Мастер-класс для педагогов
материал по психологии

Мастер-класс для  педагогов

  по профилактике эмоционального выгорания с элементами песочной терапии «Цветок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:


Мастер-класс для педагогов

по профилактике эмоционального выгорания с элементами песочной терапии «Цветок».

Цель: диагностика и коррекция психоэмоционального состояния.

Задачи:

ресурсная подпитка, удовлетворение архаических потребностей;

психо-эмоциональная коррекция;

обучение педагогов работе с образами.

Ход мастер-класса:

Здравствуйте. Коллеги! Я рада видеть Вас всех.

Давайте вспомним, с какими чувствами вы начали сегодняшний день? Бывают ли у вас такие дни, которые начинаются не столь хорошо? Чего вам не хватает в такие дни? Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазии, во время которого я покажу вам, как можно вызвать у себя приятные ощущения и отрегулировать свое психоэмоциональное состояние.

Сядьте, пожалуйста поудобнее.

Почувствуйте опору под собой, каждую точку соприкосновения. Расположите поудобнее ноги и руки. Шею и голову расположите так, чтобы вам было удобно. Закройте глаза, постарайтесь расслабиться и снять накопившееся напряжение, так как будто вам хотелось немножко вздремнуть. Начинают расслабляться мышцы плеч. Постарайтесь почувствовать, как плечи становятся расслабленными и теплыми. Расслабляются пальцы на руках. Представьте, как приятное тепло распространяется по всему телу. Ладони становятся тяжелыми и теплыми. Дыхание становится свободным, ровным и спокойным. Постарайся почувствовать приятное тепло в области груди, живота. Представьте как тепло опускается из живота в ноги. Почувствуйте как расслабляются ноги, колени, стопы, пальцы на ногах. Стопы становятся тяжелыми и теплыми. Почувствуйте как расслабляется спина, шея, голова. Расслабляется лицо, подбородок, губы. язык. Ресницы слипаются, глаза расслаблены. Дыхание ровное и спокойное.

Представьте себе какой-нибудь цветок... Любой цветок, который вы когда-нибудь видели или который рисует ваше воображение… Что сейчас.. Попробуйте дотронуться до стебля цветка. – Какой он на ощупь.. Какой толщины стебель.. Насколько он упругий.. Проведите по стеблю рукой…

Потрогайте листья… Какие они на ощупь.. Попробуйте дотронуться до верхней и нижней части листа… Сравните свои ощущения…

Загляните в самую середину цветка… Как она выглядит.. Что там.. Как вы ощущаете запах цветка..

Почувствуете, что вы сами являетесь таким цветком – нежным, красивым, хрупким, ароматным…

Что находится вокруг цветка.. Что его окружает.. Есть ли вокруг него животные, насекомые, люди? Не угрожает ли что-нибудь цветку? Если да, то как Вы его защитите? Какая сейчас погода.. Какое небо.. Какая температура воздуха.. Какое сейчас время года.. Какой месяц..

Сколько сейчас времени.. Что это скорее: утро, день или вечер.. Как вы себя чувствуете.. Какое у вас настроение..

Что бы вам хотелось.. Сделайте для цветка то, что ему больше всего не хватает… Может быть воды, или яркого солнышка и тепла, может быть защиты. Или вашему цветку одиноко и вы хотите его куда-нибудь пересадить…

Побудьте в этом состоянии немного. Почувствуйте спокойствие, умиротворение. Запомните все свои ощущения, чувства, все краски, запахи и звуки… Запомните ваш цветок так, как вам хотелось бы его нарисовать… и медленно возвращайтесь в эту комнату. Почувствуйте. Как ваше тело наполняется энергией. Сожмите руки в кулаки. Ногами почувствуйте пол. Посильнее потянитесь… И можете открыть глаза.

Рефлексия:

1. Какой цветок вы себе представили?

2. Где он рос?

3. Что ему не хватало?

4. Какие эмоции вы испытали, смотря на этот цветок?

5. Что вам захотелось для него сделать?

Теперь я прошу вас зарисовать простым карандашом тот образ цветка, который вы представили, и оживить его с помощью цветного песка.

Вопросы:

1. Нравится ли вам ваш рисунок?

2. Хочется ли вам что-то добавить?

Интерпретация и символическое значение цветов.

РОЗА – в современной культуре имеет почти исключительно сексуально-эротическое значение.

красная роза – символ эротизма

розовая роза – инфантилизм, желание вернуться во внутриутробное состояние;

оранжевая роза – сила личности, стремление к доминированию, экспансивность;

белая роза – чистота, целомудрие, платонические отношения, идеализация;

желтая роза – с одной стороны, активная жизненная позиция, экстравертированность, с другой стороны, ревность;

темно-вишневая роза – стремление к самоутверждению и власти.

МАК – застой, стагнация, забытье, уход от реальности в мир иллюзий.

РОМАШКА – сомнение.

ГВОЗДИКА – уважение к памяти, поклонение героям, авторитетам.

НЕЗАБУДКА (синий цвет) – верность.

ГЕРБЕРА – демонстративность, привлечение к себе внимание, истерический радикал.

КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК – шизоидная структура личности.

МАЛЕНЬКИЕ НЕВЗРАЧНЫЕ ЦВЕТЫ – депрессивная структура личности.

«ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК», пластмассовые, искусственные цветы – истерическая структура личности.

«АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» - эдипальные фиксации.

Символическое значение отдельных частей цветка

ГОЛОВКА ЦВЕТКА – разум, интеллект, чувственность.

ЛИСТЬЯ – витальность, жизненная (витальная) сила.

СТЕБЕЛЬ – фаллический символ (прямой, твердый и толстый стебель); стержень личности, ось, опора; отражает преобладание архетипа АНИМЫ (гибкий и мягкий стебель) или АНИМУСА (прямой и твердый стебель):

КОЛЮЧКИ НА СТЕБЛЕ – опасности, которые сопровождают страсть; их отсутствие – игнорирование опасности; избыточное количество шипов – утрирование опасности.

КОРНИ – склонность к саморефлексии, копание в себе.

ТЫЧИНКИ и ПЕСТИК – сексуальная зрелость.

Истерическую структуру личности может характеризовать нереальные или искусственные цветы с яркой, вызывающей окраской, например, «цветик-семицветик», цветы из пластмассы или с дополнительными неестественными украшениями.

Отсутствие «почвы под ногами» может говорить, в негативном плане, о некоторой оторванности, недостаточной основательности, проблемах с осознанием своих корней, своего места и положения в жизни. В позитивном плане, это большая гибкость, подвижность и свобода в принятии решений. Соответственно, если цветок растет на земле посреди какого-то ландшафта, то, в негативном плане, это может означать ригидность и консервативность, а в позитивном – большую основательность и стабильность.

Промежуточный вариант представляет собой случай, когда цветок растет в горшке. Это может соответствовать некоторой нише, которую нашел для себя человек и в которой он чувствует себя комфортно, но которую не желает покидать. Иногда человек представляет цветок как бы зависшим в пространстве. Это может соответствовать оторванности от корней, родителей или Родины. Если в образе человек держит цветок в руке, это может означать, что и в жизни он привык сам «держать себя в руках», опираться только на себя.

Цветок может расти и в воде, уходя корнями в дно водоема или плавая на поверхности. Вода считается символом бессознательного. Земля считается одним из важнейших материнских символов. Известно выражение: мать – сыра земля! Если цветок находится в воде, уходя корнями в дно, то это может говорить, что связь с матерью вытесняется в область бессознательного и человек ее не осознает. Если это плавающий на поверхности воды цветок, то внутренняя связь с матерью еще более разорвана и вытесняется в область бессознательного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...