Комбинированное занятие педагога-психолога со старшеклассниками "Характер человека"
план-конспект занятия по психологии (8, 9, 10, 11 класс)
Ведущие идеи занятия: Наглядно и метафорично донести жизненные уроки, способствуя рефлексии и личностному росту;
Помочь в формировании ценностных ориентиров; повышать жизнестойкость.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.33 КБ | |
| 21.84 КБ | |
| 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Характер человека»
Занятие из Программы внеурочной деятельности, разработанной педагогом-психологом Фиклистовой Л.Г. «Я – кадет!»
Цель:
1. Раскрыть понятие характера через художественные образы (стихи, прозу, притчи).
2. Обсудить влияние трудностей на формирование характера.
3. Стимулировать саморефлексию: какие черты характера есть у меня
Задачи:
1.Образовательные:
- Ознакомить с понятиями «Характер», «Черты характера»;
- Способствовать осознанию собственных черт характера
2. Развивающие:
- Развивать навык самоанализа и самовоспитания
- Повысить интерес к теме литературным произведением
3. Воспитательные:
- Воспитывать нравственные основы взаимодействия людей в обществе;
- Формировать иерархии ценностей
- Мотивировать к самосовершенствованию и управлению своими чертами характера
Ход занятия:
Здравствуйте! Сегодня
1. Вступление
Приветствие:
"Здравствуйте, ребята! Для начала я хочу прочесть вам стихотворение Эдуарда Асадова «Трусиха». Послушайте внимательно и подумайте, о чем идёт речь?»
(Чтение стихотворения)
Эдуард Асадов «Трусиха»
Шар луны под звездным абажуром
Озарял уснувший городок.
Шли, смеясь, по набережной хмурой
Парень со спортивною фигурой
И девчонка — хрупкий стебелёк.
Видно, распалясь от разговора,
Парень, между прочим, рассказал,
Как однажды в бурю ради спора
Он морской залив переплывал,
Как боролся с дьявольским теченьем,
Как швыряла молнии гроза.
И она смотрела с восхищеньем
В смелые, горячие глаза…
А потом, вздохнув, сказала тихо:
— Я бы там от страха умерла.
Знаешь, я ужасная трусиха,
Ни за что б в грозу не поплыла!
Парень улыбнулся снисходительно,
Притянул девчонку не спеша
И сказал: — Ты просто восхитительна,
Ах ты, воробьиная душа!
Подбородок пальцем ей приподнял
И поцеловал. Качался мост,
Ветер пел… И для нее сегодня
Мир был сплошь из музыки и звёзд!
Так в ночи по набережной хмурой
Шли вдвоем сквозь спящий городок
Парень со спортивною фигурой
И девчонка — хрупкий стебелек.
А когда, пройдя полоску света,
В тень акаций дремлющих вошли,
Два плечистых темных силуэта
Выросли вдруг как из-под земли.
Первый хрипло буркнул: — Стоп, цыпленки!
Путь закрыт, и никаких гвоздей!
Кольца, серьги, часики, деньжонки —
Все, что есть, — на бочку, и живей!
А второй, пуская дым в усы,
Наблюдал, как, от волненья бурый,
Парень со спортивною фигурой
Стал спеша отстегивать часы.
И, довольный, видимо, успехом,
Рыжеусый хмыкнул: — Эй, коза!
Что надулась?! — И берет со смехом
Натянул девчонке на глаза.
Дальше было всё как взрыв гранаты:
Девушка беретик сорвала
И словами: — Мразь! Фашист проклятый! -
Как огнём детину обожгла.
— Комсомол пугаешь? Врешь, подонок!
Ты же враг! Ты жизнь людскую пьёшь! -
Голос рвется, яростен и звонок:
— Нож в кармане? Мне плевать на нож!
За убийство — стенка ожидает.
Ну, а коль от раны упаду,
То запомни: выживу, узнаю!
Где б ты ни был, все равно найду!
И глаза в глаза взглянула твердо.
Тот смешался: — Ладно… тише, гром…-
А второй промямлил: — Ну их к чёрту! —
И фигуры скрылись за углом.
Лунный диск, на млечную дорогу
Выбравшись, шагал наискосок
И смотрел задумчиво и строго
Сверху вниз на спящий городок,
Где без слов по набережной хмурой
Шли, чуть слышно гравием шурша,
Парень со спортивною фигурой
И девчонка — слабая натура,
«Трус» и «воробьиная душа».
2. Анализ стихотворения
Вопросы для обсуждения:
- Какая главная героиня в этом стихотворении? Как автор её описывает?
- Почему её называют "трусихой"? Была ли она на самом деле трусливой?
- Какой поступок изменил ваше мнение о ней?
- Как одним словом можно назвать все эти определения?
- Какие черты характера проявила героиня в критической ситуации?
Вывод: Именно характер станет сегодня темой нашей беседы. В ходе занятия мы узнаем. Каким бывает характер, как люди отличаются друг от друга и почему, проведем тестирование и самоанализ ваших свойств характера.
Начнем с определения этого термина. (презентация)
3. Теоретическая часть
Что такое характер?
- Это совокупность устойчивых черт личности, которые влияют на поведение.
- Формируется под влиянием воспитания, среды и собственных усилий.
Характер — это не только повседневные привычки, но и то, как человек ведёт себя в сложных ситуациях. Иногда люди кажутся слабыми, но в решающий момент проявляют смелость и силу духа.
Основные группы черт характера:
1. Волевые (решительность, настойчивость, смелость).
2. Эмоциональные (доброта, отзывчивость, вспыльчивость).
3. Интеллектуальные (любознательность, сообразительность).
Можно ли сказать, что человек рождается с характером?
Можно ли изменить характер?
- Да, но это требует осознанности и работы над собой.
Воля - способность человека сознательно контролировать своё поведение, владеть собой, управлять своими действиями, преодолевать трудности в достижений.
- сила воли — это навык подавления нежелательных мыслей, чувств или импульсов;
- сила воли — это регулирование человеком собственного поведения, требующее сознательности и усилий;
- а также сила воли — это способность использовать «холодную» (рациональную) когнитивную систему поведения, а не «горячую» эмоциональную.
По сути, воля человека состоит из усилий, которые мы совершаем для реализации задуманного. В этом контексте сила воли — важная составляющая мотивационно-волевой сферы личности.
Какие внутренние препятствия могут возникать для становления характера, силы воли? (лень, страх)
4. Практическое упражнение
Тест «Самооценка силы воли»
Тест разработан и описан Н.Н.Обозовым в 1997 году и предназначен для изучения обобщенной характеристики проявления силы воли.
Инструкция:
Предложено 15 вопросов на которые можно ответить «да», «не знаю» или «бывает», «случается» и «нет».
Если вы ответили «да» - присваивается 2 балла;
«не знаю» или «бывает», «случается» - 1 балл;
«нет» - 0 баллов.
При последовательном ответе на вопросы от 1 до 15 необходимо сразу суммировать набираемые баллы
Текст опросника:
да | не знаю, бывает, случается | нет | ||
1 | В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, не зависимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней? | |||
2 | Преодолевали ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (Н: пойти на дежурство в выходной день) | |||
3 | Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе (учебе) или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки на столько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью? | |||
4 | Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны? | |||
5 | Найдете ли вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером? | |||
6 | Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания? | |||
7 | Быстро ли вы отвечаете на письма? | |||
8 | Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения? | |||
9 | Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам рекомендовал врач? | |||
10 | Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам енмало хлопот, являетесь ли вы человеком слова? | |||
11 | Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо? | |||
12 | Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел? | |||
13 | Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным должникам? | |||
14 | Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это? | |||
15 | Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны? |
Обработка и интерпретация результатов:
Подсчитывается общая сумма набранных баллов. Если она находится в пределах:
От 0 до 12 баллов – у Вас слабая сила воли. Вас легко переубедить. Однако, знание своих «слабых мест» делает человека более сильным. Работайте над собой, совершенствуя свою волевую регуляцию.
От 13 до 21 баллов – у Вас сила воли средняя. В различных ситуациях Вы действуете по-разному, иногда проявляя чудеса уступчивости и податливости, а иногда – настойчивость и упорство. Именно в этой мобильности и неодинаковости заключается Ваша привлекательность в общении и делах.
От 22 до 30 баллов – у Вас большая сила воли. Вы волевой человек. Однако помните, что вы не одни, а уступки, компромиссы и переговоры тоже приводят к успеху в общении и делах.
5. Притча о кофе (презентация)
Однажды к мудрецу за советом пришёл человек, который считал, что судьба к нему несправедлива: несчастья сыпались на него одно за другим. При этом пришедший посетитель просто не знал, как ему реагировать на удары судьбы, считая себя самым обделённым человеком на свете.
Выслушав несчастного, мудрец помолчал несколько минут, затем, всё также не произнеся ни слова, взял три посудины, наполнил их водой из-под крана, затем поставил на огонь.
Когда вода закипела, в одну посудину опустил морковь, в следующую – яйцо, в третью бросил несколько ложек кофейного порошка.
Спустя несколько минут, достав из воды продукты, спросил у визитёра: «Что изменилось, с твоей точки зрения?» Человек, немного подумал и ответил: «Морковь и яйцо сварились, а кофе растворился в воде…»
Мудрец ответил, что это лишь поверхностный взгляд на происшедшее. «На самом деле, — сказал он, — морковь, которая кипела несколько минут в кипящей воде, сильно размягчилась. Яйцо, побывшее в такой же воде, наоборот, затвердело. Вот также происходит и с людьми. Кипяток – это сложные жизненные обстоятельства, люди, попавшие в них, меняются: одни становятся мягкими и слабыми, могут даже погибнуть под ударами судьбы. Другие – твердеют и становятся заметно сильнее, обстоятельства закаляют их, они проходят успешно испытание на прочность». «А кофе тут причём?» — поинтересовался визитёр.
Мудрец расцвёл улыбкой и ответил: «А это самое интересное. Кофе, попав в кипяток, превратил пресную воду в дивный и ароматный напиток, крепкий и изысканный. Так и некоторые люди, столкнувшись с трудностями, берут ситуацию в свои руки и превращают её во что-то новое и полезное для своего опыта и жизненной мудрости. По-настоящему владеют ситуацией только те люди, которые, столкнувшись с трудностями, вопрошают не «За что?», а «Для чего?» Это помогает им вовремя ориентироваться и владеть ситуацией, заставляя её работать себе во благо».
Желаю вам всем, как эти зерна кофе, которые попадая в любые обстоятельства изменяют их и преображают этот мир!
6. Заключение
"Характер — как пластилин: его можно «лепить» всю жизнь. Важно не бояться работать над собой, как героиня стихотворения, которая нашла в себе силы преодолеть страх. Помните, даже маленькие шаги к изменениям делают нас лучше!"*
7. Рефлексия:
- Что нового узнали?
- Какие черты характера вы цените в людях?
Может ли человек сам изменить свой характер?
Что нужно для этого?
Что запомнилось из сегодняшнего занятия более всего?
Что заставило тебя задуматься?
Остались ли еще вопросы? (отвечаю на вопросы)
Участникам дарятся буклеты на память о занятии.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта комбинированного занятия по программе «Я –кадет!»
Паспорт занятия
тема | ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА | ||
направление | Духовно-нравственное развития кадет. Формат: комбинированное занятие (литература + психология) | ||
целевая группа | подростки 14-18 лет | ||
продолжительность | 45-60 мин | ||
дата | |||
педагог-психолог разработчик | Фиклистова Л.Г. | ||
цели | 1. Раскрыть понятие характера через художественные образы (стихи, прозу, притчи). 2. Обсудить влияние трудностей на формирование характера. 3. Стимулировать саморефлексию: какие черты характера есть у меня | ||
задачи | 1.Образовательные: - Ознакомить с понятиями «Характер», «Черты характера»; - Способствовать осознанию собственных черт характера 2. Развивающие: - Развивать навык самоанализа и самовоспитания - Повысить интерес к теме литературным произведением
| ||
ведущие идеи занятия |
| ||
Основные понятия | «Характер», «Самовоспитание», «Сила воли», «Жизненные трудности», «Стрессоустойчивость» | ||
используемые средства | Презентация (видеоролик о характере), бланки тестов Кеттела, рабочие листы, | ||
метод | Коммуникативно - диалоговые технологии: лекция, убеждения, беседа с элементами обсуждения; игровые упражнения, тренинговые упражнения | ||
форма | внеурочное занятие по программе «Я – кадет!» | ||
ожидаемые результаты | Участники осознают свои характерные черты Сформировано понимание многообразия характеров и их влияние на общение Повышение мотивации к саморазвитию | ||
предполагаемый результат в аспекте формируемых УУД | ЛичностныеУУД: 1.Развивать умения выказывать своё отношение к окружающему, выражать свои эмоции. 2. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД: 1. Развивать умения высказывать своё предположение на основе выполненных упражнений. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1. Развивать умения слушать и понимать других.
Познавательные УУД:1 Развивать умения извлекать информацию из текстов. 2. Развивать умения делать выводы на основе анализа речевого материала. 3. Находить ответы на вопросы, вызванные определенной ситуацией. | ||
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП | |||
этап | продолжительность | конспект занятия | формируемые УУД |
| 5 | Ритуал приветствия | создание психологически комфортной и доброжелательной обстановки на занятии |
| 8 | Введение, которое поможет учащимся сформулировать тему занятия самим (проблемный момент, активизирующий интерес и мотивацию к работе). 1.Учащиеся заслушивают Стихотворение Э.Асадова «Трусиха» 2.Рефлексия: -Что вы можете сказать о героях Э.Асадова? -Какие эмоции вызывают поведение парня и девушки? -О чем могут говорить поступки этих молодых людей? Как одним словом можно назвать все эти определения? 3. Просмотр презентации с мини-лекцией о предоставлением понятий по теме. 4. Рефлексия; -Можно ли сказать, что человек рождается с характером? -Как вы думаете – изменяется ли характер человека в течение жизни? -Что может повлиять на становление характера? -Какие внутренние препятствия могут возникнуть при становлении положительных черт характера? -Когда человек не может держать себя в руках и управлять своей судьбой? | Актуализировать знания по теме; расширять представления о понятии Характер Подведение учащихся к определению темы занятия! |
| 15 | Просмотр слайдов презентации Подведение учащихся к выводу: Истинная сущность человека проявляется в испытаниях (как зерна кофе в кипятке) Рефлексия: - Как ты можешь стать «кофе»? - Какие «рецепты» преодоления трудностей вы знаете? - На что ты похож в трудной ситуации: на морковь, яйцо, кофе? | Обсуждение притчи создает атмосферу доверия и помогает учащимся осознать свои реакции на стресс и трудности |
| 10 | Учащиеся заполняют бланки, затем интерпретируют результаты в парах. Рефлексия: добровольно делятся результатами. | Участники осознают свои характерные черты. Способствование повышению уровня психологической грамотности, расширение активного словаря. |
| 10 | Цель какие черты характера я хочу развить? Помочь учащимся рефлексировать сильные и слабые стороны своего характера. Понять , как эти черты влияют на их жизнь, | Практический выход: Учащиеся не просто описывают себя, а намечают шаги для изменений. |
| 10 | Подведение учащихся к мысли: Когда приходят испытания, человек может стать мягким, как морковь, ожесточиться , как яйцо, или подобно кофе, изменить обстоятельства вокруг себя. Учащиеся находят примеры из жизни, в кино или в истории «кофейного» человека. описывают стретегию поведения. Важно: избегать назидательного тона. Акцент на выборе и возможностях, а не на осуждении. | Создание атмосферы для размышления. Формирование ассоциаций (например: горький, но бодрящий). |
РЕФЛЕКСИЯ | |||
-систематизация информации; -исправление предшествующих представлений; | Словесные: диалог; наглядные методы Задает вопросы
| Делают выводы, отвечают на вопрос. Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями; самооценка достигнутых результатов | личностные учатся не просто высказывать, но и аргументировать свое высказывание регулятивные осуществляют взаимный контроль и взаимную помощь по ходу ответов коммуникативные сохраняют доброжелательное отношение друг к другу в ситуации противоречия высказываний |
Предварительный просмотр:
Самоанализ психологического занятия «Характер человека»
Формат: комбинированное занятие (литература + психология)
Целевая группа: подростки 14–18 лет
Длительность: 40- 60 минут
1. Достижение целей
Запланированные цели:
1. Раскрыть понятие характера через художественные образы (стихи, прозу, притчи).
2. Обсудить влияние трудностей на формирование характера.
3. Стимулировать саморефлексию: какие черты характера есть у меня?
Результаты:
- Сильные стороны:
- Удалось интегрировать разные форматы (стихи, прозу, притчу), что поддерживало интерес.
- Учащиеся активно провели параллели между героями («Трусиха» из стихотворения Э.Асадова → А. Мересьев → метафора кофе).
- На этапе обсуждения многие задумались: «А как бы я поступил на месте Мересьева?».
- Слабые стороны:
- Стихотворение Асадова вызвало неоднозначную реакцию: некоторые сочли его «устаревшим». Нужно подбирать более современные аналоги.
- Не все смогли связать притчу о кофе с реальной жизнью. Требуются конкретные примеры (например, истории известных людей).
2. Методы и организация
Что удалось:
- Сочетание искусства и психологии: Анализ повести о Мересьеве помог раскрыть тему силы воли, а притча о кофе —гибкости характера.
- Групповая дискуссия: Учащиеся сравнивали героев, выделяя общие черты (упорство, адаптивность).
Что требует доработки:
- Тайминг: 60 минут оказалось мало. Стоит разделить занятие на 2 части:
1. Анализ произведений.
2. Практикум (например, тест на черты характера или ролевая игра).
- Интерактив: Не хватило визуализации. Можно добавить:
- Коллаж из цитат о характере.
- Видеофрагменты (например, отрывки из фильма «Движение вверх» для темы преодоления).
3. Психологическая атмосфера
- Эмоциональный отклик:
- История Мерисьева вызвала сопереживание (особенно у спортивных ребят).
- Притча о кофе разрядила обстановку после серьёзного обсуждения.
- Сложности:
- Некоторые стеснялись говорить о своих слабостях. В следующий раз начать с анонимных записок («Одна черта характера, которую я хочу изменить»).
4. Обратная связь от учащихся
- Понравилось:
- «История про лётчика была мощной!»
- «Притча про кофе — теперь буду вспоминать её в трудных ситуациях».
- Пожелания:
- «Хотелось бы больше современных примеров».
- «Можно ли разобрать негативные черты характера?».
5. Рекомендации для будущих занятий
1. Актуализация материала:
- Заменить стихотворение Асадова на что-то более релевантное (например, отрывки из «Над пропастью во ржи» Сэлинджера).
- Добавить кейсы из соцсетей (как блогеры преодолевают кризисы).
2. Практические инструменты:
- Тест «Какая ты кофейная метафора?» (юмористический, но с психологическим подтекстом).
- Упражнение «Письмо себе в будущее»: какие черты характера я хочу развить?
3. Связь с современностью:
- Обсудить, как характер проявляется в цифровом мире (например, троллинг vs. поддержка в соцсетях).
Итоговая оценка: 9/10
Плюсы: Глубокий анализ, междисциплинарный подход, высокая вовлечённость.
Минусы: Нехватка времени, недостаток интерактива, устаревшие тексты.
Коррективы:
- 80 минут вместо 60.
- 30% современного контента (видео, мемы, соцсети).
- Больше практики (тесты, игры).
Занятие получилось содержательным, но требует «апгрейда» под интересы Gen Z. Если добавить цифровые элементы — будет идеально!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированных занятий педагога-психолога и учителя- логопеда
Задачи работы педагога-психологаЗадачи работы учителя-логопедаОрганизационно-методическая работа...

Конспект занятия педагога-психолога с учащимися 5 класса
Открытое занятие педагога-психолога с учащимися 5-го класса....

Конспект занятия педагога-психолога с детьми ОВЗ "город ДРУЖБЫ"
Цель: формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников.Задачи: Продолжать обучать детей навыкам взаимодействия, сотрудничества;Закрепление навыка взаимодействия в парах;Развитие уме...

Конспект занятия педагога-психолога с детьми ОВЗ "город ДРУЖБЫ"
Цель: формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников.Задачи: Продолжать обучать детей навыкам взаимодействия, сотрудничества;Закрепление навыка взаимодействия в парах;Развитие уме...

Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда "Путешествие в чудесный лес"
Конспект интегрированного занятия педагога-психолога и учителя-логопеда для обучающихся с ОВЗ (1 класс)....

Методическая разработка коррекционного занятия педагога-психолога в сенсорной комнате "Звёздные фантазии в сенсорной комнате"
Сенсорная комната предоставляет огромную возможность для творчества и полёта фантазии воспитанников, но главная её функция развитие сенсорного, зрительного восприятия, благоприятное воздействие на нер...

План-конспект занятия (4 класс) на тему: Занятие педагога-психолога «Что рассказали нитки и пуговицы о моем настроении»
Цели: - развитие и гармонизация эмоциональной сферы учащихся; - понижение уровня психоэмоционального напряжения детей. Задачи: - снять эмоциональное и мышечное...
