Должно ли добро быть с кулаками?
методическая разработка по психологии (7, 8, 9 класс)
Цель: профилактика противоправного поведения, формирование нравственных ценностей у обучающихся, побуждение к нравственному самосовершенствованию. Знакомство с притчей "О добре и зле", ответили на вопросы анкеты "Добрый ли вы человек?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Должно ли добро быть с кулаками?
Цель: профилактика противоправного поведения, формирование нравственных ценностей у учащихся, побуждение к нравственному самосовершенствованию.
Задачи:
- Способствовать раскрытию понятий: «добро», «зло».
- Содействие формированию нравственных категорий, оценочных суждений, культуре ведения дискуссии.
- Воспитанию чувства товарищества, патриотизма и сострадания, стремление совершать добрые дела, неприятия зла.
Форма проведения: занятие- дискуссия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас, давайте вспомним и проговорим для ребят 7 класса правила поведения на занятии.
- Тему нашей дискуссии вы узнаете из стихотворения С. Куняева. Послушайте. (Слайд)
Добро должно быть с кулаками,
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро.
Добро – не жалость и не слабость,
Добром дробят замки оков.
Добро не слякоть и не святость,
Не отпущение грехов.
И смысл истории – в конечном,
В добротном действии одном:
Спокойно вышибать коленом
Не уступающих добром!
(С.Куняев) Станислав Юрьевич Куняев (27 ноября 1932 года, Калуга) — русский советский поэт, публицист, переводчик, литературный критик. Главный редактор журнала «Наш современник» (с 1989 года).
- Кто-то из вас согласится с автором, кто-то возмутится.
(Выслушиваются мнения детей).
- О чем мы будем говорить сегодня?
- Да, сегодня мы обсудим: должно ли добро быть с кулаками? (слайд)
Чтобы продолжить разговор о добре и зле в нашей жизни, предлагаю вам послушать одну притчу (поучительный рассказ).
Как иногда за добро платят злом
Однажды змея ползла через лес. Вдруг какое-то дерево упало прямо на неё. Змея изворачивалась и крутилась, изворачивалась и крутилась, но как бы она ни старалась, всё было бесполезно.
Тем временем дровосек, который жил неподалёку, решил нарубить дров. Он взял свой топор и отправился в лес, где и увидел змею, придавленную деревом. Змея ему и говорит:
- Добрый человек, пожалуйста, освободи меня! Откати это дерево, которое придавило меня к земле!
Человек отвечает ей:
- Нет, я не сделаю этого, потому что тогда ты меня съешь!
Змея опять:
- Поверь мне, я не съем тебя!
А человек своё:
- Я тебе не верю.
Но змея так долго его упрашивала, что человек пожалел её и откатил дерево прочь.
Змея выползла и, так как весь день ничего не ела и была очень голодна, сказала человеку:
- Добрый человек, я умираю с голоду и поэтому сейчас тебя съем!
- Что? Ты хочешь съесть меня, хотя я освободил тебя?
- Да. Разве ты не знаешь, что за добро платят злом?
- Вот так дела! – сказал человек сердито.
А змея опять:
- Ты думаешь, я не права?
- Конечно, не права!
- Ну, хорошо, - сказала змея. – Тогда позови сюда каких-нибудь животных, и мы их спросим. Ты увидишь, что они скажут.
Человек пошёл искать животных и привёл оленя, лошадь, пуму и волка. Змея стала спрашивать их одного за другим:
- Скажи-ка, пума, правда, что за добро платят злом?
- Да, - ответила пума.
- А ты, лошадь, не думаешь ли, что за добро платят злом?
- Да, - ответила лошадь.
- Братец олень, платят ли за добро злом?
- Да, - ответил олень.
Когда человек услышал, что сказали все эти животные, он и вправду испугался. Оставался только волк, и змея повернулась к нему:
- Братец волк, платят ли за добро злом?
И волк отвечает:
- Я не знаю, как всё произошло и говоришь ли ты правду. А потому не могу сказать, должна ли ты съесть этого человека. Ложись туда, где ты была, и тогда увидим.
Все животные согласились с волком. Змея легла, а человек накатил поверх неё дерево. И волк сказал:
- А теперь, змея, оставайся там!
Человек поблагодарил волка и говорит:
- Теперь, братец волк, пойдём со мной домой, я отплачу тебе, дам пару ягнят.
- Нет, я не пойду к тебе. Принеси мне ягнят завтра сюда, в лес.
Человек вернулся домой. Рассказал жене, что с ним произошло, и как он обещал волку ягнят. Но его жена сильно рассердилась и сказала, чтобы он вместо ягнят положил в мешок собак, которые кусают за уши.
И так как человек не хотел спорить со своей женой, он сделал, как она сказала. На следующий день он положил в мешок собак и отправился в лес.
Волк уже ждал его.
- Братец волк, я принёс тебе ягнят!
- Спасибо! – ответил волк.
Тогда человек развязал мешок, и оттуда выпрыгнули собаки – те, что кусают за уши. Собаки вцепились в волка и отгрызли ему оба уха. Наконец, волку удалось вырваться. И он убежал в чащу леса, ворча:
- Змея была права: за добро надо платить злом.
- Правильно поступили змея и человек?
Согласитесь, что в жизни каждому из нас, практически ежедневно, приходится соприкасаться, как с добром, так и злом, совершая и оценивая поступки, как свои собственные, так и поступки знакомых и незнакомых нам людей, имеющие различную подоплеку.
На протяжении всей своей истории, человечество пытается ответить на вечные вопросы:
- Что такое добро? И что такое зло?
У Сергея Ивановича Ожегова (составителя толкового словаря русского языка), этим двум категориям, определены чёткие границы, разделяющие эти понятия. (Слайд)
Добро –все положительное, хорошее, полезное.
Зло- нечто дурное, вредное, противоположное добру.
К примеру, в сказках, в этом отношении, также все довольно просто - добро неизменно побеждает зло.
- Давайте вспомним русские народные сказки. Как происходит борьба между злом и добром? (Была у Лисы избушка ледяная, а у Зайца - лубяная).
Разбор сказки.
- Что является причинами добра и зла?
- Что заставляет человека выбирать зло?
- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
(Ответы детей)
В жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, реки – в море добра.
Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след.
Анализ ситуации:
Представьте себе, что человек, который когда-то обидел вас самих, сам оказался в критической ситуации, к примеру, провалился в прорубь. Обиду вы помните. Кроме вас, рядом никого нет. Его крик о помощи никто не услышит, а потому, надеяться ему не на кого.
- Как вы поступите? Почему?
Обобщение ответов учащихся и вывод:
В отношении данной ситуации есть хорошее выражение:
«Не отвечайте злом на зло, оно без пищи распадется… Лекарство в мире есть одно… Оно ПРОЩЕНИЕМ зовется.
О человеке, принято судить по его делам, по его поступкам.
- Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты. (Слайд)
Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
-Может кто-нибудь из вас сказать по совести: «Я добрый человек».
Давайте проведём анкету «Добрый ли вы человек?»
- У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
- Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует?
- Если ваш друг плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
- Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
- Любите ли вы злые шутки?
- Вы злопамятны?
- Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
- Умеете ли вы хранить тайны, секреты друга?
- Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
- Вы охотно выполняете просьбы?
- Станете ли вы подшучивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
Результаты анкеты
А теперь вы можете засчитать себе за ответ «да» - 1 балл и за ответ «нет»- 0 баллов. (Слайд)
1. Вы набрали меньше 4 баллов. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…
2. Вы набрали 4-6 баллов. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
3. Вы набрали более 6 баллов. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей.
- ДОЛЖЕН ЛИ ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК УМЕТЬ ДАВАТЬ ОТПОР?
(Ответы детей)
Безусловно, да, если это необходимо для защиты себя и других людей от насилия, несправедливости или других форм зла. Доброта ведь совсем не означает слабость и беспомощность. Скорее наоборот, добрый человек силен своими душевными качествами. В определенных ситуациях, доброта без действий может быть недостаточной. Например, в случае насилия, дискриминации или других форм нарушения прав и достоинства людей, может потребоваться решительное действие для защиты и поддержки тех, кто страдает. В таких случаях, использование “кулаков” может быть оправданным, чтобы защитить добро, предотвратить вред и помочь окружающим. Однако важно помнить, что добрый человек должен использовать силу только тогда, когда это необходимо и пропорционально угрозе. Использование насилия или силы должно быть последним ресурсом и это «оружие» необходимо использовать, если другие способы не работают.
-ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВЫРАЖЕНИЕ «ДОБРО С КУЛАКАМИ»?
Выражение “добро должно быть с кулаками” может иметь разные интерпретации в зависимости от контекста. Однако, в целом, это выражение означает, что доброта и сострадание должны быть сопряжены с силой и решительностью, чтобы защитить себя и других людей от насилия, несправедливости и других форм зла. Доброта не означает слабость, и использование насилия не может быть оправдано под предлогом защиты добра. Однако важно помнить, что использование физической силы должно быть ограничено законами и этическими принципами.
КОГДА «ДОБРО С КУЛАКАМИ» ВОЗМОЖНО (Слайд)
- Защита в опасных ситуациях. Если кто-то находится в опасности, то действия в защиту его жизни и здоровья могут потребовать применения силы. Например, если кто-то стал жертвой нападения, то может потребоваться применение физической силы, чтобы защитить жертву и предотвратить беду.
- Борьба за справедливость. Когда люди сталкиваются с дискриминацией, преследованием или нарушением своих прав, может потребоваться борьба за справедливость и защита. Это может включать мирные протесты, поддержку законодательных инициатив и другие меры, но иногда может потребоваться и использование решительных действий.
- Борьба с преступностью. В случае столкновения с криминальной деятельностью, в том числе с насилием, грабежом или другими формами преступности, может потребоваться использование силы, чтобы предотвратить действия неправых и защитить себя и других людей.
- Защита природы и животных. Когда природа и животные находятся под угрозой, также необходимы конкретные действия и отпор. Например, защита лесов от вырубки или борьба с браконьерством.
- От домашнего насилия. Если один из партнеров в отношениях страдает от домашнего насилия, то защита его жизни и здоровья может потребовать применения физической силы, чтобы защитить жертву и предотвратить дальнейшее издевательство.
- Борьба за границы взаимного уважения. В некоторых случаях, близкие люди могут нарушать границы друг друга, в том числе психологические или эмоциональные. В этом случае, можно дать отпор, чтобы защитить свои границы и дать понять, что некоторое поведение недопустимо в отношении конкретного человека.
- Борьба за права детей. Если в отношениях с близкими людьми дети страдают от насилия или живут в небезопасной среде, то могут потребоваться решительные действия, чтобы защитить их права и жизнь.
- Защита личной свободы. Если близкий человек ставит под угрозу личную свободу другого, например, лишает его возможности делать выбор самостоятельно и принимать решения, то могут потребоваться действия, которые защитят возможность, открыто проявлять себя и свою индивидуальность.
- Давайте подведем итог нашей дискуссии:
Важно понимать, что в каждой конкретной ситуации необходимо оценивать обстановку и использовать силу только в тех случаях, когда это необходимо для защиты добра и справедливости, и при этом учитывать этическую сторону вопроса и человеческие, общественные законы. В идеале, мы должны стремиться к миру и согласию, но иногда приходится сталкиваться с насилием и агрессией. В таких случаях, необходимо использовать силу и решительность, чтобы защитить добро и предотвратить зло. Таким образом, можно сказать, что «добро должно быть с кулаками» только в тех случаях, когда это необходимо для защиты добра и предотвращения зла. В остальных случаях, доброта и сострадание должны быть нашими главными союзниками по жизни.
В мире нет силы без слабости, юга без севера, дня без ночи, тепла без холода, жизни без смерти....В человеке также уживаются добро и зло, активность и пассивность, правда и ложь, свобода и зависимость, мудрость и глупость. Человек – существо «свободы выбора». Он может выбрать созидание (путь добра) и разрушение (путь зла). Но у того и другого пути есть начало. Это – самоутверждение. В области человеческих отношений созидание (путь добра) - это ДРУЖБА, ЛЮБОВЬ, ПРИНЯТИЕ, СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ И ЗАКОНОВ. Разрушение (путь зла) – ссоры, конфликты, оскорбления, совершение противоправных действий.
- Что приятнее вам? Что выбираете?
А теперь прослушайте притчу о Добре и Зле (Слайд)
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
«В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…»
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
«А какой волк в конце побеждает?»
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
«Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»
- Ребята, подумайте, какого волка вы кормите.
Прослушивание песни И.Талькова «Этот мир несовершенный».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Добрым быть совсем, совсем не просто..." (Образ Лидии Михайловны в рассказе В.Распутина "Уроки французского"
Методическая разработка урока литературы в 6 классе....

Занятие по духовно-нравственному воспитанию по программе Л.С.Шевченко "Добрый мир" - "Добрым быть совсем не просто"
ЗАДАЧИ:- Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали.-Формировать в детях главные качества характера: волю, трудолюбие, выносливость. Научить доброте и стремлению к душевной чистоте...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ « ДОБРЫМ БЫТЬ СОВСЕМ НЕ ПРОСТО »
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ« ДОБРЫМ БЫТЬ СОВСЕМ НЕ ПРОСТО » ЦЕЛЬ: Развитие нравственных качеств Обобщить понят...
Интегрированное занятие с элементами тренинга "Добрым быть совсем не просто"
Занятие способствует формированию у воспитанников представление о добре и зле, о добрых поступках; развивает умение правильно оценить себя и других; воспитывает у детей отзывчивость, щедрость, доброту...


