Урок по профориентации "Три кита профессионального выбора: хочу-могу-надо"
методическая разработка по психологии (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Буренкова Ирина Михайловна

Разработка урока поможет провести занятие  по  профориентации со старшеклассниками.  

Упражнения,  включенные в  урок,  ориентированы на  расширение  представлений обучающихся  о  мире  профессий,  формирование положительного  отношения  к  труду и  профессиональому росту,   повышение мотивации на  самостоятельный  поиск информации о профессиях  и осознанного выбора  профессии.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Три кита» профессионального выбора: Хочу - Могу – Надо»

Цели:

  • расширить представление детей о различных профессиях;
  • формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту;
  • побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

Возрастная аудитория: учащиеся 7х-11 классов

Инструментарий: раздаточный материал, тестирование, игровые методики.

Время: 40-60 минут

Вступительное слово. Если человеку нравится то, чем он занимается, он достигает в этом деле больших успехов. Плохо, что в последнее время в школах мало внимания уделяют внимание профориентации. А ведь, если подросток изначально выбрал профессию правильно - ему не придется потом тратить время на переобучение или заниматься чем-то не по способностям и интересам и всю жизнь просыпаться по утром с мыслями "о нет, опять на работу".

Основная часть.

В основе профессионального успеха, удовлетворённости работой лежат три компонента — желание человека заниматься выбранным делом («хочу»), его способность выполнять данную работу («могу») и востребованность этого вида деятельности на рынке труда («надо»).

Давайте разберемся с данными понятиями:

ХОЧУ – это пространство желаний, целей, интересов, стремлений;

МОГУ – это пространство способностей, талантов, состояние здоровья;

НАДО – это пространство запросов от рынка труда, социально-экономические проблемы региона, тенденции в развитии мировой экономики.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии.

Итак, проведем несколько упражнений, первое из которых будет на определение ваших интересов и стремлений, затем на выявление ваших возможностей и напоследок, что нужно уметь (из личных умений) что бы быть полезным обществу.

  1. Упражнение «Состязание мотивов» (хочу).

Цель: выявить интересы и стремления к какой-либо деятельности.
Ваша задача — выбрать наиболее значимый для вас мотив выбора профессии, т. е. ту главную причину, по которой вы выбираете себе профессию. Сначала выбираете между 1-ым и 2-м, затем между 3-м и 4-м (колонка «1 выбор»). Далее в колонке «2-ой выбор» Вы попарно сравниваете оставшиеся мотивы, и так пока не останется один в колонке «4-ый выбор».

МОТИВ

№ предпочитаемого мотива

1 выбор        

2 выбор 

3 выбор 

4 выбор

1.   Возможность получить известность, прославиться.

 

 

 

 

2.   Возможность продолжать семейные традиции.

3.   Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

 

4.   Возможность служить людям.

5.   Заработок.

 

 

6.   Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.

7.   Легкость поступления на работу.

 

8.   Перспективность работы.

9.   Позволяет проявить свои способности.

 

 

 

10. Позволяет общаться с людьми.

11. Обогащает знаниями.

 

12. Разнообразная по содержанию работа.

13 Романтичность, благородство профессии.

 

 

14.Творческий характер труда, возможность делать открытия.

15. Трудная, сложная профессия.

 

16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Подумайте, какие профессии подходят Вам в соответствии с Вашим ведущим мотивом???

2)Призвание (могу) – это внутренняя тяга к чему-то, некий сугубо индивидуальный смысл жизни, не конкретная цель, а, говоря точнее, направление движения, вектор развития. Это то, ради чего мы вообще появились на этот светперсональный смысл жизни, но преобразованный в практическую цель. С этим связана вторая методика (тест) опросник профессионального самоопределения основан на теории профессионального выбора, разработанный американским профессором  Дж. Голландом.

Суть идеи Голланда в том, что успех в любом деле зависит напрямую от того, насколько соответствует тип Вашей личности типу, духу и требованиям профессии.

Если Вы хотите не просто стать профи, но и быть счастливым при этом - ориентируйтесь только на свои внутренние запросы и ценности.

Тест Д.Голланда по определению типа личности

Изучая индивидуальные особенности людей, психолог Голланд разработал методику для определения социальной направленности личности (социального характерологического типа), выделив шесть типов:

  Реалистический тип (Р)

  Интеллектуальный тип (И)

  Социальный тип (С)

  Конвенциальный тип (К)

  Предприимчивый тип (П)

  Артистический тип (А)

Инструкция: "Из каждой пары профессий нужно указать одну, предпочитаемую. Всего 42 выбора".

  Тест

А

Б

1

инженер-техник

инженер-контролер

2

Вязальщик

санитарный врач

3

Повар

наборщик

4

Фотограф

зав. магазином

5

Чертежник

дизайнер

6

Философ

психиатр

7

ученый-химик

бухгалтер

8

редактор научного журнала

адвокат

9

Лингвист

переводчик художественной литературы

10

Педиатр

статистик

11

организатор воспитательной работы

председатель профсоюза

12

спортивный врач

фельетонист

13

Нотариус

снабженец

14

Перфоратор

карикатурист

15

политический деятель

писатель

16

Садовник

метеоролог

17

Водитель

медсестра

18

инженер-электрик

секретарь-машинистка

19

Маляр

художник по металлу

20

Биолог

главный врач

21

Телеоператор

режиссер

22

Гидролог

ревизор

23

Зоолог

зоотехник

24

Математик

архитектор

25

работник ИДН

счетовод

26

Учитель

милиционер

27

Воспитатель

художник по керамике

28

Экономист

заведующий отделом

29

Корректор

критик

30

Завхоз

директор

31

радиоинженер

специалист по ядерной физике

32

Водопроводчик

наборщик

33

Агроном

председатель сельхозкооператива

34

закройщик-модельер

декоратор

35

Археолог

эксперт

36

работник музея

консультант

37

Ученый

Актер

38

Логопед

стенографист

39

Врач

дипломат

40

главный бухгалтер

директор

41

Поэт

психолог

42

Архивариус

скульптор

Ключ к тесту

  Реалистический тип 
1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 16а, 17а, 18а, 19а, 21а, 31а, 32а, 33а, 34а.

  Интеллектуальный тип: 
1б, 6а, 7а, 8а, 9а, 16б, 20а, 22а, 23а, 24а, 31б, 35а, 36а, 37а.

  Социальный тип: 
2б, 6б, 10а, 11а, 12а, 17б, 29б, 25а, 26а, 27а, 36б, 38а, 39а, 41б.

  Конвенциальный тип: 
3б, 7б, 10б, 13а, 14а, 18б, 22б, 25б, 28а, 29а, 32б, 38б, 40а, 42а.

  Предприимчивый тип: 
4б, 8б, 11б, 13б, 15а, 23б, 28б, 30а, 33б, 35б, 37б, 39б, 40б.

  Артистический тип: 
5б, 9б, 12б, 14б, 15б, 19б, 21б, 24а, 27б, 29б, 30б, 34б, 41а, 42б.

Интерпретация

Каждый тип личности характеризуется некоторыми особенностями: 
- определенными чертами характера и складом ума; 
- способностями к определенным видам деятельности; 
- предпочтениями определенного рода занятий; 
- содержанием увлечений; 
- профессиональными возможностями.

Каждому типу личности соответствует определенный тип профессий. В том случае, если человек выбирает профессию соответствующую типу его личности, то он может достичь в ней наибольших успехов и получить наибольшее удовлетворение от работы.

Ниже, в таблице приведены описания каждого из шести типов личности. Однако сделать однозначный вывод о принадлежности к одному определенному типу личности можно только, в том случае, если оценка по этому типу на несколько баллов выше, чем оценки по другим типам. ипы профессиональной направленности личности

Типы

Психологические характеристики, особенности личности, способности

Ориентация, направленность, предпочтения

Профессиональная среда

Конкретные профессии

Р

Активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, развитые двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности

Конкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости, отсутствие ориентации на общение

Техника, сельское хозяйство, военное дело. Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом – передачей ограниченной информации.

механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, шофер и т.д.

И

Аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность

Идеи, теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления, отсутствие ориентации на общение в деятельности, информационный характер общения

Наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи

физик, астроном, ботаник, программист и др.

С

Умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, приспособление, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей

Люди, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем

Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать.

врач, педагог, психолог и т.п.

К

Способности к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблемам, консервативный характер, подчиняемость, зависимость, следование обычаям, конформность, исполнительность, преобладание математических способностей

Порядок, четко расписанная деятельность, работа по инструкции, заданным алгоритмам, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, принятие позиции руководства

Экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, делопроизводство. Деятельность, требующая способностей к обработке рутинной информации и числовых данных

бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др.

П

Энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, развитые организаторские способности

Лидерство, признание, руководство, власть, личный статус, избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания, интерес к экономике и политике

Решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующих умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия

бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т.д.

А

Воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления, развитые двигательные способности и восприятие

Эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям

Изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения

музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т.д.

Более точный вывод о профессиональной направленности личности можно сделать, учитывая не максимальную оценку по одному из типов, а определив три типа, имеющие наибольшие оценки. Дело в том, что в соответствии с теорией Дж.Голланда шесть типов личности сгруппированы друг с другом по степени сходства в форме шестиугольника (см. рис.) Каждый тип наиболее сходен со своими соседями по шестиугольнику и наиболее отличается от противоположного в шестиугольнике типа личности.

http://testoteka.narod.ru/lichn/1/ris/24.bmp

Например, социальный тип наиболее похож на предприимчивый и артистический, смежные с ним, и наиболее отличается от реалистического, находящегося по другую сторону шестиугольника.

В том случае, если три типа, получившие наибольшие оценки, являются смежными, то есть находятся с одной стороны шестиугольника, то ваш профессиональный выбор наиболее обоснован и последователен. При этом вы можете отдать предпочтение не только типу, имеющему максимальную оценку, но также тому типу, который находится посередине между двумя остальными.

Если же три наиболее предпочитаемых типа находятся по разные стороны шестиугольника, то сделать выбор гораздо сложнее. В этом случае будет разумным привлечь для своего решения другие основания, например другие тесты, книги или консультации.

Типы профессиональной направленности личности, определяемые по методике Голланда, в некоторой мере соответствуют классификации профессий по предмету труда. Так, «реалистичный» тип личности в наибольшей степени соответствует профессиям типа «человек-техника» и «человек – природа» и характеризует направленность на рабочие и инженерно-технические специальности и должности. «Интеллектуальный» тип личности в большей степени связан со сферой общественных и естественных наук, то есть с профессиями типа «человек – человек» и «человек – природа». «Социальный» тип определяет склонность к профессиям в сфере обслуживания, образования и медицины типа «человек – человек». «Конвенциальный» тип характеризует склонность к информационным профессиям типа «человек – знаковая система». «Предприимчивый тип однозначно не связан с каким-либо одним предметом труда, может проявляться в любом из них, хотя ориентация на управленческие профессии и должности более тесто связывает представителей этого типа с профессиями типа «человек- человек». Наконец, «артистический» тип личности без проблем можно отнести к профессиям типа «человек – художественный образ».

  1. Упражнение «Робинзонада»

Сейчас мы проведем упражнение «Робинзонада», и постараемся определить, что сейчас важно на рынке труда и что для этого нужно иметь(из личных умений), чтобы быть полезным обществу.

Цели:

-осознание потребностей рынка труда в разных профессиях;

-формирование представления о профессиональных компетенциях.

Необходимый материал: список профессий и специальностей, ножницы, бумага для карточек, фломастеры или карандаши.

Инструкция: откройте ваши раздаточные материалы со списком профессий и специальностей. Из этого списка вам надо выбрать 2 профессии (специальности):

  • первая – та профессия из списка, которую вы сами бы хотели приобрести. Если в списке не найдете свою профессию, то подберите себе наиболее подходящую из того, что имеется в наличии;
  • вторая – это та, о которой вы знаете больше всего (например потому, что это профессия одного из родителей). При этом имейте ввиду, что эту профессию вам не обязательно приобретать, просто вам нужно о ней знать больше, чем о других из предложенных в списке.

2. Название 2х выбранных вами профессий (специальностей) вам следует выписать на отдельные карточки. Держите карточки пока при себе.

3. Сейчас мы разделимся на 2 команды. А теперь давайте представим такую ситуацию. «Две группы, состоящие из людей разных профессий, попали на 2 необитаемых острова (результат крушения круизного лайнера). Так получилось, что каждый смог взять (унести с собой) с корабля только одну вещь (кроме одежды на себе), которая наилучшим образом отражала суть его профессии (ассоциировалась с его профессией). Например, плотник может взять с собой топор, но это будете решать вы. Корабль был очень большим, и на нем было все, что душе угодно. Этим виртуальным группам предстоит тяжелое испытание – выжить и наладить жизнь на своем острове (как Робинзону Крузо).

4. Определите – каждый для своих 2х профессий – какой предмет возьмут эти люди с корабля и запишите его название на той же карточке, где записана профессия.

5. Каждая команда будет играть за свою группу профессий. Теперь вы будете принимать решения все вместе, а в случае разногласий окончательное решение по каждой профессии принимает тот, кто эту профессию вписал в карточку. Действуйте по следующему алгоритму, который я кратко запишу на флип-чарте. Записывайте все свои решения.

  • Составьте список профессий в вашей группе и имеющихся предметов (от каждой профессии) – для этого просто разложите все карточки на столе (на полу). Пусть похожие профессии окажутся рядом.
  • Сформулируйте и запишите список задач, необходимых для выживания и налаживания жизни.
  • Вам нужно выбрать из списка три-пять самых важных задач и последовательно решить их.
  • Кто (люди каких профессий) лучше всего справятся с этим задачами (используя свои предметы)?
  • Кто им будет помогать (обслуживать)?
  • Кого (каких профессий) вам не хватает в вашей группе (а хотелось бы иметь)?
  • Кто из существующих людей (профессий) быстрее всего сможет переквалифицироваться в другую смежную специальность (сменить профессию на нужную для этой ситуации)?
  • Какие три профессии оказались самыми полезными? Почему?
  • Какие три профессии оказались ненужными на необитаемом острове?

6. Теперь каждая команда расскажет о результатах своей работы.

Рефлексия: обсудим какие выводы мы можем сделать для себя из этой игры.

Примечание: не нужно бояться подсказывать командам, какие задачи выживания и налаживания жизни могут встать перед людьми на острове. Например: обеспечение всех едой, строительство жилья, лечение, обучение, организация отдыха и т. д.

Заключение

Итак, совершая выбор, необходимо соотносить три фактора: «хочу», «могу», «надо». Понятно, что идеальным будет такой вид деятельности, выполнение которой, во-первых, интересно исполнителю, во-вторых — не вызывает у него особых затруднений, в-третьих, полезно обществу и хорошо оплачивается.

Однако далеко не всегда удаётся найти дело, которое нравится, получается и востребовано. Может случится так, что человеку нравится делать одно (например, лепить из глины), но хорошо получается у него совершенно другое (решать алгебраические задачи). Что же следует учитывать в первую очередь?                  
Так как ни один из трёх параметров не является ведущим и определяющим, всё зависит от того, что наиболее значимо и важно для самого человека. Главное, чтобы в процессе выбора профессионального пути были учтены все «хочу», «могу», «надо» и осознанно выделены приоритеты.

Рефлексия

Какие чувства остались после классного часа?

Какие открытия вы для себя сделали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Древний Китай"

Разработка урока по теме "Древний Китай" с обобщающим повторением истории древнго востока....

Тема урока: "3 кита в музыке"

Цель: Научить детей прислушиваться к музыке, ее выразительным особенностям.Задачи:  Восприятие позитивного отношения к искусству.Воспитывающая: воспитывать любовь к родине, к красоте русской прир...

урок географии "Китай" в соответствии с ФГОС

Урок в соответствии с требованиями ФГОС.  В основу урока положен системно-деятельностный подход. Форма работы: групповая и парная. Используются приемы «ассоциации», «фишбоу»,«кластер», «пять шляп...

План- конспект урока "Древний Китай" (История 5 класс)

Урок по теме "Древний Китай"- " Приключения Индианы Джонса "В поисках шестого элемента". Мы отправляемся в путешествие. Наша задача найти очень важный артефакт - ШЕСТОЙ Э...

Урок " Объединение Китая"

Лабораторный урок с элементами конференции составлен  в соответствии с требованиями ФГОС для учащихся 5 класса. Главная педагогическая цель урока - создать условия для развития умений характеризо...

История 5 класс 29 урок: Древний Китай

Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто...