Психолого-педагогические игры для старших школьников коррекционной школы.
материал по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Данный материал для работы психологам, педагогам спеиальных (коррекионных) школ с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ОВЗ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая игра по профилактике правонарушений
"НАЙДИ РЕШЕНИЕ"
для учащихся специальной / коррекционной/
общеобразовательной школы с умственной отсталостью /интеллектуальными нарушениями/
Цель игры : Формирование начальной правовой грамотности, профилактика правонарушений среди подростков.
Задачи :
- Познакомить учащихся с основными правами, записанными во Всеобщей декларации прав человека.
- Сформировать понимание изученных прав на примере русских народных сказок
- Дать общее представление о статьях УК РФ ( по теме игры ).
- В игровой форме обсудить и разобрать психологические ситуации, возникающие в жизни.
- Подвести итоги изученного материала, сделать выводы.
Подготовка к игре:
- Прочитать книгу Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. " Ваши права " - М.: "Вита - Пресс", 1996.
- Выписать на доске основные права, которые необходимо знать по теме игры.
- Сделать выписки статей из УК РФ. Для каждой команды играющих должны быть свои сноски со статьями.
- Подготовить для игры конвертики с психологическими ситуациями.
- Подготовить для игры листочки с заданиями.
- Проработать материал по русским народным сказкам.
- Подготовить задания для творческих конкурсов.
ХОД ИГРЫ:
Учащиеся одного класса делятся на две команды. Ведущий - психолог начинает игру со вступительного слова о том, чему посвящена игра. Кратко рассказывает о Декларации прав человека; о Правах и обязанностях граждан, о том, что каждый человек должен выполнять обязанности и пользоваться правами
ПСИХОЛОГ: Добрый день, дорогие ребята! Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы: "Что люди могут делать и что не могут?", "Что они обязаны делать, а чего не обязаны?", "На что они имеют право и на что не имеют?" И люди взялись за решение этих главных вопросов в беседах между собой, с помощью различных религий, международных переговоров, в битвах и войнах, а иногда даже и в драках. В конце концов людям удалось решить Главные вопросы и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Она принята большинством государств нашего мира.
Декларация - свод общих правил, который разработан и принят большинством государств. Эти правила позволяют людям жить в мире и согласии.
(Из Декларации прав человека):
- СТАТЬЯ 1 : Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.
- СТАТЬЯ 2 : Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашёнными Декларацией прав человека, независимо от национальности, языка, расы, пола, религии, социального происхождения, богатства или бедности.
- СТАТЬЯ 3 : Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
- СТАТЬЯ 4 : Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению.
- СТАТЬЯ 5 : Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищён законом.
- СТАТЬЯ 6 :
Каждый человек имеет право владеть имуществом.
Никого нельзя произвольно лишать его имущества. - СТАТЬЯ 7 : Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь, посягательства на честь и репутацию.
- СТАТЬЯ 8 : В случае нарушения основных прав человека, предоставленных законом, каждый человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда.
Психолог : С основными правами граждан мы познакомились, а сейчас начнётся самая интересная часть - Мы переходим с вами к конкурсам. Используя изученные права, нужно будет решить психологические ситуации. В конкурсах сегодня принимают участие 2 команды. Придумайте названия своим командам.
1 КОНКУРС - Угадай сказку.
Ребятам зачитывается отрывок из сказки. Нужно отгадать из какой сказки был отрывок. О каких правах или обязанностях говорится.
2 КОНКУРС - Путешествие по русским народным сказкам - 1.
( С предложенными вариантами ответов ).
Участникам игры вручаются конвертики, в которых даны ситуации из известных сказок. Из предложенных вариантов ответов, используя Декларацию прав, нужно найти правильный ответ.
3 КОНКУРС - Путешествие по сказкам - 2.
( Без вариантов ответов ).
Ребятам необходимо найти самим правильное решение данных им ситуаций.
Психолог рассказывает об УК РСФСР. Говорит о том, какие статьи и сколько имеется в Кодексе, что нельзя нарушать их, а если кто-нибудь сделает это, то будет сурово наказан.
Учащимся раздаются выписки из УК, касающиеся темы занятия. ( см. в ПРИЛОЖЕНИИ к игре ). Затем проводится следующий конкурс.
4 КОНКУРС - " Найди решение -- 1 ".
( С предложенными вариантами ответов ).
Учащимся даются ситуации из обыденной жизни. Используя статьи из УК, они должны ответить на поставленные вопросы и найти решение ситуации.
Вопросы к данному конкурсу :
- Является ли преступлением данная вам ситуация ? Какие действия вообще вы считаете преступными ?
- Кто является участником ? Виновны ли они ?
- Были ли соучастники ? В какой мере они виновны ?
- Уголовно наказуемы или нет соучастники преступления ?
- Что такое " Предварительный сговор " ? Был ли предварительный сговор в данной ситуации ?
5 КОНКУРС - " Найди решение - 2 ".
( Без вариантов ответов ).
Учащимся также даются ситуации из обыденной жизни, но вот решение данных ситуаций им предстоит найти самим, используя Декларацию прав человека и статьи УК РСФСР.
6 КОНКУРС - Пантомима.
Дается тема. Участники игры показывают сценку без слов. Команда соперников пытается угадать, что изобразила 1 команда.
7 КОНКУРС - Собери пословицу.
Каждой команде даются карточки, на которых написаны отдельные слова. Психолог предупреждает, что это части одной пословицы. Их надо собрать, сложить и прочитать хором, что это за пословица, что она означает по смыслу.
Психолог : Подводит итоги игры. Ещё раз ребята повторяют основные права граждан. Выявляется команда-победительница. Проходит награждение участников.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
ВИДЫ НАКАЗАНИЯ
которые можно применить к участникам преступных действий.
- Штраф
- Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности
- Лишение специального, воинского или Почётного звания, Государственных наград
- Обязательные работы
- Исправительные работы
- Ограничение по военной службе
- Конфискация имущества
- Ограничение свободы
- Арест
- Содержание в дисциплинарной воинской части
- Лишение свободы на определённый срок
- Пожизненное лишение свободы
- Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра
- Принудительное наблюдение и лечение в психиатрическом стационаре общего, специального типа, в стационаре с интенсивным наблюдением
--------------------------------------------------------------------------------------------------
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
ОТРЫВКИ ИЗ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК
Которые можно использовать при проведении Конкурса № 3.
- … Лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке, да по рыбке…
("Лисичка-сестричка и серый волк ")
- … кричит лиса с печи : " Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам !". Идёт опять зайчик по дороге и плачет.
("Лиса, заяц и петух ")
- … ушла коза в лес, а волк прибежал и спрашивает :
Козлятушки, ребятушки,
Отопритесь, отворитесь!
Ваша мать пришла, молока принесла !
Козлята отперли дверь, а волк вбежал в избу и всех поел, только один козлёночек в печь улез.
("Волк и 7 козлят ")
- …Смотрит волк, а бабы идут за водой и кричат завидев серого: " Волк, волк ! Бейте его, бейте его ! ". Прибежали и начали его колотить.
("Лисичка - сестричка и серый волк ")
--------------------------------------------------------------------------------------------------
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.
ВЫПИСКИ
Из Уголовного Кодекса РФ к игре
по теме : " Право на собственность и личную неприкосновенность ".
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ.
СТАТЬЯ 108.
Убийство, совершённое при превышении пределов необходимой обороны, либо при превышении мер, необходимых для задержания преступника, наказывается ограничением ( лишением ) свободы на срок 2 - 3 года.
СТАТЬЯ 109.
Причинение смерти по неосторожности наказывается лишением свободы сроком до 3-х лет.
СТАТЬЯ 111.
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью наказывается лишением свободы от 2 до 8 лет.
СТАТЬЯ 112.
Часть 1. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью ( не опасного для жизни человека, но вызвавшего длительное расстройство здоровья ) наказывается арестом от 3 до 6 мес. Или лишением свободы сроком до 3-х лет.
Часть 2. То же деяние, совершённое с особой жестокостью группой лиц (по предварительному сговору) из хулиганских побуждений наказывается сроком лишения свободы до 5 лет.
СТАТЬЯ 113.
Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (опасного для жизни) в состоянии аффекта, вызванного насилием, издевательством, оскорблением со стороны потерпевшего наказывается лишением свободы на срок до 2-х лет.
СТАТЬЯ 116. ПОБОИ.
Нанесение побоев или совершённых насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий наказывается штрафом до 100 мин. РОТ, либо исправительными работами на срок до 6 мес.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ.
1. Кража - то есть тайное хищение чужого имущества наказывается штрафом в размере от 200 до 700 мин РОТ или в размере оплаты труда от 2-х до 7 мес., или лишением свободы на срок до 3-х лет.
2. Кража - совершённая группой лиц, по предварительному сговору, неоднократно, с незаконным проникновением в жилище, наказывается штрафом от 700 мин. РОТ ; лишением свободы от 2-х до 6 лет со штрафом до 50 мин. РОТ.
3. Кража в крупном размере, совершенная группой лиц, наказывается лишением свободы от 5 до 10 лет с конфискацией имущества.
СТАТЬЯ 159.
Мошенничество, то есть хищение чужого имущества путём обмана или злоупотребления доверием наказывается исправительными работами на срок от 1 года до 2-х лет; лишением свободы до 3-х лет.
СТАТЬЯ 161.
Грабёж, то есть открытое хищение чужого имущества наказывается лишением свободы до 4-х лет.
СТАТЬЯ 162.
Разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершённый с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо с применением такого насилия наказывается лишением свободы от 3-х до 8 лет, группой - от 8 до 15 лет.
СТАТЬЯ 163.
Часть 1. Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества под угрозой применения насилия, либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего наказывается лишением свободы до 3-х лет или до 50 мин. РОТ.
Часть 2. Вымогательство, совершённое группой лиц по предварительному сговору наказывается лишением свободы от 3-х до 7 лет.
СТАТЬЯ 167.
Умышленное уничтожение или повреждение имущества наказывается штрафом в размере от 50 до 100 мин. РОТ.
СТАТЬЯ 168.
Уничтожение или повреждение чужого имущества по неосторожности наказывается штрафом
- в крупных размерах - от 200 мин. РОТ или исправительными работами до 1 года, или лишением свободы до 2-х лет.
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИГРА
"КАПЕЛЬКИ СОЛНЦА"
для учащихся 5-9 классов специальной / коррекционной/
общеобразовательной школы с умственной отсталостью /интеллектуальными нарушениями/
Цели игры: Активизация, полученных в ходе обучения учащимися, знаний по школьным предметам, коррекция познавательных процессов. Диагностика межличностных отношений в классных коллективах.
Участники: В игре принимают участие учащиеся 5 - 9 классов. Игра проходит между классами по параллелям. К участию в игре допускаются все учащиеся без исключения. Количество участников игры соответствует количеству учащихся каждого класса.
Время и сроки проведения : Игру " Капельки солнца " можно проводить 2 раза в учебном году: в начале и в конце года, используя её для диагностики имеющихся у учащихся знаний. Для поддержания интереса и коррекции познавательных процессов содержание имеющихся заданий необходимо изменять.
Условия проведения: Все участники игры собираются в указанном месте вместе со своими классными руководителями. Все классные коллективы, пришедшие на игру, становятся её участниками.
На переднем плане висит изображение "Солнышка". На его лучиках написаны названия всех конкурсов, которые будут проходить. В ходе игры участники снимают по одному лучику и участвуют в том конкурсе, который написан на нём.
Ведущий игры: (объясняет ребятам условия игры) Дорогие ребята. Вот и подходит к концу первое полугодие и сегодня мы с вами подведем итоги учебы и работы. Вы две четверти учились, набирали новые знания, изучали новые предметы, участвовали в спортивных играх, соревнованиях, трудовых десантах, ходили в кино, на экскурсии. Сегодня мы вместе с вами отправимся с вами в необыкновенное путешествие, в котором примут участие все присутствующие здесь. Даже наши учителя примут участие в нашей интересной игре. Каждой команде сейчас будут даны конвертики с вложенными в них листочками. На листках написаны роли. Вы сами должны выбрать, какую роль будете играть в нашей сегодняшней игре.
Роли для участников 4 - 6 классов:
- Спортсмен
- Математик
- Литератор
- Музыкант
- Фантазер - сказочник
- Спонсор
- Жюри
- Эколог
- Мудрец (капитан)
Роли для участников 7 - 9 классов:
- Эколог
- Спортсмен
- Математик
- Историк
- Литератор
- Географ
- Фантазер - сказочник
- Спонсор
- Жюри
- Мудрец (капитан)
В распределении ролей классные руководители участия не принимают. Учащиеся работают самостоятельно. В процессе распределения ролей можно увидеть: насколько ребята умеют самостоятельно работать в группе, принимать решения; есть ли в классном коллективе лидер; есть ли учащиеся, отстраняющиеся от участия в игре ( замкнутые и изолированные ). После того, как ребята распределили роли, идут соревнования по всем выбранным специальностям.
Члены жюри, спонсоры занимают места так, чтобы им было хорошо видно проходящие соревнования.
Ведущий начинает соревнования для участников. Звучит колокольчик. Это звонок для наших математиков. Итак, просим выйти тех, кто принимает участие в нашем первом конкурсе.
1 КОНКУРС : Задания для игроков МАТЕМАТИКОВ: ( Логические задачки, загадки, ребусы и т.д.)
2 КОНКУРС : " Историков " (1 вариант. Дается описание какого - то события, к нему необходимо подобрать название 2 вариант. Из цепочки дат выбросить лишнюю 3 вариант. Дается список наименований. Из него необходимо вычеркнуть то, чего не было в древности на Руси)
3 КОНКУРС : " Литераторов " (1 вариант. Участникам конкурса предлагается отрывок из произведения, необходимо вспомнить автора и название или 2 вариант. Каждый участник читает отрывок из любимого стихотворения и ему дается пара слов из которых он должен составить четверостишье. Например: палка - галка )
ОТРЫВКИ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО КОНКУРСА:
4 - 5 классы:
1. " Жила на свете толстая игла. Но она считала себя тонкой. - Смотрите, держите меня хорошенько! - сказала толстая иголка, обратившись к пальцам, которые хотели её взять."
(Г. Х. Андерсен "Гордая игла")
2. " Один царь захотел сам узнать правду ли ему говорили, что в одном из городов есть праведный судья, что он сразу узнает правду и что от него ни один плут не может укрыться "
(Л. Толстой "Праведный судья")
3. " Царь с царицею простился
В путь - дорогу снарядился
И царица у окна села ждать его одна "
( А. С. Пушкин " Сказка о мертвой царевне..." )
4. " Сквозь волнистые туманы пробирается луна,
На печальные поляны льёт печальный свет она "
( А. С. Пушкин " Зимняя дорога " )
6 - 7 классы:
1. "В то лето розы цвели особенно пышно. Один раз Кай и Герда рассматривали книжку с картинками - зверями и птицами. - Ай ! - вскрикнул вдруг мальчик. Меня кольнуло прямо в сердце, и что-то попало в глаз!"
(Г. Х. Андерсен " Снежная королева ")
2. "Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать."
( А. П. Чехов " Ванька " )
3. "Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин. Пришло ему раз письмо из дома. Пишет ему старуха мать. Стара я уже стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка ".
(Л. Н. Толстой " Кавказкий пленник")
4. "Ветер весело шумит, судно весело бежит,
Мимо острова Буяна, к царству славного Салтана,
И желанная страна вот уж издали видна "
(А. С. Пушкин " Сказка о царе Салтане...")
4 КОНКУРС :" Экологов " ( загадки и вопросы о животных и природе )
5 КОНКУРС : " Спортсменов " (Троеборье: 1. Силачи - соревнования на руках: кто сильнее; 2. Кинуть лист бумаги в зал - у кого дальше; 3. Ветродуй - дунуть фантик до определенного расстояния )
6 КОНКУРС : " Фантазеров - сказочников " (Соревнование по типу Блеф - клуба: 1 вариант: придумать или вспомнить случай из жизни и представить его так, чтобы соперник сказал верит он в него или нет ; или 2 вариант. Придумать продолжение сказки по заданному сюжету, например: "Ты отправился в путешествие на комфортабельном лайнере и вдруг налетел ураган. Шторм достигал 9 - 10 баллов. Ваше судно потерпело крушение и тебя, после долгих скитаний по морю, выбросило на необитаемый остров..." ; или 3 вариант. Придумать сказку по уже имеющимся сказочным персонажам. (Например: заяц, волк, царевна Несмияна, кот Базилий, Митрофанушка, Чудо - юдо лесное беззаконное).
7 КОНКУРС " Музыкантов " (Разминочный тур: Каждый участник исполняет по 1 куплету своей любимой песни. 1. Соревнование по типу " Кольцовка песен ": участники поют по 1 куплету песни по очереди, пока кто - нибудь из них не остановится. 2. Спеть 1 куплет известной детской песни "Жили у бабуси ", заменив гласные во всех словах на " Я ", можно обыграть таким образом: Вы известный музыкант из Японии и приехали в Россию со своим концертом. В этой стране очень любят делать акцент на " Я ", Второму игроку дается задание изменить все гласные на " Ю " (оговаривая, что он гость из Франции).
8 КОНКУРС "Мудрецов" - капитанов
1 вариант. Идут соревнования по принципу игры "Устами младенца". Дается описание события, человека, предмета. Кто из игроков первым догадается:
Это бывает каждый год. Каждый человек ждет этого, особенно дети...
Детям тогда очень весело, а людям постарше - не очень, ну , а дедушкам и бабушкам бывает грустно.
Когда это бывает, мама с утра у плиты. В этот день много подарков, сюрпризов и цветов. Обязательно нужны свечи, и с утра нужно беречь уши, если это твой день.
2 вариант. Задание для команд. Игра " Чехарда ". Расставить полоски словосочетаний по порядку:
Злой кабан | сидел на ветке |
Задание для игроков: Составить пословицу из частей.
После правильной расстановки должно получиться:
Злой кабан точил клыки,
Пароход давал гудки,
Соловей сидел на ветке,
Дикобраз томился в клетке.
Кошка хвостик свой ловила,
Маша физику учила,
Буратино все поел блины,
Портной сшил себе штаны.
Ёж гонялся за мышами,
Чиж летал под облаками,
Рак усами шевелил.
Стол накрыт к обеду был,
Чайник булькал на костре,
Мальчик прыгал во дворе
После окончания всех конкурсов подводятся итоги. Учащиеся подсчитывают количество набранных букв. Побеждает команда, набравшая большее количество букв. Далее каждая команда составляет слово. Должно получиться у одной команды : "КАПЕЛЬКИ", у другой команды "СОЛНЦА". Таким образом учащиеся узнают название игры " Капельки солнца ". Победители игры получают в подарок карамель "Капелька".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА. Психолого - педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков
Перед тем, как требовать от ребенка, чтобы он реже проявлял агрессивные формы поведения, необходимо чтобы подросток обладал определенным уровнем социального интеллекта, то есть умел справляться с соци...
Учебно-методические материалы по этике для старших школьников коррекционной школы VIII вида
Теоретико-практические задания по этике для учащихся 10-х классов коррекционной школы VIII вида к разделу "Средства этикетного общения"; для учащихся 11-х классов по теме "Понятие об этике как науке"...
конспект урока в коррекционной школе психолого-педагогической поддержке.Урок по теме"Дорога в школу".
Тема: «Дорога в школу».Цель: обеспечить усвоение правил дорожного движения, которыми можно пользоваться по дороге в школу.Задачи: 1. Обобщить правила перехода улиц ...

Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старших школьников
Существование проблемы профессионального самоопределения связано с противоречием между системой внешних стимулов, характеризующих современную практику работы школ, и системой реально действующих мотив...
Статья "Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности одаренных школьников в условиях сельской общеобразовательной школы "
В статье раскрывается опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению исследовательской и проектной деятельности школьников....
«Психолого-педагогические особенности развития учащихся старшего школьного возраста»
Эффективность обучения иностранному языку в школе, в большей степени, зависит от того, насколько его методы, формы и приемы ориентированы на возрастные особенности учащихся....

Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старших школьников
Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старших школьников...
