Методика исследования самооценки "Цветок"
методическая разработка по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Использование методики позволяет исследовать самооценку ребёнка, а также  его направленность, жизненные приоритеты и ценности. Методика разработана для детей в возрасте от 8 до 16 лет. Может проводиться как в группе до 6 человек, так и. индивидуально. Предпочтение отдаётся групповой форме работы. В ходе реализации: происходит знакомство детей с понятием самооценки, самоанализ своих свойств и характеристик личности, а также психокоррекционная работа посредствои самого рисунка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл описание процедуры методики16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Методика исследования самооценки "Цветок".

Цель: Использование методики позволяет исследовать самооценку ребёнка, а также его направленность, жизненные приоритеты и ценности.

Методика разработана для детей в возрасте от 8 до 16 лет. Может проводиться как в группе до 6 человек, так и. индивидуально. Предпочтение отдаётся групповой форме работы.

Задачи:

- знакомство детей с понятием самооценка.

- самоанализ своих свойств и характеристик личности.

- проекция своей самооценки в рисунке.

- психокоррекционная работа.

Материалы: Цветные карандаши, ручки, заготовленные по количеству детей шаблоны с изображением Цветка, презентация по теме «Самооценка».

Методическая разработка представляет собой занятие, включающее в себя теоретическую и практическую составляющую по теме «Моя самооценка».

  1. В первой части занятия дети знакомится с понятием «самооценка». Мини-лекция: Что такое самооценка, какая она бывает, из чего складывается.

Рекомендации: адаптировать информацию для наилучшего восприятия детьми в зависимости от возраста, особенностей восприятия, уровня когнитивного развития. Проверить с помощью вопросом усвоенный материал.

  1. Детям предлагается посмотреть на цветок (шаблон) и представить, что этот цветок – это он. По желанию дети могут высказать своё отношение к цветку, рассказать какой он, много ли у него друзей и т.д. и раскрасить его цветными карандашами так, как посчитают нужным.

Рекомендации:

  • дети должны иметь возможность выбрать любой цвет.
  • Желательно, чтобы дети не имели возможности видеть, как раскрашивают другие дети.
  • В процессе раскрашивания можно поставить медитативную музыку (это может иметь терапевтический эффект).
  • Необходимо подчёркивать, что каждый цветок индивидуален и по своему красив (даже если кто-то закрашивает всё чёрным цветом), поддерживать и стимулировать детей.
  • После того как все раскрасили цветы можно предложить рассказать о своём цветке (по желанию).
  • Необходимо поддерживать позитивный настрой группы.
  1. Затем детям предлагаются подумать, какие качества характера у него есть, что составляет его индивидуальность. Все важные качества, которые есть у ребёнка по его мнению нужно записать на каждый лепесток цветка.

Рекомендации:

  • Каждый ребёнок выполняет это задание самостоятельно, чтобы исключить влияние других детей.
  • Если у ребёнка возникают трудности – можно помочь ему сформулировать качество
  • Если ребёнок не может охарактеризовать себя – можно предложить ему указать то, что у него получается лучше всего, о чём он мечтает или что умеет делать (делать акцент на его положительных сторонах и достижениях).
  • Необходимо чтобы все лепестки были обозначены какой-либо характеристикой.
  1. Далее детям предлагается посмотреть на свой цветок. Оценить – всё ли самое важное о себе они отобразили на рисунке. Можно что-то добавить, придумать имя своему цветку, украсить его, нарисовать рядом что-нибудь и т.д. и выразить своё отношение к этому цветку. Этот этап наиболее диагностичен.

Занятие следует закончить подведя итоги:

  • Мы сегодня узнали про самооценку (задать вопросы на усвоение материала)
  • Порисовали, порелаксировали и продуктивно поработали.
  • Смогли лучше себя узнать и принять свою индивидуальность.
  • Пообщались друг с другом и лучше узнали друг друга.
  • Мы увидели насколько все Цветки уникальны и прекрасны.
  • И стали чуточку больше себя любить и ценить.

Общие рекомендации:

  • Нельзя давать оценок ребёнку.
  • Следует стимулировать и хвалить ребёнка в процессе работы.
  • По завершению занятия, детей необходимо похвалить за проделанную работу.
  • Полученные результаты позволяют получить диагностику самооценки, оценить работу ребёнка в группе, развитие его навыков коммуникации для выстраивания последующей коррекционной работы с ребёнком

Разработана педагогом-психологом ЦССВ № 15 Пигаревой Ю.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии.

Данная методика предполагает выбор партнера для совместной акции путем ответа на вопросы типа: “С кем бы ты хотел?”....

Методика исследования психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Методика разработана учителем Т.Р.Гладык на основе программы коррекционно-развивающей направленности «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» /Т.А. Алексеева, ...

Методика исследования речи детей младшего школьного возраста.

Это исследование позволит выявить особенности в состоянии психических функций, лежащих в основе письма, неустойчивость произвольного внимания, неточность пространственных представлений и ориентировок,...

Методика исследования пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Методика исследования пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...

Методика исследования особенностей коммуникации у младших школьников с РАС

Исследование особенностей коммуникации у младших школьников с РАС  основывается на  методику Е.С. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др .     Процедура исследования...

Методики исследований

Методики исследований...