Главные вкладки

    Методическая разработка по литературе (6 класс) по теме:
    методическая разработка по литературе в 6 классе "В гостях у Крылова"

    Материал для учителя.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_v_gostyah_u_i.a.krylova.doc60.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                       МОУ «СОШ р.п. Духовницкое»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

    по литературе в 6 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий.

     ПО ТЕМЕ « В ГОСТЯХ У КРЫЛОВА»

                                                                      Выполнила

                                                                      учитель русского языка

                                                                      и литературы

                                                                      Кокурина Наталья Александровна

    2009

    Тип урока: обобщение материала.

    Форма урока: устный журнал

    Цели урока:

    Образовательные:

                                        - обобщение материала по теме,        

                                        - закрепление теоретических понятий: басня, мораль, аллегория

                                        - отработка навыков выразительного чтения.

                                       - отработка навыков и умений анализировать текст.

    Развивающие:

                                       - развитие образного мышления,

                                       - развитие культуры речи,

                                       - развитие мышления, внимания,

                                       - развитие творческих способностей.

    Воспитательные:

                                      - воспитание любви к литературе,

                                      - выработка умений различать  положительное и            

                                       отрицательное  в поступках героев басен.

    Оборудование:

                                       - презентация урока,

                                       - выставка детских рисунков,

                                       - выставка книг И.А.Крылова,

                                       - карточки с заданиями,

                                      - костюмы для инсценировки басен.

                               

     

    Ход урока

    I. Организационный  момент.

     Здравствуйте, ребята!

    Сегодня у нас итоговый урок по творчеству Ивана Андреевича Крылова.

    Проведём мы его в форме Устного журнала, который называется

    « В ГОСТЯХ У КРЫЛОВА». Мы ещё раз вспомним полюбившиеся басни, встретимся с героями, обратимся к истории басни, вы покажете своё сценическое мастерство, проведём  конкурсы знатоков.

                               ОТКРЫВАЕМ НАШ ЖУРНАЛ

    1. слайд   «  Устный журнал»

    II. Основная часть урока.

                                                          2 слайд

    «И.А.Крылов» (портрет )

    Учитель: Перед нами портрет удивительного человека- Ивана Андреевича Крылова. За свою жизнь Крылов написал многое: пьесы для театра, статьи для журналов, рассказы. Но мы его знаем как великого баснописца.

    Он написал более двухсот басен. Его басни были понятны всем: и взрослым и детям.  Мы с удовольствием читаем его басни, смеёмся над героями.                                                                                                                                      Критик Белинский высоко оценил творчество Крылова, говорил, что его будет читать весь русский народ, он писал:

                                                          3 слайд (эпиграф к уроку)

    Вступительное слово учителя:  «Слава басен Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского». ЭТИ слова будут эпиграфом нашего урока. Слова критика стали пророческими, действительно, на протяжении 2-х веков басни Крылова пользуются горячим признанием новых и новых поколений читателей. В Санкт- Петербурге в летнем саду есть бронзовый памятник И.А.Крылову. На каждой стороне постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова.  Памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России.

    Учитель: Как вы понимаете эти слова критика?

           Чем же заслужил Крылов такую бессмертную славу?

    Почему басни Крылова до сих пор живы и мы с удовольствием их читаем?

    Ответы учащихся.

    Учитель: Поэт Исаковский написал замечательное стихотворение.

    Читает ученик: Кто не слыхал его живого слова?

                      Кто в жизни с ним не встретился своей?

                       Бессмертные творения Крылова

                       Мы с каждым годом любим всё сильней.

                       Со школьной парты с ним мы сжились,

                       В те дни букварь постигшие едва,

                     И в памяти навеки оставались крылатые крыловские слова.

    Учитель: Давайте вспомним, какие крылатые выражения из басен Крылова мы употребляем в нашей жизни. Это было вашим домашним заданием.

    Ответы учащихся.

    Учитель: А теперь закончите крылатые выражения, которые я подобрала из басен Крылова.

    Учитель: Подумайте, в какой ситуации мы говорим: «А Васька слушает да ест», «Рыльце у тебя в пуху», «Да только воз и ныне там».

    Ответы учащихся.

    Учитель:  Много пословиц и поговорок мы вспомнили, а это ещё раз подтверждает,  что мы знаем басни Крылова. Если спросить любого человека «кто писал басни?», услышим - КРЫЛОВ.

    Но давайте обратимся к исторической странице нашего журнала, и называется она….

                                   4 СЛАЙД

     «От Эзопа до Крылова».

                                          5 слайд (портреты Эзопа и Крылова)

    Сообщения учащихся о древнегреческом баснописце Эзопе.

     Басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Оказывается басню можно найти даже на клинописных таблицах. Первым баснописцем был Эзоп, живший в Древней Греции в 6 веке до нашей эры.

    Рассказывают, что Эзоп был рабом, но для работы не был годен. Он был некрасивым, пузатым, горбатым, на него страшно было смотреть. Его бросали в тюрьмы, издевались над ним, ругали его, но всё - таки снова звали, просили рассказать новые истории, радовались его новым басням.

    Число басен, рассказанных им велико - их 500.


    Ученик:           ЧТЕНИЕ БАСНИ ЭЗОПА « ЖУК И МУРАВЕЙ»

    Учитель.                   Что напомнила вам эта басня?   (ответы учащихся)          

     ИНСЦЕНИРОВКА БАСНИ КРЫЛОВА «СТРЕКОЗА  И МУРАВЕЙ»  

    7 слайд (критерии анализа)

    Учитель: Ребята, мы прослушали 2 басни, давайте проведём сравнительный анализ этих басен и сделаем вывод.

                                                       8 слайд

                                    (таблица: сходство и различие басен)

     (ВЫВОД:  Крылов создал своё оригинальное произведение.)

                                      9-10 СЛАЙДЫ

       Учитель: Мы открываем самую долгожданную страницу нашего журнала-

    «Сценическую» (инсценировка басен )

    1 басня «ДЕМЬЯНОВА УХА»

    Учитель:   Каким перед нами предстал Демьян? /Навязчивым/

    Понравилось вам его поведение?

    1. басня «КВАРТЕТ»

    Учитель: Какие человеческие пороки высмеиваются в этой басне?

    ( невежество людей, которые берутся не за своё дело)

    КАК называется такой приём? (Аллегория- иносказание)

    1. басня «ВОЛК И ЯГНЁНОК».

    Учитель: Какова мораль этой басни? (У сильного всегда бессильный виноват)

                                                  11 слайд ( установить соответствия)

    Аллегорические образы.

    Муравей                           жестокость

    Волк                                  наивность

    осёл                                  Трудолюбие  

    ягнёнок                             глупость                  

    Следующая страница нашего журнала под названием

                                       12 слайд

    «ЗНАТОКИ БАСЕН» Вы любите решать кроссворды, отгадывать загадки и просто играть. Приготовились.

                        1 задание

    УГАДАЙ БАСНЮ, ЗНАЯ ЕЁ МОРАЛЬ.

     Учитель:/Что такое МОРАЛЬ?/

     1  -Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. / «Лебедь, рак и щука.»/

    2  -Берись за то, к чему ты сроден,

    Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец.               /«Скворец»/

    3  -Ай,Моська! Знать она сильна, что лает на Слона.

                                                           «Слон и Моська»

    4  -В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.

                                « Петух и Жемчужное Зерно»

    5  -Услужливый дурак опаснее врага.

                                 «Пустынник и медведь»

    6   -С Волками иначе не делать мировой, как снявши         шкуру с них долой.      «Волк на псарне.»

    /О каких исторических событиях напоминает басня?

    Кого подразумевал Крылов под образом Волка и Ловчего?/

    7  -Когда почтен быть хочешь у людей,

    С разбором заводи знакомства и друзей.

                                      «Крестьянин и змея»

    2 задание

    13 слайд

    « Мы все из басен» ( угадай героя)

                     

    3 задание

        А теперь давайте поиграем!

    « НАЙДИ СВОЮ ПАРУ» (у каждого своё слово, нужно найти пару из одной басни)  

    4 задание

    14 СЛАЙД

    « БЮРО НАХОДОК»

    Из какой басни потерялись вещи?  Вы должны вернуть их в нужную басню.

                         

                                           5 задание        

    «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»

    1   В ящике находится предмет, который героиня одной из басен « с полдюжины себе достала»

    2  С помощью этого предмета можно было увидеть « что там за рожа»

    3  По мнению героини одной басни этим предметом можно « тотчас оскомину набить»

    6 задание

    15 слайд (назови басню)

    (прочитайте стихотворение. Какие басни «спрятались» в нём?

    По улицам Слона водили,

    Как видно напоказ-

    Известно, что Слоны в диковинку у нас-

    Так за Слоном толпы зевак ходили…                                                                                    

    Какой-то Повар, грамотей,

    С поварни побежал своей…

    Со всех дворов Собак сбежалося с полсотни,

    Как вдруг из подворотни…

    Проказница Мартышка, Осел, Козёл

    Да косолапый Мишка

    Затеяли играть квартет…

    Когда в товарищах согласья нет,

    На лад их дело не пойдёт,

    А выйдет из него не дело, просто мука…

    16 слайд

    «Галерея басенных героев»

    (Угадать название басни и героя)

    24- слайд

    (Вывод делают учащиеся. Записывают в тетрадь)

    III. Заключительный этап.

    25 слайд.

    Домашнее задание.

    НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ-МИНИАТЮРУ

    НА ТЕМУ «В ГОСТЯХ У КРЫЛОВА»  

    26 слайд. Спасибо за урок, ребята


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему: «Конь с розовой гривой» (Литературный ринг по рассказу В.П. Астафьева) (с мультимедийным приложением)

    Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему: «Конь с розовой гривой» (Литературный ринг по рассказу В.П. Астафьева) (с мультимедийным приложением).Тип урока: повторение пройденного мат...

    Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова"

    Урок литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова" ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений "На севере диком стоит одиноко..." и "Утес"....

    Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова"

    Урок литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова" ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений "На севере диком стоит одиноко..." и "Утес"....

    методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме "Рассказы А.П. Чехова"

    Урок литературы в 6 классе.Данная разработка позволяет заинтересовать учащихся в творчестве Чехова, пробудить читательский интерес.Учащиеся получают предварительное задание прочитать 3-5 рассказов, пр...

    Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

    Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...