Методическая разработка "В гостях мудрого портфеля".
методическая разработка по психологии

Игры «В гостях у мудрого портфеля»  знакомят детей  со школьными принадлежностями.  Данные игры можно использовать в групповой и индивидуальной работе с детьми в подготовительной группе детского сада, с целью расширения представлений о школе. Так же можно эти игры использовать на занятиях в 1 классе, с целью успешной адаптации к новым социальным условиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _mazurenko_t.b._v_gostyah_u_mudrogo_portfelya.doc337.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор-разработчик: Мазуренко Т.Б. педагог-психолог.

«В гостях у мудрого портфеля».

    Уважаемые педагоги, родители, воспитатели!

Как мы знаем, поступление в школу – важный этап в жизни каждого ребенка. Из воспитанника детского сада, он становится учеником. С каким трепетом он знакомится с тем, что находиться внутри школы.

     И взрослые задаются вопросами, как помочь ребенку адаптироваться к новым для него условиям, где много нового, интересного и неизведанного. Для ребенка открываются «новые двери» в незнакомую школьную жизнь. А что там за новыми дверями ребенок увидит, с чем познакомится? Многие вещи и предметы знакомые и незнакомые. Поэтому очень важно заранее знакомить ребенка с элементами школьной жизни, с целью успешной адаптации к новым для него условиям.

    Игры «В гостях у мудрого портфеля», подобраны таким образом, где ребенок сможет в доступной для него форме познакомиться со школьными принадлежностями, узнает что-то новое для себя, расширит представления о предметах.    Данные игры можно использовать в групповой и индивидуальной работе с детьми, желательно в подготовительной группе детского сада, с целью расширения представлений о школе. Так же можно эти игры использовать на занятиях в 1 классе, с целью успешной адаптации к новым социальным условиям.

Набор игр «В гостях у мудрого портфеля».

Цель: расширение представлений детей о школьных предметах, развитие коммуникативных навыков, расширение словарного запаса, развитие связной речи, мелкой моторики.

Общие рекомендации для игр.

Рекомендации для индивидуальной работы: вначале знакомства с новой темой педагог начинает занятие с показа карточки. Взрослый предлагает ребенку взять карточку (карточка рисунком вниз), после того как ребенок взял карточку, взрослый зачитывает загадку ребенку на карточке. Когда ребенок отгадывает загадку, он переворачивает карточку и смотрит на картинку с правильным ответом.

Взрослый задает ребенку вопросы:

- «С какого звука начинается слово?»;

- «А ты как узнал этот предмет, по каким признакам? Назови»;

- «Назови еще слова, которые начинаются с этого звука». Затем взрослый играет с ребёнком в предложенные игры.

Рекомендации для групповой работы: взрослый зачитывает загадку на карточке, затем предлагает детям подойти к нему и сказать шепотом ответ (чтобы каждый ребенок имел возможность сказать свой вариант ответа).

Вопросы для обсуждения:

- А как вы узнали, что это (например: карандаш)?

- По каким признакам?

-Как можно использовать например: карандаш, по-другому? Назовите 3-4 варианта.

Тема «Карандаш».

Игра «Веселый карандаш».

Цель: развитие умений работать в группе, закрепление полученных знаний об основных цветах.

Инвентарь: 2-х сторонние карточки. С одной стороны нарисован карандаш, а с другой стороны написана загадка, цветные карандаши.

Инструкция: 

1.Дети сидят в кругу. Ведущий дает детям простой карандаш, задача детей передавать карандаш друг, другу называя при этом его цвет (например: красный, синий и т.д., цвета могут повторяться).

2.Затем взрослый читает детям на карточке загадку: «Он оставляет след в тетрадке, го, укладывая в грядки, и ум оставляет в порядке (карандаш)».

Вопросы для обсуждения:

1.Для чего используют карандаш?

2.Где можно рисовать карандашом?

3. Какие бывают карандаши? Чем они отличаются друг от друга?

Игра «Прокати карандаш».

Цель: тренировка мелкой моторики, пространственных отношений (вверх, вниз, вправо, влево).

Инвентарь: карандаши (по количеству детей в игре).

Инструкция: дети стоят в кругу, каждому ребенку дается один карандаш. Взрослый предлагает детям положить карандаш между ладошками и покатать его руками вверх-вниз, вправо-влево с внутренней стороны, с тыльной стороны. Покатать карандаш каждым пальчиком, держа карандаш между руками и т.д.

Игра «Мой любимый сказочный герой»

Цель: развитие творческого мышления, мелкой моторики.

Инструкция: дети сидят в кругу. Взрослый предлагает назвать детям любимых мультипликационных героев.

Вопросы для обсуждения:

- Чем вам понравился этот герой? Какими положительными качествами он обладает (например: добрый, веселый, смешной и т.д.)? Назовите их.

-  Помогает ли любимый герой в сказке другим героям?

- Какие добрые поступки он совершает?

После обсуждения дети рисуют цветными карандашами своего любимого героя (можно использовать аппликацию, использовать пластилин в рисунке).

Тема «Кисточка».

Игра «Угадай»

Цель: развитие умения выражать свои мысли, обогащение активного словаря.

Инвентарь: 2-х сторонние карточки. С одной стороны нарисована кисточка, с другой стороны загадка, кисточка, мяч.

Инструкция: дети стоят в кругу, в руках ведущего мяч, задача детей поймать мяч и назвать слово противоположное тому, которое назвал ведущий. Например: длинный - короткий, толстый-тонкий, день-ночь и т.д. Затем ведущий детям говорит загадку: «Свою косичку, обмакивая в краски, гуляет она по альбому без опаски» (кисточка).

Вопросы для обсуждения:

1.Для чего используют кисточку?

2.Где можно рисовать кисточкой?

3. Чем отличается кисточка от карандаша, по каким признакам можно узнать кисточку?

4. Без чего не может рисовать кисточка? Почему?

Игра «Цветные шарики».

Цель: развитие мелкой моторики, развитие творческого мышления.

Инвентарь: ватман, краски, кисточки, ножницы, клей.

Инструкция: дети сидят в кругу за столом.

Взрослый предлагает детям на листе ватмана:

  1. Нарисовать кисточкой цветные шарики разных форм и размеров (большие и маленькие, круглые и овальные и т.д.).
  2. Вырезать шарики.
  3. Сделать аппликацию «Салют из шариков».

Тема «Краски».

Игра «Волшебный мешочек».

Цель: расширение активного словаря, развитие умений работать в группе, развитие тактильных ощущений.

Инвентарь: 2-х сторонние карточки. С одной стороны нарисованы краски, с другой стороны загадка, мешочек, краски.

Инструкция: дети сидят в кругу. Взрослый предлагает, детям волшебный мешочек, в котором лежат краски разных размеров, загадывает детям загадку: «У меня в мешочке коробочка, в ней разные цвета» (Краски). Потом предлагает каждому ребенку на ощупь сказать, что находится в мешочке (краски, кисточка, ластик, карандаш, линейка, мячик, игрушки маленького размера).

Вопросы для обсуждения:

 1.Для чего используют краски?

2.Где можно рисовать красками?

3. Какие бывают цвета у красок?

Игра «Мой любимый цвет».

Цель: закрепление основах цветов, развитие мелкой моторики.

Инвентарь: ватман, краски, кисточки.

Инструкция: дети сидят по кругу за столом, перед ними лежит ватман, они по очереди называют свои любимые цвета красок, после того как они назвали свои любимые цвета, начинают их рисовать в форме разных фигурок.

Игра «Кляксы».

Цель: развитие творческого мышления.

Инвентарь: краски (можно использовать пальчиковые краски), кисточки, плотная бумага (например, ватман, разрезанный на части), стаканчики с водой, салфетки, фломастеры или карандаши для контура.

Инструкция: детям предлагаются задания:

  1. «Волшебная Клякса». Ребенок выбирает цвет или несколько и ставит на лист несколько капель или одну (по желанию, обязательно кляксы должны быть крупные).
  2.  Макает палец в краску и ставит кляксу пальцем.
  3. Пока краска не высохла, ребенок складывает аккуратно лист бумаги пополам, прижимая рукой, где была клякса.
  4. Через несколько секунд (дать время, чтобы краска немного высохла) ребенок аккуратно разворачивает лист.
  5. «Угадай, что это?». Взрослый говорит детям, чтобы дети рассмотрели кляксу со всех сторон и задает вопросы:

- Какие волшебные кляксы у вас получились, на что они похожи?

- Может это сказочное облачко, бабочка, солнышко или дракончик?

- Если дракончик, где у него глазки, носик и т.д.?

- Поверните лист в другую сторону, может вы что-то еще найдете?

  1. Потом взрослый предлагает детям, дорисовать недостающие детали к своему рисунку.

Игра «Волшебные кляксы».

Цель: развитие творческого мышления.

Инвентарь: краски, клей, цветное пшено (предварительно покрасить пшено пищевой красной в разные цвета), кисточки, песок, блестки.

Инструкция: дети сидят в кругу за столом. Взрослый говорит детям, что на несколько минут они превратятся в волшебники, и будут придумывать необычные кляксы. Для этого они могут использовать тот материал, который находится у них на столах.

  1. Ребёнок делает красками кляксу.
  2. Когда краска высохнет, мажем кляксу клеем и посыпаем пшеном, песком, блёстками (по отдельности или по выбору) и вдавливаем ладошкой.
  3. «Волшебная клякса». Ребенок говорит, на что это похоже, что у него получилось.
  4. Когда клей высохнем, ребенок прикасается ладошкой к кляксе и говорит какая клякса на ощупь.

Тема «Ластик».

Цель: расширение представлений о школьных предметах, закрепление понятий высокий-низкий, маленький-большой, развитие зрительной памяти.

 Инвентарь: 2-х сторонние карточки. С одной стороны нарисован ластик, с другой стороны загадка, набор ластиков одного размера, мягкие игрушки, простой карандаш.

Игры с ластиком.

Игра «Необычный дом».

Цель: развитие творческого мышления, мелкой моторики.

Инвентарь: ластики, мелкие игрушки.

Инструкция: дети встают в круг.

  1.  Называют числа от 1 до 4.
  2. Объединяются в группы по той цифре, которую они назвали.
  3. Задача каждой команды построить дом из ластиков.

 Когда каждая группа построит свой дом, с детьми проводится обсуждение, кто будет жить в этом доме, какой это дом высокий или низкий, маленький или большой, какие игрушки в нем живут.

Вопросы для обсуждения:

- Какой получился дом высокий или низкий, а какой дом более устойчивый?

Игра «Узор».

Цель: развитие памяти, мелкой моторики.

Инвентарь: листы с различными узорами простым карандашом (необходимо нарисовать заранее).

Инструкция: дети сидят в кругу за столом. Взрослый заранее подготавливает листы с нарисованными узорами простым карандашом. Задача детей запомнить, какой формы нарисован узор. Затем детям предлагается узор стереть резинкой и снова нарисовать узор простым карандашом.

Вопросы для обсуждения:

1.Для чего используют ластик?

2. Как ластик может помогать?

3.Трудно ли стирать резинкой? А что легче стирать ручку или карандаш? Почему?

Почему?

Тема «Линейка».

Цель: расширение представлений о школьных предметах, закрепление понятий длинный -короткий, узкий-широкий, развитие моторики, творческого мышления.

Инвентарь: 2-х сторонние карточки. С одной стороны нарисована линейка, с другой стороны загадка, линейки, игрушки, бумага А3 по количеству детей, ножницы.

Игра «Измерь высоту».

Цель: развитие глазомера, внимательности.

Инструкция: взрослый предлагает   детям на время стать исследователями.

- У каждого предмета есть свой размер, по которому можно определить высоту и длину предмета.

-Сегодня мы с вами узнаем длину и высоту предметов, которые находятся рядом с ними (например: длину вашей любимой игрушки).

Рекомендации для взрослого: взрослый помогает детям найти значения измеряемого предмета.  

 «Волшебные машины».

Цель: развитие моторики, внимания, творческого мышления.

Инвентарь: бумага, ножницы, карандаши, линейки.

Инструкция: дети с помощью считалки делятся на группы, взрослый предлагает детям нарисовать «волшебные машины» с помощью линейки, потом их вырезать. Затем каждой группе построить «волшебную дорогу», по которой будут ездить «волшебные машины».

Вопросы для обсуждения:

1.Для чего используют линейку?

2. Какие бывают линейки? Чем они отличаются друг от друга?

Тема «Ножницы».

Цель: расширение представлений о школьных предметах, развитие моторики, умению выражать свои мысли.

Вопросы для обсуждения:

1.Для чего в школе нужны ножницы?

Игры с ножницами.

Игра «Сравни».

Цель: развитие мелкой моторики, внимания.

Инвентарь: ножницы, бумага.

Инструкция: дети сидят за столами.

  1. Взрослый предлагает вырезать нарисованные круги.
  2. Затем детям предлагается вырезать круг без нарисованной заранее линии и сравнить, что получилось.

Обсуждение:

- Когда получаются ровные круги? Почему?

Игра «Веселые дорожки».

Цель: развивать умения вырезать по заданной линии, координацию, мелкую моторику.

Инвентарь: листы, карандаши, ножницы, маленькие игрушки (машинки, фигурки животных), кубики.

Инструкция:

1.Взрослый рисует на листе бумаги разные линии – дорожки, каждому ребенку отдельно (прямые, извилистые, зигзагообразные, линии должны быть объемные, чтобы ребёнок смог вырезать), можно предложить детям самим нарисовать эти линии.

2. Дети вырезают ножницами линии-дорожки.

3. Линии-дорожки разместить на столе.

4.Каждый ребенок берет машинку и начинает катать свою машинку по линиям-дорожкам (или предложить животным походить по линиям).

5. Предложить детям построить дома и между ними положить линии-дорожки.

Игра «Разноцветное конфетти».

Цель: развивать умения работать с ножницами.

Инвентарь: бумага, ножницы, коробка, пластиковые шары из двух половинок.

Инструкция:

  1. Дети вырезают из бумаги полоски, квадратики, кружочки и складывают все в коробку.
  2. Дети встают в круг, взрослый стоит в середине и держит коробку с «конфетти». Дети подходят к взрослому и устраивают салют из конфетти.
  3. Затем взрослые предлагает детям наполнить пластиковые шары конфетти, чтобы получились шары-сувениры (можно вместо шаров использовать пластиковые маленькие бутылочки с широким горлышком).

Игра «Веселая улитка».

Цель: развития навыка работы с ножницами с кривыми линиями6 развитие связной речи.

Инвентарь: бумага, ножницы. кружки из цветной бумаги среднего размера, клей, цветные карандаши

Инструкция:

  1. Взрослый раздает детям бумажные кружки и предлагает им вырезать из них спираль.
  2. Затем дети приклеивают на лист бумаги свою спираль так, чтобы у них получилась улитка и дорисовывают ей глазки, рожки.
  3. Взрослый дает детям зеленую бумагу для вырезания из нее травки и дети потом приклеивают ее на лист с улиткой.
  4. Потом детям предлагается сочинить сказку про улитку (как ее зовут, где она живет, кто ее друзья, какое у нее настроение и т.д.).

Тема «Ручка».

Цель: развитие активного словаря, развитие мелкой моторики.

Инвентарь: 2-х сторонние карточки. С одной стороны нарисована линейка, с другой стороны загадка, бумага А3 по количеству детей, ручки. цветные карандаши.

Игра «Разные линии».

Цель: развитие глазомера, мелкой моторики, контроль нажима.

Инвентарь: бумага, разноцветные ручки.

Инструкция: да начала игры, взрослый рисует каждому ребенку на листе разнообразные линии (волнистые, прямые, спирали, зигзагообразные, пунктирные линии).

  1. Взрослый раздает детям листы с линиями, задача детей обвести аккуратно линии ручкой, не отрывая ручки от листа бумаги.

Игра «Точки».

Цель: развитие мелкой моторики, зрительное внимания.

Инвентарь: песочные часы, карандаши ли фломастеры, бумага.

Инструкция: 

1.Взрослый до начала игры на каждом листочке по кругу рисует множество точек, на другом листе маленькие кружки по всему листу.

2.Детям раздаются листы с точками, задача детей поставить свои точки сверху нарисованной точки на листе ручкой.

3.На листах с кружочками, дотронуться пальчиком до каждого кружочка, сначала снизу вверх, потом с вверху вниз, по диагонали, по горизонтали, по заданному времени на песочных часах.

Игра «Сравни».

Цель: развитие моторики.

Инвентарь: карандаши и ручки по количеству детей.

Инструкция: взрослый предлагает детям взять карандаш в левую руку, а ручку в правую. Нарисовать сначала левой рукой кружки, а затем правой рукой и сравнить, что получилось.

Вопросы для обсуждения:

1.Для чего используют ручку?

2. Какие бывают ручки? Чем они отличаются друг от друга?

Тема «Портфель».

Цель: расширение представлений о школьных предметах, активизация полученных знаний.

Инвентарь: 2-х сторонние карточки. С одной стороны нарисован портфель, с другой стороны загадка, портфель, ручка, кисточка, ножницы, краски, линейка, ластик, кукла, машинка, мячик.

Игра «Портфель-помощник».

Цель: закрепление полученных знаний.

Инструкция: дети сидят полукругом, в середине стоит стол со школьными принадлежностями и игрушками. Взрослый загадывает детям загадку: «Добрый помощник, все вместит и всем поможет, все до школы донесет» (портфель). Когда дети отгадают загадку, взрослый предлагает детям собрать школьные принадлежности в портфель, с которыми они познакомились.

Вопросы для обсуждения:

- Взрослый спрашивает, для чего нужен предмет? Почему это предмет нужно положить в портфель? А как вы догадались?

Игра «Что изменилось?».

Цель: развитие зрительной памяти, внимания, расширение активного словаря.

Инвентарь: ручка, пенал, цветные карандаши (синий, желтый, зеленый, красный, коричневый, оранжевый), мячик, колокольчик, линейка, платок, мячик.

Инструкция: дети сидят полукругом за столом. На столе лежат игровые предметы. Взрослый предлагает детям внимательно посмотреть на предметы, лежащие на столе и запомнить их расположение. Затем накрывает предметы платком и меняет их расположение. После этого спрашивает детей, что изменилось.

Литература:

  1. http://mypartys.ru/zagadki/zagadki-pro-shkolu  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия для дошкольников "Прием гостей. Правила поведения в гостях"

Методическая разработка занятия для дошкольников "Прием гостей. Правила поведения в гостях" рассчитана для детей 6-летнего возраста и может быть использована для занятий с дошкольниками в детском саду...

Методическая разработка урока "Ярослав Мудрый. Расцвет Руси" 6 класс

Форма урока - урок открытия нового знания. Тип урока - комбинированный. Урок разработан в соответствии с требованиями стандарта второго поколения....

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Сохранять здоровье – удел мудрых»

Мероприятие способствует расширению представлений воспитанников о здоровом образе жизни; формированию позитивной оценки активного, здорового образа жизни, критического отношения к вредным привычк...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА на тему«Здоровье – привилегия мудрых! Есть ли у нас будущее?»

       Классный час, посвященный здоровому образу жизни. Медики утверждают, что состояние здоровье современных подростков неуклонно ухудшается. И в тоже время результаты соц...

Методическая разработка индивидуального занятия: «Уроки мудрой совы. Постановка звука С».

Методическая разработка индивидуального занятия: «Уроки мудрой совы. Постановка звука С»....

Методическая разработка "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Языковой портфель: английский+немецкий+ Web 2.0» для 5-9 классов"

Основной принцип курса - сравнение и сопоставление, анализ и выявление общего в языках и в особенностях национальных культур народов - носителей этих языков, составление немецко-английского словаря, в...