Рабочая программа курса "Психологическая коррекция"
рабочая программа по психологии (8, 9 класс)
Данный материал поможет педагогам, работающим в коррекционной школе VIII вида.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 79.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕМЕШКИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
РАССМОТРЕНО на МО учителей протокол № 1 от ___ августа 2025 г. | СОГЛАСОВАНО на педагогическом совете протокол № 1 от ___ августа 2025 г. | УТВЕРЖДАЮ И.о. директора ГКОУ «Лемешкинская школа-интернат» _______________ Е.И. Ткаченко ______________ сентября 2025 г. |
Программа коррекционного курса
«Психологическая коррекция»
для обучающихся 8, 9 классов
на 2025 – 2026 учебный год
Составила: учитель Чернецкая Л.Н.
с. Лемешкино
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Психокоррекция» разработана на основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями» (в ред. от 08.11.2022 № 955), Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной образовательной программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Программа предполагает работу с обучающимся с интеллектуальными нарушениями с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Известно, что у обучающихся при недоразвитии интеллекта выявляется весь комплекс психомоторных нарушений, который включает в себя: нарушения мелкой и общей моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений, нарушения таких познавательных психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь.
Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Целью данного курса является максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта, на основе создания оптимальных условий познания учащимся каждого объекта, его свойств, качеств, признаков; дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития учащегося и более эффективной социализации его в обществе.
Задачи:
- способствовать полноценному психическому и личностному развитию обучающихся, коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся путем целенаправленного систематического развития у них правильного восприятия цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов;
- выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;
- развивать и корректировать психические функции обучающихся;
- развивать способность обучающихся к обобщениям; содействовать развитию у обучающихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, классифицировать;
- развивать целостную психолого-педагогическую культуру;
- научить обучающихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру; снижать уровень агрессивности;
- снижать эмоциональную напряженность обучающихся; создавать ситуацию успеха;
- корректировать поведение обучающихся с помощью игротерапии;
- изучать индивидуально-психофизические особенности обучающихся;
- способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и речи обучающихся, исправлять недостатки их общей моторики совершенствовать их зрительно - двигательную координацию и ориентацию в пространстве.
Данный курс занятий является коррекционно - направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Общая коррекционная работа, осуществляемая в процессе урока, должна дополняться на занятиях индивидуальной коррекцией недостатков, характерных для отдельных групп учащихся. Занятия должны носить практическую направленность, быть тесно связаны с другими учебными предметами, готовить обучающихся к жизни в обществе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Обучающихся с интеллектуальными нарушениями отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности:
- низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов);
- некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя);
- речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций;
- интерес к учебной деятельности не выражен;
- познавательная активность очень слабая и нестойкая;
- запоминание механическое.
Эти дети характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации. Обучающиеся данной группы испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п.
Принципы психокоррекционной работы с учащимися:
- принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом диагностических данных безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности;
- принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы;
- принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов;
- соблюдение необходимых условий для развития личности обучающегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
Пути реализации программы:
- сбор и анализ информации (информационно - аналитическая деятельность); результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики;
- планирование, организация, координация (организационно-исполнительская деятельность); результатом работы является особым образом организованный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями при специально созданных условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей;
- диагностика коррекционно – развивающей образовательной среды (контрольно - диагностическая деятельность); результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих программ особым потребностям ребёнка;
- регуляция и корректировка (регулятивно - корректировочная деятельность); результатом является внесение необходимых условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Ведущие приёмы, формы, методы, технологии обучения. Для реализации программы психокоррекционных занятий используются следующие технологии обучения:
- технология обследования;
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- технология проблемного обучения;
- технология адаптивного обучения;
- игровая технология;
- технология моделирования;
- информационно-коммуникативная технология;
- здоровьесберегающая технология.
Формы организации обучения:
- индивидуальная;
- групповая.
Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития обучающегося, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека.
Коррекция имеющихся у подростков недостатков проводится в малой группе. Коррекционная группа для каждого подростка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции.
Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:
- когнитивный блок (осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов);
- эмоциональный блок (формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе, переживание в группе и осознание подростком прошлого эмоционального опыта, получение новых эмоциональных переживании);
- поведенческий блок (преодоление неадекватных форм поведения, развитие и закрепления новых форм поведения).
Групповая форма работы позволяет построить занятия в форме игры и включить методики, стимулирующие развитие обучающихся, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Игровая деятельность обучает обучающегося управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар. Общение в группе увеличивает границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха выявляет способность обучающегося в самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний. Наибольшей привлекательностью обладают ролевые игры. Однако самым слабым звеном у наших детей является развитие речи. Им трудно выражать свои мысли и чувства, обращаться к другим, получать обратную связь, поэтому в программу включены: составление логического рассказа по картинкам, постановка известных сказок и придумывание своих с последующим их проигрыванием, разыгрывание сценок из жизни семьи.
Психокоррекция обучающихся осуществляется различными методами:
- практическими – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
- наглядными – визуализация, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами;
- словесными – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
В работе с обучающимися используется типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных приёмов:
- психотехнические упражнения;
- игровые тренинги (психо-игры, предметные игры);
- APT – терапия;
- сказкотерапия;
- тренинги;
- корректурные пробы;
- психорегулирующие тренировки;
- действия по образцу и правилам;
- психогимнастика;
- релаксация;
- рефлексия;
- музыкотерапия;
- медитация;
- интеллектуально - развивающие игры и упражнения;
- дыхательно-координационные упражнения;
- симметричные рисунки, графические диктанты;
- пальчиковая гимнастика;
- упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления;
- упражнения и задания на развитие словарного запаса, речи.
Коррекционно-развивающие занятия оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, воспитанию положительных навыков и привычек и включают в себя.
В программу включены многофункциональные упражнения, которые могут оказывать различное воздействие. Интеллектуально - развивающие игры и упражнения направлены на развитие и коррекции произвольности психических процессов, памяти, внимания, мышления, мыслительных операций, воображения, речи, восприятия. Дыхательно-координационные упражнения активизируют работу столовых отделов мозга, снимают мышечное напряжение. Симметричные рисунки, графические диктанты обеспечивают развитие координации движений и графических навыков, мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук. Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления способствуют снятию рефлекса периферического зрения, активизирую и обеспечивают межполушарное взаимодействие.
Модель занятия:
1.Мобилизация внимания (1-2 мин.). Основной задачей данного этапа является не только создание у обучающихся определенного эмоционального фона, но и подготовка обучающегося к активной познавательной деятельности.
2.Мозговая гимнастика (2-3 мин.). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности - важная часть занятий, в результате чего улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы, улучшается зрение.
3.Коррекция и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательной деятельности: памяти, восприятия, воображения, мышления (10 мин.). Используемые задания способствуют развитию не только необходимых качеств, но и позволяют, неся дидактическую нагрузку, формировать и углублять знания обучающихся, выполнять логическо-поисковые и творческие задания, формировать мыслительную деятельность.
4. Веселая переменка (3 мин.). Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу, но и способствует развитию умения выполнять задания по команде и одновременно.
5. Практическая и творческая деятельность. Реализация познавательных задач через разные виды деятельности: дидактические игры, изобразительную и предметную деятельности, практические упражнения.
Содержание предложенных занятий дает возможность активизировать творческий потенциал обучающихся, способствует формированию у детей умения работать самостоятельно и стимулирует их активность. Использование большого количества игровых заданий и организация соревновательной ситуации повышает заинтересованность обучающихся в достижении результатов своей деятельности и способствует повышению школьной и учебной мотивации. Все занятия проводятся на материале, близком к учебной программе, что обеспечивает их высокую эффективность и позволяет осуществить перенос умений и навыков, получаемых на занятиях, в ситуацию школьного урока. Коллективное обсуждение многих заданий, предусмотренных программой, способствует формированию и развитию у детей навыков общения и совместной деятельности: умению выслушать точку зрения другого человека, планировать свои действия вместе с другими.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические кавыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания. Наблюдается устойчивая положительная динамика по наблюдаемым параметрам.
Личностные результаты:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальных ролей, проявление социально значимых мотивов;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметными результатами освоения коррекционного курса являются формирование следующих умений:
8 класс
Минимальный уровень:
- Признавать собственные ошибки.
- Сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру.
- Анализировать процесс и результаты познавательной деятельности.
- Адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя.
- Уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.
- Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.
- Устанавливать видо-родовые отношения предметов.
- Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
- Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.
- Работать с несложной по содержанию и структуре информацией.
- Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс).
- Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
- Обращаться за помощью и принимать помощь.
- Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- Адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя.
Достаточный уровень:
- Признавать собственные ошибки.
- Сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру.
- Выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией.
- Анализировать процесс и результаты познавательной деятельности.
- Адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя.
- Уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.
- Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.
- Устанавливать видо-родовые отношения предметов.
- Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
- Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.
- Работать с несложной по содержанию и структуре информацией.
- Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс).
- Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
- Обращаться за помощью и принимать помощь.
- Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
- Ориентироваться в спектре профессий.
- Формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией.
- Адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя.
- Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
- Сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру.
9 класс
Минимальный уровень:
- Признавать собственные ошибки.
- Сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру.
- Анализировать процесс и результаты познавательной деятельности.
- Адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя.
- Уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.
- Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.
- Устанавливать видо -родовые отношения предметов.
- Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
- Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.
- Работать с несложной по содержанию и структуре информацией.
- Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс).
- Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
- Обращаться за помощью и принимать помощь.
- Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- Адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя. Достаточный уровень:
- Признавать собственные ошибки.
- Сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру.
- Выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией.
- Анализировать процесс и результаты познавательной деятельности.
- Адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя.
- Уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.
- Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.
- Устанавливать видо-родовые отношения предметов.
- Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
- Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.
- Работать с несложной по содержанию и структуре информацией.
- Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс).
- Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
- Обращаться за помощью и принимать помощь.
- Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
- Ориентироваться в спектре профессий.
- Формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией.
- Адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя.
- Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
- Сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся. У учащихся должны сформироваться следующие умения и навыки:
- эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;
- чувство единства, умение действовать согласованно;
- готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
- целостная психолого-педагогическая культура;
- учебные мотивы;
- устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;
- основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);
- адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
- адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;
- нравственно-моральные качества. У обучающихся долже повысится:
- уровень работоспособности;
- уровень развития мелкой моторики пальцев рук;
- уровень развития памяти;
- уровень развития внимания;
- уровень развития мышления;
- уровень развития восприятия;
- уровень развития произвольной сферы;
- интеллектуального развития;
- уровень развития воображения.
- речевой активности;
- познавательной активности.
- уровень навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Обучающиеся должны уметь:
- контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
- работать самостоятельно в парах, в группах.
- уметь владеть операциями анализа, сравнения, синтеза.
- уметь выделять существенные элементы, части.
- уметь устанавливать закономерности, находить сходства – различия, тождество, соотносить часть – целое, сравнивать по существенным признакам, выделять четвертый лишний предмет и др.
- уметь устанавливать положительный эмоциональный контакт;
использовать навыки невербального и вербального общения;
- уметь ориентироваться во времени и в пространственных представлениях.
- уметь выделять основное в содержании части или рассказа в целом, определить с помощью учителя смысл прочитанного;
- уметь передать свое отношение к поступкам или событиям;
- уметь применять средства выразительности;
- понимать чувства и переживания окружающих людей.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Содержание программы психокоррекционной работы определяют следующие принципы:
- соблюдение интересов обучающегося - принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах обучающегося;
- системность - принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем обучающегося; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- непрерывность - принцип гарантирует ребёнку непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению;
- вариативность - принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии.
Программа позволяет решать три аспекта цели: познавательного, коррекционно- развивающего, воспитывающего.
Познавательный аспект: формирование и развитие различных видов памяти, внимания, восприятия и воображения. Восприятие окружающего мира. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Коррекционно-развивающий аспект: коррекция и развитие мышления в ходе таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать.
Воспитывающий аспект: воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Тематика развивающих занятий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья включает 5 основных разделов:
- Коррекция, развитие восприятия.
- Коррекция, развитие внимания.
- Коррекция, развитие памяти.
- Коррекция, развитие мышления.
- Развитие речевой деятельности.
Коррекция, развитие восприятия. Восприятие пространства. Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций; предоставление словесного отчёта. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек. Восприятие времени. Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.
Коррекция, развитие внимания. Развитие устойчивости, концентрации внимания, расширение объёма, переключения; развития наблюдательности и произвольного внимания; развитие умения распределять внимание, развитие навыков волевой регуляции, способности контролировать внимание на определенном сигнале, развитие умения переключать внимание и чувств восприятия. Развитие речевого внимания.
Коррекция, развитие памяти. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры. Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале. Сравнение предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Коррекция, развитие мышления. Развитие различных видов мышления и речи, навыков соотносительного анализа и синтеза; навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями). Развитие наглядно-образного, словесно- логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями) мышления. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и так далее). Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения мыслительной деятельности, научить детей описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; выделять существенные признаки предметов; сравнивать между собой предметы, слова; обобщать; классифицировать предметы, слова, числа; устанавливать логические закономерности; определять последовательность событий; судить о противоположных явлениях. Давать определения понятиям и явлениям; определять отношения между предметами типа «род – вид», между предметами типа «часть – целое»; определять функциональные отношения между предметами; объяснять и подбирать значения слов (омонимы).
Развитие речевой деятельности. Развитие навыков построения связного высказывания: программирование смысла и смысловой культуры высказывания; установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины); приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков; формирование развернутой монологической и диалогической речи, умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения; становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения; расширение словарного запаса. Способность к ведению диалога: умение слушать партнера и адекватно понимать смысл его высказывания; находить тему и планировать ход предстоящего общения; умение проектировать адекватные средства общения и реализовывать их; умение избегать конфликтов в общении и умение снимать напряжение после них.
Названия тем коррекционных занятий являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов и речи в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса. Коррекционные занятия проводятся на основе диагностики уровня развития обучающихся и выявления индивидуальных пробелов в знаниях. Диагностика проводится в начале учебного года и в конце учебного года.
Календарно – тематическое планирование 8 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол – во часов | Дата проведения |
I четверть | |||
1. | Диагностическое обследование. | 1 | 01.09 |
2. | Диагностическое обследование. | 1 | 04.09 |
3. | Диагностическое обследование. | 1 | 05.09 |
4. | Диагностическое обследование. | 1 | 08.09 |
5. | Диагностическое обследование. | 1 | 11.09 |
6. | Диагностическое обследование. | 1 | 12.09 |
7. | Развитие объёма внимания. | 1 | 15.09 |
8. | Развитие объёма внимания. | 1 | 18.09 |
9. | Развитие объёма внимания. | 1 | 19.09 |
10. | Развитие объёма памяти. | 1 | 22.09 |
11. | Развитие объёма памяти. | 1 | 25.09 |
12. | Развитие объёма памяти. | 1 | 26.09 |
13. | Развитие мышления. | 1 | 29.09 |
14. | Развитие мышления. | 1 | 02.10 |
15. | Развитие мышления. | 1 | 03.10 |
16. | Методы тренировки внимания. | 1 | 06.10 |
17. | Методы тренировки внимания. | 1 | 09.10 |
18. | Увеличение объёма внимания и наблюдательности. | 1 | 10.10 |
19. | Увеличение объёма внимания и наблюдательности. | 1 | 13.10 |
20. | Увеличение объёма внимания и наблюдательности. | 1 | 16.10 |
21. | Увеличение уровня распределения внимания. | 1 | 17.10 |
22. | Увеличение уровня распределения внимания. | 1 | 20.10 |
23. | Увеличение уровня распределения внимания. | 1 | 23.10 |
24. | Упражнения на развитие объёма внимания. | 1 | 24.10 |
24 | |||
II четверть | |||
25. | Упражнения на развитие объёма внимания. | 1 | 06.11 |
26. | Упражнения на развитие объёма внимания. | 1 | 07.11 |
27. | Развитие устойчивости внимания. | 1 | 10.11 |
28. | Развитие устойчивости внимания. | 1 | 13.11 |
29. | Развитие устойчивости внимания. | 1 | 14.11 |
30. | Развитие устойчивости внимания. | 1 | 17.11 |
31. | Развитие концентрации внимания. | 1 | 20.11 |
32. | Развитие концентрации внимания. | 1 | 21.11 |
33. | Развитие концентрации внимания. | 1 | 24.11 |
34. | Усиление концентрации и устойчивости внимания. | 1 | 27.11 |
35. | Усиление концентрации и устойчивости внимания. | 1 | 28.11 |
36. | Усиление концентрации и устойчивости внимания. | 1 | 01.12 |
37. | Тренировка переключения внимания. | 1 | 04.12 |
38. | Тренировка переключения внимания. | 1 | 05.12 |
39. | Развитие слуховой памяти. | 1 | 08.12 |
40. | Развитие слуховой памяти. | 11.12 | |
41. | Развитие слуховой памяти. | 1 | 12.12 |
42. | Развитие слуховой памяти. | 1 | 15.12 |
43. | Развитие зрительной памяти. | 1 | 18.12 |
44. | Развитие зрительной памяти. | 1 | 19.12 |
45. | Развитие зрительной памяти. | 1 | 22.12 |
46. | Развитие ассоциативной памяти. | 1 | 25.12 |
47. | Развитие ассоциативной памяти. | 1 | 26.12 |
48. | Развитие ассоциативной памяти. | 1 | 29.12 |
24 | |||
III четверть | |||
49. | Упражнения на развитие разных видов памяти. | 1 | 12.01 |
50. | Упражнения на развитие разных видов памяти. | 1 | 15.01 |
51. | Упражнения на развитие точности запоминания. | 1 | 16.01 |
52. | Упражнения на развитие точности запоминания. | 1 | 19.01 |
53. | Мнемотехника. | 1 | 22.01 |
54. | Мнемотехника. | 1 | 23.01 |
55. | Психогимнастические упражнения. | 1 | 26.01 |
56. | Психогимнастические упражнения. | 1 | 29.01 |
57. | Упражнения на развитие операций мышления. | 1 | 30.01 |
58. | Упражнения на развитие операций мышления. | 1 | 02.02 |
59. | Упражнения на развитие логического мышления. | 1 | 05.02 |
60. | Упражнения на развитие логического мышления. | 1 | 06.02 |
61. | Упражнения на развитие словесного мышления. | 1 | 09.02 |
62. | Упражнения на развитие словесного мышления. | 1 | 12.02 |
63. | Упражнения на развитие особенностей творческого мышления | 1 | 13.02 |
64. | Упражнения на развитие особенностей творческого мышления | 1 | 16.02 |
65. | Развитие самопознания и рефлексии. | 1 | 19.02 |
66. | "Я - это я! Знаю ли я себя" | 1 | 20.02 |
67. | "Я тебя понимаю". Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела? | 1 | 26.02 |
68. | "Я и Ты. Чем мы похожи". | 1 | 27.02 |
69. | "Кто твой настоящий друг"". | 1 | 02.03 |
70. | "Я учусь владеть собой". Основы саморегуляции | 1 | 05.03 |
71. | Что со мной происходит, анализ собственного состояния. | 1 | 06.03 |
72. | Обучение методам расслабления. | 1 | 12.03 |
73. | «Поведение и культура» | 1 | 13.03 |
74. | Освоение приёмов активного общения "Я и другие» | 1 | 16.03 |
75. | Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой я и какие другие" | 1 | 19.03 |
76. | Знакомство с принципами хорошего слушания "Я слушаю" | 1 | 20.03 |
77. | Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение" | 1 | 23.03 |
78. | Устранение барьеров общения "Я + Ты" | 1 | 26.03 |
79. | Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Путешественники» | 1 | 27.03 |
31 | |||
IV четверть | |||
80. | "Конфликты и способы их разрешения". Отработка навыков неконфликтного поведения. | 1 | 06.04 |
81. | Агрессия. | 1 | 09.04 |
82. | Что такое агрессия, какая она бывает? | 1 | 10.04 |
83. | Диагностика агрессивного поведения учащихся. | 1 | 13.04 |
84. | Коррекция агрессивного поведения. | 1 | 16.04 |
85. | Самоконтроль. | 1 | 17.04 |
86. | Стресс. | 1 | 20.04 |
87. | Стресс. Можно ли с ним бороться? | 1 | 23.04 |
88. | Способы преодоления стресса. | 1 | 24.04 |
89. | Упражнения для снятия стресса. | 1 | 27.04 |
90. | Тревожность. | 1 | 30.04 |
91. | Самооценка. | 1 | 04.05 |
92. | Мотивация. | 1 | 07.05 |
93. | Межличностные отношения. | 1 | 14.05 |
94. | Человек как социальное существо. | 1 | 15.05 |
95. | Общение. | 1 | 18.05 |
96. | Диагностическое обследование памяти. | 1 | 21.05 |
97. | Диагностическое обследование памяти. | 1 | 22.05 |
98. | Диагностическое обследование памяти. | 1 | 25.05 |
19 | |||
Итого | 98 |
Календарно – тематическое планирование 9 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол – во часов | Дата проведения |
I четверть | |||
1. | Диагностическое обследование. | 1 | 01.09 |
2 | Диагностическое обследование. | 1 | 03.09 |
3 | Диагностическое обследование. | 1 | 04.09 |
4 | Диагностическое обследование. | 1 | 08.09 |
5 | Диагностическое обследование. | 1 | 10.09 |
6 | Диагностическое обследование. | 1 | 11.09 |
7 | Развитие объёма внимания. | 1 | 15.09 |
8 | Развитие объёма внимания. | 1 | 17.09 |
9 | Развитие объёма внимания. | 1 | 18.09 |
10 | Развитие объёма памяти. | 1 | 22.09 |
11 | Развитие объёма памяти. | 1 | 24.09 |
12 | Развитие объёма памяти. | 1 | 25.09 |
13 | Развитие мышления. | 1 | 29.09 |
14 | Развитие мышления. | 1 | 01.10 |
15 | Развитие мышления. | 1 | 02.10 |
16 | Методы тренировки внимания. | 1 | 06.10 |
17 | Методы тренировки внимания. | 1 | 08.10 |
18 | Увеличение объёма внимания и наблюдательности. | 1 | 09.10 |
19 | Увеличение объёма внимания и наблюдательности. | 1 | 13.10 |
20 | Увеличение объёма внимания и наблюдательности. | 1 | 15.10 |
21 | Увеличение уровня распределения внимания. | 1 | 16.10 |
22 | Увеличение уровня распределения внимания. | 1 | 20.10 |
23 | Увеличение уровня распределения внимания. | 1 | 22.10 |
24 | Упражнения на развитие объёма внимания. | 1 | 23.10 |
24 | |||
II четверть | |||
25 | Упражнения на развитие объёма внимания. | 1 | 05.11 |
26 | Упражнения на развитие объёма внимания. | 1 | 06.11 |
27 | Развитие устойчивости внимания. | 1 | 10.11 |
28 | Развитие устойчивости внимания. | 1 | 12.11 |
29 | Развитие устойчивости внимания. | 1 | 13.11 |
30 | Развитие устойчивости внимания. | 1 | 17.11 |
31 | Развитие концентрации внимания. | 1 | 19.11 |
32 | Развитие концентрации внимания. | 1 | 20.11 |
33 | Развитие концентрации внимания. | 1 | 24.11 |
34 | Усиление концентрации и устойчивости внимания. | 1 | 26.11 |
35 | Усиление концентрации и устойчивости внимания. | 1 | 27.11 |
36 | Усиление концентрации и устойчивости внимания. | 1 | 01.12 |
37 | Тренировка переключения внимания. | 1 | 03.12 |
38 | Тренировка переключения внимания. | 1 | 04.12 |
39 | Развитие слуховой памяти. | 1 | 08.12 |
40 | Развитие слуховой памяти. | 1 | 10.12 |
41 | Развитие слуховой памяти. | 1 | 11.12 |
42 | Развитие зрительной памяти. | 1 | 13.12 |
43 | Развитие зрительной памяти. | 1 | 15.12 |
44 | Развитие зрительной памяти. | 1 | 17.12 |
45 | Развитие ассоциативной памяти. | 1 | 18.12 |
46 | Развитие ассоциативной памяти. | 1 | 22.12 |
47 | Развитие ассоциативной памяти. | 1 | 24.12 |
48 | Упражнения на развитие разных видов памяти. | 1 | 25.12 |
24 | |||
III четверть | |||
49 | Упражнения на развитие разных видов памяти. | 1 | 12.01 |
50 | Упражнения на развитие точности запоминания. | 1 | 14.01 |
51 | Упражнения на развитие точности запоминания. | 1 | 15.01 |
52 | Мнемотехника. | 1 | 19.01 |
53 | Мнемотехника. | 1 | 21.01 |
54 | Психогимнастические упражнения. | 1 | 22.01 |
55 | Психогимнастические упражнения. | 1 | 26.01 |
56 | Упражнения на развитие операций мышления. | 1 | 28.01 |
57 | Упражнения на развитие операций мышления. | 1 | 29.01 |
58 | Упражнения на развитие логического мышления. | 1 | 02.02 |
59 | Упражнения на развитие логического мышления. | 1 | 04.02 |
60 | Упражнения на развитие словесного мышления. | 1 | 05.02 |
61 | Упражнения на развитие словесного мышления. | 1 | 09.02 |
62 | Упражнения на развитие особенностей творческого мышления | 1 | 11.02 |
63 | Упражнения на развитие особенностей творческого мышления | 1 | 12.02 |
64 | Развитие самопознания и рефлексии. | 1 | 16.02 |
65 | "Я - это я! Знаю ли я себя" | 1 | 18.02 |
66 | "Я тебя понимаю". Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела? | 1 | 19.02 |
67 | "Я и Ты. Чем мы похожи". | 1 | 25.02 |
68 | "Кто твой настоящий друг"". | 1 | 26.02 |
69 | "Я учусь владеть собой". Основы саморегуляции | 1 | 02.03 |
70 | Что со мной происходит, анализ собственного состояния. | 1 | 04.03 |
71 | Обучение методам расслабления. | 1 | 05.03 |
72 | «Поведение и культура» | 1 | 12.03 |
73 | Освоение приёмов активного общения "Я и другие» | 1 | 13.03 |
74 | Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой я и какие другие" | 1 | 16.03 |
75 | Знакомство с принципами хорошего слушания "Я слушаю" | 1 | 18.03 |
76 | Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение" | 1 | 19.03 |
77 | Устранение барьеров общения "Я + Ты" | 1 | 23.03 |
78 | Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Путешественники» | 1 | 25.03 |
79 | "Конфликты и способы их разрешения". Отработка навыков неконфликтного поведения. | 1 | 26.03 |
31 | |||
IV четверть | |||
80 | Агрессия. | 1 | 06.04 |
81 | Что такое агрессия, какая она бывает? | 1 | 08.04 |
82 | Диагностика агрессивного поведения учащихся. | 1 | 09.04 |
83 | Коррекция агрессивного поведения. | 1 | 13.04 |
84 | Самоконтроль. | 1 | 15.04 |
85 | Стресс. | 1 | 16.04 |
86 | Стресс. Можно ли с ним бороться? | 1 | 20.04 |
87 | Способы преодоления стресса. | 1 | 22.04 |
88 | Упражнения для снятия стресса. | 1 | 23.04 |
89 | Тревожность. | 1 | 27.04 |
90 | Самооценка. | 1 | 29.04 |
91 | Мотивация. | 1 | 30.04 |
92 | Межличностные отношения. | 1 | 04.05 |
93 | Человек как социальное существо. | 1 | 06.05 |
94 | Общение. | 1 | 07.05 |
95 | Стили общения. | 1 | 13.05 |
96 | Формирование навыков общения. | 1 | 14.05 |
97 | Формирование навыков общения. | 1 | 18.05 |
98 | Диагностическое обследование. | 1 | 20.05 |
99 | Диагностическое обследование памяти. | 1 | 21.05 |
100 | Диагностическое обследование внимания. | 1 | 25.05 |
21 | |||
Итого | 100 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников.
Данная программа будет полезна практикующим логопедам массовых школ с классами компенсирующего обучения. Расчитана на 2 года обучения -3-4 класс....

Рабочая программа по коррекции дизорфографии у учащихся 5 классов
Резкое увеличение числа учащихся с дефектами речи, предъявление более высоких требований к работе логопеда, отсутствие четкого планирования коррекционной работы с учащим...

Рабочая программа по коррекции психического развития учащихся 4 класса.
Программа предназначена для учащихся 4 класса, школы 7 вида. Рабочая программа расчитана на занятия с детьми 2 раза в неделю....
Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной ОНР III ур с учащимися 2 классов
Рабочая программа по коррекции дисгафии, обусловленной ОНР III уровня с учащимися 2 классов, посещающих логопедический пункт общеобразовательной школы. Программа содержит пояснительную записку, темати...
Рабочая программа по коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в условиях логопедического пункта (1 год обучения)
На современном этапе в системе образования и обучения наблюдается рост числа детей с фонетическим и фонетико-...

Пояснительная записка к рабочей программе по коррекции ФФНР,ФНР,ФН
Пояснительная записка к рабочей программе (ФФНР,ФНР,ФН) Рабочая программа составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков: Ястребовой А.В....
Рабочая программа по коррекции нерезко выраженного общего недоразвития речи. (I-й,II-й,III-й этапы)
Программа разработана на основе принципов коррекционно-развивающего обучения: системности, комплексности, принципе развития, динамичности восприятия, коррекции и развития высших психических функций, а...
