Психологическое пространство и время личности.
статья по психологии

Мавзутова Нонна Анатольевна

Психологическое пространство и время личности – это субъективные, внутренние конструкции, отражающие восприятие и переживание человеком окружающего мира и собственной жизни. Они являются важными компонентами самосознания и оказывают существенное влияние на поведение, мотивацию и жизненный путь личности.  Мы рассмотрим концепции психологического пространства и времени, опираясь на работы Н.М. Амосова, С.Н. Мельник, а также интегрируя знания из других источников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskoe_prostranstvo_i_vremya_lichnosti.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

46.Психологическое пространство и время личности: Интегративный анализ (Амосов, Мельник и др.)

Психологическое пространство и время личности – это субъективные, внутренние конструкции, отражающие восприятие и переживание человеком окружающего мира и собственной жизни. Они являются важными компонентами самосознания и оказывают существенное влияние на поведение, мотивацию и жизненный путь личности. В данном ответе мы рассмотрим концепции психологического пространства и времени, опираясь на работы Н.М. Амосова, С.Н. Мельник, а также интегрируя знания из других источников.

1. Психологическое пространство личности:

  • Определение: Психологическое пространство – это субъективно воспринимаемая и переживаемая среда, окружающая личность, включающая в себя физические объекты, людей, социальные институты, ценности, нормы, а также представления о себе и мире. Это внутренняя модель мира, которая формируется на основе опыта, знаний, убеждений и эмоций.
  • Структура: Психологическое пространство личности можно представить как систему концентрических кругов, окружающих индивида:
  • Ближайшее окружение: Семья, друзья, коллеги, значимые другие.
  • Социальное окружение: Группа, организация, сообщество, культура.
  • Дальнее окружение: Общество, мир в целом.
  • Функции:
  • Ориентация: Психологическое пространство помогает личности ориентироваться в окружающем мире, понимать его структуру и закономерности.
  • Регуляция: Оно определяет границы возможного и допустимого поведения, регулирует взаимодействие личности с окружающей средой.
  • Идентичность: Психологическое пространство является важным компонентом самосознания, определяя место личности в мире и ее отношения с другими людьми.
  • Мотивация: Оно содержит ценности, цели и смыслы, которые побуждают личность к деятельности и развитию.

2. Психологическое время личности:

  • Определение: Психологическое время – это субъективное переживание и восприятие времени, его длительности, последовательности и направленности. Оно отличается от объективного, физического времени и определяется индивидуальными особенностями личности, ее эмоциональным состоянием, мотивацией и жизненными целями.
  • Структура: Психологическое время личности включает в себя:
  • Прошлое: Воспоминания, пережитый опыт, оценки прошлых событий.
  • Настоящее: Переживание текущего момента, осознание своих действий и чувств.
  • Будущее: Планы, надежды, ожидания, страхи, представления о будущем.
  • Функции:
  • Планирование: Психологическое время позволяет личности планировать свою деятельность, ставить цели и разрабатывать стратегии их достижения.
  • Оценка: Оно позволяет оценивать свой жизненный путь, сравнивать прошлое, настоящее и будущее.
  • Мотивация: Психологическое время влияет на мотивацию, определяя ценность будущих целей и побуждая к действию.
  • Смысл жизни: Оно помогает осознать смысл жизни, связывая прошлое, настоящее и будущее в единое целое.

3. Теоретические подходы к изучению психологического пространства и времени:

  • Топологическая психология (К. Левин): К. Левин рассматривал личность как динамическую систему, существующую в психологическом поле. Это поле включает в себя все факторы, которые влияют на поведение личности в данный момент времени.
  • Перспектива времени (Ф. Зимбардо): Ф. Зимбардо выделил пять временных перспектив: прошлое (позитивное и негативное), настоящее (гедонистическое и фаталистическое) и будущее. Доминирующая временная перспектива оказывает существенное влияние на поведение и жизненные выборы личности.
  • Психологическое время личности (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Кроник): Данный подход рассматривает психологическое время как форму существования личности, определяющую ее отношение к прошлому, настоящему и будущему. Важную роль играет субъективное переживание времени и его связь с жизненными целями и ценностями.
  • Нарративная психология (Дж. Брунер): Личность рассматривается как рассказчик собственной жизни. Мы конструируем свою идентичность, создавая нарративы о прошлом, настоящем и будущем.

4. Связь психологического пространства и времени личности:

Психологическое пространство и время тесно связаны друг с другом и образуют единую систему координат, в которой личность воспринимает и переживает свою жизнь.

  • Пространственно-временная организация личности: Личность организует свой опыт в пространстве и времени, создавая картину мира и жизненный сценарий.
  • Влияние прошлого на будущее: Прошлый опыт влияет на формирование представлений о будущем, определяя надежды, страхи и ожидания личности.
  • Влияние будущего на настоящее: Представления о будущем влияют на мотивацию и поведение в настоящем, побуждая к достижению целей и реализации планов.
  • Роль социального контекста: Социальное окружение оказывает влияние на формирование психологического пространства и времени личности, определяя ценности, нормы и возможности.

5. Н.М. Амосов: Разумные ограничения и планирование будущего:

В “Психологии личности” Амосов акцентирует внимание на:

  • Разумных ограничениях: Амосов рассматривает ограничения как необходимое условие для достижения целей. Он подчеркивает важность самоконтроля и умеренности в удовлетворении потребностей.
  • Планировании будущего: Амосов считает, что планирование будущего является важным фактором, определяющим успешность жизненного пути. Он призывает к реалистичной оценке своих возможностей и постановке конкретных целей.
  • Волевых усилиях: Амосов подчеркивает, что волевые усилия необходимы для реализации планов и преодоления трудностей.

Амосов рассматривает психологическое время как инструмент для достижения целей. Он призывает к рациональному планированию и самоконтролю, чтобы эффективно использовать время для достижения успеха.

6. С.Н. Мельник: Социальное научение и формирование временной перспективы:

С.Н. Мельник в “Психологии личности” рассматривает формирование психологического пространства и времени с точки зрения теорий социального научения:

  • Наблюдение и подражание: Мы учимся воспринимать мир и время, наблюдая за другими людьми.
  • Подкрепление и наказание: Наше отношение к будущему формируется под влиянием положительных и отрицательных последствий.
  • Социальные нормы и ценности: Культура и общество определяют наши представления о времени и пространстве, а также о том, что является важным и ценным в жизни.

Мельник отмечает, что оптимистичная временная перспектива формируется при наличии поддерживающего социального окружения и позитивного жизненного опыта.

7. Интегративный подход:

Для понимания психологического пространства и времени личности необходимо использовать интегративный подход, учитывающий биологические, психологические и социальные факторы. Важно понимать, что:

  • Психологическое пространство и время – это субъективные конструкции, определяемые индивидуальными особенностями личности и ее опытом.
  • Они формируются в процессе взаимодействия с окружающим миром и под влиянием социальных факторов.
  • Они влияют на поведение, мотивацию и жизненный путь личности.
  • Развитие самосознания и осознанное управление своим психологическим пространством и временем позволяет личности более эффективно строить свою жизнь и достигать поставленных целей.

Вывод:

Психологическое пространство и время личности являются важными компонентами самосознания и оказывают существенное влияние на поведение, мотивацию и жизненный путь. Понимание этих концепций, а также факторов, влияющих на их формирование, позволяет личности более осознанно строить свою жизнь, создавать гармоничные отношения с окружающим миром и реализовывать свой потенциал. Интегративный подход, учитывающий биологические, психологические и социальные факторы, является наиболее эффективным для изучения психологического пространства и времени личности.

Список литературы (дополнительно к Амосову и Мельник):

  1. Левин К. Динамическая теория личности: Избранные труды по психологии. – М.: Смысл, 2000.
  2. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. – СПб.: Питер, 2010.
  3. Абульханова-Славская К.А. Время личности и время жизни. // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000.
  4. Брунер Дж. Жизнь как нарратив // Постнеклассическая психология. 2005. № 1.
  5. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.
  6. Лэнгле А. Person: Экзистенциально-аналитическая теория личности. – М.: Генезис, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пространство и время в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель"

Исследовательский проект ученицы по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель".  Материал может быть использован на уроках литературы....

Интегрированный урок "Пространство и время в рассказе В.П.Астафьева "Капля"

На интегрированном уроке рассматривается понятие хронотопа в рассказе В.П.Астафьева "Капля"....

Пространство и время в творчестве композиторов XX века.

Рассуждения о сложных взаимоотношениях с пространством и временем композиторов-авангардистов  XX века....

Метапредметный урок - исследование "Пространство и время в рассказе Л.Н. Толстого "После бала"

Художественный текст – это сложно построенный смысл. Все его элементы похожи на элементы человеческого организма. Они связаны между собой. Смысл произведения раскрывается постепенно, в результате изуч...

А.П. Чехов «Палата № 6». Художественное пространство и время повести. Типичный чеховский герой.

Палата № 6 – образ, созданный на пересечении пространства и времени. Образ «дурной бесконечности», бессмысленности бытия и страдания, образ несовершенного бездуховного мира, мира разобщенных люд...

Психологическое пространство в поэме В. Маяковского "Облако в штанах"

В статье рассматривается психологическое пространство в поэме В. Маяковского "Облако в штанах" с примерами...