Программа формирования жизнестойкости
рабочая программа по психологии (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Милитенко Елена Сергеевна

В программе представлен комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на повышение уровня жизнестойкости обучающихся, профилактика антивитального поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zhiznestoykosti.docx741.47 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Вид программы, обоснованное описание проблемной ситуации, на решение которой она направлена
  2. Описание участников программы
  3. Цель и задачи программы
  4. Общая характеристика программы (принципы, этапы реализации)
  5. Предполагаемый результат и критерии оценки эффективности
  6. Условия реализации программы
  7. Календарно-тематическое планирование
  8. Перспективный план

           9. Литература

  1. Вид программы, обоснованное описание проблемной ситуации, на решение которой она направлена

Данная Программа относится к числу профилактических психолого-педагогических программ, т.к. она направлена на профилактику трудностей в социализации, отклонений в развитии и поведении обучающихся, связанных с риском самоповреждения (суицид).

Актуальность данной  Программы формирования жизнестойкости обучающихся определяется  возрастающими потребностями нашего общества  в поисках путей создания благоприятных условий для максимального развития личности, эффективности ее жизненного пути. В современных условиях жизнедеятельность подростков и юношей предполагает проявление активности, мобильности и самостоятельности в принятии решений. Зачастую, студенты оказываются в стрессовых ситуациях, где необходима своевременная поддержка со стороны взрослых.

Сложная жизненная ситуация всегда характеризуется несовпадением между реальной ситуацией (желание достичь, сделать и т.п.) и имеющимися возможностями. Такое несоответствие потребностей способностям и возможностям препятствует достижению целей, а это влечёт за собой возникновение негативных эмоций, которые и сигнализируют о возникновении трудной ситуации. Развивающийся человек, осваивая и познавая мир вокруг себя, но, не обладая достаточным жизненным опытом, неизбежно встретиться с чем-то для себя неожиданным, неизвестным и новым. Применение собственных способностей и возможностей в данной ситуации может оказаться недостаточным, поэтому может стать причиной суицидальных мыслей и намерений. Своевременная психологическая помощь и поддержка, оказанная в трудной жизненной ситуации, позволяет избежать значительного количества непоправимых событий.

Вопросы жизнестойкости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности.

В современных образовательных условиях целенаправленное формирование у учащихся жизнестойкости, как «интегральной характеристики личности, позволяющей сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевать жизненные трудности, трансформируя их в ситуации развития», является актуальной задачей педагогического коллектива любой образовательной организации.

Формирование жизнестойкости опирается на аксиологический подход к категории «ценность»: ценность человеческой жизни, цели и смысла жизни. Формируется отношение к общечеловеческим ценностям, определяется выбор социальной позиции, норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора, индивидуальные приемы психологической защиты и совладающего поведения в сложных жизненных ситуациях.

Работа по программе делится на три блока

Первый блок ориентирован оказание групповой и индивидуальной  психологической помощи подросткам, которая построена на самоисследовании, осознании собственных чувств, установок и мыслей, способствуя коррекции личностных структур и расширению поведенческого репертуара. Групповая работа ведется по следующим направлениям:

  • расширение информационного поля обучающихся в вопросах межличностного конструктивного взаимодействия, социального давления, эффективных способов выхода из сложных  жизненных ситуаций;
  • развитие навыков саморегуляции и саморазвития, эмоциональной сферы личности;
  • формирования жизнеутверждающих установок, активной жизненной позиции.

Второй блок ориентирован на оказание индивидуальной психологической помощи педагогам, которая направлена решение проблемных ситуаций по вопросам обучения, воспитания и взаимодействия в системе «учитель-ученик» и  совместную разработку действий по психолого-педагогическому сопровождению учащихся «группы риска».

Третий блок ориентирован на оказание индивидуальной психологической помощи родителям, которая осуществляется в виде беседы, консультации и направлена на гармонизацию детско-родительских отношений, повышение уровня родительской компетентности.

  1. Описание участников программы

Программа предназначена для учащихся 7-11 классов, входящих в «группу повышенного внимания» по суицидальному риску, их родителей и педагогов.

  1. Цель и задачи программы

Цель: повышение уровня жизнестойкости обучающихся, профилактика антивитального поведения.

Задачи:

  • реализовать комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня жизнестойкости подростков, профилактику антивитального (суицидального) поведения в образовательной среде школы;
  • организовать психолого-педагогическую профилактику суицидального поведения в образовательной среде школы через осознанное саморазвитие обучающихся и развитие позитивного (оптимистичного) мироощущения: адекватное самовосприятие и самооценка, адаптивное поведение, поиск и обретение жизнеутверждающих ценностей, совершенствование волевых качеств, социальной компетентности, коммуникативных умений;
  • формировать у педагогического коллектива теоретической основы и отдельных практических навыков по формированию жизнестойкости обучающихся;
  • способствовать гармонизации детско-родительских отношений, повышать уровень родительской компетентности.

 

  1. Общая характеристика программы

Принципы реализации программы

  • принцип личностно-ориентированного стиля общения – основан на уважении  личности безоценочном отношении;
  • принцип дифференцированного подхода -  учет индивидуальных особенностей участников программы;
  • принцип безопасности – создание атмосферы доброжелательности, гарантии конфиденциальности данных;
  • принцип эмоционального комфорта: создание при взаимодействии с участниками программы атмосферы, помогающей им раскрывать свои ресурсы и возможности и адекватно воспринимать обратную связь

Этапы реализации программы

  1. Подготовительный, диагностический
  • определение группы подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: обучающиеся, находящиеся в состоянии развода родителей, в состоянии острого горя (смерть родственников, развод родителей, суицид в семье и др.), обучающиеся пережившие насилие или жестокое обращение, попытку суицида, с проявлениями антивитальной направленности;
  • определение группы подростков с высоким риском суицидального поведения по результатам социально-психологического тестирования, диагностики отклоняющегося поведения высоким уровнем тревожности (методики «Шкала тревожности» Кондаша, методика «Самооценка психического состояния» Айзенка);
  • проведение входящей диагностики уровня жизнестойкости по методике С. Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева)

Возможно включение в коррекционно-развивающую работу подростков по результатам тестирования, которое проводится в течение учебного года.

  1. Основной
  • проведение тренинговых занятий (психологического практикума) с подростками, направленных на формирование навыков целеполагания и формирование жизнестойкости, навыков самопознания и коммуникативных навыков, умения противостоять давлению, формирование ценностно-смысловых ориентаций;
  • проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий и консультаций по формированию совладающего поведения с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
  • участие в подготовке и проведении родительских собраний, семинаров для педагогов и родителей (законных представителей);
  • проведение консультирования родителей (законных представителей) данной группы подростков, получение письменное разрешение (или письменного отказа) о проведении индивидуальной (групповой) коррекционно-развивающей работы

  1. Итоговая диагностика
  • осуществление анализа и оценки результатов программы формирования жизнестойкости обучающихся в соответствии с показателями эффективности (совместно с администрацией школы);
  • проведение итоговой диагностики уровня жизнестойкости по методике С. Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева)
  • планирование мероприятий по повышению психолого - педагогической компетентности педагогов, родителей (законных представителей), повышению жизнестойкости подростков «группы риска» на следующий учебный год с учетом результатов мониторинга уровня жизнестойкости  обучающихся, изучения Я – концепции обучающихся

Форма работы – диагностика, тренинговые занятия, индивидуальные консультации.

Количество групповых занятий – 10.

Частота встреч – 1-2 раза в месяц.

Структурные компоненты групповых занятий

Тренинговые занятия проводятся по следующей структуре:

- приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы;

- разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности;

- основная часть. В этой части тренинга решаются цели и задачи занятия. В нее входит комплекс психологических упражнений и приемов, продуктивная деятельность;

- рефлексия занятия. Оценка занятия с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий;

- прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.

  1. Предполагаемый результат и критерии оценки эффективности

  • повышается уровня жизнестойкости подростков, что проявляется в сформированности качеств: адаптивность, уверенность в себе, наличие жизненных перспектив, стремление к достижениям, стрессоустойчивость;
  • создаются условия для реализации личностного потенциала подростков;
  • у подростков повышается толерантность к стрессовым ситуациям
  • повышается психолого-педагогическая компетентность взрослых (родителей, педагогов, классных руководителей).

Средствами формирования служат методы социально-психологического тренинга, дискуссионные занятия, техники арт-терапии и релаксационные упражнения, приемы индивидуального консультирования.

Критерии оценки эффективности: расширение поведенческого репертуара подростков (беседа, наблюдение), расширение представлений о способах саморегуляции (беседа, наблюдение), повышение уровня жизнестойкости (методика С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева)

  1. Условия реализации программы

Программа по формированию жизнестойкости и созданию условий для её реализации в ОУ рассчитана на 3 учебных года и состоит из 3 модулей.

1 модуль «Психологический практикум»

Основной задачей  реализации психологического практикума является расширение информационного поля обучающихся в вопросах межличностного конструктивного взаимодействия, социального давления, эффективных способов выхода из сложных  жизненных ситуаций, саморегуляции и саморазвития эмоциональной сферы личности, формирования жизнеутверждающих установок, активной жизненной позиции.

Первый год обучения включает  в себя 2 блока: «Целеполагание и жизнестойкость», «Эффективная коммуникация».

Второй год обучения включает в себя 2 блока: «Целеполагание и жизнестойкость», «Саморегуляция и релаксация»

Третий год обучения включает в себя 2 блока: «Целеполагание и жизнестойкость», «Ценностные ориентации»

Цикл занятий одного учебного года рассчитан на 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой один раза в месяц. Время занятия: 90 минут. В каждой группе не более 15 человек.

2 Модуль «Индивидуальная работа с обучающимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации»

Основная задача индивидуальной работы с подростком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: сориентировать на поиски выхода из критических ситуаций или (что более реально) на изменение его отношения к ним. Эффективным методом работы является беседа, которая проводится по следующим этапам:

Этапы беседы

Главные задачи этапа

Используемые приемы

Начальный этап

Установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений сопереживающего партнерства

Сопереживание, эмпатийное выслушивание

Второй этап

Установление последовательности событий, которые привели к кризисной ситуации; снятие ощущения безвыходности ситуации

Преодоление исключительности ситуации, поддержка успехами и достижениями, структурирование беседы, постоянное внимание к содержанию, определение конфликта

Третий этап

Совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации

Интерпретация, планирование, удержание    паузы,    фокусирование на ситуации

Заключительный этап

Окончательное формулирование плана деятельности; активная психологическая поддержка.

Логическая аргументация, рациональное внушение уверенности»

3 модуль «Повышение психолого–педагогической компетентности педагогического персонала и родителей»

При системном подходе к организации профилактического просвещения родителей и педагогов необходимо сформировать благоприятные условия для максимального развития личности, эффективности ее жизненного пути.

Задачи работы:

  • способствовать переоценке взаимоотношений с детьми;
  • формировать уважение к личности ребенка и пониманию его проблем.

  1. Календарно-тематическое планирование модуля «Психологический практикум»

I год обучения

Название

Количество часов

Содержание

Используемые приемы и упражнения

1.

Знакомство

1

Цель и задачи курса

Правила групповой работы.

Ожидания участников группы

Ритуал приветствия

Правила работы в группе

Испорченный телефон

Я тебя не понимаю

Групповая дискуссия «Наши ожидания»

Рефлексия

Ритуал прощания

Блок «Целеполагание и жизнестойкость»

2.

Жизнестойкий человек. Как им стать?

1

Жизнестойкость и ее значимость в жизни человека

Ритуал приветствия

Что такое жизнестойкость?

Исследование уровня развития компонентов жизнестойкости

Мои внутренние ограничения

Рефлексия

Ритуал прощания

3.

Стратегии успеха в трудных жизненных ситуациях

1

Жизненные проблемы и пути их решения

Формирование представлений о ресурсах и опорах

Ритуал приветствия

Импульс

Жизненные проблемы и пути их решения (упражнение с метафорическими картами)

Опоры в жизни человека

Рефлексия

Ритуал прощания

4.

Позитивное мироощущение

1

Формирование жизнеутверждающих установок

Ритуал приветствия

Снежный ком

Жизнеутверждающие установки (мозговой штурм)

Мне поднимает настроение

Как совладать со стрессом (дискуссия)

Рефлексия

Ритуал прощания

5.

Есть проблема? Нет проблем!

1

Адекватное отношение к проблемам

Изменение отношения к трудным ситуациям

Ритуал приветствия

Передай движение по кругу

Медитативная техника «Дорога»

Задача, но не проблема (переформулируем проблемы в задачи)

Рефлексия

Ритуал прощания

Блок «Эффективная коммуникация»

6.

Как успешно общаться и налаживать контакты

1

Самоанализ и самокоррекция в сфере общения

Эффективная коммуникация

Сплочение группы

Ритуал приветствия

Ожерелье благопожеланий

Давай познакомимся

Вербальное и невербальное общение (теоретический блок)

Я в ситуации конфликта (работа с метафорическими картами)

Рефлексия

Ритуал прощания

7.

Умение сказать нет

1

Развитие умений говорить «нет»

Уверенное поведение

Ритуал приветствия

Круг воли

Моделирование ситуаций

Противостоим давлению

Уверенный отказ

Рефлексия

Ритуал прощания

8.

Мозаика общения

1

Сотрудничество, взаимоподдержка, эффективная коммуникация

Ритуал приветствия

Говорим по очереди

Прорвись в круг

Наш город (работа в подгруппах)

Необитаемый остров

Рефлексия

Ритуал прощания

9.

Я тебе доверяю

1

Доверие в отношениях

Навыки эффективного взаимодействия

Ритуал приветствия

Лицом к лицу

Переправа

Падение в круг

Рефлексия

Ритуал прощания

10.

Итоговое занятия

1

Развитие мотивации самосовершенствования и самоактуализации. 

Ритуал приветствия

Спонтанная сказка

Что я взял с собой

Создание коллажа «Мой саквояж»

Повторное исследование уровня развития компонентов жизнестойкости

Рефлексия

Ритуал прощания

ИТОГО: 10 часов

        

II год обучения

Название

Количество часов

Содержание

Используемые приемы и упражнения

1.

Вводное занятия

1

Правила групповой работы

Ожидания участников группы

Ритуал приветствия

Ожидания участников группы

Исследование уровня развития компонентов жизнестойкости

Игры на сплочение

Рефлексия

Ритуал прощания

Блок «Целеполагание и жизнестойкость»

2.

Кризис: выход есть!

1

Расширение репертуара конструктивных способов совладающего поведения в сложных жизненных ситуациях

Ритуал приветствия

Комплименты (по кругу)

Притча «Человек, который стоял на одной ноге»

Стратегии совладающего поведения (теоретический блок)

Мешок идей

Рефлексия

Ритуал прощания

3.

Разрешение проблемных ситуаций

1

Обсуждение алгоритма, который может помочь в построении стратегии разрешения проблемной ситуации

Развитие навыков помощи себе и другим в сложной ситуации

Ритуал приветствия

Антоним

Проблема для меня

Шаги решения проблемных ситуаций

Медитативная техника «Восхождение»

Рефлексия

Ритуал прощания

4.

Ценить настоящее

1

Распределение времени

Эффективное использование времени

Ритуал приветствия

Ассоциации

Медитативная техника «Ценить настоящее»

Мое сегодня (рисуночная техника)

Рефлексия

Ритуал прощания

5.

Жить по собственному выбору

1

Активная жизненная позиция

Оптимистический взгляд на будущее

Ритуал приветствия

Снежный ком

Самое главное для меня

Я выбираю

Мое будущее (работа с метафорическими картами)

Рефлексия

Ритуал прощания

Блок «Саморегуляции и релаксация»

6.

Медитативные техники

1

Развитие сензитивности. Обучение физической и чувственной релаксации.

Ритуал приветствия

Дыхание на счет

Просмотр видеоролика «Цветотерапия. Радуга»

Медитативная техника «Тело как сад»

Рефлексия

Ритуал прощания

7.

Искусство перевоплощения

1

Отработка упражнений для расслабления мышц лица.

Ритуал приветствия

Дыхание на счет

Маска удивления

Маска недовольства

Маска смеха

Искусство перевоплощения

Рефлексия

Ритуал прощания

8.

Управление гневом

1

Расширение представлений о приемах саморегуляции

Ритуал приветствия

Негативные чувства

Притча о гневе и заборе с гвоздями

Дерево гнева

Мозговой штурм «Приемы управления гневом»

Рефлексия

Ритуал прощания

9.

Управление стрессом

1

Расширение представлений о приемах саморегуляции

Ритуал приветствия

Антоним

Теоретический блок: «Стресс и его влияние на здоровье человека»

Медитативная техника «Вверх по радуге»

Дыхательные упражнения

Рефлексия

Ритуал прощания

10

Возможности и ресурсы, или что я могу взять с собой в дорогу

1

Развитие мотивации самосовершенствования и самоактуализации

Ритуал приветствия

Спонтанная сказка

Путешествие

Рисуночная техника «Я беру с собой»

Повторное исследование уровня развития компонентов жизнестойкости

Рефлексия

Ритуал прощания

ИТОГО: 10 часов

III год обучения

Название

Количество часов

Содержание

Используемые приемы и упражнения

1.

Вводное занятия

1

Правила групповой работы

Ожидания участников группы

Ритуал приветствия

Ожидания участников группы

Исследование уровня развития компонентов жизнестойкости

Игры на сплочение

Рефлексия

Ритуал прощания

Блок «Целеполагание и жизнестойкость»

2.

Мое жизненное кредо

1

Проблемы и поиск решения

Преодоление трудностей

Ритуал приветствия

Снежный ком

Надпись на футболке

Создание коллажа «Мой герб»

Конверт откровений

Рефлексия

Ритуал прощания

3.

Звездная карта моей жизни

1

Укрепление устойчивого Я

Развитие позитивных представлений о себе

Ритуал приветствия

Приветственное слово

Моя вселенная

Медитативная техника «Дом моей души»

Рефлексия

Ритуал прощания

4.

Сложный выбор

1

Ответственность за выбор

Преодоление препятствий

Ритуал приветствия

Лилипуты и великаны

Путешествие в горы

Моделирование ситуаций

Рефлексия

Ритуал прощания

5.

Мое будущее

1

Развитие представлений о личностных смыслах

Образ будущего

Ритуал приветствия

Групповая дискуссия «В поисках смыслов жизни»

Формула удачи

Перекресток

Рефлексия

Ритуал прощания

Блок «Ценностные ориентации»

6.

Ценности в  моей жизни

1

Определение личностных смыслов и ценностей

Ритуал приветствия

Снежный ком

Мои идеалы

Дорога жизненных ценностей

Рефлексия

Ритуал прощания

7.

Жизненные приоритеты

1

Определение жизненных приоритетов

Ритуал приветствия

Цвет настроения

Аукцион

Приоритеты и ценности

Мои идеалы

Рефлексия

Ритуал прощания

8.

Самореализация

1

Развитие навыков самопознания

Умение ставить цели с опорой на имеющиеся ресурсы

Ритуал приветствия

Глаза в глаза

Теоретический блок «Успех и самореализация»

Медитативная техника «Розовый куст»

Мои ресурсы и цели (работа с метафорическими картами)

Рефлексия

Ритуал прощания

9.

Семья и семейные ценности

1

Расширение представлений о семейных ценностях

Ритуал приветствия

Ожерелье благопожеланий

Карта семьи (работа с метафорическими картами)

Мое генеалогическое древо (рисуночная техника)

Семейные ценности и традиции (мозговой штурм)

Рефлексия

Ритуал прощания

10

В новый путь (подведение итогов работы по программе)

1

Развитие мотивации самосовершенствования и самоактуализации

Ритуал приветствия

Каким я вижу себя

Что изменилось?

Чемодан в дорогу

Создание коллажа «Наша группа»

Рефлексия

Ритуал прощания

ИТОГО: 10 часов

  1. Перспективный план на год

Месяц

Мероприятие

Цель

Количество занятий

Сентябрь

Сбор первичной информации о подростках с высоким уровнем суицидального риска, в том числе с высоким уровнем тревожности

формирование тренинговой группы

Диагностика

получение результатов входящей диагностики

Вводное занятие

Ознакомление с программой занятий, обсуждение правил работы в группе, знакомство

1

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Проведение тренинговых занятий. Блок «Целеполагание и жизнестойкость»

Развитие навыков целеполагания и жизнестойкости

4

Февраль

Март

Апрель

Май

Проведение тренинговых занятий. Блок «Эффективная коммуникация»/ «Саморегуляция и релаксация»/ «Ценностные ориентации»

Развитие навыков эффективного взаимодействия, умений противостоять давлению/ развитие  навыков саморегуляции / развитие ценностно-мотивационной сферы

4

Май

Итоговое занятие

Развитие мотивации самосовершенствования и самоактуализации

1

Диагностика

получение результатов повторной диагностики, подведение итогов

Литература

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. М: Владос, 1998. – 234 с.
  2. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе.- СПб.: Речь, 2002.

3.   Грецов А.Г. Лучшие упражнения по саморегуляции. /Учебно-методическое пособие под общей редакцией Евсеева С.П. – СПб, 2006. – 187 с.

4.       Коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер. / Под ред.

Емельяновой Е.В. – М.: Владос, 2008. – 201 с.

5.       Ковалева А.М.  Социализация личности: норма и отклонение. М: Владос, 1996. –   321 с.

6.      Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка. – СПб: Питер, 2011. – 298 с.

7.      Федосеенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. – М: АРКТИ, 2008. – 239 с.

8.      Формирование жизнестойкости у школьников: методические рекомендации для классного руководителя. Составители: Гражданкина Л.В., , Зикратов В.В., Тарасова А.Ю.

     

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по формированию жизнестойкости

Жизнестойкость  является одной из важнейших частей человеческого существования. У человека изначально заложена мысль, что его жизнь наполнена смыслом. Он знает, что может преодолеть все страхи и ...

Программа по формированию жизнестойкости подростков

В данной программе формирование жизнестойкости личности рассматривается как перспективное направление первичной педагогической профилактики девиантного поведения....

"Жизнь прекрасна! Не потрать ее напрасно!" Целевая профилактическая программа формирования жизнестойкости обучающихся с умственной отсталостью

Одним из условий нормализации развития учащихся является ранняя профилактика социальной дезадаптации, редукция социальных и психологических девиаций, в том числе суицидального поведения. Стратегическо...

аннотация к программе по формированию жизнестойкости "Пойми себя, пойми других"

аннотация к программе по формированию жизнестойкости "Пойми себя, пойми других"...

Программа "Формирование жизнестойкости обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) в условиях специальной (коррекционной) школы".

Программа разработана на основе примерной программы обязательного курса занятий по формированию навыков жизнестойкости обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, разработанной ...

РЕЦЕНЗИЯ на программу «ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ»

РЕЦЕНЗИЯ на программу «ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ  С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ  (С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ  В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ&raqu...