Рабочая программа курса "Психологическая коррекция"
рабочая программа по психологии (8, 9 класс)

Чернецкая Людмила Николаевна

Данный материал поможет педагогам, работающим в коррекционной школе VIII вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛЕМЕШКИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

РАССМОТРЕНО

на МО учителей

протокол № 1

от ___ августа 2025 г.

СОГЛАСОВАНО

на педагогическом совете

протокол № 1

от ___ августа 2025 г.

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора ГКОУ «Лемешкинская школа-интернат» _______________ Е.И. Ткаченко

______________ сентября 2025 г.

Программа коррекционного курса

«Психологическая коррекция»

для обучающихся 8, 9 классов

на 2025 – 2026 учебный год

                                                                                                                                                    Составила:    учитель  Чернецкая Л.Н.

с. Лемешкино

Пояснительная записка

     Рабочая программа курса «Психокоррекция» разработана на основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями» (в ред. от 08.11.2022 № 955), Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной образовательной программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

      Программа предполагает работу с обучающимся с интеллектуальными нарушениями с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

     Известно, что у обучающихся при недоразвитии интеллекта выявляется весь комплекс психомоторных нарушений, который включает в себя: нарушения мелкой и общей моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений, нарушения таких познавательных психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь.

     Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения учащихся с интеллектуальными нарушениями.

     Целью данного курса является максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта, на основе создания оптимальных условий познания учащимся каждого объекта, его свойств, качеств, признаков; дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития учащегося и более эффективной социализации его в обществе.

Задачи:

  • способствовать полноценному психическому и личностному развитию обучающихся, коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся путем целенаправленного систематического развития у них правильного восприятия цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов;
  • выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;
  • развивать и корректировать психические функции обучающихся;
  • развивать способность обучающихся к обобщениям; содействовать развитию у обучающихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, классифицировать;
  • развивать целостную психолого-педагогическую культуру;
  • научить обучающихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру; снижать уровень агрессивности;
  • снижать эмоциональную напряженность обучающихся; создавать ситуацию успеха;
  • корректировать поведение обучающихся с помощью игротерапии;
  • изучать индивидуально-психофизические особенности обучающихся;
  • способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и речи обучающихся, исправлять недостатки их общей моторики совершенствовать их зрительно - двигательную координацию и ориентацию в пространстве.

     Данный курс занятий является коррекционно - направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Общая коррекционная работа, осуществляемая в процессе урока, должна дополняться на занятиях индивидуальной коррекцией недостатков, характерных для отдельных групп учащихся. Занятия должны носить практическую направленность, быть тесно связаны с другими учебными предметами, готовить обучающихся к жизни в обществе.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Обучающихся с интеллектуальными нарушениями отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности:

  • низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов);
  • некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя);
  • речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций;
  • интерес к учебной деятельности не выражен;
  • познавательная активность очень слабая и нестойкая;
  • запоминание механическое.

Эти дети характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации. Обучающиеся данной группы испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п.

Принципы психокоррекционной работы с учащимися:

  • принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом диагностических данных безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности;
  • принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы;
  • принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов;
  • соблюдение необходимых условий для развития личности обучающегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

Пути реализации программы:

  • сбор и анализ информации (информационно - аналитическая деятельность); результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики;
  • планирование, организация, координация (организационно-исполнительская деятельность); результатом работы является особым образом организованный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями при специально созданных условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей;
  • диагностика коррекционно – развивающей образовательной среды (контрольно - диагностическая деятельность); результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих программ особым потребностям ребёнка;
  • регуляция и корректировка (регулятивно - корректировочная деятельность); результатом является внесение необходимых условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Ведущие приёмы, формы, методы, технологии обучения. Для реализации программы психокоррекционных занятий используются следующие технологии обучения:

  • технология обследования;
  • технология развивающего обучения;
  • технология индивидуализации обучения;
  • технология проблемного обучения;
  • технология адаптивного обучения;
  • игровая технология;
  • технология моделирования;
  • информационно-коммуникативная технология;
  • здоровьесберегающая технология.

 Формы организации обучения:

  • индивидуальная;
  • групповая.

Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития обучающегося, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека.

Коррекция имеющихся у подростков недостатков проводится в малой группе. Коррекционная группа для каждого подростка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции.

Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:

  1. когнитивный блок (осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов);
  2. эмоциональный блок (формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе, переживание в группе и осознание подростком прошлого эмоционального опыта, получение новых эмоциональных переживании);
  3. поведенческий блок (преодоление неадекватных форм поведения, развитие и закрепления новых форм поведения).

Групповая форма работы позволяет построить занятия в форме игры и включить методики, стимулирующие развитие обучающихся, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Игровая деятельность обучает обучающегося управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар. Общение в группе увеличивает границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха выявляет способность обучающегося в самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний. Наибольшей привлекательностью обладают ролевые игры. Однако самым слабым звеном у наших детей является развитие речи. Им трудно выражать свои мысли и чувства, обращаться к другим, получать обратную связь, поэтому в программу включены: составление логического рассказа по картинкам, постановка известных сказок и придумывание своих с последующим их проигрыванием, разыгрывание сценок из жизни семьи.

Психокоррекция обучающихся осуществляется различными методами:

  • практическими – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
  • наглядными        –        визуализация,        работа        с        картинками,        аудио-        и видеоматериалами;
  • словесными – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

В работе с обучающимися используется типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных приёмов:

  • психотехнические упражнения;
  • игровые тренинги (психо-игры, предметные игры);
  • APT – терапия;
  • сказкотерапия;
  • тренинги;
  • корректурные пробы;
  • психорегулирующие тренировки;
  • действия по образцу и правилам;
  • психогимнастика;
  • релаксация;
  • рефлексия;
  • музыкотерапия;
  • медитация;
  • интеллектуально - развивающие игры и упражнения;
  • дыхательно-координационные упражнения;
  • симметричные рисунки, графические диктанты;
  • пальчиковая гимнастика;
  • упражнения   для   профилактики        нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления;
  • упражнения и задания на развитие словарного запаса, речи.

Коррекционно-развивающие занятия оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, воспитанию положительных навыков и привычек и включают в себя.

В программу включены многофункциональные упражнения, которые могут оказывать различное воздействие. Интеллектуально - развивающие игры и упражнения направлены на развитие и коррекции произвольности психических процессов, памяти, внимания, мышления, мыслительных операций, воображения, речи, восприятия. Дыхательно-координационные упражнения активизируют работу столовых отделов мозга, снимают мышечное напряжение. Симметричные рисунки, графические диктанты обеспечивают развитие координации движений и графических навыков, мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук. Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления способствуют снятию рефлекса периферического зрения, активизирую и обеспечивают межполушарное взаимодействие.

Модель занятия:

1.Мобилизация внимания (1-2 мин.). Основной задачей данного этапа является не только создание у обучающихся определенного эмоционального фона, но и подготовка обучающегося к активной познавательной деятельности.

2.Мозговая гимнастика (2-3 мин.). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности - важная часть занятий, в результате чего улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы, улучшается зрение.

3.Коррекция и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательной деятельности: памяти, восприятия, воображения, мышления (10 мин.). Используемые задания способствуют развитию не только необходимых качеств, но и позволяют, неся дидактическую нагрузку, формировать и углублять знания обучающихся, выполнять логическо-поисковые и творческие задания, формировать мыслительную деятельность.

       4. Веселая переменка (3 мин.). Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу, но   и способствует развитию умения выполнять задания по команде и одновременно.

         5. Практическая и творческая деятельность. Реализация познавательных задач через разные виды деятельности: дидактические игры, изобразительную и предметную деятельности, практические упражнения.

     Содержание предложенных занятий дает возможность активизировать творческий потенциал обучающихся, способствует формированию у детей умения работать самостоятельно и стимулирует их активность. Использование большого количества игровых заданий и организация соревновательной ситуации повышает заинтересованность обучающихся в достижении результатов своей деятельности и способствует повышению школьной и учебной мотивации. Все занятия проводятся на материале, близком к учебной программе, что обеспечивает их высокую эффективность и позволяет осуществить перенос умений и навыков, получаемых на занятиях, в ситуацию школьного урока. Коллективное обсуждение многих заданий, предусмотренных программой, способствует формированию и развитию у детей навыков общения и совместной деятельности: умению выслушать точку зрения другого человека, планировать свои действия вместе с другими.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические кавыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания. Наблюдается устойчивая положительная динамика по наблюдаемым параметрам.

Личностные результаты:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  • воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальных ролей, проявление социально значимых мотивов;
  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметными результатами освоения коррекционного курса являются формирование следующих умений:

8 класс

Минимальный уровень:

  • Признавать собственные ошибки.
  • Сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру.
  • Анализировать процесс и результаты познавательной деятельности.
  • Адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя.
  • Уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.
  • Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.
  • Устанавливать видо-родовые отношения предметов.
  • Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
  • Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.
  • Работать с несложной по содержанию и структуре информацией.
  • Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс).
  • Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
  • Обращаться за помощью и принимать помощь.
  • Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
  • Адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя.

Достаточный уровень:

  • Признавать собственные ошибки.
  • Сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру.
  • Выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией.
  • Анализировать процесс и результаты познавательной деятельности.
  • Адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя.
  • Уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.
  • Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.
  • Устанавливать видо-родовые отношения предметов.
  • Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
  • Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.
  • Работать с несложной по содержанию и структуре информацией.
  • Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс).
  • Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
  • Обращаться за помощью и принимать помощь.
  • Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
  • Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
  • Ориентироваться в спектре профессий.
  • Формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией.
  • Адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя.
  • Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
  • Сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру.

9 класс

Минимальный уровень:

  • Признавать собственные ошибки.
  • Сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру.
  • Анализировать процесс и результаты познавательной деятельности.
  • Адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя.
  • Уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.
  • Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.
  • Устанавливать видо -родовые отношения предметов.
  • Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
  • Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.
  • Работать с несложной по содержанию и структуре информацией.
  • Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс).
  • Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
  • Обращаться за помощью и принимать помощь.
  • Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
  • Адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя. Достаточный уровень:
  • Признавать собственные ошибки.
  • Сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру.
  • Выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией.
  • Анализировать процесс и результаты познавательной деятельности.
  • Адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя.
  • Уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.
  • Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.
  • Устанавливать видо-родовые отношения предметов.
  • Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
  • Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.
  • Работать с несложной по содержанию и структуре информацией.
  • Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс).
  • Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
  • Обращаться за помощью и принимать помощь.
  • Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
  • Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
  • Ориентироваться в спектре профессий.
  • Формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией.
  • Адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя.
  • Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
  • Сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся. У учащихся должны сформироваться следующие умения и навыки:

  • эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;
  • чувство единства, умение действовать согласованно;
  • готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
  • целостная психолого-педагогическая культура;
  • учебные мотивы;
  • устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;
  • основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);
  • адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
  • адаптивность        поведения        обучающихся        в        соответствии        с        ролевыми ожиданиями других;
  • нравственно-моральные качества. У обучающихся долже повысится:
  • уровень работоспособности;
  • уровень развития мелкой моторики пальцев рук;
  • уровень развития памяти;
  • уровень развития внимания;
  • уровень развития мышления;
  • уровень развития восприятия;
  • уровень развития произвольной сферы;
  • интеллектуального развития;
  • уровень развития воображения.
  • речевой активности;
  • познавательной активности.
  • уровень навыков общения со взрослыми и сверстниками.

          Обучающиеся должны уметь:

  • контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
  • работать самостоятельно в парах, в группах.
  • уметь владеть операциями анализа, сравнения, синтеза.
  • уметь выделять существенные элементы, части.
  • уметь устанавливать закономерности, находить сходства – различия, тождество, соотносить часть – целое, сравнивать по существенным признакам, выделять четвертый лишний предмет и др.
  • уметь устанавливать положительный эмоциональный контакт;

использовать навыки невербального и вербального общения;

  • уметь ориентироваться во времени и в пространственных представлениях.
  • уметь выделять основное в содержании части или рассказа в целом, определить с помощью учителя смысл прочитанного;
  • уметь передать свое отношение к поступкам или событиям;
  • уметь применять средства выразительности;
  • понимать чувства и переживания окружающих людей.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Содержание программы психокоррекционной работы определяют следующие принципы:

  • соблюдение интересов обучающегося - принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах обучающегося;
  • системность - принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем обучающегося; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • непрерывность - принцип гарантирует ребёнку непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению;
  • вариативность - принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии.

Программа позволяет решать три аспекта цели: познавательного, коррекционно- развивающего, воспитывающего.

Познавательный аспект: формирование и развитие различных видов памяти, внимания, восприятия и воображения. Восприятие окружающего мира. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Коррекционно-развивающий аспект: коррекция и развитие мышления в ходе таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать.

Воспитывающий аспект: воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Тематика развивающих занятий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья включает 5 основных разделов:

  1. Коррекция, развитие восприятия.
  2. Коррекция, развитие внимания.
  3. Коррекция, развитие памяти.
  4. Коррекция, развитие мышления.
  5. Развитие речевой деятельности.

Коррекция, развитие восприятия. Восприятие пространства. Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций; предоставление словесного отчёта. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек. Восприятие времени. Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.

Коррекция, развитие внимания. Развитие устойчивости, концентрации внимания, расширение объёма, переключения; развития наблюдательности и произвольного внимания; развитие умения распределять внимание, развитие навыков волевой регуляции, способности контролировать внимание на определенном сигнале, развитие умения переключать внимание и чувств восприятия. Развитие речевого внимания.

Коррекция, развитие памяти. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры. Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале. Сравнение предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Коррекция, развитие мышления. Развитие различных видов мышления и речи, навыков соотносительного анализа и синтеза; навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями). Развитие наглядно-образного, словесно- логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями) мышления. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и так далее). Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения мыслительной деятельности, научить детей описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; выделять существенные признаки предметов; сравнивать между собой предметы, слова; обобщать; классифицировать предметы, слова, числа; устанавливать логические закономерности; определять последовательность событий; судить о противоположных явлениях. Давать определения понятиям и явлениям; определять отношения между предметами типа «род – вид», между предметами типа «часть – целое»; определять функциональные отношения между предметами; объяснять и подбирать значения слов (омонимы).

Развитие речевой деятельности. Развитие навыков построения связного высказывания: программирование смысла и смысловой культуры высказывания; установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины); приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков; формирование развернутой монологической и диалогической речи, умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения; становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения; расширение словарного запаса. Способность к ведению диалога: умение слушать партнера и адекватно понимать смысл его высказывания; находить тему и планировать ход предстоящего общения; умение проектировать адекватные средства общения и реализовывать их; умение избегать конфликтов в общении и умение снимать напряжение после них.

Названия тем коррекционных занятий являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов и речи в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса. Коррекционные занятия проводятся на основе диагностики уровня развития обучающихся и выявления индивидуальных пробелов в знаниях. Диагностика проводится в начале учебного года и в конце учебного года.

Календарно – тематическое планирование 8 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол – во часов

Дата проведения

I четверть

1.

Диагностическое обследование.

1

01.09

2.

Диагностическое обследование.

1

04.09

3.

Диагностическое обследование.

1

05.09

4.

Диагностическое обследование.

1

08.09

5.

Диагностическое обследование.

1

11.09

6.

Диагностическое обследование.

1

12.09

7.

Развитие объёма внимания.

1

15.09

8.

Развитие объёма внимания.

1

18.09

9.

Развитие объёма внимания.

1

19.09

10.

Развитие объёма памяти.

1

22.09

11.

Развитие объёма памяти.

1

25.09

12.

Развитие объёма памяти.

1

26.09

13.

Развитие мышления.

1

29.09

14.

Развитие мышления.

1

02.10

15.

Развитие мышления.

1

03.10

16.

Методы тренировки внимания.

1

06.10

17.

Методы тренировки внимания.

1

09.10

18.

Увеличение объёма внимания и наблюдательности.

1

10.10

19.

Увеличение объёма внимания и наблюдательности.

1

13.10

20.

Увеличение объёма внимания и наблюдательности.

1

16.10

21.

Увеличение уровня распределения внимания.

1

17.10

22.

Увеличение уровня распределения внимания.

1

20.10

23.

Увеличение уровня распределения внимания.

1

23.10

24.

Упражнения на развитие объёма внимания.

1

24.10

24

II четверть

25.

Упражнения на развитие объёма внимания.

1

06.11

26.

Упражнения на развитие объёма внимания.

1

07.11

27.

Развитие устойчивости внимания.

1

10.11

28.

Развитие устойчивости внимания.

1

13.11

29.

Развитие устойчивости внимания.

1

14.11

30.

Развитие устойчивости внимания.

1

17.11

31.

Развитие концентрации внимания.

1

20.11

32.

Развитие концентрации внимания.

1

21.11

33.

Развитие концентрации внимания.

1

24.11

34.

Усиление концентрации и устойчивости внимания.

1

27.11

35.

Усиление концентрации и устойчивости внимания.

1

28.11

36.

Усиление концентрации и устойчивости внимания.

1

01.12

37.

Тренировка переключения внимания.

1

04.12

38.

Тренировка переключения внимания.

1

05.12

39.

Развитие слуховой памяти.

1

08.12

40.

Развитие слуховой памяти.

11.12

41.

Развитие слуховой памяти.

1

12.12

42.

Развитие слуховой памяти.

1

15.12

43.

Развитие зрительной памяти.

1

18.12

44.

Развитие зрительной памяти.

1

19.12

45.

Развитие зрительной памяти.

1

22.12

46.

Развитие ассоциативной памяти.

1

25.12

47.

Развитие ассоциативной памяти.

1

26.12

48.

Развитие ассоциативной памяти.

1

29.12

24

III четверть

49.

Упражнения на развитие разных видов памяти.

1

12.01

50.

Упражнения на развитие разных видов памяти.

1

15.01

51.

Упражнения на развитие точности запоминания.

1

16.01

52.

Упражнения на развитие точности запоминания.

1

19.01

53.

Мнемотехника.

1

22.01

54.

Мнемотехника.

1

23.01

55.

Психогимнастические упражнения.

1

26.01

56.

Психогимнастические упражнения.

1

29.01

57.

Упражнения на развитие операций мышления.

1

30.01

58.

Упражнения на развитие операций мышления.

1

02.02

59.

Упражнения на развитие логического мышления.

1

05.02

60.

Упражнения на развитие логического мышления.

1

06.02

61.

Упражнения на развитие словесного мышления.

1

09.02

62.

Упражнения на развитие словесного мышления.

1

 12.02

63.

Упражнения на развитие особенностей творческого мышления

1

 13.02

64.

Упражнения на развитие особенностей творческого мышления

1

16.02

65.

 Развитие самопознания и рефлексии.

1

19.02

66.

"Я - это я! Знаю ли я себя"

1

20.02

67.

"Я тебя понимаю". Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела?

1

26.02

68.

"Я и Ты. Чем мы похожи".

1

27.02

69.

"Кто твой настоящий друг"".

1

02.03

70.

"Я учусь владеть собой". Основы саморегуляции

1

05.03

71.

Что со мной происходит, анализ собственного состояния.

1

06.03

72.

Обучение методам расслабления.

1

12.03  

73.

«Поведение и культура»

1

13.03

74.

Освоение приёмов активного общения "Я и другие»

1

16.03

75.

Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой я и какие другие"

1

19.03

76.

Знакомство с принципами хорошего слушания "Я слушаю"

1

20.03

77.

Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение"

1

23.03

78.

Устранение барьеров общения "Я + Ты"

1

26.03  

79.

Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Путешественники»

1

27.03

31

                                                                  IV четверть

80.

"Конфликты и способы их разрешения". Отработка навыков неконфликтного поведения.

1

06.04

81.

Агрессия.

1

09.04

82.

Что такое агрессия, какая она бывает?

1

10.04

83.

Диагностика агрессивного поведения учащихся.

1

13.04

84.

Коррекция агрессивного поведения.

1

16.04

85.

Самоконтроль.

1

17.04

86.

Стресс.

1

20.04

87.

Стресс. Можно ли с ним бороться?

1

23.04

88.

Способы преодоления стресса.

1

24.04

89.

Упражнения для снятия стресса.

1

27.04

90.

Тревожность.

1

30.04

91.

Самооценка.

1

04.05

92.

Мотивация.

1

07.05

93.

Межличностные отношения.

1

14.05

94.

Человек как социальное существо.

1

15.05

95.

Общение.

1

18.05

96.

Диагностическое обследование памяти.

1

21.05

97.

Диагностическое обследование памяти.

1

22.05

98.

Диагностическое обследование памяти.

1

25.05

19

Итого

98

Календарно – тематическое планирование 9 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол – во часов

Дата проведения

I четверть

1.

Диагностическое обследование.

1

01.09

2

Диагностическое обследование.

1

03.09

3

Диагностическое обследование.

1

04.09

4

Диагностическое обследование.

1

08.09

5

Диагностическое обследование.

1

10.09

6

Диагностическое обследование.

1

11.09

7

Развитие объёма внимания.

1

15.09

8

Развитие объёма внимания.

1

17.09

9

Развитие объёма внимания.

1

18.09

10

Развитие объёма памяти.

1

22.09

11

Развитие объёма памяти.

1

24.09

12

Развитие объёма памяти.

1

25.09

13

Развитие мышления.

1

29.09

14

Развитие мышления.

1

01.10

15

Развитие мышления.

1

02.10

16

Методы тренировки внимания.

1

06.10

17

Методы тренировки внимания.

1

08.10

18

Увеличение объёма внимания и наблюдательности.

1

09.10

19

Увеличение объёма внимания и наблюдательности.

1

13.10

20

Увеличение объёма внимания и наблюдательности.

1

15.10

21

Увеличение уровня распределения внимания.

1

16.10

22

Увеличение уровня распределения внимания.

1

20.10

23

Увеличение уровня распределения внимания.

1

22.10

24

Упражнения на развитие объёма внимания.

1

23.10

24

II четверть

25

Упражнения на развитие объёма внимания.

1

05.11

26

Упражнения на развитие объёма внимания.

1

06.11

27

Развитие устойчивости внимания.

1

10.11

28

Развитие устойчивости внимания.

1

12.11

29

Развитие устойчивости внимания.

1

13.11

30

Развитие устойчивости внимания.

1

17.11

31

Развитие концентрации внимания.

1

19.11

32

Развитие концентрации внимания.

1

20.11

33

Развитие концентрации внимания.

1

24.11

34

Усиление концентрации и устойчивости внимания.

1

26.11

35

Усиление концентрации и устойчивости внимания.

1

27.11

36

Усиление концентрации и устойчивости внимания.

1

               01.12

37

Тренировка переключения внимания.

1

03.12

38

Тренировка переключения внимания.

1

04.12

39

Развитие слуховой памяти.

1

08.12

40

Развитие слуховой памяти.

1

10.12

41

Развитие слуховой памяти.

1

11.12

42

Развитие зрительной памяти.

1

13.12

43

Развитие зрительной памяти.

1

15.12

44

Развитие зрительной памяти.

1

17.12

45

Развитие ассоциативной памяти.

1

18.12

46

Развитие ассоциативной памяти.

1

22.12

47

Развитие ассоциативной памяти.

1

24.12

48

Упражнения на развитие разных видов памяти.

1

25.12

24

III четверть

49

Упражнения на развитие разных видов памяти.

1

12.01

50

Упражнения на развитие точности запоминания.

1

14.01

51

Упражнения на развитие точности запоминания.

1

15.01

52

Мнемотехника.

1

19.01

53

Мнемотехника.

1

21.01

54

Психогимнастические упражнения.

1

22.01

55

Психогимнастические упражнения.

1

26.01

56

Упражнения на развитие операций мышления.

1

28.01

57

Упражнения на развитие операций мышления.

1

29.01

58

Упражнения на развитие логического мышления.

1

02.02

59

Упражнения на развитие логического мышления.

1

04.02

60

Упражнения на развитие словесного мышления.

1

05.02

61

Упражнения на развитие словесного мышления.

1

09.02

62

Упражнения на развитие особенностей творческого мышления

1

11.02

63

Упражнения на развитие особенностей творческого мышления

1

12.02

64

 Развитие самопознания и рефлексии.

1

16.02

65

"Я - это я! Знаю ли я себя"

1

18.02

66

"Я тебя понимаю". Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела?

1

19.02

67

"Я и Ты. Чем мы похожи".

1

25.02

68

"Кто твой настоящий друг"".

1

26.02

69

"Я учусь владеть собой". Основы саморегуляции

1

02.03

70

Что со мной происходит, анализ собственного состояния.

1

04.03

71

Обучение методам расслабления.

1

05.03

72

«Поведение и культура»

1

12.03

73

Освоение приёмов активного общения "Я и другие»

1

13.03

74

Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой я и какие другие"

1

16.03

75

Знакомство с принципами хорошего слушания "Я слушаю"

1

18.03

76

Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение"

1

19.03

77

Устранение барьеров общения "Я + Ты"

1

23.03

78

Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Путешественники»

1

25.03

79

"Конфликты и способы их разрешения". Отработка навыков неконфликтного поведения.

1

26.03

31

IV четверть

80

Агрессия.

1

06.04

81

Что такое агрессия, какая она бывает?

1

08.04

82

Диагностика агрессивного поведения учащихся.

1

09.04

83

Коррекция агрессивного поведения.

1

13.04

84

Самоконтроль.

1

15.04

85

Стресс.

1

16.04

86

Стресс. Можно ли с ним бороться?

1

20.04

87

Способы преодоления стресса.

1

22.04

88

Упражнения для снятия стресса.

1

23.04

89

Тревожность.

1

27.04

90

Самооценка.

1

29.04

91

Мотивация.

1

30.04

92

Межличностные отношения.

1

04.05

93

Человек как социальное существо.

1

06.05

94

Общение.

1

07.05

95

Стили общения.

1

13.05

96

Формирование навыков общения.

1

14.05

97

Формирование навыков общения.

1

18.05

98

Диагностическое обследование.

1

20.05

99

Диагностическое обследование памяти.

1

21.05

100

Диагностическое обследование внимания.

1

25.05

21

Итого

100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников.

Данная программа будет полезна практикующим логопедам массовых школ с классами компенсирующего обучения. Расчитана на 2 года обучения -3-4 класс....

Рабочая программа по коррекции дизорфографии у учащихся 5 классов

Резкое увеличение числа учащихся с дефектами речи, предъявление более высоких требований к работе логопеда, отсутствие четкого планирования коррекционной работы с учащим...

Рабочая программа по коррекции психического развития учащихся 4 класса.

Программа предназначена для учащихся 4 класса, школы 7 вида. Рабочая программа расчитана на занятия с детьми 2 раза в неделю....

Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной ОНР III ур с учащимися 2 классов

Рабочая программа по коррекции дисгафии, обусловленной ОНР III уровня с учащимися 2 классов, посещающих логопедический пункт общеобразовательной школы. Программа содержит пояснительную записку, темати...

Рабочая программа по коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в условиях логопедического пункта (1 год обучения)

На современном этапе в системе образования и обучения наблюдается рост числа детей с фонетическим и фонетико-...

Пояснительная записка к рабочей программе по коррекции ФФНР,ФНР,ФН

Пояснительная записка к рабочей программе (ФФНР,ФНР,ФН)   Рабочая  программа составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков: Ястребовой А.В....

Рабочая программа по коррекции нерезко выраженного общего недоразвития речи. (I-й,II-й,III-й этапы)

Программа разработана на основе принципов коррекционно-развивающего обучения: системности, комплексности, принципе развития, динамичности восприятия, коррекции и развития высших психических функций, а...