Рабочая программа по коррекции нерезко выраженного общего недоразвития речи. (I-й,II-й,III-й этапы)
рабочая программа по теме

Программа разработана на основе принципов коррекционно-развивающего обучения: системности, комплексности, принципе развития, динамичности восприятия, коррекции и развития высших психических функций, а также дидактических принципах. В основу программы положена неразрывная связь между психическими процессами и речью со всеми её компонентами: звукобуквенным анализом, словарём, грамматической стороной и связной речью.

Однако новаторством в данной программе является включение блока занятий по формированию предложно-падежных конструкций в речи детей в I этап коррекционно-развивающего обучения, имеющий целью профилактику специфических ошибок чтения и письма. Особое внимание в программе уделено развитию и уточнению пространственно-временных представлений у учащихся с нарушениями речи. Рабочая программа, разработанная Ивановой Л.Е., имеет общеразвивающую направленность, что позволяет использовать её в работе с детьми в группах с ФФНР, в группах с фонематическим недоразвитием речи. Это апробированная система коррекционных занятий, помогающая решать проблемы системности и последовательности в планировании учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_nvonr.doc301 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10

Логопедическая программа

по коррекции

нерезко выраженного общего недоразвития речи.

(I-й,II-й,III-й этапы)

Срок реализации    3 года.

Разработчик:

 Иванова Людмила Евгеньевна,

учитель-логопед

г. Рассказово

2008 г.

Пояснительная записка.

                                                             

«Развитие речи у ребёнка есть процесс

                                                   овладения языком,     умением        пользоваться

                                              языком как средством познания      окружающего,

                                                 усвоения опыта, накопленного человечеством,

                                                как средством познания самого себя… как

                                               мощным средством общения и взаимодействия

                                             людей»                                                                                                      

А.А.Люблинская.

   Программа разработана в целях конкретизации содержания коррекционно-логопедических занятий с детьми, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР), занятий по устранению нарушений письма и чтения, обусловленных НВОНР, занятий с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).

   Программа рассчитана на учащихся 1-х классов, имеющих ФФНР и НВОНР, и учащихся 2-3-х классов, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленных НВОНР.

    Программа разработана в соответствии с

  • Закон РФ «Об образовании» №122-ФЗ в последней редакции от 22 августа 2004г.;
  • Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 2 июня 1999 года;
  • Обязательный минимум содержания начального общего образования (Приказ МО РФ от 09.02.98г. №322);
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО от 5 марта 2004г. № 1089);
  •  рекомендации Института коррекционной педагогики РАО и на основе инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда в общеобразовательной школе Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000г. №2

Содержание курса разработано на основе принципов коррекционно-развивающего обучения:

  • Принцип системности, т.е. на представлении о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии.
  • Принцип комплексности, т.е. устранение речевых нарушений должно носить комплексный медико-психолого-педагогический характер.
  • Принцип развития, т.е. выделение в процессе логопедической работы тех задач, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка.
  • Онтогенетический, т.е. разработка методик коррекционно-логопедического воздействия должна вестись с учётом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребёнка.
  • Принцип динамичности восприятия – построение обучения таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне трудности (принцип нарастающей сложности).
  • Принцип коррекции и развития высших психических функций ученика.
  • Дидактические принципы: наглядность, доступность, дифференцированный подход.

  Цель данной программы – оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по русскому языку).

   Задачи:

  1. Восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи, а значит формирование полноценных предпосылок к обучению детей родному языку:
  • формирование операций лексико-синтаксического анализа предложений;
  • формирование операций фонематического восприятия;
  • совершенствование лексико-грамматических средств;
  • совершенствование связной речи;
  • предупреждение дисграфии и дислексии.
  1. Активизация речевой и умственной деятельности учащихся.
  2. Развитие интеллектуальной и в целом познавательной активности детей.
  3. Развитие психологической базы речи, необходимой для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку:
  • развитие пространственных представлений (узнавание правой и левой частей тела, ориентировка на листе бумаги, ориентировка в окружающем пространстве, пространственное расположение различных фигур и букв);
  • развитие временных представлений;
  • формирование зрительного гнозиса;
  • формирование буквенного гнозиса;
  • формирование психических процессов: слуховой и зрительной  памяти, внимания к языковым явлениям, логического мышления, контрольных действий, способности к переключению.

Содержание и приёмы коррекционной работы.

    Выполнение программы ориентировано на организацию учебного процесса как сотрудничества учителя и учащихся, детей между собой. В этом сотрудничестве и осуществляется первичное постижение родного языка как предмета изучения, анализа различных его сторон. Центральным звеном изучения является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которого является речь. Коммуникативная направленность коррекционного  обучения реализуется в обязательной отработке на логопедических занятиях всех форм речевой деятельности, а именно: слушания, говорения, письма и чтения. На первых порах обучения, когда ведётся активная работа над восполнением пробелов в формировании психофизиологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению, у детей вырабатывается навык и умение полноценно слушать. В дальнейшем отработка различных форм речевой деятельности соотносится с изменением на них удельного веса речи учителя-логопеда и учащихся. Письмо и чтение в начале коррекционного обучения первоклассников заменяется активной работой с различными схемами, разрезной азбукой, слоговыми карточками и таблицами.

   Оптимизация коррекционного обучения требует соблюдения ещё одного специфического  требования к его организации, а именно необходимости одновременной работы над всеми компонентами речевой системы – звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Это требование реализуется в процессе логопедических занятий методом устного опережения в плане создания базы для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концентрации внимания и усилий учителя-логопеда и детей на решении основной задачи каждого этапа.

   Важно обеспечивать оптимальное соотношение между фронтальными и индивидуальными методами преодоления речевых нарушений. Это составляет основу дифференцированного подхода к учащимся.

   Оптимизации коррекционного обучения способствует активизация мыслительной деятельности детей, т.е. учитель-логопед должен отдавать предпочтение таким видам учебной работы, во время выполнения которых дети проявляют максимальную активность и самостоятельность. Активизации мыслительной деятельности способствует соблюдение определённого темпа учебной работы, а также постепенное нарастание требований по мере роста реальных возможностей детей. Выполнение детьми различных видов заданий по коррекции устной речи (всех её компонентов), письма и чтения следует рассматривать (на первых порах) как вид осваиваемой учебной деятельности, а позже – как формируемое речевое умение.

   Только такой подход к организации коррекционного воздействия создаёт предпосылки к активному переносу отрабатываемых на логопедических занятиях навыков и умений в условиях работы в классе.

Общая характеристика I этапа  коррекционного обучения.

Срок реализации  -  1 год.

Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении первоклассников составляет своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте. В связи с этим можно выделить следующие задачи начального этапа:

  • сформировать полноценные фонематические процессы;
  • сформировать представления о звуко-буквенном составе слова;
  • сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
  • скорригировать дефекты произношения (если таковые имеются).

   Из общего количества занятий данного этапа особо выделяются первые 6-10 занятий, основными задачами которых является развитие фонематических представлений: постановка и закрепление поставленных звуков; формирование полноценных психологических предпосылок (внимания, памяти, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, умения слушать и слышать логопеда и т.д.) к полноценной учебной деятельности.

Содержание коррекционно-развивающей работы.

   Звуки и обозначение их буквами. Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков.

    Слово. Звуки и обозначение их буквами – строительный материал слова. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения (слова, полученные путём замены звуков).

   Слоги. Слоговая структура слова.

   Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.

    Ударение в слове. Словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги.

  Предложение. Выделение предложений из потока речи. Сравнение набора слов и предложения. Членение предложения на слова. Определение количества слов в предложении. Самостоятельное составление предложений.

   Текст и предложение. Различие предложения и текста.

Слово. Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.

   Предлог. Раздельное написание предлогов.

  Твёрдые и мягкие согласные звуки. Наблюдение отсутствия специальных букв для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. Различение их внутри звуковых пар.

  Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами Я, Ю, Е , Ё, И, Ь.

   Звуки и буквы. Шипящие согласные звуки. Буквы шипящих согласных звуков: всегда твёрдых согласных Ж и Ш; всегда мягких согласных Ч и Щ. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, ЧК, ЧК, ЩН.

   Звонкие и глухие согласные звуки. Буквы парных звонких, глухих согласных звуков.

Звуко-буквенный анализ слова.

Требования к уровню подготовки учащихся при завершении 1 этапа коррекционно-развивающего обучения.

  К этому времени у учащихся должны быть:

  • сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи;
  • восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
  • уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
  • поставлены и отдифференцированны все звуки;
  • уточнён и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
  • введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение, текст, предлог и т.д.

Учебно-тематическое планирование 1 этапа.

п/п

Темы коррекцион-ной работы

Грамматичес-кие

и лексические

понятия

Виды

работы

Развитие

неречевых

процессов

1 этап (диагностический)

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесённых заболеваниях. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя речи. Состояние связной речи. Логопедическое заключение.

2 этап (подготовительный)

1-6

Уточняются предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления, ориентировка во времени и пространстве). Проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Проводится работа по развитию свойств внимания, памяти. Проводятся мероприятия, направленные на развитие мелкой ручной моторики.

3 этап (коррекционный)

7

Вводное занятие «Наша речь».

Речь-предложение-слово-слоги-звуки

«Осень».

Развитие слухового гнозиса на материале неречевых и речевых звуков.

Развитие фонематического восприятия с помощью упражнений по языковому синтезу.

Углубление пространственных представлений с помощью упражнений по ориентации в схеме своего тела и схеме тела человека, сидящего напротив.

8

Слова, обозначающие предметы.

Слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО?

Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый».

9

Слова, обозначающие действия предметов.

Слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?

«Профессии».

Лото «Все работы хороши».

Схематический диктант.

Отработка понятий «правый» и «левый».

Выделение предметных изображений, наложенных друг на друга.

10-11

Дифференциа-ция слов, обозначающих предмет и действие предмета.

Слова-предметы, слова-действия.

«Домашние и дикие животные».

Работа по различению слов-предметов и слов-действий.

Выделение слов из простого предложения.

Активизация словаря по лексической теме.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Игра «Что это?»

12

Слова, обозначающие признак предмета.

Слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?

«Овощи и фрукты.»

Практическое усвоение слов-признаков.

Составление предложений из 3-4 слов и схем к ним.

Сравнение предметов по величине, ширине, длине, по вкусу.

Развитие зрительного гнозиса.

Выделение предметных изображений, наложенных друг на друга.

13-14

Предложение, слово.

Дифференциация понятий «слово» - «предложение».

Связь слов в предложении.

Составление предложений из 2-4 слов. Их анализ.

Графический диктант.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Игра «Что это?»

15-16

Текст, предложение.

Уточнение представлений о предложении (выделение предложений из сплошного текста, семантический анализ предложений).

«Насекомые».

Практическое усвоение слов-признаков.

Знакомство с графическим изображением слов-признаков.

Составление предложений из 3-4 слов.

Выделение предметных изображений, наложенных друг на друга.

Игра «Что спрятал художник?».

17

Работа с предлогами «в», «на».

Предлог, Раздельное написание предлогов.

Вопрос Куда?

«Одежда»

Практическое знакомство с предлогами.

Придумывание предложений с предлогами.

Проверка и уточнение представлений детей о схеме тела.

И.Н.Садовникова

18

Предлоги «с», «со».

Раздельное написание предлогов.

Вопрос С кем?

Упражнения в правильном употреблении предлогов.

Определение направлений в пространстве и пространственных взаимоотношений.

19

Предлоги «над», «под», «между».

Раздельное написание предлогов.

Вопрос Где?

«Мебель».

Графические схемы предлогов.

Упражнения в правильном употреблении предлогов.

Определение линейной последовательности предметного ряда.

20

Предлоги «из», «за», «из-за».

Раздельное написание предлогов.

Вопрос Откуда?

Придумывание предложений с предлогами

Определение последовательности цифрового ряда на примере чисел первого десятка.

21

Предлоги «из», «под», «из-под».

Раздельное написание предлогов.

Вопросы Откуда? Где?

«Инструменты».

Упражнения в правильном употреблении предлогов.

Графические схемы предлогов.

Графическое воспроизведение направлений.

22

Предлоги «от», «до», «к».

Раздельное написание предлогов.

Вопросы Куда? Откуда? От чего? К чему?

Придумывание предложений с предлогами.

Уточнение понятий об основных единицах времени.

23

Предлоги «перед», «за», «вокруг», «около», «возле».

Раздельное написание предлогов.

Вопрос Где?

«Цветы».

Упражнение в правильном произнесении и применении предлогов.

Развитие внимания. Формирование зрительного гнозиса.

24

Предлоги «через», «сквозь», «по».

Раздельное написание предлогов.

Вопрос Как?

Графические схемы предлогов.

Развитие зрительной памяти.

25-26

Закрепление отработанных предлогов.

Раздельное написание предлогов.

Составление предложений с изученными предлогами.

Восстановление пропущенных предлогов в предложениях.

Развитие пространственных представлений (пространственное расположение фигур и букв). Формирование зрительного гнозиса.

27

Звук. Речевые и неречевые звуки.

Артикуляционный аппарат.

Звук.

Выделение в словах гласных звуков.

Анализ слов и предложений.

Дифференциация гласных и согласных звуков.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

28-29

Звуки и буквы. Дифференциа-ция.

Звук. Буква.

«Деревья».

Звуковой анализ и синтез, самостоятельное составление слов.

Формирование буквенного гнозиса.

30-31

Гласные звуки. Способы образования гласных звуков.

Гласные звуки и буквы.

«Грибы и ягоды».

Выделение гласных из слов в различных позициях.

Преобразование слов путём замены гласных звуков.

Развитие фонематического слуха.

Игра «От звука к слову».

32-34

Слоги. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных.

Слог. Слогообразующая роль гласных.

Упражнения на составление слов из слогов, данных вразбивку, на добавление недостающего слога к слову.

Определение количества слогов в слове.

Игра «Слоговое домино».

Развитие фонематического восприятия гласных.

35-37

Ударение.

Слоги.

Ударный слог.

Ударные гласные.

Анализ слов, предложений с выделением ударных гласных.

Упражнение в определении ритмического рисунка слова

Упражнения, направленные на увеличение объёма внимания.

38

Согласные звуки и буквы.

Согласные звуки.

Способы образования согласных звуков.

Упражнения на дифференциацию гласных и согласных звуков.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

39

Мягкие и твёрдые согласные звуки.

Мягкие и твёрдые согласные звуки.

Множественное число имён существительных.

Звуковой анализ слов.

Запись слов с выделением твёрдых и мягких согласных.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.

40-41

Образование мягкости согласных на письме посредством гласных 2 ряда.

Мягкие согласные.

Выкладывание звуковых схем слов.

Дифференциация слов отличающихся парными гласными (мал-мял).

Усиление концентрации слухового внимания.

42-43

Образование мягкости согласных на письме посредством  ь.

Мягкий знак

Звукобуквенный анализ слов.

Сравнение слов, отличающихся  мягким знаком.

(Угол – уголь)

Упражнения, направленные  на тренировку переключения внимания.

44

Звонкие и глухие согласные.

Звонкий согласный, глухой согласный.

Способы образования звонких и глухих согласных.

Составление слов и анализ согласных, дописывание слов.

Выкладывание звуковых схем слов.

Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания.

45

Звуки [п], [п’]; буква Пп.

Глухой согласный.

«Одежда».

Уточнение артикуляции и звучания согласных в слогах, словах и предложениях, определение места звука в слове.

Зв. анализ плащ.

Игра «Что изменилось?»

46

Звуки [б],[б’];  буква Бб

Звонкий согласный.

Предлоги под, из-под.

«Обувь».

  Звуковой анализ боты.

Деление слов на слоги.  

     

Игра «Кто больше увидит?»

47

Дифференциа-ция п – б (п’-б’)

Парные звонкие и глухие согласные.

«Головные уборы».

Дифференциация на слух и на письме в слогах, словах и предложениях, запись слов и предложений с пропущенными согласными.

Зв. анализ шапка

Игра «Найди отличия».

48

Звуки [т], [т’].

Буква Тт.

Глухой согласный.

«Транспорт».

Уточнение артикуляции и звучания в слогах, словах и фразах, группировка слов, запись предложений с выделением и вставкой звуков и букв.

Зв. анализ плот

Развитие мускульной и зрительной памяти (обведение пальчиком буквы).

Работа с изографами.

49

Звуки [д],[ д’].

Буква Дд.

Звонкий согласный.

«Спортивные вещи».

Звуковой анализ диск.

Практическое усвоение предложений с союзом чтобы.

Формирование буквенного гнозиса. Найди заданную букву среди других.

50

Дифференциа-ция  т-д (т’-д’).

Парные звонкие и глухие согласные.

«Музыкальные инструменты».

Установление сходства и различия звуков в слогах, словах и фразах, чтение слоговых таблиц, придумывание слов, загадки.

Зв. анализ труба

Формирование буквенного гнозиса. Выдели буквы, наложенные друг на друга.

51

Звуки[ к],[ к’].

Буква Кк.

Глухой согласный.

Родительный падеж ед.ч.

«Рыбы».

Звуковой анализ карп.

Выделение слов со звуком из сказки «Как варить компот».

Формирование буквенного гнозиса. Определи букву в неправильном положении.

52

Звуки[ г],[ г’].

Буква Гг.

Звонкий согласный.

Количественные числительные.

«Зоопарк».

Звуковой анализ тигр.

Работа над предложением (логич. ударение).

Игра «Допиши букву»

53

Дифференциа-ция к-г  (к’-г’).

Парные звонкие и глухие согласные.

Предлоги пространственного значения.

«Птицы».

Звуковой анализ сокол.

Деление слов на слоги.

Составление схем слов.

Определение буквы, написанной на спине и ладони.

54

Звуки[ ф], [ф’].

Буква Фф.

Глухой согласный.

«Птицы».

Звуковой анализ филин.

Игра «Путешествие по клеточкам».

55

Звуки [в],[в’].

Буква Вв.

Звонкий согласный.

«Птицы».

Предлог в.

Звуковой анализ ворона.

Отгадывание загадок, ребусов.

Реконструирование букв.

56

Дифференциа-ция Ф-в, (ф’-в’).

Парные звонкие и глухие согласные.

«Птицы».

Звуковой анализ воробей.

«Фотографирование»-посмотри, запомни, нарисуй.

57

Звуки [с], [с’].

Буква Сс.

Глухой согласный.

Согласование прилагательных с сущ. ж.р. и м.р.
Сложные слова.

«Продукты питания».

Звуковой анализ

сахар.

Определение места звука в слове.

Договаривание предложений.

Игра на развитие логического мышления «Продолжи строку».

Игра «Какие предметы спрятались?»,

58

Звуки [з], [з’].

Буква Зз.

Звонкий согласный.

Согласование прилагательных с сущ. в роде.

«Зима».

Звуковой анализ мозаика.

Выделение звука на слух.

Знакомство с родственными словами.

Игра «Четвёртый лишний».

59

Дифференциа-ция з-с (з’-с’).

Парные звонкие и глухие согласные.

Образование сложных прилагательных и согласование их с сущ. и числит.

Звуковой анализ зонтик.

Упражнение в правописании сомнительных согласных на конце слова.

Отгадывание загадок.

Уточнение пространственного расположения букв.

60

Звук[ ш].

Буква Шш.

Глухой согласный.

Изменение сущ. по падежам.

«Посуда».

Определение места звука в слове.

Звуковой анализ кувшин.

Игра «Четвёртый лишний».

61

Звук [ ж].

Буква Жж.

Звонкий согласный.

Звуковой анализ жасмин.

Развитие зрительного восприятия.

Игра «Зоркие глазки» (вычёркивание заданной буквы из текста).

62

Дифференциа-ция ж-ш.

Парные звонкие и глухие согласные.

Правописание ЖИ-ШИ

Рассмотрение артикуляции звуков.

Звуковой анализ шишки.

Развитие тактильных ощущений. Игра «Умные ручки».

63

Дифференциа-ция C-Ш.

Закрепление правописания ЖИ-ШИ.

Изменение глаголов по лицам.

Согласование прил. с сущ. в роде.

Рассмотрение артикуляции звуков.

Упражнение «Кто внимательнее?»

(переписать буквы, которые смотрят:

  • прямо
  • вправо
  • влево
  • открыты

закрыты)

64

Дифференциа-ция З-Ж

Закрепление правописания ЖИ-ШИ.

Составление предложений из заданных слов.

Выделение звуков на слух.

Сравнение букв.

Улучшение зрительного восприятия, пространственных ориентировок и конструктивного праксиса.

Игра «Разноцветное путешествие».

Упражнение «Допиши букву».

65

Звук [Ц].

Буква Цц.

Образование сущ. ср.р. с уменьшительно-ласкательным значением при помощи суффиксов –ец-,-иц-, -ц-

Игра «Закончи слово».

Обогащение лексики родственными словами.

Звуковой анализ цветы.

Развитие тактильных ощущений (дермалексия-узнай, какую букву написали на спине, руке, в воздухе).

66

Дифференциа-ция С-Ц.

Согласование прилагательных с существительными в роде.

Составление из слогов слов.

Вставить пропущенную букву.

Составление предложений.

Работа с изографами.

67

Дифференциа-ция Ц-Т.

Согласные звуки.

Дифференциация звуков в слогах, словах.

Работа с изографами.

68

Звук [Ч].

Буква Чч.

Уменьшительно-ласкательная  форма существительных.

Притяжательные прилагательные.

Звукослоговой анализ.

Игра «Чей хвост?»

Составление предложений из слов.

Развитие логического мышления.

69

Дифференциа-ция Ч-Т’.

Согласные звуки.

Изменение глаголов по лицам.

Дифференциация звуков в слогах, словах.

Работа с пословицами.

Нахождение букв в геометрических фигурах.

70

Дифференциа-ция Ч-Ц.

Согласные звуки.

Правописание ЧА, ЧУ.

Дифференциация звука в слогах, словах.

Работа с изографами.

71

Звук [щ].

Буква Щщ.

Сущ. м.р. и ж.р., обозначающих лица по их профессиям, с суффиксами –щик-, щиц-.

Правописание ЧА, ЧУ, ЩА,ЩУ,

Выделение (щ) из скороговорки.

Выделение слов на Щ из рассказа «В роще».

Словообразование сущ., обозначающих профессии.

Слоговое лото.

Работа с изографами.

72

Дифференциа-ция Щ-С’.

Отглагольные существительные.

Деление слов на слоги.

Игра «Эхо».

Определение места звука в слове.

Развитие ассоциативного мышления.

73

Дифференциа-ция Ч-Щ.

Сложные предложения.

Словообразование сущ., обозначающих профессию.

Правописание ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ.

Воспроизведение слоговых рядов.

Игра «Кто что делает?»

Работа со скороговоркой.

Игра «Зоркие глазки».

74

Звуки [л],[ л’].

Буква Лл.

Согласование числительных с существительными.

«Сказка»

Отгадывание загадок и определение места звука в слове.

Преобразование слов.

Развитие зрительного внимания, пространственных ориентировок, уточнение правильного написания печатных букв русского языка, имеющих зеркального двойника.

75

Звуки [р], [р’].

Буква Рр.

Согласование числительных с существительными.

Предлог перед.

Звуковая схема Сатурн. Дополнение слогов до слов.

Отгадывание ребусов.

Нахождение букв в геометрических фигурах.

76

Парные гласные (1 и 2 ряда). Сходство и различие.

Парные гласные.

Звукобуквенный анализ и синтез.

Составление предложений.

Формирование операций сравнения.

77

Дифференциа-ция А-Я.

Парные гласные.

Составление звуковой схемы.

Формирование операций сравнения.

78

Дифференциа-ция О-Ё.

Парные гласные.

Игра «Какая буква потерялась?»

Составление звуковой схемы слов:нос-нёс.

Развитие слухового внимания.

79

Дифференциа-ция У-Ю.

Правописание ЧУ-ЩУ.

Изменение глаголов по лицам.

Составление предложений.

Звуковой анализ

слов: полю-полью.

Слуховой диктант.

Развитие зрительного внимания.

80

Дифференциа-ция Ы-И.

Множественное число имён существительных.

Правописание ЖИ-ШИ.

Изменение слов по образцу.

Развитие зрительной памяти.

81-90

Профилактика оптической дисграфии (по мере необходимос-ти).

Дописывание элемента.

Написание слогов под диктовку.

Составление словосочетаний, предложений.

Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса).

                                 4 этап (оценочный)

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Подведение итогов работы за год.

Фронтальное обследование.

Промежуточный и итоговый контроль осуществляется по мере необходимости.

Количество часов, отводимых на ту или иную тему, является примерным и варьируется в зависимости от усвоения материала и состава группы.

Общая характеристика 2 этапа коррекционно-развивающего обучения.

Срок реализации 1 год.

Основной задачей данного этапа является восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.

  Содержание занятий данного этапа направлено на активную работу по:

  • уточнению значений имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  • формированию у детей полноценных представлений о морфологическом составе слова и синонимии родного языка;
  • уточнению значений используемых синтаксических конструкций;
  • дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путём овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Содержание коррекционно-развивающей работы.

    Звуки и обозначение их буквами. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения.

   Слоги. Слоговая структура слова.

   Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.

   Ударение в слове. Словообразующая функция ударения. Безударные гласные.

   Предложение. Выделение предложения из потока речи. Признак предложения: законченность мысли. Членение предложений на слова. Определение количества слов в предложении. Самостоятельное составление предложений.

   Текст и предложение. Различие предложений и текста. Смысловая связь предложений в тексте.

   Слово. Имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

Звуки и обозначение их буквами. Твёрдые и мягкие согласные звуки.

  Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами Я, Ю, Е, Ё, И, Ь. Слова, в которых расходится количество звуков с количеством букв.

 Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков; обозначают два звука.

   Звуки и обозначение их буквами. Звонкие и глухие согласные звуки. Наблюдение расхождения произношения и написания согласных звуков (оглушение на конце слова).

 Звуко-буквенный анализ слова.

Слово. Корень слова как общая часть родственных (однокоренных) слов. Наблюдение словообразования (на примере однокоренных слов, изменения ударения в слове). Окончание. Приставка. Суффикс.

  Приставки и предлоги. Их различие (наблюдение).

Раздельное написание предлогов со словами.

Требования к уровню подготовки учащихся при завершении 2 этапа коррекционно-развивающего  обучения.

  Учащиеся должны научиться:

  • ориентироваться в морфологическом составе слова, т.е. уметь определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и изменяются их значения;
  • активно пользоваться различными способами словообразования;
  • правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением).
  • Передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развёрнутом высказывании.

Учебно–тематическое планирование 2 этапа.

п/п

Тема занятия

Вид работы

1-2 этапы (диагностико-подготовительные)

Уточнение диагноза. Состояние звукопроизношения. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение.

3 этап (коррекционный)

Повторение и закрепление.

1

Текст, предложение.

Составление связного текста из предложений в 4-5 слов.

2

Интонационная законченность предложения.

Составление и запись предложений из2-4 слов, текста из5-6 предложений.

3

Предложение, слово (схемы).

Дифференциация. Предложения из 2-4 слов. Их анализ.

4

Звук, буква.

Звуко-буквенный анализ слов и синтез. Самостоятельное составление слов.

5-6

Слоги. Слогообразующая роль гласных.

Слоговой анализ и синтез. Деление слов на слоги.

7-8

Ударение. Его смыслоразличительная роль.

Выделение ударного гласного, воспроизведение ритма слова с выделением ударного слога (отстукивание, отхлопывание).

9

Ударные и безударные гласные.

Анализ слов, предложений с выделением ударных гласных.

Письменные упражнения в правописании безударных гласных.

10

Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (посредством гласных 2-го ряда)

Наблюдение артикуляции парных гласных, отмечая сходство.

Звукослоговой анализ на сигнальных карточках.

Запись предложений с выделением твёрдых и мягких согласных.

11

Различие парных гласных.

Упражнение в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных второго ряда. Различение твёрдых и мягких согласных (в произношении и по слуху).

12-17

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (по мере необходимости).

А-Я

О-Ё

У-Ю

Ы-И

Ё-Ю

Е-Й

Анализ прямых и обратных слогов. Развитие фонематического восприятия гласных.

18-19

Второй способ образования мягкости согласных на письме (посредством Ь).

Звуко-буквенный анализ слов с мягким знаком и без него (б=зв; б<зв; б>зв)

Запись предложений с выделением твёрдых и мягких согласных.

20-25

Дифференциация звонких и глухих согласных.

  • Б-П
  • Г-К
  • Д-Т
  • В-Ф
  • З-С
  • Ж-Ш

Сравнение звуков по артикуляции, дифференциация в слогах, словах.

Работа с цифровым рядом.

Определение места звука  в словах.

Запись и анализ предложений.

Вписать пропущенные слоги.

Списать, вставляя пропущенные буквы.

Графические диктанты.

26-27

Оглушение звонких согласных.

Наблюдение несовпадения норм произношения с нормами правописания.

Упражнение в правописании сомнительных согласных и их проверке.

Запись загадок, пословиц, вставляя пропущенные согласные.

28-34

Дифференциация шипящих и свистящих согласных.

  • С-Ш
  • З-Ж
  • С’-Щ
  • С-Ц
  • Ч-Т’
  • Ч-Щ
  • Ч-Ц

Сравнение звуков по артикуляции, дифференциация в слогах, словах.

Работа с цифровым рядом.

Определение места звука в словах.

Запись и анализ предложений.

Работа со скороговорками.

Графические диктанты.

Повторение правила написания слогов ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Основное содержание:

35-36

Слово как лексическая единица речи.

  • Слова-предметы

(имена существительные)

Знакомство с существительными единственного и множественного числа, разных родов и падежей.

Восстановление предложений с пропущенными существительными.

37-38

  • Слова –признаки

(имена прилагательные)

Знакомство с прилагательными единственного и множественно числа, разных родов и падежей.

Чтение предложений, насыщенных прилагательными в сочетании с существительными.

Постановка вопроса к ним.

39-40

  • Слова-действия

(глаголы)

Чтение текстов с глаголами единственного и множественного числа разного времени и родов.

Постановка вопросов к ним.

41

Многозначность слов.

Омонимы (слова-близнецы).

Объяснение значений одинаковых слов.

Составление предложений с данными словосочетаниями.

Объяснение прямого и переносного смысла выражений.

42

Синонимы.

(слова-«приятели»)

Выделение четвёртого «лишнего» слова.

Подбор пар слов, близких по значению и составление предложений  с ними.

 

43

Антонимы.

(слова-«неприятели»)

Нахождение в тексте слов, противоположных по значению.

Подбор антонимов к словам.

Работа с пословицами.

44-45

Корень как составная часть слова. Сложные слова.

Составление предложений с однокоренными словами.

Изучение сложных слов, отгадывание загадок с ними.

46-47

Приставка.

Образование слов с помощью приставок.

Наблюдение за ролью приставки в изменении значений слов.

Чтение рассказов, насыщенных словами с приставками.

Восстановление предложений с пропущенными словами с приставками.

48-49

Предлоги.

Придумывание предложений  с предлогами В, ИЗ, К, НА, ОТ, ПО, С, У. Восстановление деформированного предложения.

Работа со схемами предлогов.

Графический диктант.

Работа со стихотворением К.И.Чуковского «Федорино горе».

50

Раздельное написание предлогов.

Слоги, словосочетания, предложения с предлогами.

Упражнение в правильном написании предлогов.

51

Различение приставок и предлогов.

Подбор подходящих по значению приставок.

Проследить соотношение предлогов и глагольных приставок.

Исправление допущенных ошибок в предложениях.

53-54

Суффикс. Суффиксальное образование слов.

Чтение текстов со словами уменьшительных и увеличительных оттенков.

Восстановление предложения с пропущенным названием профессии. Изучение прилагательных с разными суффиксами.

55-56

Окончание.

Чтение предложений, насыщенных однокоренными словами с разными окончаниями.

Заполнение карточек со словами с пропущенным окончанием.

Наблюдение роли окончания в связи слов в предложениях и словосочетаниях.

57

Закрепление темы «Состав слова».

Подбор к данным схемам слов.

Нахождение сложных слов.

Графический диктант.

58

Контрольный диктант.

Написание и проверка текста.

4 этап (оценочный)

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.

Фронтальное обследование.

Промежуточный контроль осуществляется по мере необходимости.

Количество часов, отводимых на ту или иную тему, является примерным и варьируется в зависимости от усвоения материала и состава группы.

Общая характеристика 3 этапа коррекционно-развивающего  обучения.

Срок реализации

 Основной  целью 3 этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания:

  • программирование смысловой структуры высказывания;
  • установление связности и последовательности высказывания;
  • отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).

Содержание коррекционно-развивающей работы.

   Предложение. Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные. Связь слов в предложении.

  Словосочетание. Согласование слов в числе и роде. Управление (изменение по падежам).

   Текст. Сравнение текста и набора слов, текста и набора предложений, текста и его искажённых различных вариантов.

Анализ текста (определение темы, основной мысли, последовательности, связности предложений в тексте).

Составление плана текста.

Требования к уровню подготовки учащихся при завершении 3 этапа коррекционно-развивающего обучения.

Учащиеся должны уметь:

  • определять тему текста;
  • определять основную мысль текста;
  • определять последовательность и связность предложений в тексте;
  • устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
  • составлять план связного высказывания;
  • определять замысел высказывания;
  • определять последовательность развёртывания высказывания (план);
  • определять связность предложений и смысловую зависимость между ними;
  • отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания;
  • составлять план связного высказывания.

Учебно-тематическое планирование 3 этапа.

п/п

Тема занятий.

Вид работы.

1-2 этапы (диагностико-подготовительные)

Уточнение диагноза. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение.

3 этап (коррекционный)

1-3

Предложение.

Составление и запись предложений по сюжетным картинкам. Составление предложений по заданным схемам.

4

Виды предложений по интонации.

Чтение логопедом стихотворения. Расстановка  знаков препинания в тексте на карточке. Выразительное чтение.

5-7

Связь слов в предложении. (Согласование глагола с именем существительным в роде и числе;

Согласование имени прилагательного с именем существительным  в роде и числе)

Составление  и запись предложений из данных слов. Исправление искажённых предложений.

8-9

Согласование слов в числе.

Изменение словосочетаний по числам.

10-12

Согласование в роде.

Составить предложения, определив род имён существительных. Вставить пропущенные окончания. Выписать словосочетания мужского, женского и среднего рода.

13-14

Управление

  • Винительный падеж

Списать предложения, изменив слова в соответствии с вопросом Кого? Что?

15

  • Родительный падеж

Заменить данное словосочетание другим по образцу, дать обратные сопоставления.

16

  • Дательный падеж

Беседа по вопросам по рассказу К.Ушинского «Спор животных», игра «Передай ключ»

17

  • Предложный падеж

Добавление подходящих по смыслу слов, работа с пословицами.

18

  • Творительный падеж

Списывание текста, изменяя слова в скобках, составление словосочетаний.

19

Закрепление правильного употребления падежных форм.

Сопоставление падежных форм существительных, запись словосочетаний, изменив существительные в соответствии с вопросами.

20-22

Связь слов в предложении (словосочетании).

Проверочные задания.

Распространение предложений, используя слова из скобок.

23-24

Предложение. Текст.

Составление связного текста из 4-5 предложений

25-29

Работа с деформированным текстом.

Выделение предложений из сплошного текста.

30-32

Анализ текста:

  • определение темы;
  • определение основной мысли;
  • определение последовательности, связности предложений в тексте.

34-36

Составление плана текста.

Беседа, чтение, деление текста на части.

Составление плана текста и запись его на доске и в тетради. Пересказ. Запись по плану, записанному на доске.

37-39

Пересказ (с опорой на вопросы, на серию картинок, по плану, последовательный самостоятельный пересказ, выборочный пересказ).

Беседа, чтение, составление плана пересказа. Пересказ текста по цепочке. Запись по плану, записанному на доске.

40-42

Построение самостоятельных связных высказываний:

  1. Составление описательного рассказа.

Чтение стихотворения А.Л.Барто «Очки». Выявление представлений об очках. Составление коллективного рассказа, запись новых слов. Рассказ по памяти.

43-45

  1. Составление рассказа по серии картин.

Логическая расстановка сюжетных картинок и выяснение скрытого смысла. Составление рассказа по вопросам, пересказ и запись.

46-48

  1. Составление рассказа по сюжетной картинке.

Рассмотрение картины, выяснение её содержания по вопросам с использованием Словаря, запись на доске. Свободный пересказ. Запись в тетрадь.

49-51

  1. Составление связного текста на данную тему по данным словам.

Составление рассказа на темы «Осень», «Школа» и др.

52-54

Изложение.

Беседа, чтение, деление текста на части.

Составление плана рассказа.

55-56

Сжатое изложение.

Беседа, чтение, деление текста на части.

Составление плана рассказа.

57-58

Творческий рассказ.

Беседа, чтение, деление текста на части.

Составление плана рассказа.

59-60

Сложные предложения.

Составление сложных предложений.

4 этап (оценочный)

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговой проверочной работы. Оценка динамики работы с учащимися.

Промежуточный и итоговый контроль осуществляется по мере необходимости.

Количество часов, отводимых на ту или иную тему, является примерным и варьируется в зависимости от усвоения материала и состава группы.

Учебная литература (для учащихся):

  1. Агранович З.Е. дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. Наглядное пособие. – Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2003.
  2. Артюшина С.Е., Соловцова Л.С. Учим звуки по слогам. – М.:ТЦ Сфера, 2008.
  3. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Азбука: Для подготовки детей к школе.- М.: Издательство «Ювента», 2001.
  4. Киселёва В.А. Двигаемся, рисуем, говорим. – М,: ТЦ Сфера, 2007.
  5. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. – Санкт-Петербург, фирма «Стройлеспечать», 1995.
  6. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1,2,3,4. /Н.Е.Теремкова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
  7. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Я учусь говорить и читать. Альбом 1, 2, 3 для индивидуальной работы/ /С.П.Цуканова, Л.Л.Бетц. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

Учебная литература (для учителя):

  1. Агеева И.Д. Весёлые диктанты: Стихотворные примеры и рифмовки к основным правилам (1-5 классы). – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
  3. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. –СПб.: КАРО, 2004.
  4. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие /М.Ю.Гаврикова: 2-е изд., дополненное.-М.:Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.
  5. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. Пособие /О.Е.Грибова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.
  6. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  7. Ефименкова Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда /Л.Н.Ефименкова, Г.Г.Мисаренко – М.,1991.
  8. Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками./ Л.М.Козырева. – Ярославль, Академия развития, 2006.
  9. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.
  10. Левчук Е.А. Грамматика в сказках и историях. Цикл домашних занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
  11. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов н/Д, 2001.
  12. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования: Учебное пособие /Поваляева М.А. – Ростов н /Д: Феникс, 2006.
  13. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у школьников. М.: «Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС», 1997.
  14. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы: кН. Для учителя-логопеда. 2-е изд., доп./А.В.Ястребова. М.:Просвещение, 1984.
  15. Ястребова А.В. Инструктивно-методическое письмо: «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» /А.В.Ястребова, Т.Т.Бессонова. – М., 1996.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи

Календарно-тематическое планирование Группа:  Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) Класс:  1 Учитель-логопед: Косых М.Е. Количество часов:  всего __90__ часов;  в...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННЫМ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Среди учащихся младших классов общеобразовательных школ имеется группа детей с так называемым "нерезко выраженным общим недоразвитием речи" (НОНР). Они нуждаются в целенаправленной и своевременной пом...

Рабочая программа учителя-логопеда "Программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с общим недоразвитием речи III ур. (с 5 до 7 лет)"

Данная программа разрабатывалась с учётом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики и исходя из результатов обследования детей с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи».Прог...

Индивидуальная программа развития ребенка с общим недоразвитием речи

Индивидуальная программа развития ребенка с общим недоразвитием речи (2 год обучения,1 период)...

Программа для детей с общим недоразвитием речи «Говорим красиво» (возраст детей: 5-7 лет, срок реализации: 2 года)

Программа включает содержание методического пособия «Развитие речемыслительных способностей детей с ОНР на логопедических занятиях,  как одно из условийформирования предпосылок к учебной деятельн...

Групповое логопедическое занятие для учащихся 1 класса имеющих заключение «Нерезко выраженное общее недоразвитие речи»

Тема:  Гласные звуки. Буквы А, О, У, И Цели и задачи:1. Образовательные:закрепление понятия “гласные звуки”,показать слогообразующую роль гласных;обогащение лексики словами-призн...

Рабочая программа логопедической работы по коррекции недоразвития речи средней степени тяжести с обучающимся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса очень важно. Предлагается рабочая программа логопедической работы по коррекции недоразвития речи средней степени тяжести...