Понятие "Юношеского возраста в науке"
материал по психологии

Костоусова Екатерина Валерьевна

Юношеский возраст (англ. juvenile age) - период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Юношеский возраст26.81 КБ

Предварительный просмотр:

ПОНЯТИЕ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА В НАУКЕ

Возраст определяется двумя значениями: абсолютный и условный. Абсолютный (календарный, хронологический) возраст – определяется единицами измерения времени (дни, года века и т.п.) от момента его возникновения т.е. локализация объекта во времени. Определение данного возраста называется датировкой. В отличии от абсолютного возраста условный имеет не только количественную характеристику, но и качественную. Он определяет объект в определенном процессе развития в определенном эволюционно-генетическом ряду. Определение условного возраста является элементом периодизации, в которая помимо хронологических единиц измерения предполагает систему отсчета и принципы ее деления, оба эти понятия широко применяются в различных науках в том числе и в психологии.

Периодизация –систематизация, структурирование времени, выделение определенных хронологических отрезков, которые имеют конкретное содержание и значение, что называется периодами.

В науке существуют различные понятия описывающие человеческий возраст:

  • индивидуальное развитие человека описывается различными понятиями: онтогенез, биография, жизненный цикл и т.д.;
  • биологический возраст – сравнение функционала организма в сравнении со статистически средним уровнем развития, который характерен данному хронологическому возрасту;
  • социальный возраст – определяется соотнесением уровня социального развития с нормой характерной для его сверстников;
  • психический возраст – измеряется соотнесением уровня психического развития с нормативным уровнем развития, принятым в данном возрасте.

Д. Б. Эльконин, изучая проблему возрастных периодизаций, разграничивает понятия роста и развития. Рост – количественные изменения при усовершенствовании психических функций. Развитие определяется качественными изменениями психических функций. Подобные качественные преобразования приводят к возникновению новообразований. Развитие характеризуется неравномерностью – подобные новообразования возникают не одновременно, одни могут «отставать» другие «забегать вперед».

Д.Б. Эльконин, продолжая работу в русле деятельностной теории, основным механизмом смены возрастных периодов считает ведущую деятельность. Весь период детства он делит на следующие этапы:

  1. Младенчество (от рождения до одного года жизни);
  2. Раннее детство (от 1года до 3-х лет);
  3. Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет);
  4. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет);
  5. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет);
  6. Подростковый возраст (от 11 до 13-14 лет);
  7. Ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).

Каждый период, по мнению Д.Б. Эльконина, характеризуется своей социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, центральными психическими новообразованиями и возрастными изменениями всей психики ребенка в целом.

Нас же интересуют психолого-педагогические характеристики юношеского возраста. Данный период в психологии как самостоятельный выделен относительно недавно и не имеет четких хронологических границ.

Так, Дж. Биррен определяет данный возраст от 12 до 17 лет, Б.Д. Бромлей разграничивает юность на раннюю (от 11-13 до 15 лет) и позднюю (15-21 год). С. Холл не разделял подростковый и юношеский возраст и определял границы переходного возраста в целом от 12 – 13 до 22 25 лет. А. Гезелл юношеский возраст соотносит с периодом от 11 до 21 года.

В отечественной психологии проблемой определения границ возрастных периодов занимались Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, О.В. Хухлаева и И.С. Кон.

Мы в своем исследовании опирались на периодизацию И. С. Кона, который определяет раннюю юность (от 14-15 до 18 лет) как переходный период между детством и взрослостью, так называемый «третий мир». На данном возрастном этапе происходит завершение физического созревания.

Ведущим видом деятельности в юношеском возрасте является учебно- профессиональная деятельность (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

Основными новообразованиями юношеского возраста являются Эго- идентичность (Э. Эриксон), готовность и потребность к самоопределению (Л.И. Божович), достижение социальной зрелости (О.В. Хухлаева).

Важным новообразованием в интеллектуальной сфере является развитие теоретического мышления, философская рефлексия, тяга к абстрагированию, широким обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами; склонность преувеличивать силу своего интеллекта, уровень знаний и самостоятельности. Увеличивается степень индивидуализации в интересах и способностях, формируется индивидуальный стиль умственной деятельности (Е.Е. Сапогова).

Социальный статус юношества неоднороден. Юность – завершающий этап первичной социализации. Подавляющее большинство юношей и девушек еще  учащиеся,  их  участие  в  производительном  труде  зачастую

рассматривается не только и не столько с точки зрения его экономической эффективности, сколько в воспитательном плане.

Главная социальная задача данного возраста − выбор профессии. В ходе профессионального определения юношей, их жизненные пути дифференцируются по различным направлениям.

Однако в юношеском возрасте остаются еще определенные проблемы, доставшиеся им от подросткового периода. В основном это независимость от взрослых, но в юношеском возрасте эта проблема встает под другим углом – не сколько сама независимость от взрослых, а определения своего места во взрослом мире. Это требует развития механизмов самосознания, выработки жизненной позиции и собственного мировоззрения. В отличие от подростка, который в основном принадлежит еще к миру детства, юноши занимают промежуточное положение между ребенком и взрослым. Общество видит в них уже не столько объект социализации, сколько ответственного субъекта общественно-производственной деятельности, оценивая ее результаты по

«взрослым» стандартам.

Юношеское самоопределение – очень важный этап формирования личности, который повлияет на всю дальнейшую жизнь данного человека. И развития памяти на персонифицированную информацию в этом возрасте может существенным образом повлиять на его успешное прохождение. Помимо того, что в юношестве снова приобретает важное значение межличностное взаимодействие (в котором развитие данного вида памяти будет играть важную роль, как отмечалось выше), но также это может помочь и выборе профессиональной деятельности, т.к. ближе познакомившись с механизмами запоминания другого человека, юноша может решить для себя, что ему ближе, деятельность, связанная с взаимодействием с другими людьми либо иная не связанная с ним сфера.

Основными особенностями юношеского возраста являются:

  • ведущий вид деятельности – учебно-профессиональная;
  • юность – завершающий этап первичной социализации;
  • важным новообразованием в интеллектуальной сфере является развитие теоретического мышления, философская рефлексия, тяга к абстрагированию;
  • становление мировоззрения;
  • стабилизация психического и физического развития;
  • окончательное формирование собственной позиции в межличностных отношениях, тесно связанное с формированием личности.

Таким образом, проблемой возрастной периодизации и в частности юношеским возрастом занимаются различные авторы, которые по-разному определяют его границы, но практически все сходны в том, что юношество − переходный этап от детства к взрослости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 7-ых классах на тему "Информатика в системе наук. Интеграция информатики в другие науки"

Как уже говорилось ранее, мы живем в информационном обществе. Все предметы, окружающие нас, несут в себе определенную информацию. Таким образом, мы можем сказать, что:Информатика - это наука, изучающа...

Педагогика как наука, связанная с другими науками.

Цель:познакомить с основными разделами педагогики....

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПИСЬМО от 10 сентября 2013 г. N 01-50-377/11-555

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПИСЬМОот 10 сентября 2013 г. N 01-50-377/11-555...

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК.  Структура современной географии. Методы географической науки. Источники географической информации....

Программа по изучению правил дорожного движения «Азбука дорожной науки» для детей школьного возраста с 1 по 11класс на 11 лет обучения

Программапо изучению правил дорожного движения«Азбука дорожной науки»для детей школьного возраста с 1 по 11классна 11 лет обучения...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественных наук «Тайны биологии» (72часа) Возраст обучающихся: 13-15 лет Срок реализации: 1 год

Программа объединения «Тайны биПрограмма объединения «Тайны биологии» имеет эколого – биологическую направленность и способствует развитию  творческих и коммуникативных сп...