Социометрия 5 класса
материал по психологии (5 класс)

Кара-Сал Шенне Шолбановна

Психология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsiometriya_5_klass.docx38.62 КБ

Предварительный просмотр:

Социометрия. Исследование школьного коллектива.

Социометрия. Исследование школьного коллектива.

Цель: Изучение ученического коллектива (первичная стратификация по социометрическому статусу, динамика в сфере интеллектуально-деловых и эмоциональных предпочтений).

Объект исследования: учащиеся    5   класса    10   человек.

Для учеников выбрана анкета.

Анкета — самый распространённый вид социометрии. Она позволяет провести тест среди учеников всего класса одновременно.                        Детям даётся инструкция: «Мы хотим, чтобы ваш (наш) класс был самым дружным. Но, возможно, что-то мешает этому. Чтобы разобраться в этой проблеме, мне нужна ваша помощь. Перед вами анкеты. Здесь несложные вопросы, но они касаются ваших отношений друг с другом. Отнеситесь серьёзно и отвечайте честно. Анкеты обязательно нужно подписать. Я даю честное слово, что никто, кроме меня, не узнает о том, что вы написали. Ни с кем не советуйтесь и не подсматривайте в чужие анкеты. Важно только ваше мнение».

Анкета напечатана в виде таблицы. Определены места для ответов.

Интерпретация полученных результатов

Анализируя полученные положительные выборы, можно сделать вывод о наличии в нем:

  • «Звезд» – члены группы, захватывающие «центр сцены», подобно звезде. В высшую группу относят тех, кто получил 6 и более предпочтений;
  • «Предпочитаемых», которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они получают от 3 до 5 выборов;
  • «Пренебрегаемых», то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они получают от 1 до 2 выборов;
  • «Отвергаемых», то есть тех, кто не принят в коллективе, они не получают положительные выборы.

Фамилия, имя:_______________________________________________

Класс:___________________________

Анкета для мониторинга

Вопрос

Ответ

1.

С кем ты хотел бы сидеть за одной партой?

2.

С кем ты не хотел бы сидеть за одной партой?

3.

С кем ты хотел бы делать домашние задания?

4.

С кем ты не хотел бы делать домашние задания?

5.

Кого ты хочешь пригласить на свой день рождения?

6.

Кого ты не хочешь пригласить на свой день рождения?

7.

Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?

8.

Кого бы ты никогда не выбрал командиром?

9.

Кого бы ты попросил о помощи в трудной ситуации?

10.

Кого бы ты  не попросил о помощи в трудной ситуации?

Социометрическое  изучение межличностных отношений в классном коллективе (метод Дж.Морено)

1 вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

М

е

н

д

и

Х

о

р

а

г

а

й

А

л

д

ы

н

-

Х

Н

а

й

д

ы

н

Н

о

ю

н

а

А

й

д

а

м

и

р

К

а

н

-

Д

е

м

и

р

Ч

а

й

н

а

а

А

й

-

Х

а

а

н

Э

д

и

т

а

1

Куулар Менди

+

2

Куулар Хорагай

+

3

Монгуш Алдын-Херел

+

4

Монгуш Найдың

+

5

Монгуш Ноюна

+

6

Ооржак Айдамир

+

7

Ооржак Кан-Демир

+

8

Ооржак Чайнаа

+

+

9

Ховалыг Ай-Хаан

+

10

Ховалыг Эдита

+

2 вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

М

е

н

д

и

Х

о

р

а

г

а

й

А

л

д

ы

н

-

Х

Н

а

й

д

ы

н

Н

о

ю

н

а

А

й

д

а

м

и

р

К

а

н

-

Д

е

м

и

р

Ч

а

й

н

а

а

А

й

-

Х

а

а

н

Э

д

и

т

а

1

Куулар Менди

2

Куулар Хорагай

+

3

Монгуш Алдын-Херел

4

Монгуш Найдың

5

Монгуш Ноюна

+

6

Ооржак Айдамир

+

7

Ооржак Кан-Демир

+

8

Ооржак Чайнаа

9

Ховалыг Ай-Хаан

+

10

Ховалыг Эдита

+

+

3 вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

М

е

н

д

и

Х

о

р

а

г

а

й

А

л

д

ы

н

-

Х

Н

а

й

д

ы

н

Н

о

ю

н

а

А

й

д

а

м

и

р

К

а

н

-

Д

е

м

и

р

Ч

а

й

н

а

а

А

й

-

Х

а

а

н

Э

д

и

т

а

1

Куулар Менди

2

Куулар Хорагай

+

3

Монгуш Алдын-Херел

4

Монгуш Найдың

+

5

Монгуш Ноюна

+

6

Ооржак Айдамир

+

7

Ооржак Кан-Демир

+

8

Ооржак Чайнаа

+

9

Ховалыг Ай-Хаан

+

10

Ховалыг Эдита

+

+

4 вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

М

е

н

д

и

Х

о

р

а

г

а

й

А

л

д

ы

н

-

Х

Н

а

й

д

ы

н

Н

о

ю

н

а

А

й

д

а

м

и

р

К

а

н

-

Д

е

м

и

р

Ч

а

й

н

а

а

А

й

-

Х

а

а

н

Э

д

и

т

а

1

Куулар Менди

2

Куулар Хорагай

+

3

Монгуш Алдын-Херел

4

Монгуш Найдың

5

Монгуш Ноюна

+

6

Ооржак Айдамир

+

7

Ооржак Кан-Демир

+

8

Ооржак Чайнаа

+

9

Ховалыг Ай-Хаан

+

10

Ховалыг Эдита

+

+

5 вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

М

е

н

д

и

Х

о

р

а

г

а

й

А

л

д

ы

н

-

Х

Н

а

й

д

ы

н

Н

о

ю

н

а

А

й

д

а

м

и

р

К

а

н

-

Д

е

м

и

р

Ч

а

й

н

а

а

А

й

-

Х

а

а

н

Э

д

и

т

а

1

Куулар Менди

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

Куулар Хорагай

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

Монгуш Алдын-Херел

+

+

4

Монгуш Найдың

5

Монгуш Ноюна

+

+

6

Ооржак Айдамир

+

7

Ооржак Кан-Демир

+

+

8

Ооржак Чайнаа

+

9

Ховалыг Ай-Хаан

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

Ховалыг Эдита

+

+

6 вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

М

е

н

д

и

Х

о

р

а

г

а

й

А

л

д

ы

н

-

Х

Н

а

й

д

ы

н

Н

о

ю

н

а

А

й

д

а

м

и

р

К

а

н

-

Д

е

м

и

р

Ч

а

й

н

а

а

А

й

-

Х

а

а

н

Э

д

и

т

а

1

Куулар Менди

2

Куулар Хорагай

3

Монгуш Алдын-Херел

+

4

Монгуш Найдың

+

5

Монгуш Ноюна

+

6

Ооржак Айдамир

+

7

Ооржак Кан-Демир

+

8

Ооржак Чайнаа

+

9

Ховалыг Ай-Хаан

10

Ховалыг Эдита

+

7 вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

М

е

н

д

и

Х

о

р

а

г

а

й

А

л

д

ы

н

-

Х

Н

а

й

д

ы

н

Н

о

ю

н

а

А

й

д

а

м

и

р

К

а

н

-

Д

е

м

и

р

Ч

а

й

н

а

а

А

й

-

Х

а

а

н

Э

д

и

т

а

1

Куулар Менди

2

Куулар Хорагай

+

3

Монгуш Алдын-Херел

+

4

Монгуш Найдың

5

Монгуш Ноюна

+

6

Ооржак Айдамир

+

7

Ооржак Кан-Демир

+

8

Ооржак Чайнаа

+

9

Ховалыг Ай-Хаан

+

10

Ховалыг Эдита

+

8 вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

М

е

н

д

и

Х

о

р

а

г

а

й

А

л

д

ы

н

-

Х

Н

а

й

д

ы

н

Н

о

ю

н

а

А

й

д

а

м

и

р

К

а

н

-

Д

е

м

и

р

Ч

а

й

н

а

а

А

й

-

Х

а

а

н

Э

д

и

т

а

1

Куулар Менди

+

2

Куулар Хорагай

+

3

Монгуш Алдын-Херел

+

4

Монгуш Найдың

+

5

Монгуш Ноюна

+

6

Ооржак Айдамир

+

7

Ооржак Кан-Демир

+

8

Ооржак Чайнаа

+

9

Ховалыг Ай-Хаан

+

10

Ховалыг Эдита

+

9 вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

М

е

н

д

и

Х

о

р

а

г

а

й

А

л

д

ы

н

-

Х

Н

а

й

д

ы

н

Н

о

ю

н

а

А

й

д

а

м

и

р

К

а

н

-

Д

е

м

и

р

Ч

а

й

н

а

а

А

й

-

Х

а

а

н

Э

д

и

т

а

1

Куулар Менди

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

Куулар Хорагай

+

3

Монгуш Алдын-Херел

+

+

4

Монгуш Найдың

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Монгуш Ноюна

+

6

Ооржак Айдамир

+

7

Ооржак Кан-Демир

+

8

Ооржак Чайнаа

+

+

9

Ховалыг Ай-Хаан

+

10

Ховалыг Эдита

+

+

10 вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

М

е

н

д

и

Х

о

р

а

г

а

й

А

л

д

ы

н

-

Х

Н

а

й

д

ы

н

Н

о

ю

н

а

А

й

д

а

м

и

р

К

а

н

-

Д

е

м

и

р

Ч

а

й

н

а

а

А

й

-

Х

а

а

н

Э

д

и

т

а

1

Куулар Менди

2

Куулар Хорагай

3

Монгуш Алдын-Херел

+

4

Монгуш Найдың

5

Монгуш Ноюна

+

6

Ооржак Айдамир

+

7

Ооржак Кан-Демир

+

8

Ооржак Чайнаа

+

9

Ховалыг Ай-Хаан

10

Ховалыг Эдита

+

Анализ:

1. За одной партой хотят сидеть с Хорагаем, Кан-Демиром, Эдитой и Ноюной.

2. За одной партой не хотят сидеть с Ай-Хааном.

3. Домашние задания хотят делать с Хорагаем и Алдын-Херелом.

4. Домашние задания не хотят делать с Ай-Хааном и Чайной.

5. На день рождения пригласят Менди и Хорагая.

6. На день рождения не хотят приглашать Ай-Хаана.

7. Командиром группы видят Менди.

8. Командиром группы не видят Чайну.

9. Попросят о помощи у Хорагая.

10. Не попросят о помощи Ай-Хаана.

  1. Класс характеризуется средним уровнем сложившихся доверительных отношений, гендерной несбалансированностью (т. е. взаимоотношения мальчиков и девочек характеризуются конфронтацией, игнорироваием интересов друг друга, «ябедничеством», выраженной конфликностью – в явной или скрытой форме).
  2. Показателем среднего уровня сплоченности является частичная оценка формальных и неформальных лидеров.
  3. По количеству полученных со стороны сверстников выборов детей класса можно подразделить на четыре группы.
  • «Звезды» – Менди, Хорагай, Кан-Демир
  • «Предпочитаемые» - Алдын-Херел, Айдамир, Ноюна
  • «Пренебрегаемые» - Эдита, Найдын
  • «Отвергаемые» - Ай-Хаан, Чайнаа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии.

Данная методика предполагает выбор партнера для совместной акции путем ответа на вопросы типа: “С кем бы ты хотел?”....

Психолого-педагогическая характеристика класса. Метод социометрии.

Психолого-педагогическая характеристика класса(на примере учащихся 10 класса) составлена по методу социометрии. Данный метод помогает сформировать благоприятный фон в классе и способствовать спло...

Результаты диагностики социометрии в 5 классах

Анализ диагностики социометрии в 5 классе...

Выявление межличностных отношений в классе методом социометрии

Метод социометрии позволяет изучитьсостояние эмоционально-психических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка....

Обработчик для социометрии и анкеты мотивации 5 класс

Обработчик для социометрии и анкеты мотивации 5 класс...

Справка по результатам проведенного психологического исследования межличностных отношений (социометрии) в 5м и 6м классах

Диагностика  социометрического  статуса  каждого  ученика  в  классе, выявление референтных групп общения, эмоциональной атмосферы в обследуемых классах....

Социометрия класса

Социометрия - это метод, позволяющий выразить количественно, графически структуру межличностных отношений в коллективе. В предложенной социометрии учащимся нужно ответить на 9 вопросов, которые помогу...