семинар для педагогов "Девиантное поведение: меры профилактики и способы преодоления»
методическая разработка по психологии

Огнивова Анастасия Юрьевна

Цель: Выработка единой стратегии и тактики работы с данной категорией детей всех участников образовательного процесса.

Задачи

· Знакомство участников совещания с основами девиантного поведения;

· Выявление проблемных зон, которые требуют совместных действий;

· Формирование основных направлений работы;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-_deviantnoe_povedenie.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог-психолог Огнивова А.Ю. МБОУ СКОШ №122

Семинар «Девиантное поведение: меры профилактики и способы преодоления»

Цель: Выработка единой стратегии и тактики работы с данной категорией детей всех участников образовательного процесса.

Задачи

  • Знакомство участников совещания с основами девиантного поведения;
  • Выявление проблемных зон, которые требуют совместных действий;
  • Формирование основных направлений работы;

Ход семинара:

Трудные дети: кто они? Что стоит за этим известным (от лат. де- виацио- отклонение, отклоняющееся поведение) и, к сожалению, становящимся привычным термином? Для учителя- это неуспевающий ребенок, ребенок, который не слушает на уроках и прогуливает их. Для милиционера – это хулиган, нарушающий общественный порядок. Для родителей – это ребенок, который привносит в  семейную жизнь те или иные проблемы. У каждого педагога, в каждой семье свои трудные дети, со своими проблемами.

Часто мы не можем до конца понять, как нам управлять такими детьми, детьми педагогически запущенными, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляют алкогольные напитки, курят, в силу разных обстоятельств, в конце концов, может быть уже после окончания школы, становятся правонарушителями. Может быть, где-то мы не уделяем им должного внимания, не стараемся вникнуть в их внутренний мир.

Эпиграфом к совещанию мы взяли слова Константина Дмитриевича Ушинского «Для того, чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях».

Итак, что же такое девиантное (отклоняющееся) поведение\

Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.

Девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм.

А в нашем случае дети со сложным характером, неадекватным поведением, те, которых мы называем трудными, с отклоняющимся поведением. Но в первую очередь мы должны помнить, что «трудные» – это такие дети, не с которыми нам трудно, а которым трудно самим.

Стадии формирования девиантного поведения 

Всего их три:

1 стадия (младшего школьного возраста)

а) на данном этапе возникает предрасположенность к девиантному поведению, в основе которого могут лежать такие причины как ошибки в воспитании, психологическая неготовность ребенка к школе, недостаточная социализация ребенка или же его изоляция в коллективе (бойкоты, моббинг, буллинг). Все это может способствовать тому, что у младшего школьного возрастов появляются негативные личностные качества, недостатки в поведении, и, собственно предпосылки девиантного поведения.

б) второй этап - это более сильное игнорирование правил поведения и социальных норм. Это может произойти по причине непонимания со стороны сверстников и учителей (а также родителей), недостаточно ответственного подхода к процессу учебы, вышеупомянутой изоляции в коллективе, а также под воздействием негативной окружающей среды (уличные компании). Данные факторы определяют дальнейшее формирование так называемой педагогической запущенности и проявления антисоциального поведения (агрессия, хулиганство, прогулы школы, мелкие правонарушения).

в) на третьем этапе девиантное поведение уже является довольно стойким и трудноизменяемым, т.к. здесь налицо ярко выраженная педагогическая запущенность. Проявляться оно может в антисоциальном поведении, наличии ряда вредных привычек, отрицании системы норм и ценностей, нарушениях дисциплины и закона.

Т.е., здесь педагогическая запущенность переходит в стойкую социальную запущенность, девиантное поведение уже полностью сформировано и проявляется через самые разные отрицательные его формы. Например, вандализм, разбои, алкоголизм, наркотическая зависимость и преступления разной степени тяжести. На этой повлиять или изменить девиантное поведение уже практически невозможно. Если только не прибегнуть к мерам социальной изоляции, или часто практикуемой в подобных случаях интенсивной трудотерапии.

Типы девиантного поведения

  • Асоциальное поведение.Это поступки, отклоняющиеся от социально – нравственных норм, угрожающие благополучию межличностных отношений.
  • Агрессия.
  • Аморальное поведение.
  • Бродяжничество.
  • Ложь.
  • Настенные надписи непристойного характера.
  • Ругательства.

1)Делинквентное (антисоциальное) поведение. Это поступки, которые могут повлечь уголовную ответственность. Отличие от криминальных деяний - такие поступки совершаются детьми чаще всего из желания просто развлечься. Зачастую ими не осознается степень опасности, которую таят подобные развлечения.

Пример: Воровство. Мелкое хулиганство. Разрушение имущества. Поджоги. Драки. Прогуливание занятий

 В основе такого типа поведения лежит психическая незрелость ребенка и непонимание социальной опасности и неприемлемости подобных деяний.

2) Аддитивное поведение- это избегание реальности, посредством изменения психического состояния с помощью психоактивных веществ. Дети считают, что их жизнь скучна и неинтересна. Здесь не последнюю роль играет комплекс неполноценности, заниженная самооценка, повышенная тревожность, тенденция к позиции «жертвы».

3) Суицидальное поведение-поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развития личности. Поступки зависят от наличия и проявления психических расстройств

Поступки. • Курение. • Токсикомания. • Наркомания • Вскрытие вен. • Алкоголизм. • Суицид, вовлечение в «игры смерти».

 Причины • Безразличие и враждебное отношение. • Неприятие (нежданный ребенок). • Недостаток любви и ее проявлений. • Безучастность к жизни ребенка. • Остутствие эмоциональной связи. • Унижение и оскорбление особенно публичные. • Подавление эмоций ребенка.

3) Патохарактерологическое поведения – это поведение, проявляющееся под влиянием специфики характера ребенка. Этот фактор во многом зависит от процесса и стиля воспитания в семье. Здесь можно выделить такие понятия, как обидчивость, упрямство, непризнание авторитетов, нежелание им подчиняться, или наоборот, стремление к доминированию.

4)Психопатологический тип во многом зависит от наличия и проявления психических расстройств или заболеваний( аутоагрессия, стремление к самоповреждению и суицидальные наклонности. Яркий пример такого поведения –игра «Синий кит», в которой дети и подростки наносят себе физические увечья).

5) Девиантное поведение, на основе гиперспособностей.  Как правило, он выходит за общепринятые рамки и способности человека. Например, так называемый «вундеркинд», проявляющий свой талант в какой-то одной области, но при этом имеющий девиации в повседневной жизни. При этом типе девиантного поведения, ребенок (а впоследствии и взрослый) не умеет правильно оценивать поступки и поведение, как себя, так и окружающих, совершенно не готов к реалиям современной жизни и при этом склонен проявлять наивность и некоторую инфантильность. Как следствие, для данного типа поведения характерно «игнорирование реальности».

Каждому учителю, а социальному педагогу чаще всего в своей практике так или иначе приходится иметь дело с детьми девиантного поведения. При столкновении с такими детьми нормальные педагогические подходы перестают действовать. 

Согласно исследованиям российских психологов основная причина противоправного поведения связана с низким самоуважением. Это неприятное состояние, от которого хочется избавиться. Чаще всего оно вызывается недостатком родительского внимания и любви в раннем детстве. В результате дети переживают синдром эмоциональной недостаточности. Недостаток умной родительской любви побуждает подростков поступать так, чтобы повысить уровень принятия самих себя. Это и склоняет их к девиантному поведению, если социальное окружение, социально приемлемые каналы формирования такого самоуважения не дают подобной возможности.

Чувство самоунижения впервые возникает у ребенка и подростка через переживание своего несоответствия предъявляемым общественным требованиям. В этом случае встает проблема выбора - или продолжать свои мучения, или же повысить самоуважение в поведении, направленном против этих требований. Выбирается, как правило, второе. Поэтому желание соответствовать требованиям коллектива и общества уменьшается, а стремление уклониться от них растет. Принадлежность к преступной группировке дает социально ущербному индивиду новые критерии и возможности достичь самоуважения за счет социально отрицательных черт и действий. Наличие девиантной группы облегчает совершение противоправных действий.

Эрих Фромм в своей книге "Искусство любви" писал: "Человек обладает способностью любить. И если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли".

Вот они вечные истины эти:

Поздно заметили…мимо прошли…

Не рождаются трудными дети,

Просто им вовремя не помогли!

С. Давидович

Профилактика - это система мер, направленных на предупреждение возникновения явления.

Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определённое явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди подростков.

Задача вторичной профилактики – раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», например, подростками, имеющих выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время.

Третичная профилактика решает специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.

Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) создал алгоритм, который включает в себя основные признаки видов девиантного поведения и общий порядок действий педагогов в случае выявления признаков такого поведения у учеников. Описаны социально-психологическая дезадаптация, раннее проблемное (отклоняющееся) поведение, рискованное поведение, суицидальное, самоповреждающее поведение, аддиктивное (зависимое) поведение, агрессивное поведение, делинквентное поведение

Памятка для педагогов

Позиция педагога в ситуациях взаимодействия с девиантными подростками

1 Установка педагога на принятие подростка таким, какой он есть.

Внутренняя готовность к возможным негативным особенностям подросткового

возраста.

2 Наличие у педагога коммуникативной толерантности (терпения, умение

не обозляться на подростков, несмотря на их негативизм, скепсис, дерзость и пр.).

3 Оптимистический взгляд на подростка: вера в его наилучшие качества,

в наступление положительных эффектов сотрудничества, в позитивные перемены

в поведении, судьбе. Педагогу запрещено унижать личность подростка,

навешивать ему «ярлыки».

4 Стремление проявлять подчеркнутое внимание к личности, нуждающейся

в психолого-педагогической помощи. Оно проявляется в стремлении педагога

помочь подростку осознать, что он не безразличен, что его поступки и личностные

свойства замечают, что ему готовы оказать поддержку.

5 Готовность педагога относится к подростку не менее уважительно, чем к

себе: в этом случае подросток убеждается, что в нем видят личность, достойную

признания и уважения, что ему помогают самоутверждаться, проявлять свою

самостоятельность, взгляды, мнения.

6 Доброжелательность и чистосердечность.

Человек может быть доброжелательным - открытым к людям, бескорыстным и миролюбивым,

помогающим в осуществлении хороших дел, располагающим к себе в общении и деятельности. Но может быть зловредным - готовым к неодобрительной критике, проявляющим неприятие чужих инициатив, отчитывающим, укоряющим, ищущим благодарность за совет и услугу, и тем самым - отталкивающим от себя людей.

Воспитателю подростков лучше относится к первой категории людей.

7 Понимание сложности воспитательной задачи при взаимодействии с

подростками, в том числе и со сложными характерами. Уместно всегда помнить слова Януша Корчака: «Надо остерегаться смешивать «хороший» и «удобный».

Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы преодоления типичных отклонений в поведении школьников

Статья адресована классным руководителям 5-х-7-х классов. Материал взят из практического пособия "Проблемные ситуации в школе и способы их решения" (авторы Королёва Е.В., Юрченко П.Г., Бурдыгина Т.Н.)...

Причины и способы преодоление девиантного поведения

Целью  своей работы считаю формирование положительных качеств подростков, ослабление отрицательных качеств личности ребенка через  работу с родителями, посещение учащихся на дом...

Причины суицидального поведения подростков, способы преодоления

И.П.Павлов писал: «...Жизнь перестает призывать к себе, как только исчезает цель»). Роль психологических факторов в формировании суицидального поведения велика, однако их необходимо рассматривать в со...

Беседа с родителями "Подростковый суицид и способы преодоления суицидального поведения"

Если вы видите, что человек ведет себя слишком рискованно – это тоже повод прислушаться к его проблемам. Ничего, что он вполне может быть сильной личностью, но может, ему просто не хватает душев...

план-конспект "Коронавирус. Меры профилактики" Лекция-семинар для детей старшего школьного возраста.

Данный материал позволяет  организовать просветительную и разъяснительную работу со школьниками по вопросам, связанными с особенностями профилактики и недопущения рапространения Коронавируса....

Профессиональное выгорание педагогов - причины, профилактика, способы преодоления

Эмоциональное выгорание - это состояние эмоционального, физического и умственного истощения. Возникает в результате внуутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующего "освобожден...