Методика составления характеристики учащегося 9,11 класса для ПМПК
методическая разработка по психологии (9, 11 класс)
Уважаемые коллеги! Как правило, у каждого учителя периодически возникает необходимость написать характеристику тому, или иному ученику. Особенно часто возникают трудности, если нужно представить ее на заседании такого коллегиального органа, как районная ПМПК. Чаще этот документ составляют учителя начальной школы. Однако, и среди учащихся 9-х – 10-х классов есть такие ребята, психологические или физические возможности которых ограничены (дети с ОВЗ). Усвоение программного материала у таких учащихся идет со значительными трудностями, возможным с отставанием.
Уважаемые коллеги! Если в Вашем классе есть учащиеся, которые не усваивают школьную программу, и Вы считаете, что для них необходима другая форма обучения, или в принципе способны усваивать программный материал, но им требуются специальные образовательные условия, то подобные вопросы как раз и решает районная психолого-медико-педагогическая комиссия (далее ПМПК). Только ПМПК может рекомендовать для учащегося с ОВЗ сдачу ГИА в форме ГВЭ. Для того, чтобы специалисты ПМПК могли наиболее полно представить себе способности и возможности каждого конкретного ребенка, обоснованно дали рекомендацию по выбору формы его дальнейшего обучения или прохождения ГИА в форме ГВЭ, классному руководителю нужно представить объективную характеристику. Данный материал поможет вам в этом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Информация для учителей-предметников
и классных руководителей, работающих
в 9-х, 11-х классах
Как правильно написать
психолого-педагогическую характеристику обучающегося на ПМПК?
Уважаемые коллеги! Как правило, у каждого учителя периодически возникает необходимость написать характеристику тому, или иному ученику. Особенно часто возникают трудности, если нужно представить ее на заседании такого коллегиального органа, как районная ПМПК. Чаще этот документ составляют учителя начальной школы. Однако, и среди учащихся 9-х – 10-х классов есть такие ребята, психологические или физические возможности которых ограничены (дети с ОВЗ). Усвоение программного материала у таких учащихся идет со значительными трудностями, возможным с отставанием.
Уважаемые коллеги! Если в Вашем классе есть учащиеся, которые не усваивают школьную программу, и Вы считаете, что для них необходима другая форма обучения, или в принципе способны усваивать программный материал, но им требуются специальные образовательные условия, то подобные вопросы как раз и решает районная психолого-медико-педагогическая комиссия (далее ПМПК). Только ПМПК может рекомендовать для учащегося с ОВЗ сдачу ГИА в форме ГВЭ. Для того, чтобы специалисты ПМПК могли наиболее полно представить себе способности и возможности каждого конкретного ребенка, обоснованно дали рекомендацию по выбору формы его дальнейшего обучения или прохождения ГИА в форме ГВЭ, классному руководителю нужно представить объективную характеристику. Естественно, нужно подключить к составлению этого документа и учителей-предметников, педагога-психолога, если он есть в образовательном учреждении, возможно социального педагога. В ней должна содержаться доказательная база относительно состояния здоровья, способностей, возможностей и предполагаемых перспектив в обучении данного ребенка. Если, на ваш взгляд, учащийся нуждается в прохождении ГИА в форме ГВЭ, то нужно подтвердить ваше мнение весомыми аргументами.
В этом документе необходимо отразить следующие данные:
- С какого времени учится ребенок в данном образовательном учреждении, в том числе в данном классе, когда прибыл, где учился до этого, рассматривался когда-либо вопрос о форме его обучения на ПМПК, какую имел базу знаний, умений и навыков по окончании начальной школы ? Если дублировал какой-либо год обучения, указать на это, и по какой причине? Какую имел динамику по успеваемости на протяжении всех лет обучения в школе. Возможно, была индивидуальная (либо другая) форма обучения и на основании каких рекомендаций? (рекомендации ПМПК, врачебной комиссии, узких специалистов и т. п.)
- Если есть какие-либо ограниченные возможности здоровья, и какие подтверждающие документы имеются? (предыдущие заключения ПМПК, справка МСЭ об инвалидности).
- Какие знания об окружающем мире имеет? (оцените общий кругозор ребенка)
- Как ориентируется в быту? (знает ли свой адрес, школу, в которой учится, дату своего рождения, состав семьи, сколько кому лет, в каком классе учатся братья, сестры, где и кем работают родители, имеет ли представление об их профессии и т.п.)
- Ориентируется ли в пространстве? (понимает ли значения предлогов «справа», «слева», «вблизи», «вдали», «в», «на», «под», «над», «между», «за», «перед» и т.п.) Какую имеет координацию движений?
- Развитие моторики?
- Далее необходимо указать конкретно какими знаниями, умениями, навыками по программе ребенок овладел по основным предметам. Какому уровню программных требований на настоящий момент ребенок соответствует? ( что нужно знать и уметь и что есть по факту) Характерные ошибки и трудности?
- По математике: как ориентируется в тетради; умеет ли правильно оформлять записи в тетради; соответствует ли темп деятельности на уроке требованиям, предъявляемым к ученику соответствующего класса; знает ли основные математические правила, умеет ли применять их на практике; как запоминает учебный материал: знает ли состав числа, таблицу сложения и вычитания, умножения и деления, какие вычислительные навыки имеет, умеет ли решать задачи и какого типа, знает ли алгоритм решения; умеет ли делать логические выводы, понимает ли условие задачи, справляется ли с самостоятельными или контрольными работами; может ли работать самостоятельно или нуждается в постоянной помощи учителя; умеет ли рассуждать, ориентируется ли в пространстве, усваивает ли геометрический материал, другие особенности усвоения учебного материала, в чем конкретно затрудняется и т. д.
- По русскому языку: как ориентируется в тетради, держит ли рабочую строку, выполняет ли правила каллиграфии; может ли списывать текст, переводить печатный текст в письменный, особенности прочерка, как пишет под диктовку; знает ли изученные орфограммы, умеет ли применять их на практике; какие ошибки допускает, допустимо ли их количество, чтобы получить положительную оценку; умеет ли работать самостоятельно или требуется постоянный контроль со стороны учителя; справляется ли с самостоятельными и контрольными работами, состояние тетрадей и т.д.
- По литературе: особенности чтения, техника чтения и ее соответствие норме; характерные ошибки; понимает ли прочитанное, может ли пересказать текст, выделить главную мысль и сформулировать ее; проанализировать литературное произведение по предложенному плану, как запоминает и рассказывает стихи; умеет ли составить связный рассказ по сюжетному изображению или по картине, особенности речи? (чистота речи, понимание речи, словарный запас, фонематический слух, уровень развития связной речи, умеет ли пересказывать, дать развернутый ответ на вопрос и т.д.); уровень развития письменной речи, может ли сформулировать свою мысль в письменной форме, уровень написания письменных работ: изложений, сочинений)
- Особенности усвоения учебного материала по другим предметам: быстро ли усваивает программный материал, соответствуют ли его знания, умения навыки программным требованиям, темп деятельности на уроке? Может ли выразить свою мысль письменно или устно? Если ребенок усваивает материал с отставанием, то какому классу соответствуют его знания, умения и навыки?
- По физической культуре: какую имеет координацию движений, выполняет ли нормы по физической подготовке в соответствии с программными требованиями, владеет ли техникой выполнения тех или иных упражнений, физическая ловкость и т.д.
Далее учитель-предметник дает информацию по характеризуемому ученику по пунктам 8 – 15.
- Отношение к школе и учебной деятельности? (желание посещать школу, любит ли учиться, выполняет ли домашние задания, любимые и нелюбимые предметы, отношение к успехам и неудачам, замечаниям учителя, пропускает ли учебные занятия по неуважительной причине, степень усилий, прилагаемых ребенком в учебной деятельности и т.д.)
- Работоспособность? (темп работы, успевает ли за другими учащимися в классе, быстро ли утомляется, объем выполненных заданий); использует ли оказанную помощь и какого характера эта помощь (поддерживающая, организующая, конкретная по принципу «делай как я», наводящее высказывание и т.п.)
- Может ли работать самостоятельно?
- Может ли работать внимательно? (устойчивость, переключаемость внимания)
- Как воспринимает учебный материал? (особенности восприятия)
- Как запоминает учебный материал? (механически, осознанно, уровень развития кратковременной и долговременной памяти)
- Поведение на уроках и переменах, во время внеурочной деятельности? (знаком ли с дисциплинарными нормами, эмоциональная устойчивость, волевая зрелость и т.д.).
- Особенности личности? (черты характера; взаимоотношения с одноклассниками, учителем; интересы, увлечения, какой статус имеет в группе сверстников, какой круг общения предпочитает и т.д. по наблюдениям учителя-предметника)
- Имеет ли навыки самообслуживания? (может ли содержать в порядке свои вещи: одежду, учебные принадлежности, рабочее место, опрятен ли в быту)
- Жилищно-бытовые условия, в которых живет и воспитывается ребенок; есть ли у него специальное место для учебных занятий и отдыха?
- Особенности семейного воспитания? (полная или неполная семья, благополучная или нет, количество детей в семье и какого они возраста, отношение к детям, какие усилия прилагают родители, чтобы ребенок был успешным в школе, помогают ли ребенку в учебе и т.д.)
- Выводы:
- Ваши предположения: какая для данного ребенка форма обучения в дальнейшем является наиболее оптимальной (повторный год обучения в условиях массовой школы, индивидуальное обучение, адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ, какое-либо специализированное учебное заведение и т. п.).
- Возможно, ребенок нуждается в другой форме проведения ГИА, например ГВЭ?
- Необходимы ли для ребенка специальные образовательные условия?
- Нуждается ли ребенок, на Ваш взгляд, в консультации узких специалистов, медицинском обследовании, какого профиля?
- Оформление документа смотрите в приложении 1.
Чем качественнее написана характеристика, тем легче будет специалистам ПМПК разобраться в проблемах ребенка, а также в условиях ограниченного времени сделать правильный вывод о наиболее приемлемой форме обучения или других специальных образовательных условиях в дальнейшем в соответствии с его психофизическими особенностями и возможностями.
Буду рада, если данные рекомендации помогут Вам в составлении этого документа.
Каждый ребенок индивидуален, поэтому в данном документе должно быть больше конкретики и меньше общих фраз.
Буду рада, если данные рекомендации помогут Вам в составлении этого документа
С уважением,
педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1
с. Вольно-Надеждинское Надеждинского района» Приморского края,
руководитель МО педагогов-психологов Надеждинского района
Вольных И.Н.
октябрь, 2023 г.
Приложение 1
Психолого-педагогическая характеристика
________________________________,
(Фамилия, Имя, Отчество ученика)
учащегося(йся) ________класса,
________________________________,
(название образовательного учреждения)
___________________________________,
(число, месяц, год рождения)
проживающего по адресу:
___________________________________
___________________________________
___________________________________
Текст характеристики…
Дата
Директор школы______________________(Фамилия И.О.);
М.П
Классный руководитель________________(Фамилия, И.О.);
Педагог-психолог_____________________ (Фамилия И.О.).
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа для учащихся 9 класса №5"Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам"
Для самостоятельной работы...

Практическая работа по геогафии для учащихся 9 класса №3 "Составление характеристики одной из металлургических баз России-Центральной".
Использую для самостоятельной работы...

Рекомендации по составлению характеристики учащегося
Рекомендации по составлению характеристики учащегося...

Методика развития гибкости учащихся (1-4 класс) в период летних каникул
Авторская методическая разработка...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩЕГОСЯ.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩЕГОСЯ...

Методика составления характеристики учащегося основной школы на ПМПК
Уважаемые коллеги! Как правило, у каждого учителя периодически возникает необходимость написать характеристику тому или иному ученику. Особенно часто возникают трудности, если нужно предс...
Психолого-педагогическая характеристика учащихся 7-х классов
Психолого-педагогическая характеристика учащихся 7-х классов...
