Занятие "Компетенции будущего"
план-конспект занятия по психологии (8, 9, 10, 11 класс)
Компетенции будущего это некие умения, которые будут необходимы специалистам будущего. Эти же компетенции часто называют надпрофессиональными компетенциями или навыками т.к. они выходят за пределы профессиональных знаний и умений.
Прежде чем переходить к пониманию что же такое компетенции будущего, предлагаю разобраться, какие знания и умения вы получаете в школе?
Участники могут перечислять знания по школьным предметам, трудовые навыки и т.п.
Хорошо, а чему ещё можно обучиться в школе помимо получения знаний и навыков по школьным предметам?
Могут быть варианты: умение учиться, делать проекты, выступать на публике, организовывать мероприятия, доказывать свою точку зрения, решать конфликты и т.д.
Все названное вами относится к надпрофессиональным компетенциями
(умениями, навыками), если мы предполагаем, что школьные предметы выступают в этом примере как основные, т.е. являются профессиональными знаниями и умениями (для школьника).
Итак, надпрофессиональные компетенции – это умения (в основе
которых лежат личные качества человека), которые выходят за пределы
специальной (профессиональной) подготовки человека. Эти универсальные
умения, помогающие в профессиональной деятельности.
На самом деле эти навыки помогающие в профессиональной деятельности существовали всегда, но со временем, список этих навыков изменяется, а последнее время увеличивается со всё возрастающей скоростью.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА «Компетенции будущего»
Ведение в тему
– Ты что там сорвал и в рот суёшь? Во-первых, немытое, во-вторых,
это вообще не биотех-культура. Сколько раз можно говорить:
опасно есть дикие растения! Мы не знаем, какие там гены.
– А наши предки ели.
– Наши предки даже до ста лет не доживали — тоже так
хочешь?
Диалог из будущего
Добрый день. Сегодня у нас занятие по теме компетенции будущего.
Компетенции будущего это некие умения, которые будут необходимы специалистам будущего. Эти же компетенции часто называют надпрофессиональными компетенциями или навыками т.к. они выходят за пределы профессиональных знаний и умений.
Прежде чем переходить к пониманию что же такое компетенции будущего, предлагаю разобраться, какие знания и умения вы получаете в школе?
Участники могут перечислять знания по школьным предметам, трудовые навыки и т.п.
Хорошо, а чему ещё можно обучиться в школе помимо получения знаний и навыков по школьным предметам?
Могут быть варианты: умение учиться, делать проекты, выступать на публике, организовывать мероприятия, доказывать свою точку зрения, решать конфликты и т.д.
Все названное вами относится к надпрофессиональным компетенциями
(умениями, навыками), если мы предполагаем, что школьные предметы выступают в этом примере как основные, т.е. являются профессиональными знаниями и умениями (для школьника).
Итак, надпрофессиональные компетенции – это умения (в основе
которых лежат личные качества человека), которые выходят за пределы
специальной (профессиональной) подготовки человека. Эти универсальные
умения, помогающие в профессиональной деятельности.
На самом деле эти навыки помогающие в профессиональной деятельности существовали всегда, но со временем, список этих навыков изменяется, а последнее время увеличивается со всё возрастающей скоростью.
Приведу такой пример: в начале прошлого века при приёме на работу
могли спрашивать про умение читать и писать. Люди были малограмотны и
была даже специальная программа для тотальной ликвидации безграмотности
(ЛикБез). От такой безграмотности могли происходить (и сейчас происходят)
разные трагедии. (А.П. Чехов «Злоумышленник», неудачный запуск
ракетоносителя «Протон-М» 2013г.).
По прошествии времени, технологии стали усложняться: страна,
например, развивала атомную промышленность, (в каком году запустили
первую атомную станцию?), запускала ракеты в космос, (в каком году запущен
первый искусственный спутник?), естественно, требования к умениям специалистов возросли.
«Какие тренды определяют компетенции будущего?»
В конце ХХ века бытовала формула по поводу трёх универсальных
навыков: компьютерная грамотность, английский язык, водительские права.
Сейчас, по крайне мере компьютерная грамотность (умение послать
электронное письмо, создать презентацию, работать в офис-приложениях),
рассматривается как обязательное, минимальное условие и работодателя может
интересовать то, в каких программах человек может работать и какими
конкретными результатами это подтверждено.
В данный момент с расширением количества новых технологий и с
изменением рабочих задач список этих универсальных умений постоянно
изменяется и растёт.
Поэтому, для людей, которые задумываются о своей будущей
профессии, т.е. для будущих специалистов, является важным понимание какие рабочие задачи появляются, какие тенденции определяют
возможное будущее.
Существует классификация навыков:
- навыки и знания, которые помогают справиться с неопределённостью и неоднозначностью будущего, включая сотрудничество, креативность, предпринимательские навыки. К этой категории также относятся навыки, которые увеличивают личную стойкость человека (например, навыки сохранения здоровья и способность справляться со стрессом, гибкость, адаптивность) и осознания будущего (способность понимать и/или осуществлять ряд сценариев будущего и создавать релевантные (отвечающие запросу) индивидуальные и коллективные стратегии действия); - навыки и знания, которые помогают справиться с растущей сложностью нашей цивилизации, включая системное и экосистемное мышление, дизайн- и проектное мышление;
- знания и навыки, которые помогают жить в мире, богатом информационными и коммуникационными технологиями, включая базовые навыки программирования, поиска и обработки информации, аналитические навыки (например, картирование знаний), информационная гигиена/медиаграмотность, и т.д. К этим навыкам так-же относится способность направлять и удерживать внимание, которая понадобится в связи с
нарастающей информационной перегрузкой;
- навыки и знания, которые позволяют делать то, что не умеют делать машины - проявлять эмпатию/эмоциональный (или межличностный) интеллект, целостную работу с телом, с живыми организмами и природой, а также развитие способности сотворчества и служения другим с искренностью и самоотдачей
Названия этих групп записываются на флип-чарте (выводятся на
экране в форме таблицы или как слайд презентации)
На следующих занятиях мы будет работать с вами с конкретным компетенциями, которые написаны у вас на карточках, мы уже про них сегодня говорили.
Выдаются карточки с названиями: умение расставлять приоритеты в соответствии с ценностей, проактивность, системное мышление, умение работать с информацией, социальная компетентность, умение управлять процессами и проектами, умение работать в режиме высокой неопределённости (толерантность к неопределённости).
Предлагаем вам пройти проективный тест «Ты и твоя профессия»
Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг и квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур, качество рисунка значения не имеет. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 секунд.
Теперь подсчитайте количество треугольников.
ПЕРВЫЙ ТИП: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях.
ВТОРОЙ ТИП: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, обладает хорошими организаторскими способностями. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
ТРЕТИЙ ТИП: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
ЧЕТВЕРТЫЙ ТИП: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
ПЯТЫЙ ТИП: 2 треугольника. Интерес к искусству. Человеку тонко чувствует все новое и необычное.
ШЕСТОЙ ТИП: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Заключение
Занятие заканчивается общей рефлексией, включающей ответы на ряд вопросов:
- Что оказалось сегодня на занятии важным, полезным?
- Какие изменения в представлении будущего произошли лично у вас?
- Какие из трендов и компетенций будущего понятны, какие вызывают вопросы?
В качестве завершения занятия предлагаем провести самооценку развития компетенций будущего с помощью специального опросника. (Приложение). На следующих занятиях после ознакомления с каждой из компетенций вы сможете сделать корректировку собственной самооценки.
Что почитать и посмотреть по теме?
1. Кем работать в будущем? http://atlas100.ru/future/articles/rabota-budushchego 2. На стыке новых технологий: профессии, которые будут востребованы
в ближайшее время https://www.rabota.ru/articles/career/professionsofthefuture
163
5001?utm_source=vk.com&utm_medium=social&utm_campaign=professiibuduschego-perspektivy-rynka
3. 15 обалденных новых технологий, которые меняют наш мир
http://klikabol.com/2016/07/15-obaldennyh-novyh-tehnologiy-kotorye-menyayutnash-mir.html
4. Самые актуальный профессии ближайшего будущего
https://www.youtube.com/watch?time_continue=13&v=dUUl4ZByI_I
5. Атлас новых профессий
https://www.youtube.com/watch?time_continue=6&v=Q9dpCx3yiPg
6. Профессии будущего: кем мне стать:
https://www.youtube.com/watch?v=Bgh0QPWaulo
7. Soft Skills: что это и как их развивать
https://www.youtube.com/watch?v=qg4YZBx8dmA
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в форме дискуссии "Хочу ли я чтобы моё будущее было связано с будущим Боханского района""
Предложенный материал содержит описание классного часа, построенного в форме дискуссии. Несмотря на то, что информация на основе которой построен классный час носит довольно узкий, краеведческий харак...

"Будущие первоклассники" мероприятие для проведения на летней досуговой площадке для будущих первоклассников.
"Будущие первоклассники" мероприятие для проведения на летней досуговой площадке для будущих первоклассников. Ступени - испытания психологически подготовят первоклассников к новому этапу их жизни....

Будущее в наших руках. Информация для учителя, рекомендуемая к использованию во время проведения уроков о будущем Ульяновской области.
Будущее в наших руках....

Коммуникативный урок в 6 классе по теме "Планы моей семьи на будущее", грамматическая тема "Будущие времена"
Коммуникативный метод обучения английскому языку Каждый день во внеурочное время я разрабатываю планы уроков, дополняю или меняю что - то в уже готовых,...

Родительское собрание "Будущее моего ребенка-это мое будущее"
Конспект родительского собрания «Будущее моего ребенка – это мое будущее»Цели:1. Составить полную картину индивидуальных особенностей каждого ребенка.2. Ознакомление с про...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»
Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»
Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...