Счастье - это?
методическая разработка по психологии (7, 8, 9 класс)
Мероприятие направлено на стимулирование самопознания и развитие навыков позитивного мировосприятия. Понимание счастья разными людьми. Выполнение различных упражнений:"Три повода для радости", "Позитив" и т.п.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Счастье – ЭТО?....
Цель: стимулирование самопознания и развитие навыков позитивного мировосприятия.
Задачи:
- формирование представлений о содержании понятия счастья, условиях и средствах, необходимых для его достижения;
- обучение воспитанников простым и доступным упражнениям, направленным на формирование позитивного мироощущения и чувства удовлетворенности своей жизнью;
- повышение уровня психологической культуры воспитанников. (Получение знаний, позволяющих сохранять душевное равновесие, заботиться о своем психическом здоровье, принимать себя и окружающих, находить выходы из сложных жизненных ситуаций).
Форма проведения: тренинг.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Психолог: Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы немного отвлечься от бесконечных забот и тревог повседневных будней и посмотреть на нашу жизнь совсем с другой стороны.
Для того, чтобы вам стало понятно, о чем мы сегодня будем говорить, я хочу прочитать вам небольшое стихотворение Ирины Погореловой.
На остановке маленькой, той, что в конце квартала,
Сидело тихо Счастье и на ветру дрожало.
А люди торопливо все мимо пробегали.
Сидело счастье тихо, его не замечали…
И вот дождливым утром счастье ждать устало.
В углу на остановке, как-то пусто стало.
Нам помнить не мешало бы в пустые грусти дни,
Что счастье где-то рядом – лишь руку протяни.
-Как Вы думаете, о чем мы сегодня будем с Вами говорить?
(о счастье).
- Вы совершенно правы, сегодня мы с вами поговорим о том, что такое СЧАСТЬЕ, и почему к нему все так стремятся.
-Давайте вместе поразмышляем над одним из сложнейших вопросов, волновавших человека во все времена: что такое счастье? По-латыни счастье — «фортуна». Первоначально слово «счастье» употреблялось в значении «хорошая доля», «совместное участие». Давайте найдем определение счастья в словаре русского языка С. И. Ожегова. «Счастье — это чувство и состояние высшего удовлетворения».
У русского народа существует такая легенда, которая объясняет происхождение слова СЧАСТЬЕ.
- Слово «счастье» своим появлением обязано хлебу. Дело в том, что в глубокой древности, когда ребенок рождался в семье, по обычаю пекли хлеб. В дом приглашали гостей и хлеб делили на части. Новорожденному тоже выделяли свою долю, часть. Считалось, что с этого момента он живет «с частью» жизненных благ. Так произошло слово «счастье».
У разных народов свое представление о счастье : для одних — это шанс, удача в жизни, для других — часть его жизни и участие в счастье другого человека.
- Каждый человек имеет свой идеал счастья, который с возрастом может меняться, как, впрочем, и само ощущение счастья. Ну и что же такое счастье? (чтение стихотворения)
Что же такое счастье?
Одни говорят — это страсти,
Карты, вино, увлеченья —
Все острые ощущенья.
Другие верят, что счастье
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных
И трепете подчиненных.
Третьи считают, что счастье —
Это большое участие:
Забота, тепло, внимание
И общность переживаний.
По мнению четвертых, это —
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.
Есть и такое мнение,
Что счастье — это горение,
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета.
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки до Казбека —
В зависимости от человека.
Э. Асадов
- Давайте подумаем! Когда человек становится по-настоящему счастливым? Есть ли общее правило для счастья?
- Подумайте, пожалуйста, и ответьте сами себе вот на какой вопрос: «Вы уверенны, что когда все ваши потребности и желания исполнятся, вы станете по-настоящему счастливы? Не захочется ли Вам еще чего-нибудь?»
Большинство из нас думает, что жизнь станет счастливее, когда мы:
- закончим учебу;
- найдем хорошую работу;
- выйдем замуж;
- обустроим дом;
- купим машину;
- вырастим и выучим детей, выдадим их замуж… и вот тогда мы действительно заживем!
ОСТАНОВИТЕСЬ! ЗАДУМАЙТЕСЬ: почему мы живем в постоянном ожидании чего-то лучшего?!
Вы не боитесь, что в бесконечной погоне за счастьем, жизнь пройдет мимо Вас?
- Страшно? А как Вы думаете, что можно сделать, чтобы избежать такого печального исхода?
Стремиться к счастью, ставить себе цели и достигать их – это прекрасно!!!
Но в стремлении к совершенству нельзя забывать о главном:
У СЧАСТЬЯ НЕТ БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ, ОНО ЖИВЕТ ТОЛЬКО В НАСТОЯЩЕМ!
Нужно учиться ценить каждый момент нашей жизни и радоваться тому, что у нас уже есть.
И так сделаем вывод: «Каждый человек счастлив по- своему». Вы согласны со мной?
- Ощущение счастья во многом зависит от особенностей человека. Есть люди, которые, несмотря на жизненные невзгоды, счастливы, а есть и такие, которые всегда находятся в мрачном настроении. Вам, наверное, знакома и та и другая категория людей. Сколько людей загоняют себя в каторжные мучения, насколько озлобляются, проявляют нетерпимость в отношении всего, что их окружает, и не осознают, что человек — система самонастраивающаяся, и от того, какую центральную идею жизни человек выбирает, зависят его личный успех и аура, которую он создает вокруг себя, и отношения с людьми, и ощущение счастья.
- Можно ли научиться быть счастливым?
Упражнение: «Три повода для радости»
Обычно вечером перед сном мы вспоминаем прошедший день, оцениваем что успели и что не успели сделать, строим планы на завтра и обязательно находим повод для грусти. Измените подход. Вместо того, чтобы копаться в собственных ошибках, задайте себе три вопроса. Сейчас мы с вами на них ответим:
- Что заставило вас сегодня улыбнуться?
- За что вы можете себя сегодня похвалить?
- Что хорошего сегодня произошло?
Речь не идет о событиях мирового масштаба, достаточно припомнить какие-то мелочи, но для того, чтобы «закрепить» позитивный настрой, их должно быть как минимум три.
Не ленитесь, выполняйте это упражнение регулярно. И совсем скоро Вы начнете по-другому смотреть на мир: научитесь ценить настоящее и радоваться каждому дню.
Упражнение «Позитив»
- Итак, продолжите фразы так, чтобы найти в конкретном моменте позитивную эмоцию, счастье:
1) В комнате прохладно, но зато... (так легче думается).
2) С утра не кончается дождь, но мне кажется это замечательным, потому что... (в такой день хорошо сочиняются стихи).
3) К уроку мне надо прочитать огромный рассказ, но это хорошо тем... (что я узнаю много нового).
4) Как мало времени осталось до экзаменов, но зато... .
5) На улице ужасная слякоть, но….
6) Каждый день я вынужден ходить в техникум, но…
7) У меня сломался телефон, но зато это повод, чтобы…
8) Сегодня нам поставили дополнительную ленту физкультуры, но это хорошо тем...
9)У нас сегодня в квартире целый вечер не было электричества, но зато…
10) В автобусе я немного задумался и уехал дальше, чем нужно, на две остановки, но…
- Итак, ребята, спасибо, за ваши позитивные ответы. Как мы успели понять, что в каждой ситуации можно и нужно искать позитивные моменты. Каждая ситуация в нашей жизни – это возможность что-то понять, узнать, быть может пересмотреть свое отношение к происходящему.
- А по каким-то внешним признакам, мы можем определить, счастлив человек или нет?
- Хорошо. Посмотрите, счастье человек может испытывать по самым разным поводам. И это естественно. Но у меня такой вопрос: может ли человек испытывать счастье, если, например, человек долго голодал и ему дали еду, а еда отравлена? Вода заражена? Чтобы поскорее встретиться с другом, вы прыгаете с балкона и калечитесь?
Человек украл у кого-то большую сумму денег. Но от этого счастлив. А эти деньги были собраны для лечения малыша. Имеет ли он право на такое «счастье»?
- Можем ли мы назвать его счастливым?
Вывод: обретение счастья через осуществление желаний возможно только тогда, когда наши действия соответствуют определенным физическим и нравственным законам. Если этими законами пренебрегать, то нас ждут нежелательные последствия.
-Испокон веков таких людей осуждают, потому что народная мудрость гласит:
-На чужом несчастье счастья не построишь.
-Счастье без труда не дается.
-Счастье как стекло — очень легко разбивается.
-Кто за счастье борется, тому оно и клонится.
-Кто чужому счастью завидует, тот своего не увидит.
- Счастье дороже богатства.
- Счастье не в кошельке — счастье в руках.
Существуют нравственные нормы жизни, которых мы должны придерживаться, чтобы быть счастливыми. Вот они: (зачитывают)
— Делай добро!
— Люби и прощай людей!
— Относись к людям так, как бы хотел, чтобы они относились к тебе.
— Найди свой смысл в жизни.
— Бойся обидеть человека.
— Умей дарить людям радость.
— Будь вежлив, доброжелателен к людям.
— Вырабатывай в себе следующие качества: помогай людям, будь справедлив, не унижай, будь милосерден, дорожи честью семьи, школы.
Эти нравственные нормы стали нормами нашей жизни. Очень хочется, чтобы после сегодняшнего занятия вы задумались над тем, счастливы ли вы и что нужно сделать для того, чтобы было хорошо и вам, и окружающим вас людям.
- Каждый из вас может принести много или чуть-чуть счастья другим людям. Для этого нужно учиться радоваться, сочувствовать, сопереживать другим. Когда вокруг тебя радостные и счастливые лица и самому на сердце становится тепло и радостно. Поэтому давайте дарить друг другу наше доброе отношение, внимание и тепло.
- И в заключении давайте запомним волшебный настрой, который поможет вам испытать радостное и бодрое состояние, близкое к состоянию счастья.
Я настрой себе нашел, чтобы стать везучим:
У меня все хорошо, а будет еще лучше!
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час-экспромт "В чем счастье человеческое"
Классный час-экспромт «В чем счастье человеческое» познакомит учащихся 5-6 классов с понятием «счастье». ...
"Счастье учителя в учениках"
Эссе представлено на районном конкурсе профессионального мастерства "Самый классный классный - 2005"....
путь к учительскому счастью
моё портфолио...

Ситуационный классный час - Что такое счастье?
Классный час также по методике Н.П.Капустина. Проводился на этапе конкурса "Учитель года 2010"...
"Что такое счастье?"
Презентация к замечательному стихотворению Эдуарда Асадова.Перед просмотром советую увеличить размер фото в презентации. (Фотографии и картинки сжаты, чтобы загрузить на сайт)...

Щуркова Н.Е. "Воспитание счастьем, счастье воспитания" (книга)
Книга открывает новое направление в подходе к воспитательному процессу: выдвигает проблему счастья как педагогическую проблему, предлагает профессиональное решение вопроса формирования у детей способн...

Развлекательная конкурсная программа «Счастье в ладошках», посвященная Дню Счастья
Международный день счастья – это один из самых светлых и добрых праздников. Это день улыбок, объятий, поцелуев, отличного настроения и веры во всё хорошее! Люди на всей планете стараются сделать друг ...