семинар Служба ранней помощи
учебно-методическое пособие по психологии

Гафарова Юлия Владимировна

Семинар Служба ранней помощи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_sluzhba_ranney_pomoshchi.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Распоряжением правительства Российской федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р предложено утвердить Концепцию развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция).

Кратко предлагаю ознакомиться с Концепцией.

Первое, о чем говорит нам Концепция, это о необходимости развития ранней помощи в Российской Федерации. Обусловлено это положениями Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества дошкольного образования для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих статуса ребенка-инвалида, детей из групп риска, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для детей, находящихся в социально опасном положении.

По данным Федеральной службы государственной статистики, за последние 5 лет количество детей-инвалидов в России увеличилось и составляет около 2 процентов детского населения. В структуре причин инвалидности наиболее часто наблюдаются психические расстройства и расстройства поведения (22,8 процента), врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (20,6 процента), болезни нервной системы (20 процентов). Раннее начало комплексной помощи содействует максимально возможным достижениям в развитии ребенка, поддержанию его здоровья, а также успешной социализации и включению ребенка в образовательную среду с последующей интеграцией в общество.

Целевой группой для оказания ранней помощи являются, во-первых, семьи с детьми в возрасте от 0 до 3 лет, у которых имеются отставание в физическом или умственном развитии, нарушения здоровья, с высокой вероятностью приводящие к задержкам развития. Это дети, имеющие ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) и их семьи.  Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.  В раннем возрасте в первую очередь речь будет идти о тех детях, у кого наблюдается отставание в развитии (например, задержка психомоторного развития, задержка речевого развития), либо выявлены нарушения, которые с высокой степенью вероятности приведут к отставанию в развитии. Контингент таких детей может быть достаточно обширен, а имеющиеся у них проблемы крайне вариативны: снижение слуха 2-4 степени, слепота, церебральный и спинальный параличи любой этиологии, генетические синдромы и хромосомные абберации и др. Здесь речь идет о необходимости специальной, в том числе и психолого-педагогической помощи, начиная с самого рождения.  Во-вторых, группы ранней помощи могут создаваться для детей от 1 до 3 лет, не посещающих дошкольную образовательную организацию с целью поддержки семьи, не обладающей достаточным воспитательным потенциалом и нуждающейся в сопровождении специалистов. Такие группы позволяют безболезненно адаптировать ребенка раннего возраста к условиям детского сада.

Цель службы ранней помощи - оказание психологопедагогической помощи детям на раннем этапе развития, оказание помощи их семьям, в первую очередь посредством развитой консультативной деятельности, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

Основные задачи службы ранней помощи:

 выявление на основе психолого-педагогического обследования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (или потенциальные риски) и возможных трудностей семей, в которых они воспитываются;

оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (риском нарушения в развитии) и психолого-педагогической поддержки их семьям;

осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (риском нарушений развития);

 включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;

определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Основные принципы, лежащие в основе работы службы ранней помощи:

1. Семейно-ориентированная деятельность. Работа специалистов службы направлена на поддержку семьи, сохранение ее психологического благополучия и воспитательного потенциала. В связи с этим определяется профессиональная направленность сотрудников службы на взаимодействие как с ребенком, так и с его родителями, другими членами семьи, людьми из ближайшего окружения.

2. Междисциплинарный подход. Принцип требует согласованной работы «команды» специалистов, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.

3. Добровольность. Работа с ребенком и семьей строится на потребности семьи в помощи специалистов и начинается с инициативы обращения родителей (лиц их заменяющих) в службу ранней помощи. Принцип добровольности лежит в основе и тесно связан с еще одним принципом - принципом партнерства.

4. Партнерство. Принцип подразумевает установление партнерских отношений с ребенком, членами его семьи и ближайшим окружением. Крайне важным является понимание, что родители и другие члены семьи не просто наблюдатели, они активные участники всего процесса.

5. Конфиденциальность. Принцип во многом основан на этических нормах работы специалистов. Информация о ребенке и семье, появляющаяся у специалистов во время их сопровождения, не подлежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных законодательством РФ.

3 основных типа организации системы ранней помощи:

1. Сеть типовых служб ранней помощи, как правило, на базе учреждений одной ведомственной принадлежности, обеспечивающих максимальный охват семей с детьми целевой группы в местах их непосредственного проживания, с одновременным определением (созданием) единого регионального информационно-методического (ресурсного) центра. Эффективность межведомственного взаимодействия при этом обеспечивают специально разработанные порядки взаимодействия органов исполнительной власти и учреждений разной ведомственной принадлежности;

2. Система ранней помощи, в которой центральное место занимает одно учреждение, обеспечивающее оказание услуг ранней помощи в разных сферах (образование, медицина, социальная сфера), являющееся координатором указанной работы и обеспечивающее максимальный объем практической и методической деятельности). При этом другие организации-участники осуществляют разработку и реализацию отдельных технологий оказания ранней помощи;

3. Организация ранней помощи, при которой открытие служб ранней помощи и внедрение новых технологий в основном сосредоточено на базе 3 - 4 организаций, в том числе медицинских организаций, организаций образования и организаций социального обслуживания населения.

В Емельяновском районе Служба ранней помощи открыта в 2012 году и продолжает свою деятельность по настоящее время. Открыта Служба на базе Центра диагностики и консультирования, является его отделом. Представлена Служба такими специалистами, как: начальник отдела, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог.

Цель службы ранней помощи - оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития, оказание помощи их семьям, в первую очередь посредством развитой консультативной деятельности, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

Основные задачи службы ранней помощи:

 выявление на основе психолого-педагогического обследования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (или потенциальные риски) и возможных трудностей семей, в которых они воспитываются;

оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (риском нарушения в развитии) и психолого-педагогической поддержки их семьям;

осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (риском нарушений развития);

 включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;

определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Работа по оказанию и организации ранней помощи семьям с «особыми» детьми состоит из нескольких этапов:

1-й этап. Выявление детей, нуждающихся в ранней помощи

Выявление и информирование семей с детьми раннего возраста, нуждающихся в помощи, происходит в процессе взаимодействия с учреждениями системы здравоохранения, социальной защиты посредством распространения информационных материалов (памятки, буклеты), демонстрации презентационного материала и пр. Несмотря на проделанную работу, наблюдается недооценка родителями и работниками здравоохранения, наиболее часто контактирующими с детьми раннего возраста, уровня их развития, вследствие чего именно в этом сензитивном периоде многие резервы ребенка остаются нераскрытыми, и впоследствии отставание компенсируется с трудом и не полностью.

Первичный прием, который необходим для определения степени нуждаемости ребенка и его семьи в услугах специалистов Службы, а также для определения объема и перечня основных услуг ранней помощи, Первичный прием включает в себя прием документов, заключение договора, заявления с семьей на получение услуг ранней помощи, проведение первичной комплексной диагностики специалистами Службы.

Консилиум. Каждый специалист представляет свои диагностические результаты, которые позволяют выделить основные направления помощи семье, опираясь на сильные стороны ребенка и его особенности. В ходе проведения консилиума обсуждаются основные сложности семьи, факторы окружающей среды, отрицательно или положительно влияющие на процесс абилитации, уточняются индивидуальные особенности детей, определяются задачи, направления и подробные действия специалистов и семьи, как в учреждении, так и в домашних условиях. По итогу заседания консилиума принимается решение о включении семьи в программу помощи либо о получении консультативной помощи в Игротеке развития Центра. Далее идет зачисление ребенка в учреждение.

Включение в программы ранней помощи. Показаниями для включения детей в программы являются:

1. Дети, имеющие выявленное отставание в развитии.

2. Дети с выявленными нарушениями, которые с высокой степенью вероятности приведут к отставанию в развитии: снижение слуха, слабовидение, слепота, церебральные и спинальные параличи, генетические синдромы, врожденные аномалии развития и т.д.

3. Дети биологической группы риска: дети, перенесшие асфиксию в родах, недоношенные и маловесные дети и т.д.

4. Нормировано развивающиеся дети, но еще не включенные в систему ДОУ.

Разработка и реализация индивидуальной программы помощи семье и ребенку. Программа составляется на основе результатов проведенной углубленной оценки ведущим специалистом, который определен междисциплинарной командой на консилиуме, совместно с родителями с учетом приоритетов, установок и возможностей семьи, совместно с другими специалистами команды. Программа включает в себя цели, соответствующие им задачи, формы работы/мероприятия, длительность мероприятия (объем предоставления социальных услуг), расписание занятий, ресурсные функции, которые планируется использовать при реализации программы, начальные, промежуточные и конечные результаты. Программа составляется на полугодие. Длительность одного занятия составляет от 10 до 40 минут, в зависимости от формы проведения занятия. Главным условием оказания услуг ранней помощи является обязательное участие родителя (-ей), законного (-ых) представителя (-ей) ребенка на всех этапах реализации программы.

Для качественного функционирования Служба обеспечена достаточным количеством специально оборудованных рабочих помещений, игровым материалом для занятий психолога, логопеда, оборудованием для развития моторики, зрительной стимуляции, сенсорной коррекции.

Завершение программы ранней помощи. 

Программа завершается по факту окончания курса, где заполняются мониторинговые листы с целью определения результатов ребенка и семьи. Далее по итогам комплексной оценки возможностей семьи на консилиуме принимается решение о назначении последующего курса с определенной периодичностью, либо о получении консультативной помощи, либо о переходе в другую образовательную организацию.

Переход ребенка в другие учреждения.

 На данном этапе происходит подбор учреждения, при взаимодействии специалистов медицинских, образовательных, социальных учреждений. По окончании индивидуальной программы специалисты службы сопровождают перевод ребенка и семьи в другие структуры (образовательные либо коррекционные учреждения, прекращение индивидуальной коррекционной помощи ‒ в случае компенсации). Одним из этапов перехода является прохождение ПМПК для определения образовательной программы и условий пребывания в образовательной организации.

Думается, что для реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года необходимо приложить максимум усилий для создания условий предоставления услуг ранней помощи на межведомственной основе, обеспечивающей раннее выявление нарушений, оптимальное развитие и адаптацию детей, социальную интеграцию семьи и ребенка, профилактику или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, формирование физического и психического здоровья, повышение доступности образования для детей целевой группы. Поэтому только тесное сотрудничество и обеспечение преемственности между службой ранней помощи и учреждениями здравоохранения и образования поможет достичь этой цели.

В Емельяновском районе созданы группы компенсирующей направленности (речевая группа ДОУ Радуга, ДОУ №3) и группа для детей с ЗПР на базе ДОУ Радуга. Дети, имеющие ОВЗ и дети-инвалиды, которые поступили  в другие ДОУ, не имеющие возможность получать помощь в обучении в виде коррекционно-разивающих занятий данный вид помощи могут получать на базе Центра  при условии наличия мест в Центре и заключении договора о сетевом взаимодействии между Центром и ДОУ.

Если к вам в ДОУ пришел ребенок с заключением ПМПК:

Родитель пишет заявление на обучение по АООП ДОУ.

Разработка АООП для каждого конкретного ребенка в зависимости от нозологической группы (типа и вида нарушения).

Также образовательная организация может выявлять детей «группы риска» и направлять па ПМПК.

В МКОУ «ЦДК» создана «Игротека развития» для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи которые не могут посещать занятия на базе Центра. Все развивающие игрушки, игры и дидактические пособия, подобранные специалистами по детскому развитию и позволяют развивать ребенка в самых разных направлениях. Это   работа с цветом, формами, счетом, развитием моторики, речи и многое другое. И все это родители могут сделать самостоятельно в домашних условиях, получив в ходе консультирования рекомендации специалистов. Игрушки выдаются родителям на определенный срок и затем их можно поменять на другие.

Конкурсный отбор на предоставление субсидий Министерства образования Красноярского края. 580 тысяч

Конкурс Роснефть – 400 тысяч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация деятельности службы ранней помощи

Организация деятельности службы ранней помощи...

Эффективное взаимодействие службы ранней помощи и семьи как условие повышения качества психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов,  составляют особую категорию населения, нуждающуюся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Такие семьи, как правило, сталкиваются с серьезным...

"Российская Лекотека как модель службы ранней помощи для детей сирот домов ребенка"

Реализация проекта "Российская Лекотека как модель службы ранней помощи для детей сирот домов ребенка"...

Междисциплинарное взаимодействие специалистов при реализации программ в Службе ранней помощи.

Междисциплинарное взаимодействие специалистов при реализации программ в Службе ранней помощи....

Выступление на Городском семинаре ГБУ ГППЦ ДОгМ «Организация деятельности Службы ранней помощи в территориальном отделении»

В статье рассматривается ресурсный потенциал территориальных отделений ГБУ ГППЦ ДОг.М: материально-техническое, архитектурное, кадровое, программно-методическое обеспечение....

Междисциплинарное взаимодействие специалистов при реализации программ в СРП. Выступление на Городском семинаре ГБУ ГППЦ ДОгМ "Организация деятельности Службы ранней помощи в территориальном отделении".

В статье рассматривается процесс взаимодействия специалистов при разработке и реализации программы коррекционной работы в Службе ранней помощи....

Опыт работы "Инклюзивная группа “АИСТ” как инновационный формат службы ранней помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья"

Опыт работы "Инклюзивная группа “АИСТ” как инновационный формат службы ранней помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья"...