РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога на 2025-2026 учебный год
рабочая программа по психологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога - психолога
на 2025-2026 учебный год
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МКОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В. Ф.Нестерова»
Черемисиновского района Курской области
Принята на заседании педагогического совета Протокол №1 от 21.08.2025 г. | Согласована Зам. директора по УВР _______ С.Н.Шмакова | Утверждена И. о. директора: ________ Е.И.Пикалова Приказ №74 -ОД от 29.08.2025 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога - психолога
на 2025-2026 учебный год
Пояснительная записка
Программа психолого-педагогического сопровождения составлена в соответствии с требованиями Закона №273 РФ «Об образовании в РФ», Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования.
Цель психолого-педагогического сопровождения: создание в общеобразовательном учреждении благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательной деятельности.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании;
- профилактика школьной и социальной дезадаптации;
- профилактика суицидального поведения;
- консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов;
- повышение мотивации обучения у учащихся;
- создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
- формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни;
- организация работы с учащимися и родителями по вопросам психологической подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Организация деятельности: программа рассчитана на 1 год психологического сопровождения детей, посещающих школу.
Основные циклы сопровождения:
- готовность к обучению и адаптация в 1 классе;
- переход в среднее звено;
- подростковый кризис; адаптация в старшем звене.
В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:
-Психолого-педагогическая диагностика,
-Коррекционно – развивающая работа,
-Психологическое просвещение и профилактика, -Психологическое консультирование, -Организационно-методическая работа.
Психолого-педагогическая диагностика включает в себя известные методики выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества (список методического инструментария прилагается). Образовательные стандарты второго поколения дополняют традиционное содержание образование и обеспечивают преемственность образовательной деятельности (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и после школьное образование). Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.
Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этой деятельности.
УУД делятся на четыре основные группы:
- Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
- Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
- действие смыслообразования;
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
III. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. IV. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.
I этап диагностической работы (1 класс) – поступление ребенка в школу. В рамках этого этапа предполагается:
- Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка (комплекс методик по Семаго, модифицированные тесты Керна-Йирасека).
- Повторная диагностика проводится по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты. Она направлена на выявление причин низких результатов.
II этап диагностической работы (1, 5, 10 класс) - адаптация к изменившимся условиям обучения. В рамках данного этапа предполагается:
- Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации детей к школе (1 класс – октябрь-ноябрь).
- Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено (5 класс – ноябрь-декабрь).
- Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации десятиклассников при переходе в старшее звено (10 класс – декабрь) III этап диагностической работы – Констатирующая диагностика. В конце года с учащимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития, уровень адаптации к обучению.
Кроме того, в рамках диагностического блока в течение года проводится диагностика познавательных, личностных, эмоциональных особенностей учащихся (по запросу), имеющих трудности в обучении; диагностика психологической готовности к экзаменам (3 четверть).
Коррекционно –развивающая работа
Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:
- С первоклассниками, испытывающими трудности в обучении, в течение учебного года проводятся специально организованные (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка) развивающие занятия, направленные на формирование и развитие необходимых познавательных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей. Занятия проводятся с использованием игровых упражнений, изобразительных средств, психогимнастики.
- Сучащимися 1, 5 классов, испытывающими трудности в адаптации к обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс, принятие нового школьного статуса.
- С учащимися 9 и 11 классов во втором учебном полугодии проводятся групповые занятия по психологической подготовке к экзаменам, направленные на формирование умения противостоять стрессу, навыков уверенного поведения. 4. С учащимися со статусом ОВЗ в течение года проводятся групповые и индивидуальные занятия, направленные на формирование положительных установок в общении со сверстниками и взрослыми, на развитие рефлексии, способности к саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением.
5. В рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательной деятельности в каждом школьном звене в течение года проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия:
1) младшее звено (1-4 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации; 2) среднее звено (5-8 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, самоконтроля; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и личностной тревожности; повышение уровня учебной мотивации; формированиеустановок на здоровый образ жизни; развитие позитивного настроя в общении со сверстниками, стремление к сотрудничеству; формирование положительного образа своего «Я»;
3) старшее звено (9-11 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, саморегуляции, личностного и профессионального самоопределения; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование установок на здоровый образ жизни и саморазвитие.
Консультирование и просвещение
Составляют три направления:
- Работа с учащимися.
- Работа с родителями.
- Работа с учителями.
I направление. Работа с учащимися включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния). - Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).
-Просветительская работа включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ, направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся. II направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации:
- Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребѐнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребѐнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.
- Просветительская работа заключается в проведении родительских собраний в форме лекций-бесед, деловых игр, тренингов, направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения, развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
III направление. Работа с учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребѐнка, взаимоотношения педагог – ребѐнок).
- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психологопедагогического сопровождения ребенка
Просветительская работа включает в себя выступления на педагогических советах, психолого-педагогических семинарах по актуальным вопросам; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений;
- направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов.
Методическое и аналитическое направление
1. Оформление документации:
- Пополнение базы данных по психологическому сопровождению учащихся различных категорий.
- Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.
- Разработка, подготовка и проведение:
- родительских собраний,
- классных часов,
- занятий с классными руководителями, учителями.
- Разработка и реализация программ изучения психолого-социально-педагогического статуса учащихся на различных ступенях обучения и отнесенных к различным категориям.
- Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий.
- Разработка, подготовка и проведение психологической диагностики, обработка полученных данных.
- Подготовка и проведение занятий в рамках психологического сопровождения подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.
- Составление выводов, рекомендаций, характеристик.
- Анализ научной и практической литературы.
- Работа над темой самообразования.
2. Оборудование:
- приобретение учебных пособий, методик, развивающих программ;
- изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала.
3. Участие и выступление на педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях, посещение уроков, внеурочных мероприятий, РМО педагогов-психологов, районных стажировочных площадок, проведение открытых занятий, участие в неделе психологии.Основные виды работ:
-работа с родителями; -работа с педагогами; -работа с учащимися.
Педагог - психолог образовательного учреждения призван содействовать полноценному развитию обучающихся на всех возрастных этапах. Создание у них позитивной мотивации к обучению, а также определение психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики возникновения подобных нарушений.
В рамках данной программы проводится следующая работа:
1. Работа по подготовке детей к школьному обучению,
2.Работа по адаптации в 1, 5, 10 классах, а также с новичками в школе,
3.Работа с обучающимися при переходе с начальной школы в среднее звено,
4.Работа с детьми с ОВЗ,
5.Подготовка к итоговой аттестации,
6.Работа с родителями,
7.Работа с неблагополучными семьями, 8.Работа с детьми «группы риска».
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Диагностическая и коррекционно – развивающая работаМладшее звено (7-10 лет):
- успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе;
- повышение уровня учебной мотивации;
- базовые способности к самопознанию и познанию других;
- способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков;
- формирование положительного образа своего «Я»;
- формирование произвольности психических процессов, самоконтроля; • положительное отношение к самому процессу обучения и познания;
- положительные отношения со сверстниками и учителями. Среднее звено (11-15 лет):
- способности и стремление к самопознанию и познанию других;
- высокий уровень развития самоконтроля, самодисциплины;
- способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;
- адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»;
- стремление к сотрудничеству со сверстниками, уважительное отношение ко всем людям и к себе;
- осознание важности и смысла процесса обучения;
- стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию;
- осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни. Старшее звено (16-18 лет):
- способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;
- профессиональное и жизненное самоопределение;
- умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты;
- стремление к самопознанию и саморазвитию как неотъемлемой части жизни; • стремление и умение справляться с возникающими стрессовыми состояниями, негативными переживаниями;
- психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь;
- активная и позитивная жизненная позиция. Консультирование
- Информирование учителей и родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
- Ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка
Просвещение
- Повышение психологической культуры учащихся, родителей, учителей.
Методическая и аналитическая работа
- Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.
ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГАНА 2025/2026УЧЕБНЫЙ ГОД
Психолого – педагогическое сопровождение процесса адаптациив 1 классе.
Цель: создание условий для успешной адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков.
1.Психодиагностика УШГ (уровня школьной готовности) поступающих в 1-е классы
(диагностический комплекс Семаго М.М.)
- Задание № 1 «Продолжи узор»;
-Задание № 2 «Сосчитай и сравни»;
-Задание № 3 «Шифровка»;
-Задание № 4 «Слова»;
-Задание № 5 «Нарисуй человека»
2.Проведение диагностических методик на определение адаптации первоклассников к школьному обучению: Тест Керна-Йирасика;
- установление причинно-следственных связей;
- вербальное мышление;
- интеллектуальные умения-обобщение, классификация;
- мнемические процессы: память, внимание, переключение внимания, восприятие;
(Личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)
(Минимизация школьных рисков, формирование благоприятного адаптационного фона) (1 класс, сентябрь-октябрь)
- Диагностика развития произвольности по методике Д.Б. Эльконина «Графический диктант», (выявление умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, применять образец) (1 класс, октябрь)
- Методика экспресс - диагностики интеллектуальных способностей дошкольников
МЭДИС, (ориентировочное обследование уровня интеллектуального развития детей 6 - 7 лет), (1 класс, октябрь)
- Выявление уровня сформированности внутренней позиции школьника, мотивации учения по методике Т.А Нежновой, Н.И. Гуткиной, Д.Б. Эльконина «Беседа о школе», (выявление уровня сформированности внутренней позиции школьника, мотивации учения, (1 класс, октябрь)
- Изучение сформированности кооперации, взаимодействия по методике Цукерман Г.А. «Рукавички», (выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе осуществления сотрудничества),
(1 класс, ноябрь)
Психолого – педагогическая диагностика 2 срез, (апрель – май)
2. Консультационная и просветительская работа.
- Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей первоклассников.
(по запросу, ноябрь -май)
- Родительское собрание «Адаптация первоклассников».
(по плану классного руководителя)
- Коррекционно – развивающая работа.
1. Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, испытывающими временные трудности периода адаптации (Личностные, Коммуникативные, Регулятивные,
Познавательные)
Цель: снизить в период адаптации тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны.
(1 класс, ноябрь-апрель)
4. Аналитическая работа
- этап - ноябрь по результатам диагностики
Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении.
- этап - май по результатам диагностики
Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении.
Сопровождение готовности учащихся 4 классапри переходе среднее звено.
Цель: профилактика проблем адаптации в среднем звене.
1.Психолого – педагогическая диагностика
- Методика «Уровень школьной мотивации»
- Методика «Определения умственного развития»
- Методика «Слова»(Познавательная сфера)
- Методика «Умение считать в уме»
- Методика «Три оценки»
- Методика «Экспертная оценка психолого – педагогического статуса ученика на этапе завершения обучения в начальной школе».
(март)
Консультационная и просветительская работа.
1. Разработка рекомендаций для родителей по результатам диагностики. (апрель)
Коррекционно – развивающая работа.
1. Развивающее занятие «Впереди у нас 5 класс» (апрель)
Аналитическая работа.
- Обработка полученных данных
- Составление психолого – педагогического заключения и прогноза развития
(Май)
План психолого-педагогического сопровождения ФГОС ОООдля 5-х классов.
- Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровской.
(Познавательные УУД, Регулятивные УУД, Коммуникативные УУД) I этап - сентябрь – октябрь,
II этап - апрель– май
- Тест школьной тревожности Филипса (Личностные УУД) ноябрь.
- Методика самооценки В.Н.Ковалева. октябрь –апрель (мониторинг)
- Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. октябрь
- «Прогрессивные матрицы» Равенна (Познавательные УУД) ноябрь -апрель (мониторинг)
Консультационная и просветительская работа.
- Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей пятиклассников.
(по запросу ноябрь–май)
- Родительское собрание (презентация) «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы».
(по плану классного руководителя)
- Групповые и индивидуальные консультации с педагогами.
- «Первый раз в новый класс»
- «Трудности адаптационного периода»
- «Психологические особенности младшего подросткового возраста».
(сентябрь-май)
Коррекционно – развивающая работа.
1. Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, испытывающими временные трудности периода адаптации.
(ноябрь – апрель)
Аналитическая работа.
Написание справок, заключений.
Предполагаемый результат: анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении
(в течение года)
Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся 10 класса.
Цель: изучение течения адаптации, выявление уровня тревожности и напряженности. - Методика Кондаша «Шкалы социально-ситуационной тревоги».
(октябрь)
- Методика изучения эмоционального напряжения.
(октябрь)
- Диагностика 9-х классов «Готовность к переходу в 10-й класс», (февраль)
Консультационная и просветительская работа.
- Проведение индивидуальных консультаций по вопросам адаптации 10-х классов с родителями и педагогами.
(Октябрь – ноябрь)
- Индивидуальные консультации для учащихся по результатам диагностики.
(в течение года)
- Наблюдение за процессом адаптации уч-ся 10-х классов вовремя и вне учебных занятий.
(сентябрь – ноябрь)
- Лекции и беседы с родителями.
(в течение года)
Коррекционно – развивающая работа.
1. Индивидуальная работа с учащимися по коррекции и развитию познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферы.
(В течение года (по запросу и результатам диагностики)
Аналитическая работа.
- Написание справок, заключений.
- Предполагаемый результат: анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении.
(в течение года)
План работы педагога – психолога по подготовке к итоговой аттестации.
Цель: психопрофилактика экзаменационного стресса у выпускников при проведении государственной аттестации в форме ГИА, повышение устойчивости к воздействию стрессовых факторов.
- Консультирование обучающихся, родителей педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям. (все участники образовательной деятельности, в течение года).
Коррекционно – развивающая работа.
- Индивидуальная коррекционно- развивающая работа на повышение устойчивости к воздействию к стрессовым факторам.
- Учащиеся, имеющие высокий уровень тревожности, эмоциональную напряженность.
(по необходимости)
Аналитическая работа.
Заключение по результатам психодиагностики.
План работы педагога – психолога с родителями.
Цель: обеспечение поддержки, укрепления и защиты семьи и ценностей семейной жизни, сохранение духовно – нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании; создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства.
- Диагностика уровня потребности родителей в психолого-педагогических знаниях; уровень педагогической компетентности и удовлетворенности родителей. Методика Р. В. Овчаровой; Методика И. А. Хоменко.
(1 четверть)
Консультационная и просветительская работа.
- Индивидуальные консультации
(родители1-11 классов, в течение года по запросу)
- Родительский лекторий (на классных родительских собраниях)
(родители 1-11 классов, в течение года по плану классного руководителя)
- Общешкольное родительское собрание (родители 1- 11 классов, по плану школы)
- Беседа «Вредные привычки ребенка и родителя»
(родители 5- 11 классов, 2 четверть)
- Беседа «Совместное проведение свободного времени»
(родители 5- 11 классов, 3 четверть)
- Беседа «Личный пример родителей»
(родители 5- 11 классов, 4 четверть)
Аналитическая работа.
Заключение по результатам психодиагностики.
План работы педагога – психолога с учащимися со статусом ОВЗ.
Цель - формирование положительных установок в общении со сверстниками, взрослыми, развитие рефлексии, способности к саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением.
- Мониторинг воспитанности.
(учащиеся со статусом ОВЗ, сентябрь, январь, май) - Мониторинг развития.
(учащиеся со статусом ОВЗ, сентябрь, январь, май)
- Мониторинг «Оценка социально – личностных результатов (жизненной компетенции) воспитанников».
(учащиеся со статусом ОВЗ, сентябрь, январь, май)
- Социометрия. Цветовой тест М.Люшера
(учащиеся со статусом ОВЗ, сентябрь, январь, май)
Консультационная и просветительская работа.
- Беседа «Доброе отношение к окружающим».
(октябрь)
- Беседа «Старайся быть справедливым в словах и поступках»; правильное осознание своего поведения.
(ноябрь)
- Беседа «Полезные и вредные привычки»; профилактика вредных привычек.
(февраль)
- Беседа «Правила хорошего тона»
(апрель)
Коррекционно – развивающая работа.
- Проведение коррекционных занятий по развитию познавательной сферы: память, внимание, мышление, воображение, переключение внимания
(учащиеся со статусом ОВЗ, в течение года)
Аналитическая работа.
- Заключение по результатам диагностики.
(учащиеся со статусом ОВЗ)
План работы педагога – психолога по профилактике суицида и суицидальногоповедения среди школьников.
Цель - предупреждение и раннее выявление склонностей у учащихся к риску возникновения суицидального поведения.
- «Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)».
(учащиеся 6-11 классы, ноябрь)
- Опросник Айзенка «Самооценка психических состояний личности».
(учащиеся 6-11 классы, декабрь)
- Проективная методика «Незаконченные предложения» (учащиеся 6-11 классы, январь) - Методика «Шкала безнадѐжности».
(учащиеся 6-11 классы, февраль)
- Социально-психологическое обследование на выявление склонностей к рискам аддиктивного, суицидального поведения.
(учащиеся 13-18 лет, апрель)
Консультационная и просветительская работа.
- Классные часы на тему «Жизнь прекрасна»
(учащиеся 6-11 классов, в течение года)
- Просмотр видеороликов «Суицид: его причины», анализ ситуаций, которые привели к гибели.
(учащиеся 8-11 классов, ноябрь)
- Тренинг «Мы выбираем жизнь»
(учащиеся 8-11 классов, февраль)
- Общешкольные родительские собрания по профилактике суицида.
(Родители 1-11 классов, по плану школы)
Коррекционно – развивающая работа.
- Проведение индивидуальных коррекционных занятий по необходимости.
(учащиеся 6-11 классы)
- Проведение групповых коррекционных занятий по необходимости. (учащиеся 6-11 классы)
Аналитическая работа.
1. Анализ результатов социально-психологического обследования на выявление склонностей к рискам аддиктивного, суицидального поведения.
(учащиеся 13-18 лет, сентябрь) 2. Заключение по результатам диагностик.
ЛИТЕРАТУРА.
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997.
- Асмолова А.Г., Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Искусство жить с непохожими людьми: психотехники толерантности. – МО.: Московия, 2009.
- Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. – СПб.: Речь, 2005.
- Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2009.
- Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. – СПб.: Речь, 2005.
- Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. – М.: Психотерапия, 2006.
- Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2008.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997.
- Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12 лет). – М.:
Педагогическое общество России, 2007.
- Бодалев А.А., Столин В.Р. Общая психодиагностика. – М.: ИМУ, 1987.
- Бубличенко М.М. Я никому ничего не должен! Тренинги по обретению внутренней свободы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
- Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться (книга для родителей и учителей). – СПб.: Союз, 2000.
- Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М: Академический проект, 2005.
- Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб.: Сфера, 1994.
- Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция. – Киев: Випол, 1993.
- Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. – СПб.: КАРО, 2006.
- Грабенко Т. Сказка – основа спасения. – СПб.: Речь, 2011.
- Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – М., СПб.: Питер, 2008.
- Гурьянова Ю. Готовимся к школе. Интенсивный курс: тесты, игры, упражнения. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
- Гусева Е.А., Атаманюк Г.Н. Методическое пособие для психологов школ.
Психологический анализ уроков. – М.: 2010.
- Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 2000.
- Демидова И.В. Рабочая книга психолога в старших классах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
- Деркач А.А. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.
- Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. – М.: Академия, 1995.
- Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М.: Академия, 2000.
- Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
- Калашников А.И. Наука побеждать. Тренинги лидерства и преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2008.
- Кунигель Т.В. Тренинг «Активация внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Речь, 2006.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Академия, 2001.
- Лидерс А.Г. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М.: Этерна, 2009.
- Макеева Т.Г. Диагностика развития старшеклассников: психологические тесты. – Ростовна-Дону, 2009.
- Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. – СПб.: Речь, 2007.
- Микляева А.В., Румянцева П.В. Трудный класс: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007.
- Министерство образования и науки РФ. Профилактика злоупотребления ПАВ. – М.: Академия, 2001.
- Некрасова Заряна и Нина. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. – М.: София, 2010.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1996.
- Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект, 2004.
- Павлов И.В. Общение с ребенком. Тренинг взаимодействия. – СПб.: Речь, 2008.
- Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ.
- Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М.: ПЕРСЭ, 2004.
- Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. – М.: РПА, 1995.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (811 класс). – М.: ВАКО, 2006.
- Роговик Л. Танцевально-психомоторный тренинг: теория и практика. – СПб.: Речь, 2010.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.
- Самоухина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Психотерапия, 2008.
- Семина И.К. Жизнь как чудо. Путешествие с Волшебным перышком. – СПб.: Речь, 2011.
- Соловьва О.Ю. Найди свой путь. Дидактические материалы: тесты, ситуации, тренинговые игры, упражнения. – М.: Арсенал образования, 2007.
- Соловьева О.Ю. Сборник социально-педагогических ситуаций-проб по самоопределению для учащихся ОУ. – М.: Арсенал образования, 2009.
- Учебно-методическое пособие. Диагностика и коррекция развития детей младшего школьного возраста. Часть 2. – Уфа: ООО «Ривайвел», 2001.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
- Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Речь, 2009.
- Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2008.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2004.
- Чуднова А., Дьяченко С., Азарова Ю. Карточки Люшера – ключ к тайным пластам подсознания человека. – М.: АСТ, 2011.
- Чуричков А., Снегирев В. Головоломки и занимательные задачи в тренинге. Копилка для тренера-2. – СПб.: Речь, 2010.
- Шадриков В.Д., Дударева В.Ю. и др. Диагностика познавательных способностей: методика и тесты. – М.: Академический проект, 2009.
- Шапарь В.Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Педагога – психолога МАОУ «СОШ №43 г. Улан-Удэ» на 2018 - 2019 учебный год
1) Формирование психологической компетентности участников образовательного процесса (обучающихся, учителей, администрации школы, родителей);2) Осуществление психолого-педагогического сопровожден...

Рабочая программа педагога психолога на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа педагога психолога....

Рабочая программа по литературе на 2025 - 2026 учебный год
Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представл...

Адаптированная рабочая программа 5 класс математика 2025-2026 уч.год 3 час в неделю
Адаптированная рабочая программа индивидуальных занятий по математике составлена по итогам наблюдения учителя, а также по результатам контрольных работ и расчитана на 3 часа в неделю (102 ч...

Рабочая программа. 11 класс. Геометрия. 2025-2026 уч.год
Рабочая программа. 11 класс. Геометрия. 2025-2026 уч.год...

План работы педагога - психолога на 2025-2026 год
Материал будет полезен для педагогов - психологов, работающих в школе...

Рабочая программа по литературе на 2025-2026 учебный год
Рабочая программа по литературе для обучающихся 5-6 классов на 2025-2026 учебный год...
