Разработка семинара для педагогов Профилактика аутоагрессивного поведения
материал по психологии

  • Распознавание суицидальной опасности, разговор с суицидентом о его намерениях – это первая помощь.
  • Выслушивайте. Не пытайтесь утешить общими словами типа: «Ну, все не так плохо», «Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте возможность высказаться.
  • Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Одно из важных отличий суицидоопасного состояния – ощущение себя «вне» общества, поскольку тема самоубийства табуирована (табу – запрет). Поэтому важно задавать вопросы о самоубийстве, не избегать этой темы.
  • Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Скажите, что вы принимаете их всерьез.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_autoag.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Разминка, мотивация

Упражнение «Меняются местами те, кто...»

Предлагаю всем встать в круг и вспомнить своё детство, юность. Я – ведущая, называю качество, характеристику, отличающую детство нашего поколения. Задача всех участников, к кому относится данная характеристика поменяться местами.

Меняются местами те, кто:

- был пионером

- играл в «Зарницу»

- был тимуровцем

- играл в спортивной команде за честь школы

- любил прыгать с крыши в сугроб

- жевал гудрон

- был отличником хотя бы 1 четверть

- ездил летом в пионерский лагерь

- слушал «Ласковый май»

- был командиром звездочки

- сидел у костра в походе

- писал стихи

- вел тетради-песенники, альбомы.

Спасибо, прошу занять места за столами.

Обсуждение:

- Какими эмоциями было наполнено наше детство, юность?

- А были ли ситуации неприятные, конфликтные, трудные? Что помогало справиться с ними?

- Что общего и различного в детстве, юности нашего поколения и сегодняшнем?

- Изменились ли эмоции, события, поведение?

Вывод: трудные ситуации, отрицательные эмоции были всегда и раньше, и сейчас. Но современные подростки не всегда адекватно реагируют на возникшие трудности. Последнее время особо актуальной становится проблема подростковой агрессивности, которая выражается в повышении преступности, совершении противоправных действия.

Одной из разновидностей агрессивного поведения является аутоагрессия, которая проявляется в демонстративных суицидальных попытках и истинном суициде. Считается, что суицидальное поведение, т.е. весь комплекс мыслей, намерений и действий, которые связаны с суицидом, есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта.

Ситуация конфликта приводит к суицидальным действиям при наличии трех факторов: социокультурных особенностей личности, таких как личностная тревожность,  негативного восприятия окружающего, отсутствия осознанного стремления к жизни; неблагоприятного социального окружения.

  • Все это усугубляется во время самого подростково-юношеского возраста, на долю которого приходится большая часть самоубийств несовершеннолетних.
  • Под социокультурными особенностями воспитания подразумевается культура страны, ее обычаи, традиции, законы, уровень экономического развития и т.д. Эти и другие условия воздействуют на личность подростка и во многом предопределяют его представления о жизни и смерти.

                     МОТИВЫ САМОУБИЙСТВА:

  • Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства подростки и эксперты-психологи указывают различные способы влияния на других людей: "дать понять человеку в каком ты отчаянии" - 40% случаев; "заставить пожалеть о плохом отношении" - 30% случаев; "показать, как ты любишь другого" или выяснить, "любят ли тебя" - 25% и, наконец, 18% случаев - это "призыв, крик о помощи".
  • Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании, снятии аффективного напряжения, ухода, выключения из тяжелой жизненной ситуации.
  • Признаки суицидального поведения:
  •  
  • можно разделить на три группы: словесные, поведенческие, ситуационные.
  •   Словесные признаки.
  •         Высказывание тяжелых самообвинений, жалобы на собственную беспомощность, безнадежность.
  •         Прямые высказывания типа «Я не могу этого выдержать», «Я не хочу жить», «Я хочу умереть и умру», «Нет смысла жить дальше», «Я не могу так дальше жить».
  •         Косвенные высказывания типа «Ничего, скоро вы отдохнете от меня», «Он очень скоро пожалеет о том, что отверг меня», «Ничего, скоро все это закончится для меня», «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».
  •         Много шутить на тему самоубийства. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
  •   Поведенческие признаки.
  • 1.  Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить дела, мириться с давними врагами.
  • 2.  Демонстрировать радикальные перемены в поведении такие, как:
  • - в еде – есть слишком мало или слишком много;
  • - во сне – спать слишком мало или слишком много;
  • - во внешнем виде – стать неряшливым;
  • - в школьных привычках – пропускать занятия;
  • - замкнуться от семьи и друзей и т.д.
  • 3.  Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния. 
  •   Ситуационные признаки.
  • Человек может решиться на самоубийство, если:
  •  Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга, чувствует себя отверженным;
  •  Живет в нестабильном (серьезный кризис в семье – в отношениях к родителям или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);
  •  Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
  •  Предпринимаемая раньше попытка суицида.
  •  Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем - то из друзей, знакомых или членов семьи.
  •  Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
  •  Слишком критически настроен по отношению к себе.

Что в поведении подростка должно насторожить

Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.

  •   Пониженное настроение, глубокая печаль.
  •   Резкие перепады настроения, повышенная эмоциональная чувствительность и эмоциональная лабильность, раздражительность, слабость, плаксивость.
  •   Потеря аппетита; переедание.
  •   Повышенная сонливость; бессонница.
  •   Снижение энергетического тонуса организма, усталость, недомогание.
  •   Снижение внимания.
  •   Нерешительность.
  •   Апатия, потеря интереса к вещам, людям и ситуациям, ранее вызывавшим активный интерес.
  •   Социальная самоизоляция, отход от друзей, семьи, молчаливость.
  •   Негативный фон отношения к себе: чувства вины, стыда, растерянности.
  •   Пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого.
  •   В целях профилактики суицидального поведения, важно способствовать развитию самоуважения и чувства собственного достоинства у ребенка в школе:
  •          Предоставлять реальную возможность в достижении успеха;
  •          Проявлять постоянный интерес к ребенку, принимать и поддерживать его начинания;
  •          Обращать внимание на положительные стороны его характера, не подчеркивая прошлых ошибок и проступков;
  •          Постоянно одобрять, ободрять, хвалить ребенка, не быть никогда критичным, циничным по отношению к нему;
  •          Предупреждать неуверенность ребенка, боязнь ошибок и неудач, нового дела, выбирая посильные для него задания;
  •          Уметь ставить реальные для него цели и давать реальную оценку его достижениям и успехам.
  •   Взрослые должны желать помочь ребенку в его трудной жизненной ситуации. Сложный период будет считаться успешно завершенным только в том случае, если ребенок сможет, когда надо, проявлять независимость, чувствовать общность с другими людьми, иметь развитое чувство самооценки и хорошо представлять себе, как правильно поступить в том или ином случае. А подростковый период можно считать успешно завершённым, если человек входит в мир взрослых с чувством собственного достоинства, обладая способностью устанавливать близкие отношения с людьми, умением отвечать за свои поступки.
  •                     Памятка для учителей
  • Распознавание суицидальной опасности, разговор с суицидентом о его намерениях – это первая помощь.
  • Выслушивайте. Не пытайтесь утешить общими словами типа: «Ну, все не так плохо», «Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте возможность высказаться.
  • Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Одно из важных отличий суицидоопасного состояния – ощущение себя «вне» общества, поскольку тема самоубийства табуирована (табу – запрет). Поэтому важно задавать вопросы о самоубийстве, не избегать этой темы.
  • Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Скажите, что вы принимаете их всерьез.
  • Выработайте совместные решения о дальнейших действиях. Постарайтесь вместе искать альтернативные варианты решения.
  • Проявляйте интерес, но не оценивайте, не обсуждайте и не пытайтесь переубедить собеседника.

Работа в группе. Как помочь аутоагрессивному подростку ?

Выбирается 1 человек из группы, который вместе с написанным письмом переходит в соседнюю группу. В новой группе он читает написанное письмо.

Задание группе: составить план действий педагога, чтобы отреагировать на данное письмо помочь подростку с аутоагрессивным поведением, используя памятку «Как общаться с аутоагрессивным подростком» (Приложение).

Раздать памятки.

Время работы – 7 минут. После чего группы зачитывают письмо, комментируют действия педагога.

В результате этой работы мы должны составить алгоритм действий педагога.

Обсуждение:

- С чего начинаем общение с подростком после того, как заметили следы порезов?

- Какие дальнейшие действия?

Анализ ситуаций – действий педагогов

Не всегда педагоги выбирают правильную тактику действий. Предлагаю зачитать две ситуации и оценить действия педагогов.

  1. «Я молодой педагог. Однажды на уроке ученик, узнав, о двойке за контрольную, начал вести себя неадекватно: громко ругать себя, бить кулаками, выдергивать волосы. Другие ученики смеялись, а я сказала, что позову психиатра. Наверное, это было неправильно, но я растерялась. Директор сказала, что юноша, по-видимому, психически болен, потому что здоровый человек не будет причинять себе боль. Я так и не поняла, как поступать в таких случаях...»
  2. «Раньше я могла повредить себя из-за каких-то неприятностей – могла за каких-то неприятностей - могла бить в стену кулаком, разбивая руки, головой тоже о стену билась. Это происходило, когда я сильно злилась и не могла никак иначе выразить свой гнев, гнев и бессилие! Бывало, что я не могла перенести душевную боль и отчаяние, например, когда рассталась с парнем, он меня бросил когда я прижгла руку сигаретой и маленькими ножницами нацарапала на руке его имя. Учитель на уроке заметила забинтованную руку,и я рассказала ей, что произошло. Она сказала, что нельзя так поступать «из-за какой-то ерунды». Мои переживания из-за несчастной любви она назвала ерундой. Было очень обидно».

Обсуждение

- Оцените действия педагогов в данных ситуациях. Что правильно, с вашей точки зрения, а что неправильно сделали педагоги.

Как можно помочь подростку с аутоагрессивным поведением? Действительно ли его следует лечить в психиатрическом стационаре?

Информация для ведущего

Госпитализация не является обязательным условием, за исключением ситуации серьезной депрессии с суицидальным риском. В этом случае можно посоветовать подростку пройти лечение в «кризисном» психотерапевтическом отделении (разумеется, с согласия его родителей или законных представителей). Сочетание назначенных врачом антидепрессантов и психотерапии (в том числе семейной) поможет ему восстановить контроль над своим состоянием.

Основная проблема людей, склонных к аутоагрессии, - низкая стрессоустойчивость и эмоциональная нестабильность. Аутоагрессивный подросток нуждается не в осуждении и высмеивании, а в понимании и помощи. Хорошо, если рядом с ним окажется друг - ровесник или взрослый, готовый помочь найти новые способы выхода из проблемных ситуаций.

  • Некоторым подросткам удаётся справиться со своей проблемой самостоятельно, и они прекращают регулярно наносить себе порезы или как-то иначе травмировать себя. Иногда на фоне серьезных эмоциональных переживаний подросток может продолжать саморазрушение: например, совершать рискованные поступки, употреблять психоактивные вещества или даже совершать суицидальные попытки. В общении с такими подростками педагогам и родителям желательно придерживаться рекомендаций, сформулированных в приведенной выше памятке.

4. Подведение итогов, рефлексия

- Насколько актуальным для вас было то, что мы обсуждали?

- Что полезного вы для себя вынести с сегодняшнего семинара?

- Что было лишним, ненужным?

«Я молодой педагог. Однажды на уроке ученик, узнав, о двойке за контрольную, начал вести себя неадекватно: громко ругать себя, бить кулаками, выдергивать волосы. Другие ученики смеялись, а я сказала, что позову психиатра. Наверное, это было неправильно, но я растерялась. Директор сказала, что юноша, по-видимому, психически болен, потому что здоровый человек не будет причинять себе боль. Я так и не поняла, как поступать в таких случаях...»

«Раньше я могла повредить себя из-за каких-то неприятностей – могла за каких-то неприятностей - могла бить в стену кулаком, разбивая руки, головой тоже о стену билась. Это происходило, когда я сильно злилась и не могла никак иначе выразить свой гнев, гнев и бессилие! Бывало, что я не могла перенести душевную боль и отчаяние, например, когда рассталась с парнем, он меня бросил когда я прижгла руку сигаретой и маленькими ножницами нацарапала на руке его имя. Учитель на уроке заметила забинтованную руку,и я рассказала ей, что произошло. Она сказала, что нельзя так поступать «из-за какой-то ерунды». Мои переживания из-за несчастной любви она назвала ерундой. Было очень обидно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Психология суицидального поведения подростков"

Суицид – акт лишения себя жизни, при котором человек действует целенаправленно, преднамеренно, осознанно.Почти все люди в то или иное время думают о суициде. Саморазрушение является одним из многих жи...

Семинар для педагогов "Профилактика суицидального поведения подростков"

В современном информационном мире появляется всё больше скрытых угроз наиболее уязвимой части нашей молодежи – детям и подросткам. Все чаще мы замечаем, что подростки находят наиболее опасн...

Профилактика аутоагрессивного поведения у подростков

Профилактика аутоагрессивного поведения у подростков...

В помощь классному руководителю - профилактика аутоагрессивного поведения

АУТОАГРЕССИВНОЕ (суицидальное) поведение – это следствие социально – психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликт Чаще всего причина суицидал...

Выступление на педсовете по теме «Профилактика аутоагрессивного поведения подростка»

Групповая консультаци для педагогов по аутоагрессивному поведению подростков, с приведенныи примкрами основных мотивов суцицидального поведения....

Семинар для педагогов "Профилактика ПАВ и зависимого поведения у учащихся"

Семинар-тренинг для педагогов по теме: ««Профилактика ПАВ  и зависимого поведения у  учащихся.Формирование ЗОЖ» Цель:-Формирование профилактического и воспитатель...

Программа индивидуальных коррекционных занятий по профилактике аутоагрессивного поведения "Мой мир"

Программа предусматривает нетрадиционные приемы и методы проведения занятий и многообразие их использования: лекции, дискуссии, мозговые штурмы, сюжетно-ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, занят...