«Самоповреждающее поведение в подростковом возрасте: виды, причины, функции, механизмы формирования, динамика, виды помощи»
презентация к уроку по психологии

Макарова Екатерина Анатольевна

подростковый период

1. Эмоциональная неустойчивость, резкие колебания настроения, обусловленные половым созреванием и неравномерностью физиологического развития (от эйфории и экзальтации до депрессии).

2. Изменение социальной ситуации развития: переход
от зависимого детства к потенциально самостоятельной и ответственной взрослости.

3. Смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками (интерес к учебе снижается).

4. Открытие и утверждение своего «Я» (завершается формирование личностных структур, сознания и самосознания, начинается поиск собственного «места» в мире и системе человеческих отношений («Кто я? Чего я хочу? Зачем я живу?»; формирование возрастной перспективы и «образа будущего»)

5. Возрастное новообразование - «чувства взрослости», потребность и желание признания своей «взрослости», стремление разорвать эмоциональную зависимость от родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл selfharm.pptx698.16 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Психологические аспекты профилактики суицидального поведения несовершеннолетних» « Самоповреждающее поведение в подростковом возрасте: виды, причины, функции, механизмы формирования, динамика, виды помощи» Педагог- психолог МОБУ СОШ№15 Макарова Е.А 9 ноября 2024 г.

Слайд 2

Психологические особенности подростков 1. Эмоциональная неустойчивость, резкие колебания настроения, обусловленные половым созреванием и неравномерностью физиологического развития (от эйфории и экзальтации до депрессии). 2. Изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к потенциально самостоятельной и ответственной взрослости. 3. Смена ведущей деятельности : учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками (интерес к учебе снижается). 4. Открытие и утверждение своего «Я» (завершается формирование личностных структур, сознания и самосознания, начинается поиск собственного «места» в мире и системе человеческих отношений («Кто я? Чего я хочу? Зачем я живу?»; формирование возрастной перспективы и «образа будущего») 5. Возрастное новообразование - «чувства взрослости », потребность и желание признания своей «взрослости», стремление разорвать эмоциональную зависимость от родителей .

Слайд 3

Внутренние противоречия подростков (период «Бури и натиска») Между желанием быстрее освободиться от родительской опеки и трудностями социальной и психологической адаптации к условиям самостоятельной жизни. Между стремлением делать «свой выбор» и отсутствием желания нести ответственность за его последствия. Между осознанными и устойчивыми желаниями и стремлениями и недостаточно развитой волей и силой характера, необходимыми для их достижения. Между развитым эгоцентризмом среди родных и близких, с одной стороны, и повышенным конформизмом (« подстраиваемостью ») в группе сверстников - с другой. Между установкой на личное благополучие и неосознанностью ценности собственной жизни, что приводит к неоправданному риску. Период, когда «не на что опереться» Для подростков характерен высокий уровень внутренней эмоциональной нестабильности ; это их «естественное состояние».

Слайд 4

«Подростки бессмертны»: представления о смерти у детей и подростков Дети, а нередко и многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода. Это происходит из-за неадекватного понимания смерти, которая может восприниматься как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. По мнению исследователей, концепция смерти у ребенка приближается к концепции смерти взрослого лишь к 15 –16 годам. Столкновение современных подростков со смертью в разных вариантах (кино, видеоигры, социальные сети) с одной стороны , разогревает их интерес к данной теме , с другой, повышает уровень страха собственной смерти, искажает их представление о смерти.

Слайд 5

Особенности суицидального поведения несовершеннолетних Для детей и подростков характерны мозаичность, вариабельность пресуицидального статуса, что создает серьезные затруднения в распознавании угрозы самоубийства. Мотивация и динамика суицидального поведения также значительно специфичны и обусловлены психологическими возрастными особенностями данного этапа онтогенеза. Крайне суицидоопасна в этом возрасте скрытая депрессия. По мнению исследователей, депрессии у детей и подростков часто маскируются гиперактивностью , агрессией, что затрудняет ее диагностирование . Высокому суицидальному риску подвергаются подростков, отличающиеся высоконравственными устоями с идеализацией чувства любви и сексуальных отношений. Основные мотивы суицидального поведения несовершеннолетних: • 32 % – обида; • 30 % – протест; • 38 % – одиночество, стыд, недовольство собой

Слайд 6

Несуицидальное самоповреждающее поведение (Self-harm) Основа любого самоповреждения – намеренное причинение себе вреда с определенной целью ( саморегуляция , отвлечение, наказание, подражание и так далее). Некоторые дети и подростки прибегают к разным вариантам, а некоторые используют один и тот же способ постоянно. Кроме порезов разных частей тела, встречаются и такие способы самоповреждения, как: кусание себя ожоги втыкание в себя предметов удары о стены преднамеренная передозировка чрезмерные физические нагрузки с целью причинения себе вреда вырывание волос (на разных частях тела) порезы « Селфхарм всегда был выходом для меня, еще лет с семи, наверное. Тогда я не знала, как это называется, но наказывала себя. За лишнюю еду, за слезы. Я была очень пухлым ребенком, поэтому могла голодать неделями, потому что позволила себе съесть шоколад. Потом проблем становилось все больше и больше, а наказания — все строже. Я лишала себя сна, еды, била себя, резала… Я рассказывала о своей проблеме всем. Я просила помощи, но меня выставили просящей внимания идиоткой». (Валя, 17 лет)

Слайд 7

Современные представления о селф-харме Карл Меннингер назвал самоповреждающее поведение формой «частичного суицида», своеобразным самоисцелением , предотвращающим «тотальный суицид» (1938). В современном понимании под самоповреждающим поведением подразумевают намеренные самоповреждения, не имеющие суицидальной направленности. Сведения о распространенности самоповреждений в разных странах показывают, что подростковый возраст наиболее уязвим к осуществлению подобных действий. По оценкам исследователей, на каждого подростка, умершего в результате суицида, приходится примерно 370 подростков, попавших в больницу из-за самоповреждений, и 3900 подростков, сообщивших о самоповреждениях.

Слайд 8

Функции селфхарма на межличностном уровне – - функции связаны с преодолением межличностных трудностей (выход из трудных ситуаций и призыв о помощи); - «инициация» принадлежности определенной субкультуре. на внутриличностном уровне – управление эмоциями (снижение интенсивности болезненных эмоций; получение положительных эмоций; выражение высокоинтенсивных эмоций, напр., гнева или стыда).

Слайд 9

Селф-харм как форма аутодеструктивного поведения «Курение – это ворота в наркоманию» «Самоповреждение – это ворота к суициду» Самоповреждения уменьшают чувствительность к причинению себе боли и вреда: подобные действия становятся чем-то обыденным, естественный страх перед болью и ранами притупляется, а значит, увеличивается риск совершения суицидальной попытки . Выявлено, что большая часть учеников с суицидальными попытками совершали самоповреждения. Основное отличие подростков с несуицидальными самоповреждениями от подростков, совершивших суицидальные попытки, заключается в том, что у них в меньшей степени выражено негативное отношение к жизни в целом. Селф-харм «вносит шум», мешая распознавать детей, находящихся в состоянии суицидального ( пресуицидального ) кризиса.

Слайд 10

Селф-харм и социальные сети Дискуссии о влиянии интернета на самоповреждающее поведение ведется с начала двухтысячных. Изначально популярность тематики самоповреждения в интернет среде объяснялась тем, что самоповреждающее поведение наиболее распространено в молодежных субкультурах, а молодые люди, особенно те, кто наносит себе повреждения, склонны больше пользоваться интернетом и, в частности, чатами. Было установлено, что интернет-общение оказывает поддержку подросткам, чувствующим себя изолированно в ситуации переживания проблем, связанных с самоповреждением. Однако обсуждение самоповреждающего поведения может его усиливать как по частоте, так и по использованию ранее неизвестных (и потенциально летальных) способов самоповреждения. Так, например, сравнивая число публикаций о самоповреждениях на платформе Инстаграм за 2014–2105 гг. исследователи отметили их рост: с 1,7 миллиона публикаций в 2014 г. до более чем 2,4 миллиона в 2015 г., что свидетельствует о внушительном размере англоязычного Инстаграм -сообщества, посвященного тематике самоповреждения. Кроме того, в онлайн-среде может прямо или косвенно поощряться интерес к небезопасным формам поведения и экспериментирование с разными формами риска. Опрос подростков с самоповреждающим поведением (N=90, 12– 17 лет) выявил, что пациенты впервые увидели изображение самоповреждений в возрасте неполных одиннадцать лет. 87% пациентов увидели акт самоповреждения раньше, чем начали наносить себе повреждения. Самопорезы в этой группе подростков явились самым распространенным способом самоповреждения (81,1%), при этом 76,7% сообщили об использовании сразу нескольких способов самоповреждения.

Слайд 11

Что хочет показать подросток Какие цели преследуют подростки – суициденты : Протест или месть . Мысль о суициде возникает импульсивно, а конфликт имеет острый характер. Призыв . Цель попытки самоубийства – получить помощь от окружающих чтобы изменить ситуацию. Избежание наказания/страдания . Самонаказание . Прибегнуть к суицидальной попытке заставляют либо переживания реальной вины, либо следствие надуманной вины.

Слайд 12

Направления работы психолога с обучающимися с самоповреждающим поведением

Слайд 13

Рекомендации родителям Родители должны знать, что любое суицидальное поведение у ребенка начинается с депрессии. Поэтому предупреждение самоубийства ребенка следует начинать с профилактики и принятия мер по устранению упаднического настроения:

Слайд 14

Внимательное отношение и разговоры С ребенком необходимо постоянно разговаривать, искренне интересоваться не только его состоянием, но и планами, нерешенными проблемами и трудностями. В беседах с подростком родители должны его настраивать на «оптимистическую установку», вселять уверенность в достижении поставленных целей.

Слайд 15

Новые дела Родителям важно вместе с подростком ежедневно узнавать что-то новое и полезное, выполнять то, чем раньше не занимались (подойдет увлечение любым хобби, совместные прогулки или чтение и обсуждение книг).

Слайд 16

Соблюдение режима дня Достаточный и полноценный сон, своевременное и правильное питание, продолжительные прогулки на свежем воздухе и активные движения (спортивные игры).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аддиктивное поведение в подростковом возрасте

Подборка материалов в помощь классным руководителям для проведения тематических родительских собраний и  классных часов...

Родительское собрание на тему: "Суицидальное поведение в подростковом возрасте".

Цель: оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида.     Задачи:1.     Расширить знания родителей о причинах, признаках и характе...

Презентация к родительскому собранию "Суицидальное поведение в подростковом возрасте"

В презентации раскрывается понятие суицида, приведены основные мотивы суицидального поведения подростков, характерные признаки готовности у суициду, а также приведены рекомендации по предотвращению су...

Суицидальное поведение в подростковом возрасте.

Индикаторы суицидального поведения подростков (признаки, причины, профилактика)....

Программа психолого –педагогического сопровождения замещающей семьи с нарушением поведения ребенка подросткового возраста «Доверие»

Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?П...