«Развитие социально-эмоционального интеллекта у воспитанниц КГКУ «Емельяновский детский дом» 15 – 17 лет «СУББОТНИЕ ВЕЧЕРА»
проект по психологии
Ведущая деятельность в подростковом возрасте - строить отношения с окружающими и миром в целом, осваивать новые социальные роли. Решение этой задачи у воспитанниц, проживающих в условиях детского дома, требует грамотного использования таких человеческих ресурсов, как: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Таким образом, через формат проекта «Субботние вечера» мы помогаем девушкам-подросткам осознать свою женскую идентичность, которая проявляется в: гармоничной и устойчивой самооценке, самопринятии, умении понимать свои эмоции, а также чувства, настроение и намерения другого человека; овладении приемами саморегуляции, релаксации; овладении навыками конструктивных взаимоотношений с представителями разных полов; раскрытии творческого потенциала.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 853.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социально-эмоциональный интеллект (СЭИ) – важнейший компонент в формировании личности и ее развитии. Особо важно развитие СЭИ в подростковом возрасте, т.к. этот период является сензитивным, подростки учатся строить отношения с окружающими и миром в целом, осваивать новые социальные роли. Дети, воспитывающиеся в детских домах, страдают от психической и эмоциональной депривации, испытывают сенсорный голод. Условия общественного воспитания, имитация семейной жизни, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы воспитанников. Актуальность исследуемой проблемы обусловила цель исследования – развитие социально-эмоционального интеллекта у девушек-подростков 15-17 лет, воспитывающихся в условиях детского дома, посредством реализации проекта «Субботние вечера «Между нами, девочками». Аннотация Опыт нашей деятельности в данном направлении показал, что знание, использование методов и приемов, направленных на развитие СЭИ имеет достаточную эффективность, действенность и результативность в развитии внутриличностной и межличностной сферах воспитанниц, осознании ими своей женской идентичности, проявляющейся в самопознании, умении понимать свои и чужие эмоции, управлять ими, прогнозировать и планировать развитие межличностных событий со сверстниками своего пола и с представителями противоположного.
«институциональный контекст образования», «особенность соорганизации различных процессов в образовательной организации, в том числе специфика коммуникации между педагогами и детьми, детьми между собой» Я. Миллер, У. Селлев, Х. Даниелс понятие «Уклад» «скрытое учебное содержание» И. Фрумин «неизучаемая учебная программа» Н. Оверлей «дух школы, стиль отношений, отличающих один коллектив от другого» А. Макаренко В. Сухомлинский
С оциально - эмоциональный интеллект - это способность управлять своими и чужими эмоциями, распознавать настроения и намерения другого человека и понимать, что им движет и что он чувствует (Н.Н.Князева, Н.В.Бачманова, Н.А. Стафурина, Э.Торндайк, Г. Олпорт, Р.Селман, Дж.Гилфорд). Понятие «Социально-эмоциональный интеллект» Человек с развитым социально-эмоциональным интеллектом осознает, что движет им самим и способен замотивировать как сам себя, так и других людей; у него отлично развиты коммуникативные навыки, он располагает к себе (а точнее, производит на окружающих то впечатление, которое хочет произвести).
Для развития социально-эмоционального интеллекта (СЭИ) уклад имеет особое значение, т.к. становление компонентов уклада (идея, формы принятия совместных решений, ритуалы взросления, рефлексивные формы деятельности, формы закрепления норм духовной жизни и ценностных ориентиров, субкультурные объединения) требует совместной деятельности людей на всех уровнях самовыражения: интеллектуальном, эмоциональном и социальном. Ведущая деятельность в подростковом возрасте - строить отношения с окружающими и миром в целом, осваивать новые социальные роли. Решение этой задачи у воспитанниц, проживающих в условиях детского дома, требует грамотного использования таких человеческих ресурсов, как: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Актуальность проекта Проект «Субботние вечера « Между нами, девочками… » мы относим к субкультурному объединению девушек-подростков 15 - 17 лет, как к одному из ключевых компонентов уклада.
Актуальность проекта (схематическое изображение) УКЛАД (идея, формы принятия совместных решений, ритуалы взросления, рефлексия, субкультурные объединения)
Цель глобальная: развитие социально-эмоционального интеллекта у девушек-подростков 15 - 17 лет, проживающих в условиях детского дома. Цель локальная: через формат проекта «Субботние вечера» помочь девушкам-подросткам осознать свою женскую идентичность, которая проявляется в: гармоничной и устойчивой самооценке, самоуважении и самопринятии, уверенности в себе; умении понимать свои эмоции; способности распознавать настроения и намерения другого человека и понимать, что им движет и что он чувствует; способности управлять своими эмоциями, намерениями и желаниями; овладении приемами саморегуляции, релаксации; Цель проекта овладении навыками конструктивных взаимоотношений с представителями разных полов; познании основ светской этики, культуры речи; раскрытии творческого потенциала.
. Предполагаемый результат проекта
1. Кадровые ресурсы: собственные (администрация учреждения, педагоги-психологи, тьюторы - учитель русского языка и литературы), привлеченные специалисты. 2. Информационно-методические ресурсы: локальные акты учреждения, научная и художественная литература, диагностический инструментарий, стимульный раздаточный материал. 3. Материально-технические ресурсы: кабинет психологической разгрузки, актовый зал учреждения; гимнастические коврики; видео и аудио-оборудование; расходные материалы. Ресурсы проекта
Механизм реализации проекта
Формы работы Форма работы преимущественно групповая, но некоторые темы занятий могут быть использованы и на индивидуальных занятиях. Методы и приемы работы 1. Мини-лекции 2. Встречи со специалистами 3. Практические занятия: тематические беседы, групповые дискуссии; решение ситуативных задач; театрализованная деятельность (принятие на себя роли того или иного персонажа); поэтические вечера (чтение художественной литературы, работа с видеосюжетами); занятия с элементами арт-терапии (сказкотерапия, звукотерапия и т.д.) 4. Рефлексия (приложение 3) самоанализ; заполнение дневника рефлексии Формы и методы работы
Методики диагностики уровня развития социально-эмоционального интеллекта воспитанниц : Вербальные и рисуночные методики позволяют соотнести представления воспитанниц о женской роли, будущей семейной роли на осознаваемом и неосознаваемом уровнях: Опросник «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд); Методика МиФ (Маскулинность и Фемининность) в адаптации Н.В. Дворянчикова; Сочинение на тему «Какими я представляю себе современных парней и девушек»; Методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда; Тест «Рисунок человека» (К. Маховер, Ф. Гудинаф). Приложение 1
Реализация мероприятий проекта, направленных на осознание женской идентичности Приложение 2
Приложение 3 Дневник рефлексии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА...
Субботний вечер в литературной гостиной
Статья о работе на базе Сотниковской школы литературной гостиной...

Выступление на педсовете "Развитие социально-эмоционального интеллекта" презентация
Понятие "что такое эмоциональный интеллект", для чего он необходим. Раскрыты основные этапы развития эмоционального интеллекта. Описаны пять самых важных навыков,которые необходи...

ПОЛОЖЕНИЕ О САМОУПРАВЛНЕИИ ВОСПИТАННИКОВ В КГКУ «ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»
ПОЛОЖЕНИЕ О САМОУПРАВЛНЕИИ ВОСПИТАННИКОВВ КГКУ «ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»...

Развитие социально-эмоционального интеллекта на уроках литературы
Настоящие методические рекомендации предназначены для учителей русского языка и литературы. Они призваны помочь учителю организовать учебную деятельность, обеспечивающую развитие социально-эмоциональн...

Проект «Я хороший!» по развитию социально-эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста
Проект направлен на организацию работы с детьми раннего дошкольного возраста 1 младшей группы, через использование новейших интерактивных ресурсов комнаты психологической разгрузки. Включение в ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КГКУ "ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ"
Прогрмма расположен на офицальном сайте КГКУ "Емельяновский детский дом"...
