родительское собрание "ваш ребенок-пятиклассник"
статья (5 класс) по теме

Виктория Владимировна Баранова

в лекции для родителей указаны особенности перехода ребёнка на среднюю ступень образования. Помещены рекомендации родителям, советы учащимся о некоторых аспектах их возрастного периода  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

В своей педагогической теории «свободного воспитания» Л.Н. Толстой разделил и противопоставил «школьное обучение» и «жизненное обучение». Причем второе он ценил значительно выше первого.
Ну а если не противопоставлять эти два типа обучения, а попытаться их соединить? И какой возраст ребенка для этого лучше всего подходит?
Пятый класс – поворотный момент в школьной жизни ребенка. Позади – начальная школа с уже устоявшимся укладом и ограниченным набором предметов, одним, как правило, учителем и сложившейся собственной репутацией.
В ближайшей перспективе – многопредметное образование, незнакомые учителя (каждый со своими требованиями) и – проблема адаптации в быстро меняющемся мире.}
Думается, что предложенная вашему вниманию программа  действий может служить компасом для пятиклассника в процессе постижения им себя и окружающей действительности.

Ребёнок перешёл в 5 класс

 

В возрасте 10-12 лет дети начинают постепенно взрослеть. Но они ещё много играют, бегают, часто легкомысленны,  взрывчаты, кипучи, неустойчивы в интересах, легко поддаются влиянию. У младшего подростка возникает представление о себе, уже не как о ребёнке. Он начинает чувствовать себя взрослым, стремиться быть им. Дети сравнивают себя с окружающими людьми, отличаются большей восприимчивостью к усвоению норм, правил, ценностей и способов поведения, которые есть в мире взрослых. Школа и учение занимают большое место в жизни ребёнка. Но у многих привлекательность школы возрастает из-за возможности широкого общения со сверстниками.

Родители должны научиться регулировать степень психологической нагрузки на ребёнка.

В период адаптации ученика при переходе в среднее звено школы  советуем:
Не ослаблять контроль со стороны родителей за своим ребёнком. Быть в курсе всех проблем и разногласий, выслушивать ребёнка, не отмахиваться от его переживаний. Душевные травмы этого периода оставляют следы на долгое время. 
Советуйтесь с новым классным руководителем, психологом школы. 
Определитесь с едиными требованиями в семье. 
Избегайте не педагогических мер воздействия на ребёнка. 
Очень важно верить в возможности ребёнка, и он должен это от от вас слышать. Негативная оценка его деятельности плохо сказывается на психическом развитии. Теряется побуждение к делу, исчезает уверенность в себе. Это блокирует развитие пятиклассника и формирует комплекс неполноценности. Невротическое развитие ребёнка начинается с переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых. 
Также не советуем чрезмерно опекать своих пятиклассников. 
Лучше всего не сравнивать ребёнка с кем-то другим. Не противопоставляйте его никому. Это травмирует и формирует зависть, эгоизм, негатив. Стремитесь создать благоприятную атмосферу доверия, как норму. Тогда ребёнок будет нормально реагировать на чужие успехи без снижения самооценки.


 

Как помочь ребёнку хорошо учиться?

Обучение в школе - одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться.

Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.

Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий.

Еще К.Д. Ушинский говорил, что именно на начальном этапе обучения родители должны максимально опекать свое дитя. Их задача - научить правильно учиться.

Усилия семьи и школы в решении этой проблемы - едины. Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

o                        организация режима дня;

o                        контроль за выполнением домашних заданий;

o                        приучение детей к самостоятельности.

1. Организация режима дня.

Организация режима дня позволяет ребенку:

 легче справиться с учебной нагрузкой;

 защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье. У 20% школьников плохое здоровье - причина неуспеваемости. Поэтому приучайте детей к соблюдению режима дня; рациональному питанию; добивайтесь, чтобы по утрам ребенок выполнял утреннюю гимнастику; занимался спортом; бывал на свежем воздухе не менее 3,5 часа.

Точный распорядок занятий - это основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т.д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т.д.

Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время.

Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач.

Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок (рассказ, сказку). При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова. Таким образом, дети будут учиться выра жать свои мысли.

Важный вопрос в организации режима дня - это организация досуга. Важно не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время. Особое внимание следует уделять пребыванию на свежем воздухе (до 3,5 ч. в день), ведь у детей большая потребность в движении. В группе- 1,5-2 ч. Дома-1,5-2 ч.

Необходимо правильно организовать сон. Дневной сон - 1 час. (Если ребенок не спит, перевозбудился, пусть полежит, послушает сказку.)

Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший, спокойный сон - это основа здоровья. Позаботьтесь, чтобы после ужина ребенок не перевозбуждался, не смотрел «страшные фильмы», не играл в шумные игры. Все это отразится на сне, на самочувствии ребенка. Хорошо прогуляться перед сном 30-40 мин.

Если ребенок спит, следите, чтобы громко не звучал телевизор, радио. Погасите свет, говорите тише. Часто родители идут на поводу у детей, мирятся с капризами ребенка: дети участвуют в застольях, ложатся поздно спать. Это недопустимо. Здесь нужно проявить твердость.

Вы должны помнить, что теперь у вас ученик, и не мешать ему. Часто родители не замечают, что мешают детям: громко разговаривают, включают телевизор. Иногда родители делают за детей уроки. В этом случае страдает нравственность. Дети привыкают ко лжи и лицемерию.

Вы не должны забывать, что в силу возрастных особенностей школьники плохо переключаются с одного вида работы на другой. Например, сядет ребенок рисовать, родители посылают в магазин. Нужно дать время на переключение. Иначе внутреннее нежелание может сопровождаться грубостью. Запомните: всякое необоснованное переключение с одного вида работы на другой может выработать дурную привычку: не доводить дело до конца.

2. Направление помощи - контроль за выполнением домашних заданий.

Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами:

-   какие отметки?

-   выполнил ли уроки?

После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей.

Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится не интересно на уроке, он не пытается умственно работать, а не желание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. То есть контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе. Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным.

На первых порах маленький ученик нуждается в вашей помощи, в том, чтобы и напомнить ему об уроках и даже, может быть посидеть рядом с ним, пока он их сделает. Эти первые его школьные шаги необычайно важны: от них зависит, может быть, вся его школьная жизнь.

Очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс. То есть важно не просто проконтролировать результат работы, а проконтролировать как ребенок выполнял эту работу, помочь преодолеть трудности в работе.

Хорошо если бы вы интересовались:  что изучал ребенок сегодня в школе; s как он понял материал;  как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял.При работе с детьми важно не натаскивать их в отдельных умениях и навыках, а учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказы вать, обращаясь к вам за советом и помощью.

Контроль - это организация помощи для ликвидации каких-то пробелов, трудностей.

Для младших школьников характерно, что они сначала что-то делают, а потом думают. Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы.

Например, решая задачу:

o                    прочитать задачу, представить, о чем говорится;

o                    кратко записать условие, схему;

o                    пояснить, что обозначает каждое число, повторить вопрос задачи;

o                    подумать, можно ли ответить на вопрос задачи; если нет, то по-  

                                                  чему;

o                    составить план решения задачи;

o                    проверить решение;

o                    записать решение в тетрадь.

Выполняя упражнение по русскому языку:

o                         повторить правила;

o                         прочитать задания к упражнению, повторить, что нужно        

                                               сделать;

o                         прочитать упражнение и выполнить все задания устно;

o                         выполнить задание письменно;

o                         проверить работу.

Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:

- какая бы погода ни была;

 - какие бы ни шли телепередачи;

 - чей бы день рождения ни отмечался.

Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо. Оправдания невыполненным урокам нет и быть не может. Для выработки этой привычки, нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе - как важному и серьезному делу.

Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час. Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, т.е. вырабатывается установка.

При таком настрое ребенку не нужно преодолевать себя, т.е. сводится до нуля мучительный период втягивания в работу. Если нет постоянного времени занятий, то эта установка может не выработаться и будет формироваться представление, что приготовление уроков дело не обязательное, второстепенное.

Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Очень важно заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела.

У детей бывают два повода отвлечения:

Первый повод - игра: ребенок втягивается в игру незаметно для себя. Поводом может служить оставленная игрушка;

Второй повод - деловой: ищет карандаш, ручку, учебник. Чем больше отвлечений, тем больше затрачивается времени на выполнение домашнего задания. Поэтому необходимо установить четкий порядок: линейка, карандаш, ручка - слева; учебник тетради дневник - справа.

У младших школьников есть привычка выполнять работу вполсилы. Вроде бы не отвлекается, но мысли текут лениво, постоянно прерываясь, возвращаясь обратно.

Очень важен темп работы. Работают хорошо те, кто работают быстро. Поэтому ребенка нужно ограничивать во времени (ставить часы).

Если на первых порах вы сидите рядом с ребенком, вы должны приободрить его: «Не торопись, детка. Смотри, какая хорошая буква получилась. Ну-ка еще одну постарайся, чтобы еще лучше вышло». Это, конечно, поможет ему в нелегкой работе, даже просто сделает ее веселее. Если вы будете раздражаться, если каждая помарка будет выводить вас из себя, ребенок возненавидит эти совместные занятия. Поэтому наберитесь терпения и не нервничайте. Но если уж очень плохо ребенок выполнил задание, то надо, чтобы он переделал его на листочке и вложил в тетрадь, не для оценки, а для того, чтобы учительница видела, что ребенок старался, и с уваже нием отнеслась к его труду. Одна из главных задач «сидения» рядом с сыном или дочерью - следить за тем, чтобы они ни в коем случае не отвлекались во время работы. И этого можно добиться даже от самого несобранного ребенка, если сидящие рядом мама или папа вежливо и спокойно будут возвращать его к работе. Труднее всего даются нашим детям навыки письма. Здесь вас можно успокоить, что в наш век каллиграфическое письмо не самое главное и что если ваш ребенок владеет речью, то, в конце концов, пусть пишет не так уж красиво, и не надо его за это терзать. Важно приучить его писать чисто, соблюдая поля, обязательно без помарок.

Опять-таки из воспитательных соображений: человек должен делать все красиво, решительно все. Помогите же своему ребенку в этом добрым словом и своим присутствием. И вы не пожалеете о потраченном времени: оно принесет свои плоды.

Возникает вопрос, а когда же оставлять ребенка наедине с уроками? Делать это нужно как можно раньше, но не резко, а постепенно. Затянуть процесс этого «сидения» тоже вредно. Такие дети, которые делают уроки только с кем-нибудь из взрослых, никогда не смогут выполнить порученное им дело.

При разумной помощи и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и то же время, постепенно научатся распределять время самостоятельно.

3. Направление помощи - приучение к самостоятельности.

При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «заставить» работать за себя.

Учите детей выделять учебную задачу, т.е. ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребенок научился сам видеть ее и в новом материале, и в том, который еще только подлежит усвоению. Поэтому, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении и приучать ребят ко все большей и большей самостоятельности.

О новом этапе

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Возможные причины недостаточной адаптации в 5-м классе

• разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять;

• большой поток информации, незнакомые термины, слова;

• чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, ощущение отсутствия или недостаточности внимания со стороны классного руководителя.

Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новый период их школьной жизни.

Физиологические проблемы пятиклассников

Врач школы или приглашенные на собрание специалисты лечебных учреждений, психологи знакомят родителей с теми проблемами, которые могут быть связаны с изменением статуса ребенка. Специалисты должны обратить внимание родителей на следующие моменты:

• изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой;

• увеличение физической и умственной нагрузки;

быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;

изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.

Рекомендации для родителей

• Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.

• Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима.

• Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.

• Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка.

• Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т.д. Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.

• Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

Психологические проблемы пятиклассников

Основными проблемами, связанными с непростой адаптацией пятиклассников в средней школе, являются:

• повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;

• повышение уровня тревожности самого ребенка, зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;

• зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;

• степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты;

• состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе;

• влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

Рекомендации для родителей

• Безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

• Проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

• Знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

• Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

• Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

• Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля его учебной деятельности. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Формирование адекватной самооценки, навыков самоконтроля и поощрение самодостаточности ребенка.

Правила самостоятельной жизни

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить его к взрослой жизни.

Родители могут поместить свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие – нет и почему.

Правила

• Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

• Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.

• Не дерись без причины. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

• Играй честно, не подводи своих товарищей.

• Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

• Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

• Из-за отметок не плачь, будь гордым.

• С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

• Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

• Старайся быть аккуратным.

• Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

• Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей.

Рекомендации для родителей

• Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.

• Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима.

• Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.

• Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка.

• Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т.д. Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.

• Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

Психологические проблемы пятиклассников

Основными проблемами, связанными с непростой адаптацией пятиклассников в средней школе, являются:

• повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;

• повышение уровня тревожности самого ребенка, зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;

• зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;

• степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты;

• состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе;

• влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

Рекомендации для родителей

• Безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

• Проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

• Знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

• Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

• Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

• Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля его учебной деятельности. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Формирование адекватной самооценки, навыков самоконтроля и поощрение самодостаточности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание с психологом "Ваш ребенок - пятиклассник, или особенности адаптации"

Цель: психологическое просвещение родителей (психологические особенности младшего подросткового возраста);анализ особенностей адаптации учащихся....

Выступление на родительском собрании "Ваш ребенок - пятиклассник!"

Выступление посвящено проблемам адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено....

Родительское собрание "Ваш ребенок-пятиклассник. Как помочь адаптироваться ребенку в среднем звене"

Разработка родительского собрания для родителей обучающихся 5 класса....

Презентация родительского собрания" Ваш ребенок- пятиклассник"

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Как ...

Родительское собрание "Ваш ребенок - пятиклассник"

Данное родительтское собрание рассматривает вопросы адаптации пятиклассников к обучению в старшей школе....