ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
рабочая программа по психологии
Проект формирования жизнестойкости определяется возрастающими потребностями нашего общества в поисках путей создания благоприятных условий для максимального развития личности, эффективности ее жизненного пути. В современных условиях жизнедеятельность подростков предполагает проявление активности, мобильности и самостоятельности в принятии решений.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Паспорт программы | |
Наименование Проекта | Проект по формированию навыков жизнестойкости несовершеннолетних |
Цель и задачи Проекта | Цель: повышение устойчивости к трудным жизненным ситуациям, формирование жизнестойкости, развитие способности к поиску индивидуальных адаптивных стратегий преодоления совладающего поведения. Задачи: 1. Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации 2. Формирование навыков конструктивного взаимодействия 3. Формирование навыков саморегуляции, как стратегии совладающего поведения с трудными жизненными ситуациями 4. Формирование у обучающихся позитивной самооценки; оптимизация эмоционального состояния 5. Организация и включение обучающихся в ценностно-значимую для них деятельность. 6.Повышение компетентности родителей, педагогического коллектива в организации работы по формированию жизнестойкости. |
Разработчики Проекта | педагог-психолог |
Исполнители Проекта | Администрация школы,педагог-психолог,социальный педагог, классные руководители, учителя – предметники, учащиеся |
Срок реализации Проекта | 2025-2027 гг |
Этапы реализации Проекта | 1 этап: подготовительно-диагностический 2 этап: формирующий 3 этап: мониторинг |
Механизм управления реализацией Проекта | Контроль за реализацией Проекта осуществляется: администрацией школы |
Показатели эффективности проекта | 1. Высокая адаптивность. 2.Навыки межличностного взаимодействия. 3. Уверенность в себе. 4. Независимость, самостоятельность суждений. 5.Стремление к достижениям |
Пояснительная записка
Представленный психолого-педагогический проект направлен на формирование навыков жизнестойкости у обучающихся .
Для составления проекта были рассмотрены основные взгляды отечественных и зарубежным учёных на проблему жизнестойкости, различные походы к понятию «жизнестойкость» и его структуре, рассмотрены особенности жизнестойкости в подростковом возрасте, опираясь на понятие М. В. Логиновой: жизнестойкость — ключевой ресурс преодоления, система убеждений, способность и готовность субъекта заинтересовано участвовать в ситуациях повышенной для него сложности, контролировать их, управлять ими, уметь воспринимать даже негативные события как опыт и успешно справляться с ними. Кроме того, в программе представлен цикл занятий как метод формирования жизнестойкости, который способствует ведущей деятельности обучающихся
Проект формирования жизнестойкости определяется возрастающими потребностями нашего общества в поисках путей создания благоприятных условий для максимального развития личности, эффективности ее жизненного пути. В современных условиях жизнедеятельность подростков предполагает проявление активности, мобильности и самостоятельности в принятии решений.
Вопросы жизнестойкости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности.
В современных образовательных условиях целенаправленное формирование у учащихся жизнестойкости, как «интегральной характеристики личности, позволяющей сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевать жизненные трудности, трансформируя их в ситуации развития», является актуальной задачей педагогического коллектива любой образовательной организации.
Для детей младшего школьного возраста типичными трудными жизненными ситуациями становятся неспособность справиться с учебной нагрузкой, невозможность соответствовать ожиданиям семьи, враждебное отношение со стороны родителей, педагогов или сверстников, смена школьного коллектива. Их хроническое воздействие, а также способы совладания с ними оказывают существенное влияние на психическое развитие ребенка. Проявление жизнестойкости ребенком младшего школьного возраста в трудных ситуациях во многом связано с особенностью функционирования психофизиологического уровня психики, а также с имеющимися навыками коммуникации, саморегуляции поведения и эмоций. Глобальную роль в успешности функционирования и взаимосвязи всех уровней психики ребенка (психофизиологического, социально-психологического и личностно-смыслового) играют значимые взрослые, которые создают развивающую среду.
Подростковый возраст – является одним из самых сложных этапов в жизни человека. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, закладываются основы сознательного поведения и общения, формируются нравственные представления и социальные установки. Это сопровождается внезапным увеличениями роста, возмущением организма, развитием вторичных половых признаков.
Цель проекта: повышение устойчивости к трудным жизненным ситуациям, формирование жизнестойкости, развитие способности к поиску индивидуальных адаптивных стратегий преодоления совладающего поведения.
Задачи:
1. Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
2. Формирование навыков конструктивного взаимодействия
3. Формирование навыков саморегуляции, как стратегии совладающего поведения с трудными жизненными ситуациями
4. Формирование у обучающихся позитивной самооценки; оптимизация эмоционального состояния
5. Организация и включение обучающихся в ценностно-значимую для них деятельность.
6. Повышение компетентности родителей, педагогического коллектива в организации работы по формированию жизнестойкости
Принципы реализации проекта
1. Принцип гуманности.
Создание доброжелательной атмосферы, способствующей ориентации ребёнка на положительные действия и поступки; создание условий для свободного развития, самореализации самоактуализации.
2. Принцип социальной активности.
Включение детей в активную организацию жизнедеятельности класса, развитие ценностных ориентаций.
3.Принцип личностно-ориентированного стиля общения – основан на уважении личности безоценочном отношении
4.Принцип дифференцированного подхода
Учет индивидуальных особенностей участников программы
5.Принцип безопасности
Создание атмосферы доброжелательности, гарантии конфиденциальности данных
6.Возрастной принцип.
Знание половозрастных особенностей детей.
Формы и методы по реализации
Классные часы, внеурочная деятельность, практические занятия, деловые и ролевые игры, практикумы, тренинги, диспуты, встречи с интересными людьми, акции, презентации, проекты, родительские собрания.
Механизм реализации проекта основывается на совершенствовании и активизации работы школы в процессе образования, воспитания и развития обучающихся
Проект рассчитана на работу с обучающимися в три этапа:
1 этап – подготовительно-диагностический, направлен на определение уровня развитости компонентов жизнестойкости учащихся (самооценка психических состояний Г. Айзенка); тест жизнестойкости (С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева).
2 этап – формирующий, включает в себя различные воспитательные мероприятия, направленные на формирование и развитие компонентов жизнестойкости, к которым относятся: оптимальная смысловая регуляция личности, адекватная самооценка, развитые волевые качества, высокий уровень социальной компетентности, развитые коммуникативные способности и умения.
Групповая работа ведется по следующим направлениям:
- расширение информационного поля обучающихся в вопросах межличностного конструктивного взаимодействия, социального давления, эффективных способов выхода из сложных жизненных ситуаций;
- развитие навыков саморегуляции и саморазвития, эмоциональной сферы личности;
- формирования жизнеутверждающих установок, активной жизненной позиции.
Основная задача индивидуальной работы с несовершеннолетними, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: сориентировать на поиски выхода из критических ситуаций или (что более реально) на изменение его отношения к ним.
Эффективным методом работы является беседа, которая проводится по следующим этапам:
Этапы беседы | Главные задачи этапа |
Начальный этап | Установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений сопереживающего партнерства |
Второй этап | Установление последовательности событий, которые привели к кризисной ситуации; снятие ощущения безвыходности ситуации |
Третий этап | Совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации |
Заключительный этап | Окончательное формулирование плана деятельности; активная психологическая поддержка. |
Оказание психолого-педагогической поддержки педагогам, которая направлена решение проблемных ситуаций по вопросам обучения, воспитания и взаимодействия в системе «учитель-ученик» и совместную разработку действий по психолого-педагогическому сопровождению учащихся «группы риска».
Психолого-педагогическая поддержка родителей осуществляется в виде профилактической беседы, консультации и направлена на гармонизацию детско-родительских отношений, повышение уровня родительской компетентности.
3 этап – оценка результатов.
Направления работы:
1. Использование содержания учебных предметов для формирования жизнестойкости обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности
2. Коррекционно-развивающая работа в классных коллективах
3. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
4. Социальные проекты, как средство позитивной социализации обучающихся с трудностями социальной адаптации
5. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей
Критерии эффективности Проекта:
эффективность оценивается с помощью диагностики до и после проведения мероприятий проекта
Диагностика«пробелы» («дефициты», проблемы) в формировании жизнестойкости у обучающихся)«Теста жизнестойкости» (методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева).
Показателем эффективности проекта выступает повышение уровня жизнестойкости обучающихся, что проявляется в сформированности качеств:
1. Высокая адаптивность.
2.Навыки межличностного взаимодействия.
3. Уверенность в себе.
4. Независимость, самостоятельность суждений.
5.Стремление к достижениям.
Тематическое планирование мероприятий
№п/п | тема | класс | Реализуемые цели | ответственные |
Просвещение и профилактика | ||||
1 | Выявление несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации | 1-11 | подготовительно-диагностический | классные руководители Социальный педагог |
2 | Составление базы данных по социально неблагополучным семьям | 1-11 сентябрь | подготовительно-диагностический Осуществляет социальный патронаж учащихся, находящихся в социально опасном положении, на учете в КДНиЗП, ПДН | Классные руководители Социальный педагог |
3 | Организация оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных семей | 1-11 | каникулярное время Организация досуговой деятельности учащихся | Заместитель директора Классные руководители, социальный педагог |
4 | Тренинг"Развитие навыков жизнестойкости и профилактика профессионального выгорания" | педагоги | Снятие эмоционального напряжения,формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья через овладение способов саморегуляции и активизации личностных ресурсов | Педагог-психолог социальный педагог |
5 | Заседание ШМО классных руководителей | 1-11 | Повышение психолого-педагогической компетентности | Заместитель директора Педагог-психолог социальный педагог |
6 | Профилактика дезадаптации | 1,5,10 | создание благоприятных условий для успешной адаптации | Классные руководители Педагог-психолог |
7 | Практическое занятие | 1-2 | развитие навыков саморегуляции, снижение актуального состояния тревоги, овладение приемами мышечной релаксации, повышение адаптационного потенциала, актуализация личностных ресурсов. | Педагог-психолог |
8 | Развитие навыков общения, социальной гибкости, дружелюбия | 1-4 | развитие эмоциональной сферы, способности к осознанию эмоций (своих и собеседника), пониманию невербальных сигналов в процессе общения. | Педагог-психолог |
9 | «Учимся общаться» | 1-4 | развитие навыков общения, позитивного отношения к окружающим. | Педагог-психолог социальный педагог |
10 | Навыки жизнестойкости | 5-8 | создание психологически безопасной образовательной среды, актуализация представлений о важности психологического здоровья в жизни человека, развитие жизнестойкости, актуализация ресурсов личности, формирование навыков саморегуляции. | Педагог-психолог социальный педагог |
11 | Навыки общения | 5-8 | развитие коммуникативных способностей личности, определения своего эмоционального состояния, формирование навыков конструктивного поведения в конфликтной ситуации, совершенствование навыков саморегуляции. | Педагог-психолог социальный педагог классные руководители |
12 | Формирование жизнестойкости | 9-11 | актуализация личностных ресурсов, повышение уверенности в своих силах | Педагог-психолог социальный педагог |
13 | Классный час для подростков «Успех в жизни» | 8-9 | Формирование мотивации к саморазвитию, личностному росту | Классные руководители |
14 | « Жизненные навыки» | 9-11 | развитие эмоционального интеллекта, умения определять и отстаивать свои границы, развитие коммуникативных навыков. | Педагог-психолог |
15 | Психолого-педагогическая поддержка учащихся в период подготовки и сдачи ГИА | 9,11 | Развитие познавательного компонента психологической готовности к ОГЭ и ЕГЭ: отработка навыков самоорганизации и самоконтроля, волевой саморегуляции, развитие внимания, памяти, мышления. | Педагог-психолог Классные руководители |
16 | Повышение психолого-педагогической компетентности родителей( законных представителей) | родители | Формирование благоприятных условий для максимального развития личности | Заместитель директора Классные руководители Социальный педагог Педагог-психолог |
17 | Информирование родителей и учащихся о проведении консультаций несовершеннолетних и родителей, оказавшихся в кризисной ситуации | 1-11 | Классные руководители | |
18 | Консультационная деятельность ( педагоги,обучающиеся.родители) | 1-11 | Классные руководители Социальный педагог Педагог-психолог | |
Список литературы
1.Ванакова, Г. В. Жизнестойкость как осознанный выбор современной молодежи / Г. В. Ванакова // Народное образование. – 2012. – № 1. – С. 234-239
2.Гнездилова, О. Н. Развитие личности подростка в современной школе : учеб. пособие / О. Н. Гнездилова, М. В. Фокина ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т. –М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 2006. – 157, [1] с.
3.Книжникова, С. В. Педагогическая профилактика суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости подростков в условиях общеобразовательной школы :дис. ... канд. пед. наук / С. В. Книжникова. – Краснодар, 2005. – 191с. – Электронный ресурс
4.Лактионова, А. И. Влияние факторов жизнеспособности на социальную адаптацию подростков / А. И. Лактионова, А. В. Махнач // Ребенок в современном обществе / под ред. Л. Ф. Обухова, Е. Г. Юдина. – М., 2007. – C. 184-191
5.Мысова, О. Ф. Формирование жизнестойкости у детей: некоторые методические
подходы / О. Ф. Мысова // Воспитание школьников. – 2013. – № 6. – С. 60-64.
6.Наливайко, Т. В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности :дис ... канд. психол. наук : 19.00.05 4. / Т. В. Наливайко. – Челябинск, 2006. – 175с. –Электронный ресурс.
7.Науменко, Ю. В. Социально-личностная жизнеспособность подростков / Ю. В. Науменко, М. Э. Паатова // Народное образование. – 2013. – № 7. – С. 249-257.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь сценариев жизни подростков и формирование их жизнестойкости.
Из этой беседы родители узнают о структуре и уровнях жизнестойкости, о положительных факторах, влияющих на жизнестойкость. Узнают способы формирования жизнестойкости. В беседе даются характерные призн...
Методическое обеспечение работы по формированию жизнестойкости и профилактике аутодеструктивного поведения. Формирование навыка самостоятельного принятия решений у обучающихся
Формирование навыка самостоятельного принятия решений у обучающихся...

Возможности игрового взаимодействия при формировании навыков жизнестойкости
Демонстрация возможности использования методов игрового взаимодействия с педагогами и старшими школьниками...
Формирование навыков самообслуживания, бытовых навыков и социальных навыков на индивидуальных логопедических занятиях у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Самообслуживание - это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и ...

Рекомендации родителям по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант программы по формированию навыка одевания носков и обуви.
Рекомендации для родителей и педагогов по формированию навыков самооблуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталосстью (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по формированию навыков жизнестойкости "Подари мне жизнь"
Целью программы является повышение устойчивости подростков к трудным жизненным ситуациям, формирование жизнестойкости и развитие способности к поиску индивидуальных адаптивных стратегий ....

Программа Навыков жизнестойкости
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ «УЧИМСЯ ЖИТЬ»...