обычно после того, как несрвершеннолетние полностью выскажутся (иногда они кричат и плачут при этом), происходит трансформация зрительного образа гнева в позитивную сторону; дети становятся более спокойными и открытыми к дальнейшей работе. 
  4. Обсуждать с обучающими, что заставляет их гневаться, в каких ситуациях это чаще всего происходит, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время. Важно, чтобы ребенок научился осознавать и понимать свой гнев, и далее научился оценивать ситуацию, чтобы сделать выбор между открытым (асоциальным) проявлением гнева или проявлением его в приемлемой в социальном отношении форме. 

 

На стадии отреагирования гнева необходимо помочь подростку в плане высвобождения его истинных переживаний (боли, обиды), которые часто прячутся за внешним проявлением гнева. Также необходимо помочь ребенку изменить восприятие ситуации в целом с травмирующего и негативного на более позитивное. 

В работе с агрессивными детьми необходимо учитывать степень выраженности их агрессивности, возраст ребенка, его социальный статус в классе и его эмоциональное состояние в семье. В связи с этим коррекционная работа будет строиться по-разному, хотя в ней можно выделить 4 основные направления. 

Основные направления в коррекционной работе

Этап работы 

Содержание коррекционной работы 

1. Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме. 

Арт-терапия (МАК)

Телесно-ориентированная терапия 

Работа с образами 

2. Обучение приемам саморегуляции, самообладания. 

Установление определенных правил, которые помогут подросткам справится с собственным гневом. 

Закрепление этих правил (навыков) в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации). 

Обучение релаксационным техникам с применением глубокого дыхания. 

3. Обучение конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. 

Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации. 

Выработка навыков конструктивного поведения через ролевую игру. 

Ведение блокнотика самонаблюдения. 

«Карта поведения». 

Игровая терапия. 

4. Формирование осознавания своего внутреннего мира, развитие эмпатии. 

Работа с фотографиями. 

Символическое изображение эмоций (игры с карточками), танцы-противоположности. 

Изображение различных предметов и явлений природы, составление рассказов от лица этих явлений. 

Тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Цели работы

Приемы работы

Дата занятия

1

Я и моё здоровье как ценность

Знакомство, установление доверительных отношений, диагностика эмоционального состояния.

Тест Люшера

Беседа о социальном статусе в классе (возможна социометрия), семье 

Рисунок семьи, проективная методика «Человек на дереве»

2

Мои эмоции

Снижение уровня личностной тревожности.

Игра «Путешествие на облаке» (Фопель) 

Упражнение «Эмоциональный словарь» 

Беседа о хорошем и плохом настроении 

Рисунок хорошего и плохого настроения 

3

Эмоции

Формирование осознания собственных эмоций. Повышение самооценки.

Работа с эмоциями через сенсорные каналы. Карты Мак.

Упражнение «Что я люблю делать» (Фопель) 

Методика «Я радостный, когда…» 

Рисунок ситуации радости

4

Моя злость

Снижение уровня личностной тревожности. Формирование осознания собственных эмоций.

Методика «Злость – это…», «Я злюсь, когда…» 

Работа с фотографиями, отражающими различные эмоции и картами МАК 

Игра «Танцующие руки» (Фопель) 

Рисунок ситуации, когда я злюсь 

5

Что такое злость?

Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей.

Придумывание историй, раскрывающих причину эмоционального состояния (желательно раскрыть несколько причин) 

Упражнение «Как сделать ребенка агрессивным» (Фопель) 

6

Гнев

Обучение отреагированию собственного гнева приемлемым способом.

Лепка гнева из пластилина 

Выражение гнева безопасным способом во внешнем плане 

Пластическое изображение гнева, отреагирование гнева через движение 

Рисунок своего состояния (на мокрой бумаге) 

7

Проблемы

Обучение отреагированию собственного гнева приемлемым способом. Обучение управлению собственным гневом

Закрепление правил в ролевой игре 

Релаксация 

Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации  и карты МАК.

Рисунок своего состояния 

8

Люблю или не люблю…

Обучение управлению собственным гневом. Расширение спектра поведенческих реакций. Осознание собственных эмоций.

Наработка навыков конструктивного поведения через ролевую игру (Смирнова) 

Релаксация 

Упражнение «Что я люблю, что я не люблю…» (Фопель) 

9

Рубка дров

Обучение управлению собственным гневом. Расширение спектра поведенческих реакций

Отработка навыков конструктивного поведения через ролевую игру (Смирнова) 

Упражнение «Рубка дров» (Фопель) 

Введение блокнота самонаблюдения 

10

Блокнот самонаблюдения

Расширение спектра поведенческих реакций. Развитие эмпатии

Ведение блокнота самонаблюдения (Смирнова) 

Работа с фотографиями 

Упражнение «Забота о животном» (Фопель) 

Символическое (через рисунок) изображение эмоций  (по необходимости карты МАК)

11

Счастье

Расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении

«Танцы – противоположности» (Фопель) 

Ролевая игра, в которой «агрессор» проигрывает роль «жертвы» 

Упражнение «Счастье» (Фопель) 

Рисунок своего состояния  (карты МАК)

12

Объятие

Расширение спектра поведенческих реакций и снятие деструктивных элементов в поведении

Ведение блокнота самонаблюдения 

Наработка навыков конструктивного поведения через ролевую игру (Смирнова) 

Упражнение «Объятие» (Фопель) 

13

Дружба

Расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации, развитие эмпатии

Реконструкция позитивного образа через ранние воспоминания 

Упражнение «Дружба» (Фопель)

 Методика «Дружба – это…»

14

Самооценка

Расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации, повышение самооценки

Ведение блокнота самонаблюдения 

Наработка навыков конструктивного поведения через ролевую игру (Смирнова) 

Упражнение: «Как помочь агрессивному ребенку» 

15

Вот я какой!

Расширение спектра поведенческих реакций и снятие деструктивных элементов в поведении

Ведение блокнота самонаблюдения 

Упражнение «Вот я какой!» (Фопель) 

Упражнение «Эмоциональный словарь» 

Сравнение ответов с упражнением, проведенном на втором занятии. 

16

Диагностика

Диагностика эмоционального состояния

-

Список литературы:

1.        Агазаде Н. В. Аутоагрессивные явления в клинике психических болезней. М.: Наука, 1989. 189 с.

2.        Змановская, Елена Валерьевна. Девиантология. М.: Издательский центр «Академия», 2003.– 288 с.

3.        Ипатов, Андрей Владимирович. Личность аутодеструктивного подроста. Исследование и коррекция. Монография. СПб.: Издательство «Аура Инфо», 2012 г.– 248 с.]

4.        Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону: Феликс, 1997.

5.        Литвак М. Е., Мирович М. О. Как преодолеть острое горе. Ростов- на-Дону: Феликс, 2000.

6.        Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. М., 2008. – 960 с.

7.        Марина И. Е. Психологическое сопровождение личности, склонной к суицидальным формам поведения: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. психол. наук. Красноярск, 2006. – 24 с

8.        Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. М., 2005. – 182 с.

9.        Профилактическая работа классных руководителей с подростками, склонными к суицидальному поведению. Методические рекомендации./ Составитель: М. И. Шиняев. Тамбов: ТОИПКРО, 2012. – с.52.

10.        Руженков В. А., Лобов Г. А., Боева А. В. К вопросу об уточнении содержания понятия «аутоагрессивное поведение». //Кафедра психиатрии, наркологии и клинической психологии. Белгородский государственный университет.

11.        Синягин Ю. В., Синягина Н. Ю. Детский суицид: психологический взгляд. СПб., 2006. – 176с.

12.        Тормосина Н. Г. Психологическая профилактика аутодиструктивного поведения в подростковом возрасте: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Пятигорск, 2013. – 23 с.

13.        Шустов Д. И. Аутоагрессивность и иллюзия бессмертия. Журнал практической психологии и психоанализа, № 1, март. – 2005г.

14.        Организация профилактики суицидального риска в учреждении образования/авт.-сост. Н. А. Сакович. Минск: Красико-Принт, 2011.

15.        Методические рекомендации по внедрению в практику образовательных организаций современных методик в сфере профилактики деструктивного поведения подростков и молодежи (на основе разработок российских ученых.

16.        Методические рекомендации. Аутодеструктивное поведение в подростковом возрасте: профилактика и основы психолого-медико-педагогической помощи //Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей». М.,2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа индивидуальных коррекционных (логопедических) занятий на дому

Хочу поделиться своей рабочей программой с другими педагогами. Буду рада, если она поможет Вам в работе....

Программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку в коррекционном классе

Программа индивидуально-групповых занятий в коррекционном классе VII вида по русскому языку....

Рабочая программа индивидуально – коррекционных занятий по математике для обучающихся 8 класса на I полугодие

В рабочей программе представлены:1.Пояснительная записка2. Планирование ИКЗ на I полугодие3. Результаты диагностики в 8 классе по математике для формирования групп ИКЗ4. Мониторинг резу...

Рабочая программа индивидуально – коррекционных занятий по математике для обучающихся 8 класса на II полугодие

В рабочей программе представлены:1.Пояснительная записка2. Планирование ИКЗ на II полугодие3. Результаты диагностики в 8 классе по математике для формирования групп ИКЗ4. Мониторинг рез...

Программа индивидуальных психокоррекционных занятий с подростком для профилактики девиантного поведения

Цель программы: коррекция девиантного поведения и предупреждение девиации....

Коррекционный курс индивидуальных коррекционных занятий. Логопедические занятия

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма составлена на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями (далее – ФЗ-273), в соответ...

Коррекционный курс индивидуальных коррекционных занятий. курс «Дефектологические занятия»

Программа составлена на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями (далее – ФЗ-273), в соответствии с требованиями ...