Конспект психопрофилактического мероприятия
план-конспект по психологии

Подгорнова Алина Сергеевна

 Конфликты являются естественной частью нашей жизни. В какой мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности, иначе может наступить застой. Хотя чаще всего конфликтную ситуацию мы переживаем как серьезную неприятность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_psiprofilakticheskogo_meropriyatiya.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект психопрофилактического мероприятия

Тема мероприятия: Профилактика буллинга в подростковой среде.

Цель мероприятия: Повышение толерантности и эмпатии, профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся.

Задачи мероприятия:

  1. Снижение агрессии и враждебных реакций подростков;
  2. Формирование навыка конструктивного реагирования в конфликте;
  3. Оптимизация межличностных и межгрупповых отношений.

Форма организации: тренинг, упражнения, игры.

Контингент: подростки 10-14 лет.

Используемые материалы, оборудование: Стулья по количеству участников группы, бумага и ручка.

Содержание мероприятия с обозначением времени: 40 минут.

Ход мероприятия:

Основные этапы

Способы реализации

(беседа, дискуссия, упражнения, моделирование ситуаций, рассказ, игра, анкета и т.д.)

Первый блок (информационный).

1 этап. Организационный момент (настрой на работу)

Разминка. «Любимое занятие» (5 мин)

2 этап. Введение в тему занятия (10 мин)

Педагог-психолог:  - Здравствуйте ребята! Посмотрите, какой сегодня замечательный день! На улице светит солнце! Давайте создадим в нашем классе солнечное настроение. А чтобы у нас все получилось, повернемся к своему товарищу или соседу и улыбнемся ему самой лучезарной улыбкой! Замечательно! Теперь у нас тоже тепло и солнечно, как на улице.

Разминка. «Любимое занятие».

Педагог-психолог:  - У каждого из нас есть свои любимые занятия, но мы порой даже не подозреваем об интересах тех, кто не являются нашими друзьями, хотя можем знать этих людей не один год. Давайте, обратим внимание на своих одноклассников. Продолжите фразу: «Я люблю....»

Каждый участник, по очереди, рассказывает о том, чем ему нравится заниматься. Психолог акцентирует внимание на том, что есть разные интересы.

Педагог-психолог: - Ребята, сейчас я прочитаю вам отрывок из сказки, а вы угадаете ее название. 

Отрывок: « - Ну, как дела? - спросила старая утка, просунув голову в чащу лопуха.

- Да вот, с одним яйцом никак не могу справиться, - сказала молодая утка. - Сижу, сижу, а оно всё не лопается. Зато посмотри на тех малюток, что уже вылупились. Просто прелесть! Все, как один, - в отца

- Постой, покажи-ка мне сперва то яйцо, которое не лопается, - сказала старая утка. - Уж не индюшечье ли оно, чего доброго? Ну да, конечно!.. Вот точно так же и меня однажды провели. А сколько хлопот было у меня потом с этими индюшатами! Ты не поверишь: они до того боятся воды, что их и не загонишь в канаву. Уж я и шипела, и крякала, и просто толкала их в воду, - не идут, да и только. Дай-ка я еще раз взгляну. Ну, так и есть! Индюшечье! Брось-ка его да ступай учи своих деток плавать!

- Нет, я, пожалуй, посижу, - сказала молодая утка. - Уж столько терпела, что можно еще немного потерпеть.

- Ну и сиди! - сказала старая утка и ушла. И вот наконец большое яйцо треснуло.

- Пип! Пип! - пропищал птенец и вывалился из скорлупы.

Утка оглядела его со всех сторон и всплеснула крыльями.

- Ужасный урод! - сказала она. - И совсем не похож на других! Уж не индюшонок ли это в самом деле? 

Но какой же он был большой и гадкий!»

Педагог-психолог: - Итак, что же это за сказка? Конечно, это сказка о гадком утенке. А давайте вспомним, что было дальше.

Ответы учеников.

Педагог-психолог: - Вы очень хорошо помните эту сказку. Правильно, утенка стали обижать. 

Отрывок: «Так прошел первый день, а потом стало еще хуже. Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!» А мать прибавляла: «Глаза б мои на тебя не глядели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою».

Педагог-психолог: - Ребята, скажите, какие чувства вы испытываете к утенку? Хочется ли вам его защитить от нападок других птиц? А как вы думаете, почему обижали утенка?

Ответы детей.

Педагог-психолог: - Верно, он был не похож на других птиц этого птичьего двора, а главное – он им не нравился. К сожалению, такое явление бывает и среди людей. Особенно часто оно встречается в детских коллективах. Дети тоже могут обижать других детей, которые им не нравятся. Только эти дети не всегда понимают всю серьезность своих поступков. Они думают, что просто играют, смеются и шутят. Но это совсем не забава. А именно: когда человека намеренно доводят до слез, дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают, — это называется «травля». И это недопустимо.

Травля – это болезнь. Есть болезни, которые поражают не людей, а классы, компании. Это как если человек не моет руки, то рискует подхватить инфекцию и заболеть. Если класс не следит за чистотой отношений, то заболевает насилием. Любую болезнь нужно лечить.

Педагог-психолог:- Как вы думаете: травлю можно искоренить либо она была есть и будет? Что может сделать каждый из нас, чтобы таких ситуаций вообще не возникало и что, если она всегда случилась?

Ответы детей. 

Второй блок занятий (практический).

3 этап. Упражнение «Избавляемся от гнева и агрессивности» (15 мин)

Упражнение «Избавляемся от гнева и агрессивности»

Инструкция учащимся: «Сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко вдохните и закройте глаза. Вообразите, что вы попали на небольшую выставку. На ней представлены фотографии людей, на которых вы разгневаны, которые вызывают у вас злость, вас обидели или поступили с вами несправедливо. Походите по этой выставке, рассмотрите портреты. Остановитесь у любого из них. Вспомните какую-нибудь конфликтную ситуацию, связанную с этим человеком. Постарайтесь мысленно увидеть самого себя в этой ситуации…  Представьте, что вы выражаете свои чувства человеку, на которого разгневаны. Не сдерживайтесь, не стесняйтесь в выражениях и действиях, говорите ему все, что хотите, делайте этому человеку все, к чему побуждают ваши чувства. Если вы закончили упражнение, дайте знак — кивните головой. Вдохните и откройте глаза».

Вопросы для обсуждения:

  • Поделитесь с группой своим опытом. Что легко, что трудно было делать в этом упражнении? Что понравилось, что не понравилось?
  • Кто из окружающих вошел в вашу галерею? На ком вы остановились?
  • Какую ситуацию вы представили? Расскажите о ней.
  • Как менялось ваше состояние в ходе упражнения?
  • Чем отличаются чувства в начале и конце упражнения?

Третий блок.

4 этап. Завершение (10 мин) Рефлексия (подведение итогов)

Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

Рефлексия:

- Что вам понравилось в занятии?

- Что вы можете взять для себя из нашего общения на занятии?

- Одним словом оцените свое состояние во время занятия?

Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

Инструкция. Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Мы будем по очереди поворачиваться друг к другу, пожимать руку и произносить: «Спасибо за приятный день!».

Используемая литература: 

  1. Гришаева, Н. А. Буллинг в школе. Психологические науки: теория и практика: материалы III Mеждунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). ‒ Москва: Буки-Веди, 2015.
  2. Кривцова, С. В. Буллинг в школе VS сплочение неравнодушных. ‒ С. В. Кривцова ‒ Москва: ФИРО, 2011.
  3. Методические рекомендации по предотвращению буллинга (травли среди сверстников) в детских коллективах ‒ Сост. А. Е. Довиденко и др. ‒ Екатеринбург: «Семья детям», 2014.
  4. Сакович, Н. А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков. ‒ А. Н. Сакович ‒ Москва: Генезис, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект психопрофилактического развивающего занятия в начальной школе

конспект психопрофилактического развивающего занятия в начальной школе по программе О.В. Хухлаевой «четыре путешествия». Цели и задачи программы: основной целью психопрофилактических занятий является...

Конспект внеклассного мероприятия по истории " День Конституции"

Данное мероприятие проводилось в 6-9 классах накануне Дня Конституции....

конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»

Мероприятие, посвященно 200-летию со дня создания Царскосельского  лицея, «…Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует Лицей!» ...

Конспект досугового мероприятия «Праздник мыльных пузырей» для детей с ТМНР план-конспект

Конспект досугового мероприятия Тематический летний  праздник«Праздник мыльных пузырей» для детей с ТМНР         Задачи:- расширить и уточнить ...

Конспект психопрофилактического группового занятия

Повышение эмоциональной компетентности; обучение конструктивному разрешению конфликтов; стабилизация самооценки; снижение тревожности....

Конспект психопрофилактического занятия по коррекции уровня тревожности: «У страха глаза велики»

Продолжить работу по дестабилизации и разрушению патологических стереотипов (повышенного уровня тревожности и страхов, чувства напряжения), раскрепощению детей, развивать у них смелость и уверенность ...

Конспект внеклассного мероприятия «Классное мероприятие: 31 Феврамарта».

Конспект внеклассного мероприятия «Классное мероприятие: 31 Феврамарта»....