Тренинг для педагогов: "Развитие навыков конструктивного общения"
консультация по психологии

Харчук Татьяна Юрьевна

Тренинг для педагогов: "Развитие  навыков  конструктивного  общения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг  с  педагогами: «Развитие  навыков  конструктивного  общения»

Здравствуйте  уважаемые  педагоги,  я  рада  вас  приветствовать. Приглашаю  вас  сегодня  к  разговору  на  тему: «Конструктивное  общение». Эту  тему  я  считаю  очень  важной,  т.к. общение  является  сутью  нашей  профессии.  И  от  того,  насколько  эффективно  нам  удается  это  общение  организовать,  зависит  не  только  самочувствие  наших  воспитанников,  но  и  наша  удовлетворенность  собой  как  профессионалом,  наша  самооценка  и наше  самочувствие.  

1.Для  начала  давайте поприветствуем друг  друга. (Цель  -  доброжелательно  настроить  участников  тренинга)

Встаем  в  круг.  Каждый  из  нас  делает  один  шаг  к  центру  круга,  называет  свое  имя  и  показывает  жест  приветствия  и  говорит  всем  пожелание.  Например  я  Анна,  желаю  всем  хорошей  недели.  

Народы  всех  стран  мира  придают  большое  значение  ритуалам  приветствия.  Которые  держатся  на  трех  ключах: это  приветствие,  имя,  улыбка. Как  важно  нам  в  своей  профессии  обладать  тремя  волшебными  ключами  с  коллегами,  детьми  и  родителями.

Конструктивное  общение – это  способность  донести  до  собеседника  свои  мысли  объективно,  без  каких  либо  оценочных  суждений,  с  уважением  к  чужой  точке  зрения.  Это  умение  говорить,  слушать  и  слышать  своего  оппонента. Важно  управлять  своими  эмоциями,  не  проявляя  бурной    реакции  на  сказанное  собеседником.  

Конструктивное  общение  состоит  из  умения  слушать,  правильно  разруливать  конфликты,  доброжелательность к  другим,  умение  не  навязывать  свое  мнение,  не  подавлять  в  общении  личность другого  человека,  спокойно  отстаивать  свою  точку  зрения  приводя  верные  аргументы.

Упражнение  «Лесенка  коммуникативного  мастерства»

Цель:  выявить  самооценку  своих  коммуникативных

навыков.

Задача  каждого   участника    поставить   себя   на   определенную ступеньку в   соответствии   со  своими   представлениями  как   участник   может  общаться   с   людьми.   В   конце   занятия   можно    повторить   это    упражнение.  

2.  Упражнение  «Через  стекло»

Цель: формирование   взаимопонимания    партнеров   по общению   на    невербальном    уровне.

Разбейтесь  на   пары.  Один   загадывает  текст  и  записывает   его  на  бумагу,  но  передает  эту  информацию  своему  собеседнику  с  помощью  мимики  и  жестов.  (завтра  сходим  в  кино?  Поедем  на  рыбалку? Принеси  мне  покушать.  Дай  пожалуйста  списать.  Помоги  подготовится  к  контрольной  работе).

3.  Упражнение«Передача  движения  по  кругу»

Цель:  совершенствование  навыков  координации  и взаимодействия   на   психомоторном   уровне; развитие   воображения   и   эмпатии.

Необходимо  изобразить  предмет  так  чтобы  все  его  поняли  и  передать   его  следующему  и  так  по  кругу.  В  конце   каждый   из   участников  называют  что  за  предмет   они   изображали.  

4. Упражнение  «Поменяйтесь  местами,  все  те  кто…»

Цель: снять  напряжение, подвигаться,  поднятие  настроения,  узнать  друг  о  друге  дополнительную  информацию.

Предлагается  поменяться  местами  тем,  кто:  носит  брюки,  любит  яблоки,  умеет  играть  на  гитаре,  любит  свою  работу,  работает  здесь  больше  10  лет, носит  брюки,  кто  всю  жизнь  с детства  мечтал  стать  педагогом.  

5.Упражнение  «Дискуссия»

Цель: формирование навыков общения; совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

Группа разбивается на тройки. В каждой тройке распределяются обязанности.

Один из участников играет роль «глухого и немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении зрение, жесты, пантомимика;

второйучастник играет роль «глухого»: он может говорить и видеть;

третий«слепой и немой»: он способен только слышать и показывать.

Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи.На упражнение отводится 15 минут.

6.Упражнение «Маски  в  общении»

Цель:  проиграть  различные  эмоциональные  состояния  в  общении.

Участникам  предлагалось  поздороваться  изобразить  на  лице  вежливость,  насмешку,  агрессивность,  пренебрежение,  радость,  скорбь,  лесть,  участие.  

Затем  сказать  фразу,  изображая  на  лице  те  же  состояния,  добавив  жесты  и  движения.

Обсуждение:  какие  чувства  возникающие  в  контакте  мы  часто  пытаемся  скрыть  в  общении.  

7. Упражнение  «Без  Маски»

Цель:  снятие  эмоциональной  и  поведенческой  закрепощенности; формирование  навыков  искренних высказываний  для  анализа  сущности  «я».

Каждому  участнику  дается  карточка  с  написанной  фразой,  не  имеющей  окончания.  Без  всякой  подготовки  участник  должен  продолжить  и  завершить  фразу.  Высказывание  должно  быть  искренним.

-Особенно  мне  нравится  когда  люди  окружающие  меня…

-Чего  мне  иногда  по  настоящему  хочется  так  это..

-иногда  люди  не  понимают  меня,  потому  что  я  …

-Верю,  что  я ….

-Мне  бывает  стыдно,  когда  я

-Особенно  меня  раздражает,  что   я  ….

8.Упражнение  «Рюкзак»

Цель: формирование  позитивногосамовосприятия,  стремление  к  самосовершенствованию,  осознание  своих  сильных  и  слабых  сторон    в  общении.

Участникам  нужно  представить  как  они  уезжают      в  дальнюю  дорогу  под  названием  «Общение».   Необходимо  собрать  рюкзак.  В  него  будут  «складываться»  те  качества,  которые  помогут  данному  человеку  в  общении  с  людьми, и  те,  которые  могут  ему  помешать  в  дороге,  над  которыми   предстоит  поработать,  чтобы   жизнь  была  более  приятной  и  продуктивной.  Собрать  рюкзачок  «Общения»  нужно  всей  группой.  

Заполнение анкеты  «Умеете  ли  вы  слушать  других?»

Инструкция:  перед  вами  16  вопросов,  на  каждый  из  которых  вы  должны  ответить  -  да  или  нет.  Нет  правильных  и  неправильных  ответов  поскольку  люди  различны  и  каждый  высказывает  свое  мнение.

После  того  как  участники  заполнили  анкеты  идет  подсчет  баллов.  Подсчитывайте   количество  ответов – «да» (1 балл).

  • 6 баллов и ниже свидетельствуют о низкой степени выраженности умения слушать других, о направленности в ходе общения на себя (т.е. удовлетворение своих притязаний вне зависимости от интересов партнера). Снижена чувствительность в оценке текущей ситуации – когда молчать и слушать, а когда говорить. Требуется обучения к навыкам эффективного слушания.
  • От 7 до 10 баллов – средняя степень выраженности умения слушать собеседника. Данное умение скорее проявляется ситуативно и зависит от личной значимости (заинтересованности) получаемой информации. Требуется совершенствование навыков и приемов активного слушания.
  • 10 баллов и выше свидетельствуют о явно выраженном умении слушать других вне зависимости от личной значимости получаемой информации. Такой человек является эффективным работником (если в основе деятельности лежит общение с людьми).

В  конце  тренинга  все  участники  получили  памятки  «Правила  активного  слушания»

1.Доброжелательный  настрой.Спокойно  реагировать  на  все,  

что  говорит  собеседник.  Никаких  личных  оценок и  замечаний  к  

сказанному.

2.Не  устраивать  расспросы.  Строить  предложения  в  утвердительной  форме.  

3. Делать  паузу.  Давать  собеседнику  время  подумать.

4. Не  бойтесь  делать  ошибочные  предложения  насчет  испытываемых  собеседником  чувств.  Если  что  не  так,  собеседник  поправит  вас.

5. Зрительный  контакт.

6. Если  вы  понимаете, что  собеседник не  настроен  на  разговоры и  откровенность,  то  оставьте  его  в  покое.

Ежедневно  нам  приходится  общаться  с  людьми.  Независимо  от  ситуации хочется  получать  удовольствие  и  результат   от  общения. Это  возможно  когда  происходит  конструктивное  общение.  

Что  мешает  конструктивному  общению:

  1. Оценочное  суждение  ситуации  или  личности.  
  2. Слова  обозначающие  долженствование.  Говоря  человеку «Ты  должен…»,  вы  настраиваете  его  против  себя. Никому  не  нравится  подчиняться.  Говорите  так  чтобы  человеку  хотелось  исполнить  ваше желание.
  3. Назойливые  вопросы.  Если  человеку  не  хочется  раскрывать  тайну,  то не  стоит  устраивать   допрос. Это  может  стать причиной  конфликта.
  4. Диагностика  мотивов  поведения. Не  говорите  человеку:  ты  боишься.  Ты  ревнуешь.  Даже  если  эти  фразы  правдивы,  они  могут  обидеть  человека.  
  5. Отрицание  проблемы.  Если  для  вас  ситуация  кажется  пустяковой,  для  собеседника  она  может  быть  значимой.  Имейте  уважение  к  чужим  переживаниям.
  6. Соревновательный  момент  в  беседе.  Часто  слушая  о  чьих  то  успехах,  люди  пытаются  переплюнуть  собеседника,  демонстрируя  свое  превосходство.
  7. Приказной  тон  в  беседе:  «сделай», «принеси», «скажи» ,  в  принудительном  наклонении.  Все  это  настраивает  собеседника  против  вас.  Вместо  этого  можно  спокойно  попросить.

Что  еще  препятствует  конструктивному  общению:

1.Неправильный  выбор  собеседника.

2.Попытка  изменить  окружающих.

Упражнение 1. «Лестница  коммуникативного  мастерства»

Цель:  выявить  самооценку  своих коммуникативныхнавыков.

На    доске   вывешивается  приготовленный   рисунок  лесенки.   Задача каждого   участника    поставить  себя   на   определенную   ступеньку   в  соответствии   со  своими   представлениями  как   участник   может  общаться   с   людьми.   В   конце   занятия   можно    повторить   это    упражнение.  

        Участники   были  проинформировании  о  способах  

невербальных    каналах   коммуникации:

  • глаза и контакт с помощью взгляда;
  • лицо и лицевая экспрессия;
  • жесты;
  • позы;
  • тактильные ощущения (касания);
  • дистанция во время общения.

-Особенно  мне  нравится  когда  люди  окружающие  меня…

-Чего  мне  иногда  по  настоящему  хочется  так  это..

-иногда  люди  не  понимают  меня,  потому  что  я  …

-Верю,  что  я ….

-Мне  бывает  стыдно,  когда  я

-Особенно  меня  раздражает,  что   я  ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов с элементами тренинга.

Семинар можно проводить с целью оказания психологической помощи педагогам при прохождении аттестации....

разработка занятия с элементами тренинга для педагогов

Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил.В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации,  как отраж...

Психологический тренинг для подростков-1

Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....

Психологический тренинг для подростков-2

Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....

ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ «ДРЕВНЯЯ РУСЬ» ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ "ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ"

Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Древняя Русь"  Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Превые Романовы"...

Статья "Психологические тренинги. Тренинг на сплочение"

Цель:сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.Задачи:Образовательные.·         формировать общий командный дух путем спло...

Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективного общения» Номинация: «Методическая разработка компетентностного тренинга, ориентированного на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №6, г. Тамбов Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективног...