РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога на 2025-2026 учебный год
рабочая программа по психологии

ЦЫГАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

педагога - психолога

на 2025-2026 учебный год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_pedagoga-psikhologa_2024-2025.docx33.38 КБ

Предварительный просмотр:

 МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌‌МКОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В. Ф.Нестерова»

 Черемисиновского района Курской области

Принята на заседании педагогического совета

Протокол №1

от 21.08.2025 г.

Согласована

Зам. директора по УВР

_______ С.Н.Шмакова

Утверждена

И. о. директора:

________        Е.И.Пикалова

Приказ №74 -ОД

от 29.08.2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

педагога - психолога

на 2025-2026 учебный год

Пояснительная записка

Программа психолого-педагогического сопровождения составлена в соответствии с требованиями Закона №273 РФ «Об образовании в РФ», Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования.

Цель психолого-педагогического сопровождения: создание в общеобразовательном учреждении благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательной деятельности.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании;
  • профилактика школьной и социальной дезадаптации;
  • профилактика суицидального поведения;
  • консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов;
  • повышение мотивации обучения у учащихся;
  • создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
  • формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  • формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни;
  • организация работы с учащимися и родителями по вопросам психологической подготовки к ГИА и ЕГЭ.

Организация деятельности: программа рассчитана на 1 год психологического сопровождения детей, посещающих школу.

 Основные циклы сопровождения:

  • готовность к обучению и адаптация в 1 классе;
  • переход в среднее звено;
  • подростковый кризис;         адаптация в старшем звене.

В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:

-Психолого-педагогическая диагностика,

-Коррекционно – развивающая работа,

-Психологическое просвещение и профилактика, -Психологическое консультирование, -Организационно-методическая работа.

Психолого-педагогическая диагностика включает в себя известные методики выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества (список методического инструментария прилагается). Образовательные стандарты второго поколения дополняют традиционное содержание образование и обеспечивают преемственность образовательной деятельности (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и после школьное образование). Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этой деятельности.

УУД делятся на четыре основные группы:

  1. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
  2. Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
  1. действие смыслообразования;
  2. действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

III. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. IV. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

I этап диагностической работы (1 класс) – поступление ребенка в школу. В рамках этого этапа предполагается:

  1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка (комплекс методик по Семаго, модифицированные тесты Керна-Йирасека).
  2. Повторная диагностика проводится по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты. Она направлена на выявление причин низких результатов.

II этап диагностической работы (1, 5, 10 класс) - адаптация к изменившимся условиям обучения. В рамках данного этапа предполагается:

  1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации детей к школе (1 класс – октябрь-ноябрь).
  2. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено (5 класс – ноябрь-декабрь).
  3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации десятиклассников при переходе в старшее звено (10 класс – декабрь) III этап диагностической работы – Констатирующая диагностика. В конце года с учащимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития, уровень адаптации к обучению.

Кроме того, в рамках диагностического блока в течение года проводится диагностика познавательных, личностных, эмоциональных особенностей учащихся (по запросу), имеющих трудности в обучении; диагностика психологической готовности к экзаменам (3 четверть).

Коррекционно –развивающая работа

Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:

  1. С первоклассниками, испытывающими трудности в обучении, в течение учебного года проводятся специально организованные (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка) развивающие занятия, направленные на формирование и развитие необходимых познавательных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей. Занятия проводятся с использованием игровых упражнений, изобразительных средств, психогимнастики.
  2. Сучащимися 1, 5 классов, испытывающими трудности в адаптации к обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс, принятие нового школьного статуса.
  3. С учащимися 9 и 11 классов во втором учебном полугодии проводятся групповые занятия по психологической подготовке к экзаменам, направленные на формирование умения противостоять стрессу, навыков уверенного поведения. 4. С учащимися со статусом ОВЗ в течение года проводятся групповые и индивидуальные занятия, направленные на формирование положительных установок в общении со сверстниками и взрослыми, на развитие рефлексии, способности к саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением.

5. В рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательной деятельности в каждом школьном звене в течение года проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия:

1) младшее звено (1-4 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации; 2) среднее звено (5-8 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, самоконтроля; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и личностной тревожности; повышение уровня учебной мотивации; формированиеустановок на здоровый образ жизни; развитие позитивного настроя в общении со сверстниками, стремление к сотрудничеству; формирование положительного образа своего «Я»;

3) старшее звено (9-11 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, саморегуляции, личностного и профессионального самоопределения; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование установок на здоровый образ жизни и саморазвитие.

Консультирование и просвещение

Составляют три направления:

  1. Работа с учащимися.
  2. Работа с родителями.
  3. Работа с учителями.

I направление. Работа с учащимися включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:

  • Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния). - Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).

-Просветительская работа включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ, направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся. II направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации:

  • Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
  • Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребѐнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребѐнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.
  • Просветительская работа заключается в проведении родительских собраний в форме лекций-бесед, деловых игр, тренингов, направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения, развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

III направление. Работа с учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:

  • Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребѐнка, взаимоотношения педагог – ребѐнок).
  • Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психологопедагогического сопровождения ребенка

Просветительская работа включает в себя выступления на педагогических советах, психолого-педагогических семинарах по актуальным вопросам; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений;

  • направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов.

Методическое и аналитическое направление

1. Оформление документации:

  1. Пополнение базы данных по психологическому сопровождению учащихся различных категорий.
  2. Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.
  3. Разработка, подготовка и проведение:
  • родительских собраний,
  • классных часов,
  • занятий с классными руководителями, учителями.
  1. Разработка и реализация программ изучения психолого-социально-педагогического статуса учащихся на различных ступенях обучения и отнесенных к различным категориям.
  2. Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий.
  3. Разработка, подготовка и проведение психологической диагностики, обработка полученных данных.
  4. Подготовка и проведение занятий в рамках психологического сопровождения подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.
  5. Составление выводов, рекомендаций, характеристик.
  6. Анализ научной и практической литературы.
  7. Работа над темой самообразования.

2. Оборудование:

        

  • приобретение учебных пособий, методик, развивающих программ;
  • изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала.

3. Участие и выступление на педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях, посещение уроков, внеурочных мероприятий, РМО педагогов-психологов, районных стажировочных площадок, проведение открытых занятий, участие в неделе психологии.Основные виды работ:

-работа с родителями; -работа с педагогами; -работа с учащимися.

Педагог - психолог образовательного учреждения призван содействовать полноценному развитию обучающихся на всех возрастных этапах. Создание у них позитивной мотивации к обучению, а также определение психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики возникновения подобных нарушений.

В рамках данной программы проводится следующая работа:

1. Работа по подготовке детей к школьному обучению,

2.Работа по адаптации в 1, 5, 10 классах, а также с новичками в школе,

3.Работа с обучающимися при переходе с начальной школы в среднее звено,

4.Работа с детьми с ОВЗ,

5.Подготовка к итоговой аттестации,

6.Работа с родителями,

7.Работа с неблагополучными семьями, 8.Работа с детьми «группы риска».

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Диагностическая и коррекционно – развивающая работаМладшее звено (7-10 лет):

  • успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе;
  • повышение уровня учебной мотивации;
  • базовые способности к самопознанию и познанию других;
  • способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков;
  • формирование положительного образа своего «Я»;
  • формирование произвольности психических процессов, самоконтроля; • положительное отношение к самому процессу обучения и познания;
  • положительные отношения со сверстниками и учителями. Среднее звено (11-15 лет):
  • способности и стремление к самопознанию и познанию других;
  • высокий уровень развития самоконтроля, самодисциплины;
  • способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;
  • адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»;
  • стремление к сотрудничеству со сверстниками, уважительное отношение ко всем людям и к себе;
  • осознание важности и смысла процесса обучения;
  • стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию;
  • осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни. Старшее звено (16-18 лет):
  • способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;
  • профессиональное и жизненное самоопределение;
  • умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты;
  • стремление к самопознанию и саморазвитию как неотъемлемой части жизни; • стремление и умение справляться с возникающими стрессовыми состояниями, негативными переживаниями;
  • психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь;
  • активная и позитивная жизненная позиция. Консультирование
  • Информирование учителей и родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
  • Ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка

Просвещение

  • Повышение психологической культуры учащихся, родителей, учителей.

Методическая и аналитическая работа

  • Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.

ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГАНА 2025/2026УЧЕБНЫЙ ГОД

Психолого – педагогическое сопровождение процесса адаптациив 1 классе.

Цель: создание условий для успешной адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков.

1.Психодиагностика УШГ (уровня школьной готовности) поступающих в 1-е классы

(диагностический комплекс Семаго М.М.)

  • Задание № 1 «Продолжи узор»;

-Задание № 2 «Сосчитай и сравни»;

-Задание № 3 «Шифровка»;

-Задание № 4 «Слова»;

-Задание № 5 «Нарисуй человека»

2.Проведение диагностических методик на определение адаптации первоклассников к школьному обучению: Тест Керна-Йирасика;

  • установление причинно-следственных связей;
  • вербальное мышление;
  • интеллектуальные умения-обобщение, классификация;
  • мнемические процессы: память, внимание, переключение внимания, восприятие;

(Личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)

(Минимизация школьных рисков, формирование благоприятного адаптационного фона) (1 класс, сентябрь-октябрь)

  • Диагностика развития произвольности по методике Д.Б. Эльконина «Графический диктант», (выявление умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, применять образец) (1 класс, октябрь)
  • Методика экспресс - диагностики интеллектуальных способностей дошкольников

МЭДИС, (ориентировочное обследование уровня интеллектуального развития детей 6 - 7 лет), (1 класс, октябрь)

  • Выявление уровня сформированности внутренней позиции школьника, мотивации учения по методике Т.А Нежновой, Н.И. Гуткиной, Д.Б. Эльконина «Беседа о школе»,     (выявление уровня сформированности внутренней позиции школьника, мотивации учения, (1 класс, октябрь)
  • Изучение сформированности кооперации, взаимодействия по методике Цукерман Г.А. «Рукавички», (выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе осуществления сотрудничества),

(1 класс, ноябрь)

Психолого – педагогическая диагностика 2 срез, (апрель – май)

2. Консультационная и просветительская работа.

  1. Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей первоклассников.

 (по запросу, ноябрь -май)

  1. Родительское собрание «Адаптация первоклассников».

 (по плану классного руководителя)

  1. Коррекционно – развивающая работа.

1. Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, испытывающими временные трудности периода адаптации (Личностные, Коммуникативные, Регулятивные,

Познавательные)

Цель: снизить в период адаптации тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны.

(1 класс, ноябрь-апрель)

4. Аналитическая работа

  1. этап - ноябрь по результатам диагностики

Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении.

  1. этап - май по результатам диагностики

Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении.

Сопровождение готовности учащихся 4 классапри переходе среднее звено.

Цель: профилактика проблем адаптации в среднем звене.

1.Психолого – педагогическая диагностика

  • Методика «Уровень школьной мотивации»  
  • Методика «Определения умственного развития»
  • Методика «Слова»(Познавательная сфера)  
  • Методика «Умение считать в уме»
  • Методика «Три оценки»
  • Методика «Экспертная оценка психолого – педагогического статуса ученика на этапе завершения обучения в начальной школе».

 (март)

Консультационная и просветительская работа.

1. Разработка рекомендаций для родителей по результатам диагностики. (апрель)

Коррекционно – развивающая работа.

1. Развивающее занятие «Впереди у нас 5 класс»  (апрель)

Аналитическая работа.

  1. Обработка полученных данных
  2. Составление психолого – педагогического заключения и прогноза развития

(Май)

План психолого-педагогического сопровождения ФГОС ОООдля 5-х классов.

- Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровской.

(Познавательные УУД, Регулятивные УУД, Коммуникативные УУД) I этап - сентябрь – октябрь,

II этап - апрель– май

  • Тест школьной тревожности Филипса (Личностные УУД) ноябрь.
  • Методика самооценки В.Н.Ковалева. октябрь –апрель (мониторинг)
  • Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г.   октябрь
  • «Прогрессивные матрицы» Равенна (Познавательные УУД) ноябрь -апрель (мониторинг)

Консультационная и просветительская работа.

  1. Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей пятиклассников.

 (по запросу ноябрь–май)

  1. Родительское собрание (презентация) «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы».

(по плану классного руководителя)

  1. Групповые и индивидуальные консультации с педагогами.
  • «Первый раз в новый класс»
  • «Трудности адаптационного периода»
  • «Психологические особенности младшего подросткового возраста».

(сентябрь-май)

Коррекционно – развивающая работа.

1. Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, испытывающими временные трудности периода адаптации.

(ноябрь – апрель)

Аналитическая работа.

Написание справок, заключений.

Предполагаемый результат: анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении

(в течение года)

Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся 10 класса.

Цель: изучение течения адаптации, выявление уровня тревожности и напряженности. - Методика Кондаша «Шкалы социально-ситуационной тревоги».

(октябрь)

  • Методика изучения эмоционального напряжения.

(октябрь)

  • Диагностика 9-х классов «Готовность к переходу в 10-й класс», (февраль)

Консультационная и просветительская работа.

  1. Проведение индивидуальных консультаций по вопросам адаптации 10-х классов с родителями и педагогами.

(Октябрь – ноябрь)

  1. Индивидуальные консультации для учащихся по результатам диагностики.

(в течение года)

  1. Наблюдение за процессом адаптации уч-ся 10-х классов вовремя и вне учебных занятий.

 (сентябрь – ноябрь)

  1. Лекции и беседы с родителями.

(в течение года)

Коррекционно – развивающая работа.

1. Индивидуальная работа с учащимися по коррекции и развитию познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферы.

 (В течение года (по запросу и результатам диагностики)

Аналитическая работа.

  • Написание справок, заключений.
  • Предполагаемый результат: анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении.

(в течение года)

План работы педагога – психолога по подготовке к итоговой аттестации.

Цель: психопрофилактика экзаменационного стресса у выпускников при проведении государственной аттестации в форме ГИА, повышение устойчивости к воздействию стрессовых факторов.

  • Консультирование обучающихся, родителей педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям. (все участники образовательной деятельности, в течение года).

Коррекционно – развивающая работа.

  • Индивидуальная коррекционно- развивающая работа на повышение устойчивости к воздействию к стрессовым факторам.
  • Учащиеся, имеющие высокий уровень тревожности, эмоциональную напряженность.

(по необходимости)

Аналитическая работа.

Заключение по результатам психодиагностики.

План работы педагога – психолога с родителями.

Цель: обеспечение поддержки, укрепления и защиты семьи и ценностей семейной жизни, сохранение духовно – нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании; создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства.

  • Диагностика уровня потребности родителей в психолого-педагогических знаниях; уровень педагогической компетентности и удовлетворенности родителей. Методика Р. В. Овчаровой; Методика И. А. Хоменко.

 (1 четверть)

Консультационная и просветительская работа.

  1. Индивидуальные консультации

(родители1-11 классов, в течение года по запросу)

  1. Родительский лекторий (на классных родительских собраниях)

(родители 1-11 классов, в течение года по плану классного руководителя)

  1. Общешкольное родительское собрание (родители 1- 11 классов, по плану школы)
  2. Беседа «Вредные привычки ребенка и родителя»

(родители 5- 11 классов, 2 четверть)

  1. Беседа «Совместное проведение свободного времени»

(родители 5- 11 классов, 3 четверть)

  1. Беседа «Личный пример родителей»

(родители 5- 11 классов, 4 четверть)

Аналитическая работа.

Заключение по результатам психодиагностики.

План работы педагога – психолога с учащимися со статусом ОВЗ.

Цель - формирование положительных установок в общении со сверстниками, взрослыми, развитие рефлексии, способности к саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением.

  • Мониторинг воспитанности.

(учащиеся со статусом ОВЗ, сентябрь, январь, май) - Мониторинг развития.

 (учащиеся со статусом ОВЗ, сентябрь, январь, май)

  • Мониторинг «Оценка социально – личностных результатов (жизненной компетенции) воспитанников».

(учащиеся со статусом ОВЗ, сентябрь, январь, май)

  • Социометрия. Цветовой тест М.Люшера

(учащиеся со статусом ОВЗ, сентябрь, январь, май)

Консультационная и просветительская работа.

  1. Беседа «Доброе отношение к окружающим».

(октябрь)

  1. Беседа «Старайся быть справедливым в словах и поступках»; правильное осознание своего поведения.

(ноябрь)

  1. Беседа «Полезные и вредные привычки»; профилактика вредных привычек.

(февраль)

  1. Беседа «Правила хорошего тона»

(апрель)

Коррекционно – развивающая работа.

  • Проведение коррекционных занятий по развитию познавательной сферы: память, внимание, мышление, воображение, переключение внимания

(учащиеся со статусом ОВЗ, в течение года)

Аналитическая работа.

  • Заключение по результатам диагностики.

(учащиеся со статусом ОВЗ)

План работы педагога – психолога по профилактике суицида и суицидальногоповедения среди школьников.

Цель - предупреждение и раннее выявление склонностей у учащихся к риску возникновения суицидального поведения.

  • «Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)».

(учащиеся 6-11 классы, ноябрь)

  • Опросник Айзенка «Самооценка психических состояний личности».

(учащиеся 6-11 классы, декабрь)

  • Проективная методика «Незаконченные предложения» (учащиеся 6-11 классы, январь) - Методика «Шкала безнадѐжности».

(учащиеся 6-11 классы, февраль)

  • Социально-психологическое обследование на выявление склонностей к рискам аддиктивного, суицидального поведения.

(учащиеся 13-18 лет, апрель)

Консультационная и просветительская работа.

  1. Классные часы на тему «Жизнь прекрасна»

(учащиеся 6-11 классов, в течение года)

  1. Просмотр видеороликов «Суицид: его причины», анализ ситуаций, которые привели к гибели.

(учащиеся 8-11 классов, ноябрь)

  1. Тренинг «Мы выбираем жизнь»

(учащиеся 8-11 классов, февраль)

  1. Общешкольные родительские собрания по профилактике суицида.

(Родители 1-11 классов, по плану школы)

Коррекционно – развивающая работа.

  1. Проведение индивидуальных коррекционных занятий по необходимости.

(учащиеся 6-11 классы)

  1. Проведение групповых коррекционных занятий по необходимости. (учащиеся 6-11 классы)

Аналитическая работа.

1. Анализ результатов социально-психологического обследования на выявление склонностей к рискам аддиктивного, суицидального поведения.

(учащиеся 13-18 лет, сентябрь) 2. Заключение по результатам диагностик.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997.
  2. Асмолова А.Г., Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Искусство жить с непохожими людьми: психотехники толерантности. – МО.: Московия, 2009.
  3. Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. – СПб.: Речь, 2005.
  4. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2009.
  5. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. – СПб.: Речь, 2005.
  6. Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. – М.: Психотерапия, 2006.
  7. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2008.
  8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997.
  9. Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12 лет). – М.:

Педагогическое общество России, 2007.

  1. Бодалев А.А., Столин В.Р. Общая психодиагностика. – М.: ИМУ, 1987.
  2. Бубличенко М.М. Я никому ничего не должен! Тренинги по обретению внутренней свободы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  3. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться (книга для родителей и учителей). – СПб.: Союз, 2000.
  4. Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М: Академический проект, 2005.
  5. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб.: Сфера, 1994.
  6. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция. – Киев: Випол, 1993.
  7. Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. – СПб.: КАРО, 2006.
  8. Грабенко Т. Сказка – основа спасения. – СПб.: Речь, 2011.
  9. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – М., СПб.: Питер, 2008.
  10. Гурьянова Ю. Готовимся к школе. Интенсивный курс: тесты, игры, упражнения. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
  11. Гусева Е.А., Атаманюк Г.Н. Методическое пособие для психологов школ.

Психологический анализ уроков. – М.: 2010.

  1. Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 2000.
  2. Демидова И.В. Рабочая книга психолога в старших классах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  3. Деркач А.А. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.
  4. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. – М.: Академия, 1995.
  5. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М.: Академия, 2000.
  6. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.
  7. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
  8. Калашников А.И. Наука побеждать. Тренинги лидерства и преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2008.
  9. Кунигель Т.В. Тренинг «Активация внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Речь, 2006.
  10. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Академия, 2001.
  11. Лидерс А.Г. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М.: Этерна, 2009.
  12. Макеева Т.Г. Диагностика развития старшеклассников: психологические тесты. – Ростовна-Дону, 2009.
  13. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. – СПб.: Речь, 2007.
  14. Микляева А.В., Румянцева П.В. Трудный класс: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007.
  15. Министерство образования и науки РФ. Профилактика злоупотребления ПАВ. – М.: Академия, 2001.
  16. Некрасова Заряна и Нина. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. – М.: София, 2010.
  17. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1996.
  18. Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  19. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект, 2004.
  20. Павлов И.В. Общение с ребенком. Тренинг взаимодействия. – СПб.: Речь, 2008.
  21. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ.
  22. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М.: ПЕРСЭ, 2004.
  23. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. – М.: РПА, 1995.
  24. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (811 класс). – М.: ВАКО, 2006.
  25. Роговик Л. Танцевально-психомоторный тренинг: теория и практика. – СПб.: Речь, 2010.
  26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.
  27. Самоухина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Психотерапия, 2008.
  28. Семина И.К. Жизнь как чудо. Путешествие с Волшебным перышком. – СПб.: Речь, 2011.
  29. Соловьва О.Ю. Найди свой путь. Дидактические материалы: тесты, ситуации, тренинговые игры, упражнения. – М.: Арсенал образования, 2007.
  30. Соловьева О.Ю. Сборник социально-педагогических ситуаций-проб по самоопределению для учащихся ОУ. – М.: Арсенал образования, 2009.
  31. Учебно-методическое пособие. Диагностика и коррекция развития детей младшего школьного возраста. Часть 2. – Уфа: ООО «Ривайвел», 2001.
  32. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
  33. Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Речь, 2009.
  34. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2008.
  35. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2004.
  36. Чуднова А., Дьяченко С., Азарова Ю. Карточки Люшера – ключ к тайным пластам подсознания человека. – М.: АСТ, 2011.
  37. Чуричков А., Снегирев В. Головоломки и занимательные задачи в тренинге. Копилка для тренера-2. – СПб.: Речь, 2010.
  38. Шадриков В.Д., Дударева В.Ю. и др. Диагностика познавательных способностей: методика и тесты. – М.: Академический проект, 2009.
  39. Шапарь В.Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Педагога – психолога МАОУ «СОШ №43 г. Улан-Удэ» на 2018 - 2019 учебный год

1) Формирование психологической компетентности участников образовательного процесса (обучающихся, учителей, администрации школы, родителей);2)  Осуществление психолого-педагогического сопровожден...

Рабочая программа педагога психолога на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа педагога психолога....

Рабочая программа по литературе на 2025 - 2026 учебный год

Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представл...

Адаптированная рабочая программа 5 класс математика 2025-2026 уч.год 3 час в неделю

Адаптированная рабочая программа индивидуальных занятий по математике составлена по итогам наблюдения учителя, а также по результатам контрольных  работ и расчитана на 3 часа в неделю (102 ч...

Рабочая программа. 11 класс. Геометрия. 2025-2026 уч.год

Рабочая программа. 11 класс. Геометрия. 2025-2026 уч.год...

План работы педагога - психолога на 2025-2026 год

Материал будет полезен для педагогов - психологов, работающих в школе...

Рабочая программа по литературе на 2025-2026 учебный год

Рабочая программа по литературе для обучающихся 5-6 классов на 2025-2026 учебный год...