Занятие с элементами тренинга «Мой стиль общения»
план-конспект занятия по психологии (5 класс)

Денисенко Ксения Вячеславовна

Цель: развитие осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, совершенствование коммуникативной компетентности, в том числе умения вести диалог с другими людьми.

Дата проведения: ноябрь 2025 в рамках Недели психологии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_moy_stil_obshcheniya.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга «Мой стиль общения»

Цель: развитие осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, совершенствование коммуникативной компетентности, в том числе умения вести диалог с другими людьми.

Форма проведения: занятие с элементами тренинга.

Необходимые материалы: небольшие листочки бумаги для записей, ручки, белая бумага формата А4, цветные карандаши (по числу участников), песочные часы (Приложение 7), карточки с заданиями (Приложение 8).

Процедура проведения

Вступительная часть

Ведущий: «Добрый день, ребята! Сегодня на занятии мы постараемся узнать больше о самих себе, о том, как мы проявляем себя в процессе общения, и освоим новые техники решения проблемных ситуаций».

Разминка

Упражнение 1 «Ассоциации»

Время: 10-15 минут.

Цель упражнения: развитие представлений о понятии «команда».

Необходимые материалы: бумага для записей, ручки (по числу участников).

Ведущий: «Наше занятие помогает создать и укрепить команду. Предлагаю в начале каждому прояснить для себя значение понятия «команда». Упражнение, которое мы сейчас с вами проведем, вроде бы простое, но это не совсем так. Вы в этом убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть взгляды разных людей на один вопрос. Возьмите ручки и бумагу. Ваша задача – услышав мой вопрос, записать первые же мысли-образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову:

– Если команда – это постройка, то она…

– Если команда – это цвет, то она…

– Если команда – это музыка, то она…

– Если команда – это геометрическая фигура, то она…

– Если команда – это настроение, то она…»

По завершении упражнения ведущий организует обсуждение результатов. Возможные вопросы для обсуждения:

– Какие ответы были для вас самыми интересными?

– Какие ответы удивили вас?

– Какие команды вам знакомы по личному опыту?

Ведущий: «Подведем итог. В психологической науке команда – это группа людей, объединенная общей целью, где каждый участник выполняет свою роль. Участники команды поддерживают друг друга и несут общую ответственность за результат совместной деятельности. Подумайте, а является ли наш класс командой? А вы сами являетесь ли членом какой-либо команды?»

Упражнение 2 «Капля-речка-океан»

Время: 10 минут.

Цель упражнения: развитие умения работать в команде, достижения взаимопонимания.

Ведущий предлагает участникам распределиться по свободному от мебели пространству класса.

Ведущий: «Давайте представим себе окошко после дождя. На прозрачном стекле крупные капли. Каждый участник – это капелька. По моей команде капельки объединяются в группы. Объединившиеся «капельки» берутся за руки. Начинаем!»

По команде ведущего участники объединяются по двое, затем по трое, по четыре человека и так далее до тех пор, пока все участники не образуют большой круг.

Ведущий организует обсуждение. Возможные вопросы для обсуждения:

– Быстро ли вы смогли объединиться с другим участником? Образовать тройку?

– Легко ли было выполнять упражнение одновременно?

Основная часть

Упражнение 3 «Построиться по признаку»

Время: 15 минут.

Цель упражнения: развитие умения работать в команде, достижения взаимопонимания.

Ведущий: «Мы с вами помним, что в настоящей команде важен каждый ее участник. Выполняя одну общую задачу, большую или маленькую, участники команды действуют сообща, распределяя между собой роли. От того, насколько каждый участник осознает свою ответственность за общий результат, зависит успешность выполнения задачи. Предлагаю вам потренироваться в решении таких задач. Сейчас я буду давать задания на построение, а вы все вместе, в зависимости от того признака, которой я назову, как можно быстрее выстраиваетесь.

Итак, прошу всех построиться…

– квадратом;

– треугольником;

– кругом;

– птичьим клином;

– буквой «М»;

– в шеренгу – по росту;

– по цвету волос;

– согласно алфавиту, по первым буквам имен».

Примечание: если группа легко справляется с заданием, то можно использовать некоторые усложнения, например, построиться в полной тишине, с закрытыми глазами и др.

По завершении упражнения ведущий организует обсуждение. Возможные вопросы для обсуждения:

– Что показалось вам легким при выполнении упражнения, а что более сложным? Почему?

– Какую роль вы на себя взяли при построении?

Упражнение 4 «Песочные часы»

Время: 10 минут.

Цель упражнения: формирование умения говорить спокойно в неприятной ситуации.

Необходимые материалы: песочные часы или их изображение (Приложение 7).

Ведущий: «Умение работать в команде во многом зависит от того, умеем ли мы договариваться. В процессе общения могут возникнуть моменты, когда чувствуешь раздражение или другие негативные чувства. Важно уметь не поддаваться им, а немного подождать, например, представив, пока пройдет время в песочных часах (демонстрирует песочные часы или их изображение). Это формирует навык «остановки» в ситуации, когда важно сдержать негативную реакцию и сохранить конструктивные отношения. Сейчас я буду зачитывать примеры различных ситуаций, ваша задача отреагировать на них, но не мгновенно, а следуя определенному алгоритму: 1) сделать вдох; 2) мысленно в среднем темпе досчитать до пяти (можно при этом представить, как сыпется песок в песочных часах); 3) озвучить ответ спокойно и уверенно.

Итак, примеры ситуаций:

– Ты слишком долго сидишь за компьютером!

– Ты посолил мой чай!

– Я с тобой больше не буду сидеть за партой!»

Ведущий предлагает на каждую ситуацию отреагировать 2-3 участникам, затем организует обсуждение. Возможные вопросы для обсуждения:

– Насколько легко было выполнять упражнение?

– Как техника «песочные часы» может помочь при общении?

Упражнение 5 «Игра «Стили общения»[1]

Время: 10-20 минут.

Цель упражнения: развитие коммуникативных компетенций, умения распознавать и использовать разные стили общения.

Необходимые материалы: 3 стула, карточки с ситуациями (Приложение 8).

Ведущий: «Как правило, нам легко общаться, если мы согласны с собеседником, или когда мы не согласны и при этом совсем не хотим сохранять добрые отношения. Трудности возникают, когда мы не можем согласиться, но при этом хотим сохранить доброжелательные отношения. Золотая середина между стремлением думать только о себе и всегда ставить интересы других выше своих собственных, это и есть ассертивность: то есть, соблюдать свои интересы, но принимать в расчет и интересы других».

Ведущий расставляет три стула и обозначает их (карточками):

стул №1 – «Я ничего не хочу» (пассивный).

стул №2 – «Я самый сильный» (агрессивный).

стул №3 – «Я сам себе друг» (ассертивный).

Затем ведущий предлагает участникам разобрать несколько ситуаций (реальных или вымышленных). Он приглашает одного из участников на роль игрока. Игрок вытягивает карточку с ситуацией, зачитывает ее остальным участникам и выбирает стул, с которого он хотел бы начать отвечать.

Затем игрок садится поочередно на два других стула и пробует решить ее с позиции соответствующих стилей поведения. После проигрывания ведущий
организует обсуждение и предлагает участникам (включая игрока) ответить на вопросы:

– Какие чувства, ощущения возникли при использовании каждого стиля?

– Какой стиль позволил наилучшим образом решить ситуацию?

– Какой стиль позволил сохранить отношения?

– Какой стиль позволяет защитить себя?

В процессе упражнения может быть разыграно 3-4 ситуации.

Завершение

Упражнение 6 «Мы с тобой похожи тем, что...»

Время: 15-20 минут.

Цель упражнения: развитие межличностных отношений в группе.

Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...» Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и др.

Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и др. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Вопросы для обсуждения:

– Какие эмоции испытывали во время упражнения?

– Что нового узнали о других?

– Что интересное узнали?

Упражнение 7 «Я по улице шагаю»

Время: 5-10 минут.

Цель упражнения: снятие барьеров общения, закрепление усвоенного на занятии материала о стилях общения.

Ведущий: «Это динамичное упражнение, которое мы будем выполнять без слов,поможет наглядно увидеть, как вы усвоили сегодняшнюю тему о стилях общения. Задача участников – просто двигаться по комнате и по команде «остановка» выбрать и продемонстрировать ближайшему участнику без слов свою готовность к общению – делать шаг либо навстречу ему, либо уходя на шаг в сторону и отворачиваться, либо делать шаг к человеку, но топать при этом ногой».

Участники выполняют упражнение в течение 3-4 минут. По завершении упражнения ведущий организует обсуждение. Возможные вопросы для обсуждения:

– Каких действий было больше?

– Что при этом чувствовали?

– Что было трудно, а что легко сделать?

Ведущий: «Благодарю вас за активное участие в сегодняшнем занятии. Давайте подведем итоги:

– Что больше всего запомнилось?

– Что вызвало у вас сложности?

– Какие еще темы вы хотели бы обсудить на следующих занятиях?»


[1]

 Емельянова, Е.В. Психологические проблемы современных подростков и их решение в тренинге / Е.В. Емельянова. – Москва: Генезис, 2020. – 376 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка занятия с элементами тренинга для педагогов

Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил.В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации,  как отраж...

ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ БЕСКОНФЛИКТНОМУ ОБЩЕНИЮ НА ЗАНЯТИЯХ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА.

Внедрение образовательных стандартов нового поколения в практику школ обозначило проблему готовности педагогов к этому процессу.Сегодня никого не нужно убеждать, что  учить ребёнка может только р...

Разработка родительского собрания с элементами тренинга "О стилях поведения и методах воспитания"

Рекомендовано для родительских собраний по теме "О стилях поведения и методах воспитания"...

Занятие с элементами тренинга "Общение между людьми"

Цель данного занятия познакомить с основными особенностями позитивного общения между людьми. Предлагаются активные и продуктивные формы работы, тестирование и рефлексия....

Занятие с элементами тренинга "Общение"

Общение подросткам необходимо для развития коммуникативных навыков и самосознания. Опыт общения, приобретенный в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлениии во взрослую жизнь. Общаясь, п...

Занятие с элементами тренинга «Психология общения» с педагогами

Расширение представлений об искусстве обшения...

Конспект занятия с элементами тренинга Тема занятия: «Кто управляет временем или как все успеть?»

Цель: сформировать более глубокое понимание ценности времени как ресурса, который позволяет человеку реализовать свои идеи и планы. Развитие навыков управления временем для повышения продуктивности и ...