Я и мир профессий
план-конспект занятия по психологии (9 класс)

Занятие по внеурочной деятельности. Профориентационный курс  «Мой профессиональный выбор» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proforientatsiya_zhilkina_e.s.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентационная  работа в школе

Учитель СБО Жилкина Е.С.

«Проблема самоопределения есть,

прежде всего, проблема

определения своего образа жизни»

С.Л. Рубинштейн

Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Старшеклассника манят десятки профессий.

Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей нелегко.      

    Как утверждают психологи, профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает связанное с ним поведение.

Если внимательно присмотреться к этим играм, то нетрудно заметить, что дети в них легко и охотно идут на всевозможные символические замещения реальных атрибутов профессиональной деятельности. (Например: стул – «прилавок», бумага – «деньги»). Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.

Сегодня выбор профессии является одним из главных жизненных выборов подростков, так как именно от этого зависит их дальнейший образ жизни.

Во все времена проблема выбора профессии стояла перед старшеклассниками, и в настоящее время она становится очень актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Школьники мало знают про новые профессии, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Результаты показывают, что из большого количества профессий выпускники могут назвать лишь 20—25 профессий. Если рассматривать мотивы учеников, то значительную роль играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17% — по совету родителей, 9% — под влиянием средств массовой информации, у 9% причиной является близость вуза или другого учебного заведения к дому, и только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности.

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, страна, родители - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства (Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития). Оказать ученику поддержку в выборе дальнейшего пути обучения, профессиональном самоопределении может классный руководитель, который выступает координатором целостного педагогического процесса.

Выбор профессионального пути у большинства старшеклассников вызывают затруднения, выбирая «модные», престижные профессии, возможно, по советам родителей или сверстников, многие лишь приблизительно представляют себе содержание будущей профессии. Старшеклассник уже вроде и не ребёнок, но ещё и не взрослый человек. Поэтому нужно понимать, что ему нужна помощь, а именно в профориентации. Помощь должна заключатся не в выборе профессии для подростка, а в толчке в нужную сторону. Человек не может сразу понять, кем он хочет быть или чего хочет, ему нужно более углублённо разобраться в своих желаниях, силе и качествах, чтобы понять, что ему нужно. Эта проблема, по моему мнению, достаточно актуальна, чтобы рассматривать её более углублённо и начинать искать более современные пути решения. 

Профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.

Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой.

Определённые  сложности возникают  при  профориентационной  работе со слепыми и слабовидящими  подростками.

В настоящее время трудовые возможности слепых и слабовидящих нельзя назвать узкими. Всероссийское общество слепых выделяет многочисленные сферы деятельности, в которых могут работать люди с различными нарушениями зрения. Это прессово-штамповочное производство; деревообработка и изготовление мебели; механическая обработка металлов и других материалов; изготовление посуды из фарфора и фаянса, игрушек, тары, галантерейных и других изделий; конторско-канцелярские работы, финансовая деятельность, инженерно-технические работы; полиграфические работы; материально-техническое снабжение; работа на складе; нотариальное и юридическое обслуживание; рекламные и макетные работы, дизайн; культурно-просветительская деятельность и искусство; наука и научное обслуживание; образование; здравоохранение; сфера бытового обслуживания; пищевая промышленность; сельское хозяйство, индивидуальное предпринимательство и другие .

Ученые отмечают, что у людей с нарушениями зрения затрудняется усвоение трудовых навыков механизированного труда при частом переключении видов деятельности и изменениях производственно- технических условий. Чтобы избежать этого, необходимо детальное разделение труда, специализация на ограниченном количестве операций, закрепление за каждым человеком определенного рабочего места, оборудования, инструментов, приспособлений. Особое значение приобретает обеспечение производственной безопасности.

Нередко люди с патологиями зрения выбирают интеллектуальный труд и становятся философами, историками, юристами, учеными, поэтами, музыкантами, учителями и т. д. В недалеком прошлом эти профессии были недоступны для большинства слепых и слабовидящих, так как они требуют получения высшего образования. Теперь этот барьер частично снят. Студенты с нарушениями зрения учатся в высших учебных заведения и успешно продолжают свою трудовую деятельность .

Школьники с заболеваниями органов зрения нуждаются в профессионально ориентированной помощи в выборе будущей профессии. Необходимо определить профессиональные интересы, предпочтения, склонности личности к различным сферам профессиональной деятельности. Важно знать особенности личности ребенка, его мотивацию выбора профессии.

В нашей школе-интернате, в соответствии с планом, проводится большая работа по профориентации педагогом-психологом, социальным педагогом,  классными руководителями, воспитателями,  начиная с  младшего школьного возраста. Помимо этого в школе-интернате уже много лет ведутся занятия по дополнительным образовательным программам: курс лечебного и классического массажа для старшеклассников и сольное пение, в школьной мастерской воспитанников обучают рабочим профессиям.

За многолетнюю деятельность школа дала путевку в жизнь более тысячи прекрасными рабочими предприятий УПП ВОС, специалистами различных профессий, руководителями предприятий и организаций, преподавателями и учеными, музыкантами и композиторами, профессиональными спортсменами, массажистами высокого класса.

Особое внимание уделяю профориентации на занятиях по СБО, так как среди моих учеников, в том числе и выпускники. На занятиях определяем профессиональные интересы, предпочтения, склонности личности к различным сферам профессиональной деятельности через диагностическую работу (тестирование, анкетирование), изучаем проспекты учебных заведений и пр.

Важно знать особенности личности ребенка, его мотивацию выбора профессии.

Поднять моральный дух могут рассказы о великих людях, которые так же страдали от недостатка зрения. Очень важная информация для старших школьников – мониторинг рынка труда, так как инвалиду по зрению сложнее быть конкурентоспособным, чем обычному человеку

Основной моей  задачей   является оказание помощи в определении  жизненных и профессиональных планов ребят, формирование ясной жизненной перспективы, адекватной самооценки, психологическая подготовка к моменту перехода от обучения к трудовой деятельности: это и формирование основных требований к своему будущему рабочему месту, к коллективу, ознакомление обучающихся со спецификой профессиональной деятельности, развитие саморегуляции как поведения, так и эмоций; развитие интеллектуальных, творческих и организаторских способностей; овладение навыками командного взаимодействия; навыки бесконфликтного общения, высказывания и выслушивания партнёра по общению и т.д.

Если ребенок не умеет общаться со сверстниками, учителями, то ошибочно ожидать, что вдруг после школы или  колледжа он активно заговорит с работодателем, грамотно будет выстраивать взаимоотношения с коллегами.

Необходимо определять  профессиональные интересы, предпочтения, склонности  обучающихся к различным сферам профессиональной деятельности. Важно знать особенности личности ребенка, его мотивацию выбора профессии.

 И в заключении  хочется отметить, что задача специалистов, работающих с инвалидами по зрению, создать условия, в которых они смогут в максимальной мере, не смотря на свои физические и психические дефекты, проявить свои способности и  будут жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе окружающих. А это можно сделать тогда, когда мы сумеем дать слепому или слабовидящему человеку возможность трудиться.

    Трудовая деятельность станет средством адаптации и социализации незрячего человека в обществе, увеличит его степень независимости, даст возможность ему контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать

возникающие проблемы, то есть, сможет послужить условием, когда инвалид сам будет в состоянии решать свои проблемы. Но для этого труд инвалида должен учитывать его интересы, его физические и психологические особенности, его способности и т.д. Целенаправленная и систематизированная коррекционно-педагогическая работа способствует преодолению трудностей в профессиональном самоопределении выпускника, своевременной корректировке некоторых качеств ученика с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир профессий. Выбор профессии.

Открытый урок для 11 класса....

Занятие на тему "Все профессии важны, все профессии нужны"

Познакомить детей с несколькими видами профессий; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий....

Калейдоскоп профессий "Что такое профессия ? Какие бывают профессии?"

Данный урок предназначен для обучающихся 1 класса". На занятии ведется разговор о таких профессиях как: повар, врач, учитель, библиотекарь, водитель). С людьми данных профессий дети сталкиваются в жиз...

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

Урок-игра для учащихся 5-9 классов по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Цель:Уточнить и обобщить представления детей о профессиях.Задачи: 1.Понимать значимость профессии в жизни людей.2. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.3. Развитие монологич...

Игра - путешествие по профессиям «Все профессии важны, все профессии нужны!»

В игровой форме подготовить воспитанников к осознанному и самостоятельному выбору профессий; определение уровня знаний воспитанников о профессиях;дать представление об огромном и много...