Технология развития эмоционального интеллекта у детей. Истории о чувствах.
статья по психологии

Кулябкина Анна Владимировна

Цель технологии –ввести детей в сложный мир человеческих эмоций, используя мнемотаблицы, помочь им научиться идентифицировать свои эмоции, проживать эмоциональные состояния и расширить спектр способов выражения эмоций.

Задачи технологии:

1. Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

2. Повысить эмоциональную устойчивость у детей и создать условия для формирования способности управлять своим эмоциональным состоянием через знакомство с навыками саморегуляции и релаксации.

3. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих людей, через обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vysstupleniya_7_shkola.docx15.24 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития эмоционального интеллекта у детей. Истории о чувствах.

Последние годы все больше ученых и специалистов-практиков обращают внимание на вопросы формирования и развития эмоционального интеллекта – комплекса способностей, способствующих эффективному межличностному общению и социальной адаптации на протяжении всей жизни человека.

Несмотря на растущую популярность обучающих и тренинговых программ для людей разного возраста и профессий, совершенно очевидно, что наиболее эффективным является развитие эмоционального интеллекта в детском возрасте, когда эмоциональная сфера пластична, поддается коррекции и во многом формируется под влиянием эмоционального опыта, приобретаемого ребенком в близких отношениях и вследствие эмоционально переживаемых событий. Развитие в детях внимательного отношения к своим эмоциям и состояниям, а также к эмоциям и чувствам других способствует формированию эмоциональных привычек, которые в дальнейшем складываются в «основополагающую интуицию»,  называемую эмоциональным интеллектом. Именно в детстве формируются наши «эмоциональные схемы», делая нас в будущем знающими и счастливыми или неумелыми и неудачниками.

Цель технологии – ввести детей в сложный мир человеческих эмоций, используя мнемотаблицы, помочь им научиться идентифицировать свои эмоции, проживать эмоциональные состояния и расширить спектр способов выражения эмоций.

Задачи технологии:

1. Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

2. Повысить эмоциональную устойчивость у детей и создать условия для формирования способности управлять своим эмоциональным состоянием через знакомство с навыками саморегуляции и релаксации.

3. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих людей, через обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства.

Структура технологии

Технология разработана с учетом возрастных особенностей детей с опорой на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Все встречи имеют общую и гибкую структуру, наполненную различным содержанием в зависимости от темы.

Программа развития «Истории о чувствах» состоит из трех блоков.

1 Блок. Знакомство с эмоциями.

2 блок. Психотерапевтические истории.

3 блок. Способы эмоционального реагирования.

Дополнительно разработан модуль с играми. Позволяющий закрепить материал и разнообразить процесс занятий.

К каждому блоку прилагается стимульный материал в виде мнемотаблиц с описанием работы.

В технологии использованы мнемотаблицы с эмоциями (радость, грусть, страх, злость, удивление, интерес), а также мнемотаблицы с историями и способами эмоционального реагирования.

Рекомендуемое количество практических занятий – 18 , оно может варьироваться. Встречи проводятся 1 раз в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 30-40 минут (в зависимости от возраста детей). Оптимальное количество детей в группе – 8-12 человек.

 В результате освоения технологии предполагается:

- повышение уровня эмоциональной грамотности у детей, узнавание эмоций, проявление и признание собственных, а также распознавание эмоций и чувств окружающих;

- стабилизация эмоционального фона за счет формирования навыков, позволяющих сознательно влиять на свои эмоции и давать им выход в конструктивной форме;

- расширение опыта эффективного общения со сверстниками и взрослыми через анализ своего поведения и поступков других людей;

- создание психологической основы формирования регулятивных универсальных учебных действий у детей.

Основные принципы работы:

- принцип гуманно-личностного отношения к ребенку;

- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

- комплексность методов психологического воздействия;

- активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

Основным методическим средством технологии являются мнемотаблицы.

Мнемотаблицы включают в себя понятные детям картинки-символы, которые помогают наглядно с опорой на личный опыт детей и опыт других людей, персонажей различных историй рассказать о конкретной эмоции и актуализировать ситуацию возникновения данной эмоции. Необходимое условие для работы с мнемотаблицами - умение перекодировать информацию из знаков в образы и наоборот.

В заключение детям предлагается алгоритм работы с эмоциями:

1. ПОЧУВСТВОВАТЬ (поймать эмоцию в теле).

2. НАЗВАТЬ ее для себя (осознать)

3. ПОДУМАТЬ, почему так произошло (чего я хочу?)

4. ПОЗАБОТИТЬСЯ о себе (выбрать свой способ реагирования и совладания с сильной эмоцией).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль театрализованной деятельности в развитии эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта"

Актуальность темы данной работы заключается в необходимости коррекции и развития эмоциональной сферы детей с недостатком интеллектуального развития через театрализованную игру, что создает базу для ос...

Развитие эмоционального интеллекта учащихся на уроках английского языка

Современная школа должна быть гуманистической, отсюда возникает необходимость создания доброжелательной атмосферы в классе и развития эмоционального интеллекта учеников на разных ступенях образования....

Статья «Развитие эмоционального интеллекта на уроках иностранного языка»

Актуальность технологии развития эмоционального интеллекта обусловлена требованиями нового федерального государственного образовательного стандарта, ставящего главной целью воспитание и разв...

Развитие эмоционального интеллекта детей и подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в ходе реализации программ дополнительного образования (презентация)

Презентация обобщает опыт работы психолога консультативно-диагностического центра по развитию компонентов эмоционального интеллекта школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Представ...

«Метод эмоционального погружения на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из путей развития эмоционального интеллекта обучающихся»

Литература –  предмет, который способствует развитию эмоционального интеллекта, развивающий душу. Принципиальным отличием преподавания литературы в контексте нового ФГОС является «мод...

Технология развития эмоционального интеллекта у детей. Истории о чувствах. Презентация.

Несмотря на растущую популярность обучающих и тренинговых программ для людей разного возраста и профессий, совершенно очевидно, что наиболее эффективным является развитие эмоционального интеллекта в д...