ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
рабочая программа по психологии

Проект формирования жизнестойкости определяется  возрастающими потребностями нашего общества  в поисках путей создания благоприятных условий для максимального развития личности, эффективности ее жизненного пути. В современных условиях жизнедеятельность подростков предполагает проявление активности, мобильности и самостоятельности в принятии решений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx37.95 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

                         

                                                               

                                                                                                     

                         

                                               

       

Паспорт программы

Наименование

Проекта

Проект по формированию навыков жизнестойкости несовершеннолетних

Цель и задачи Проекта

Цель: повышение устойчивости  к трудным жизненным ситуациям, формирование жизнестойкости, развитие способности к поиску индивидуальных адаптивных стратегий преодоления совладающего поведения.

Задачи:

1. Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

 2. Формирование навыков конструктивного взаимодействия

 3. Формирование навыков саморегуляции, как стратегии совладающего поведения с трудными жизненными ситуациями

 4. Формирование у обучающихся позитивной самооценки; оптимизация эмоционального состояния

5. Организация и включение обучающихся в ценностно-значимую для них деятельность.

6.Повышение компетентности родителей, педагогического коллектива в организации работы по формированию жизнестойкости.

Разработчики Проекта

педагог-психолог

Исполнители Проекта

Администрация школы,педагог-психолог,социальный педагог, классные руководители, учителя – предметники, учащиеся

Срок реализации

Проекта

2025-2027 гг

Этапы реализации

Проекта

1 этап: подготовительно-диагностический

2 этап: формирующий

3 этап: мониторинг

Механизм управления

реализацией Проекта

Контроль за реализацией Проекта осуществляется: администрацией  школы

Показатели эффективности проекта

 1. Высокая адаптивность. 

 2.Навыки межличностного взаимодействия.

 3. Уверенность в себе.

 4. Независимость, самостоятельность суждений.

 5.Стремление к достижениям

                                    Пояснительная записка

Представленный психолого-педагогический проект направлен на формирование навыков жизнестойкости у обучающихся .

Для составления проекта были рассмотрены основные взгляды отечественных и зарубежным учёных на проблему жизнестойкости, различные походы к понятию «жизнестойкость» и его структуре, рассмотрены особенности жизнестойкости в подростковом возрасте, опираясь на понятие М. В. Логиновой: жизнестойкость — ключевой ресурс преодоления, система убеждений, способность и готовность субъекта заинтересовано участвовать в ситуациях повышенной для него сложности, контролировать их, управлять ими,  уметь воспринимать даже негативные события как опыт и успешно справляться с ними. Кроме того, в программе представлен цикл занятий как метод формирования жизнестойкости, который способствует ведущей деятельности обучающихся

Проект формирования жизнестойкости определяется  возрастающими потребностями нашего общества  в поисках путей создания благоприятных условий для максимального развития личности, эффективности ее жизненного пути. В современных условиях жизнедеятельность подростков предполагает проявление активности, мобильности и самостоятельности в принятии решений. 

Вопросы жизнестойкости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности.

В современных образовательных условиях целенаправленное формирование у учащихся жизнестойкости, как «интегральной характеристики личности, позволяющей сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевать жизненные трудности, трансформируя их в ситуации развития», является актуальной задачей педагогического коллектива любой образовательной организации.

Для детей младшего школьного возраста типичными трудными жизненными ситуациями становятся неспособность справиться с учебной нагрузкой, невозможность соответствовать ожиданиям семьи, враждебное отношение со стороны родителей, педагогов или сверстников, смена школьного коллектива. Их хроническое воздействие, а также способы совладания с ними оказывают существенное влияние на психическое развитие ребенка. Проявление жизнестойкости ребенком младшего школьного возраста в трудных ситуациях во многом связано с особенностью функционирования психофизиологического уровня психики, а также с имеющимися навыками коммуникации, саморегуляции поведения и эмоций. Глобальную роль в успешности функционирования и взаимосвязи всех уровней психики ребенка (психофизиологического, социально-психологического и личностно-смыслового) играют значимые взрослые, которые создают развивающую среду.

Подростковый возраст – является одним из самых сложных этапов в жизни человека. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, закладываются основы сознательного поведения и общения, формируются нравственные представления и социальные установки. Это сопровождается внезапным увеличениями роста, возмущением организма, развитием вторичных половых признаков.

Цель проекта: повышение устойчивости  к трудным жизненным ситуациям, формирование жизнестойкости, развитие способности к поиску индивидуальных адаптивных стратегий преодоления совладающего поведения.

Задачи:

1. Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

 2. Формирование навыков конструктивного взаимодействия

 3. Формирование навыков саморегуляции, как стратегии совладающего поведения с трудными жизненными ситуациями

 4. Формирование у обучающихся позитивной самооценки; оптимизация эмоционального состояния

5. Организация и включение обучающихся в ценностно-значимую для них деятельность.

6. Повышение компетентности родителей, педагогического коллектива в организации работы по формированию жизнестойкости

Принципы реализации проекта

1. Принцип гуманности.

Создание доброжелательной атмосферы, способствующей ориентации ребёнка на положительные действия и поступки; создание условий для свободного развития, самореализации самоактуализации.

 2.  Принцип социальной активности.

Включение детей в активную организацию жизнедеятельности класса, развитие ценностных ориентаций.

3.Принцип личностно-ориентированного стиля общения – основан на уважении  личности безоценочном отношении

4.Принцип дифференцированного подхода

Учет индивидуальных особенностей участников программы

5.Принцип безопасности

Создание атмосферы доброжелательности, гарантии конфиденциальности данных

6.Возрастной принцип.

Знание половозрастных особенностей детей.

Формы и методы по реализации

 Классные часы, внеурочная деятельность, практические занятия, деловые и ролевые игры, практикумы, тренинги, диспуты, встречи с интересными людьми, акции, презентации, проекты, родительские собрания.

 Механизм реализации проекта основывается на совершенствовании и активизации работы школы в процессе образования, воспитания и развития обучающихся

Проект рассчитана на работу с обучающимися в три этапа: 

1 этап – подготовительно-диагностический, направлен на определение уровня развитости компонентов жизнестойкости учащихся (самооценка психических состояний Г. Айзенка); тест жизнестойкости (С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева).

 2 этап – формирующий, включает в себя различные воспитательные мероприятия, направленные на формирование и развитие компонентов жизнестойкости, к которым относятся: оптимальная смысловая регуляция личности, адекватная самооценка, развитые волевые качества, высокий уровень социальной компетентности, развитые коммуникативные способности и умения.

Групповая работа ведется по следующим направлениям:

  • расширение информационного поля обучающихся в вопросах межличностного конструктивного взаимодействия, социального давления, эффективных способов выхода из сложных  жизненных ситуаций;
  • развитие навыков саморегуляции и саморазвития, эмоциональной сферы личности;
  • формирования жизнеутверждающих установок, активной жизненной позиции.

Основная задача индивидуальной работы с несовершеннолетними, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: сориентировать на поиски выхода из критических ситуаций или (что более реально) на изменение его отношения к ним.

Эффективным методом работы является беседа, которая проводится по следующим этапам:

Этапы беседы

Главные задачи этапа

Начальный этап

Установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений сопереживающего партнерства

Второй этап

Установление последовательности событий, которые привели к кризисной ситуации; снятие ощущения безвыходности ситуации

Третий этап

Совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации

Заключительный этап

Окончательное формулирование плана деятельности; активная психологическая поддержка.

Оказание психолого-педагогической поддержки  педагогам, которая направлена решение проблемных ситуаций по вопросам обучения, воспитания и взаимодействия в системе «учитель-ученик» и  совместную разработку действий по психолого-педагогическому сопровождению учащихся «группы риска».

Психолого-педагогическая поддержка  родителей осуществляется в виде профилактической беседы, консультации и направлена на гармонизацию детско-родительских отношений, повышение уровня родительской компетентности.

3 этап – оценка результатов.

Направления  работы:

 1. Использование содержания учебных предметов для формирования жизнестойкости обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности

2. Коррекционно-развивающая работа в классных коллективах

3. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

4. Социальные проекты, как средство позитивной социализации обучающихся с трудностями социальной адаптации

 5. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей

Критерии эффективности Проекта:

 эффективность  оценивается с помощью диагностики до и после проведения мероприятий проекта

 Диагностика«пробелы» («дефициты», проблемы) в формировании жизнестойкости у обучающихся)«Теста жизнестойкости» (методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева).

Показателем эффективности проекта выступает повышение уровня жизнестойкости обучающихся, что проявляется в сформированности качеств:

 1. Высокая адаптивность. 

 2.Навыки межличностного взаимодействия.

 3. Уверенность в себе.

 4. Независимость, самостоятельность суждений.

 5.Стремление к достижениям.

                        Тематическое планирование мероприятий

№п/п

тема

класс

Реализуемые цели

ответственные

Просвещение и профилактика

1

Выявление несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации

1-11

подготовительно-диагностический

классные руководители

Социальный педагог

2

Составление базы данных по социально неблагополучным семьям

1-11

сентябрь

подготовительно-диагностический

Осуществляет социальный патронаж учащихся, находящихся в социально опасном положении, на учете в КДНиЗП, ПДН

Классные руководители

Социальный педагог

3

Организация оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных  семей

1-11

каникулярное время

Организация досуговой деятельности учащихся

Заместитель директора

Классные руководители, социальный педагог

4

Тренинг"Развитие навыков жизнестойкости и профилактика профессионального выгорания"

педагоги

Снятие эмоционального напряжения,формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья через овладение способов саморегуляции и активизации личностных ресурсов

Педагог-психолог социальный педагог

5

Заседание ШМО классных руководителей  

1-11

Повышение психолого-педагогической компетентности

Заместитель директора

Педагог-психолог социальный педагог

6

Профилактика дезадаптации

1,5,10

создание благоприятных условий для успешной адаптации

Классные руководители

Педагог-психолог

7

 Практическое занятие

1-2

развитие навыков саморегуляции, снижение актуального состояния тревоги, овладение приемами мышечной релаксации, повышение адаптационного потенциала, актуализация личностных ресурсов.

Педагог-психолог

8

Развитие навыков общения, социальной гибкости, дружелюбия  

1-4

 развитие эмоциональной сферы, способности к осознанию эмоций (своих и собеседника), пониманию невербальных сигналов в процессе общения.

Педагог-психолог

9

«Учимся общаться»

1-4

развитие навыков общения, позитивного отношения к окружающим.

Педагог-психолог социальный педагог

10

Навыки

жизнестойкости

5-8

создание психологически безопасной образовательной среды, актуализация представлений о важности психологического здоровья в жизни человека, развитие жизнестойкости, актуализация ресурсов личности, формирование навыков саморегуляции.

Педагог-психолог социальный педагог

11

Навыки общения

5-8

развитие коммуникативных способностей личности, определения своего эмоционального состояния, формирование навыков конструктивного поведения в конфликтной ситуации, совершенствование навыков саморегуляции.

Педагог-психолог

социальный педагог

классные руководители

12

Формирование жизнестойкости

9-11

 актуализация личностных ресурсов, повышение уверенности в своих силах

Педагог-психолог социальный педагог

13

Классный час для подростков «Успех в жизни»

8-9

Формирование мотивации к саморазвитию, личностному росту

Классные руководители

14

« Жизненные навыки»

9-11

 развитие эмоционального интеллекта, умения определять и отстаивать свои границы, развитие коммуникативных навыков.

Педагог-психолог

15

Психолого-педагогическая поддержка учащихся в период подготовки и сдачи ГИА

9,11

Развитие познавательного компонента психологической готовности к ОГЭ и ЕГЭ: отработка навыков самоорганизации и самоконтроля, волевой саморегуляции, развитие внимания, памяти, мышления.

Педагог-психолог

Классные руководители

16

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей( законных представителей) 

родители

Формирование благоприятных

условий для максимального развития личности

Заместитель директора

Классные руководители

Социальный педагог

Педагог-психолог

17

Информирование родителей и учащихся о проведении консультаций несовершеннолетних и родителей, оказавшихся в кризисной ситуации

1-11

Классные руководители

18

Консультационная деятельность ( педагоги,обучающиеся.родители)

1-11

Классные руководители

Социальный педагог

Педагог-психолог

                                      Список литературы

1.Ванакова, Г. В. Жизнестойкость как осознанный выбор современной молодежи / Г. В. Ванакова // Народное образование. – 2012. – № 1. – С. 234-239

2.Гнездилова, О. Н. Развитие личности подростка в современной школе : учеб. пособие / О. Н. Гнездилова, М. В. Фокина ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т. –М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 2006. – 157, [1] с.

3.Книжникова, С. В. Педагогическая профилактика суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости подростков в условиях общеобразовательной школы :дис. ... канд. пед. наук / С. В. Книжникова. – Краснодар, 2005. – 191с. – Электронный ресурс

4.Лактионова, А. И. Влияние факторов жизнеспособности на социальную адаптацию подростков / А. И. Лактионова, А. В. Махнач // Ребенок в современном обществе / под ред. Л. Ф. Обухова, Е. Г. Юдина. – М., 2007. – C. 184-191

5.Мысова, О. Ф. Формирование жизнестойкости у детей: некоторые методические

подходы / О. Ф. Мысова // Воспитание школьников. – 2013. – № 6. – С. 60-64.

6.Наливайко, Т. В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности :дис ... канд. психол. наук : 19.00.05 4. / Т. В. Наливайко. – Челябинск, 2006. – 175с. –Электронный ресурс.

7.Науменко, Ю. В. Социально-личностная жизнеспособность подростков / Ю. В. Науменко, М. Э. Паатова // Народное образование. – 2013. – № 7. – С. 249-257.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь сценариев жизни подростков и формирование их жизнестойкости.

Из этой беседы родители узнают о структуре и уровнях жизнестойкости, о положительных факторах, влияющих на жизнестойкость. Узнают способы формирования жизнестойкости. В беседе даются характерные призн...

Возможности игрового взаимодействия при формировании навыков жизнестойкости

Демонстрация возможности использования методов игрового взаимодействия с педагогами и старшими школьниками...

Формирование навыков самообслуживания, бытовых навыков и социальных навыков на индивидуальных логопедических занятиях у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Самообслуживание - это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и ...

Рекомендации родителям по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант программы по формированию навыка одевания носков и обуви.

Рекомендации для родителей и педагогов по формированию навыков самооблуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталосстью (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по формированию навыков жизнестойкости "Подари мне жизнь"

Целью программы является повышение устойчивости подростков к трудным жизненным ситуациям, формирование жизнестойкости и развитие способности к поиску индивидуальных адаптивных стратегий ....

Программа Навыков жизнестойкости

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ «УЧИМСЯ ЖИТЬ»...