Конспект открытого занятия педагога-психолога
план-конспект занятия по психологии (6 класс)

Панькова Лариса Андреевна

Занятие, направленное на развитие самосознания подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx29.52 КБ
Файл samoanaliz.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Открытое развивающее занятие

 Тема «Познай самого себя»

Цель занятия:  получить информацию об индивидуальных особенностях обучающихся; создание условий для развития рефлексии учащихся, для самоанализа учащимися собственного «Я»  

Задачи:

- побуждать к анализу своих   эмоций, мыслей, поступков;

- содействовать развитию умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы о себе и других;

 - способствовать формированию адекватной самооценки

Участники:  обучающиеся 6 класса

План:

  • определение темы  занятия
  • беседа «Нужно ли знать себя?»
  •  осознание своей уникальности через творческое задание
  •  как оценить себя
  • информация к размышлению
  • ваше мнение о теме встречи (подведение итогов)

 I. Организация начала занятия

- Ребята, тема нашего сегодняшнего  занятия - «Познай самого себя». Эти слова принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием.

Начнем нашу беседу с ответов на вопросы.

- Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?

- Что лучше: переоценить или недооценить себя?

- Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоанализ», «самоиспытание»?

- Как вы думаете, знаете вы себя?

Дети высказывают свои предположения.

- Познать себя необходимо. Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы (они записаны на доске):

1. Самонаблюдение.

2. Самоанализ.

3. Самоиспытание.

4. Самооценка.

Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание и самооценку. Чтобы ваша работа была более плодотворной, вам следует объединиться в группы.

 II.   Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

         Для начала предлагаю вам в группах провести дискуссию. «Какого человека можно назвать уникальным?» Через 1 минуту представители групп выскажутся по этому вопросу.

Включается тихая музыка. Дети обсуждают ответы в группах.

Минута истекла. Слушаем мнения групп. Какого человека можно назвать уникальным?

Примерные ответы детей:

- Это яркий, талантливый, незаурядный человек.

- Это человек, который отличается от других людей.

- Это необычный, странный человек, чудак.

- Это любой человек, даже самый обыкновенный. Он отличается от других людей даже отпечатками своих пальцев.

Да, ребята, каждый человек в мире уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам нарисовать свой портрет на альбомном листке, который лежит у вас на парте.

Включается музыка, и в течение 3-5 минут дети рисуют себя.

У вас получились уникальные автопортреты. А теперь мы подпишем эти автопортреты. Для этого поиграем в игру «Кто я?», «Какой я?»

III. Игра в группах «Кто я? Какой я?»

  Для начала мы напишем слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопросы «Кто я?», «Какой я?» Это могут быть суждения о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете.

Включается музыка. В течение 3-5 минут дети работают.

А теперь прочитайте свои ответы членам группы, но так, чтобы получился активный рассказ.

Дети в группах рассказывают о себе (8-10 минут).

А теперь послушаем по одному представителю от группы, тех, у кого получился самый интересный рассказ. Кто хочет представить себя всему классу?

Представители групп встают с мест, повторяют рассказы о себе.

Как вы считаете, можно сказать, что эти ребята думают о себе, пытаются разобраться в себе, узнать себя?

Дети отвечают.

IV. Мини-лекция «Что такое самооценка?»

  Но знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка - это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной.

Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят ее до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой.

V. Тест «Самооценка»

          Итак, ребята, мы сегодня учимся оценивать самих себя.

Сейчас мы пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка.

У каждого из вас на парте лежит тетрадный листок. На этих листочках мы будем выполнять специальные задания, которые помогут вам немного разобраться в самих себе.

Нарисуйте на этом листке 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину.

Дети рисуют кружочки. Учитель проверяет, чтобы у всех были нарисованы в 1 ряд 8 кружочков.

Быстро напишите букву «я» в любом кружке.

Дети пишут букву «я» в одном из кружков.  

http://ped-kopilka.ru/images/9(466).jpg

А теперь вы можете узнать, какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка, а те, кто поставил букву «я» в середине, имеют правильную самооценку.

Результат, который вы получили, не обязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь.

VI. Подведение итогов (рефлексия)

  Подведем итоги сегодняшней нашей встречи:

- Была ли вам интересна тема познания себя?

- Что вы узнали о различных вариантах самооценки?

- Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?

- Что нового узнали вы сегодня о себе?

- Думаете ли вы продолжить наблюдение над собой?

- Понравился ли вам наш классный час?

Примерные ответы детей:

- Было интересно что-то узнать о себе, о своем характере.

- Узнал о том, какая бывает самооценка, у меня пока не такая, как мне хочется.

- Нужно себя оценивать правильно, чтобы люди тебя уважали, чтобы быть уверенным в себе.

- Обязательно буду изучать себя, чтобы верно оценить свои силы.

- Понравилось, как мы рисовали автопортреты и рассказывали о себе.



Предварительный просмотр:

Самоанализ  занятия педагога-психолога  Паньковой Л.А.

на тему «Познай самого себя»

Развивающее занятие, посвященное самооценке личности. Эта тематика приобретает особую актуальность в подростковом возрасте. Обучающиеся сталкиваются со многими проблемами социализации. По мнению психологов, для детей  характерны: переоценка своих возможностей, отсутствие адаптации к неудачам.

Направление занятия: развивающее, профилактическое.

Цель занятия:  получить информацию об индивидуальных особенностях обучающихся; создание условий для развития рефлексии учащихся, для самоанализа учащимися собственного «Я»  

Задачи:

- побуждать к анализу своих   эмоций, мыслей, поступков;

- содействовать развитию умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы о себе и других;

 - способствовать формированию адекватной самооценки

Участники:  обучающиеся 6 класса

Продолжительность - 30 минут.

Данное занятие входит в систему мероприятий, направленных на развитие самосознания обучающихся.

Занятие строилось в диалоге: учитель-ученик, ученик- ученик

Используемые методы и приемы:

- использование личностно-ориентированного подхода;

- смена видов деятельности;

- сочетание различных форм работы (групповая, индивидуальная);

- общение по принципу «субъект-субъектных отношений»;

-создание ситуации успеха

Занятие началось с приветствия, организационного момента.  

Основная часть занятия была направлена на реализацию поставленных целей и задач.  Групповая работа способствовала формированию дружеских взаимоотношений, сплочению детского коллектива, развитию умения правильно выражать свои эмоции и чувства, а прием арт-терапии ( Автопортрет)   позволил снять эмоциональное напряжение, способствовал раскрытию творческого и личностного потенциала  обучающихся.

На протяжении всего занятия дети побуждались к осознанию своих  индивидуальных особенностей.

 Этап рефлексии позволил логически завершить занятие.

В результате проведенного занятия педагог-психолог выявляет индивидуальные особенности детей, составляет сводную таблицу данных, использует полученные результаты для создания психолого-педагогической характеристики группы и определения путей развития коллектива и обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия с детьми учителя-логопеда и педагога-психолога по теме "Пляжный футбол".

Конспект открытого занятия с детьми учителя-логопеда и педагога-психолога по теме "Пляжный футбол".Цели: Логопедическая: дефференциация звуков "Р" и "Л" в словах, предложениях, скороговорках.Психологи...

Конспект открытого занятия с педагогом-психологом по индивидуальной программе психолого-педагогической помощи для подростка с ОВЗ

Конспект открытого занятия с педагогом-психологом по индивидуальной программе психолого-педагогической помощи для подростка с ОВЗ...

План-конспект занятия (4 класс) на тему: Занятие педагога-психолога «Что рассказали нитки и пуговицы о моем настроении»

Цели: - развитие и гармонизация эмоциональной сферы учащихся; - понижение уровня психоэмоционального напряжения детей. Задачи: - снять эмоциональное  и мышечное...

конспект группового занятия педагога-психолога по профилактике агрессивного поведения учащихся

Профилактика агрессивного поведения  учеников со сверстниками, а также выявление агрессивных действий к ним со стороны взрослых...

Открытое интегрированное занятие (педагог-психолог, учитель-дефектолог) "Путешествие на остров "Дружба"

Открытое интегрированное занятие, проведенное совместно учителем-дефектологом и педагогом-психологом в рамках недели "Психологии и дефектологии". Целевая аудитория: обучающиеся 3-4 класса с ...

Открытое интегрированное занятие (педагог-психолог, учитель-дефектолог) "Семь препятствий в страну "Доброты и Вежливости"

Открытое интегрированное занятие, проведенное учителем-дефектологом и педагогом-психологом в рамках недели "Психологии и дефектологии". Целевая аудитория: обучающиеся 5-7 классов с умственно...