Родительское собрание по теме «Культура речи»
методическая разработка на тему

Работа с родителями по теме "Культура речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx12.09 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Хулхутинская СОШ» Яшкульского района Республики Калмыкия

                                 

  Родительское собрание по теме «Культура речи»

(Открытое  мероприятие)

   

Цель: вызвать интерес у родителей к теме «Культура речи», приобщить их к воспитанию у детей культуры речи.

Учитель русского языка и литературы

 Сангаджиева Екатерина Очировна

 «Обращаться с словом надо честно.

                    Оно есть высший подарок от Бога человеку»

                                                                                   Н. В. Гоголь

        I Вступление

-  Здравствуйте, уважаемые родители и коллеги!

Родительское собрание по теме «Культура речи»  я решила провести в виде передачи игры «Один вечер с Екатериной Сангаджиевной».

- Культура речи раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы соблюдения языковых норм и уместности употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от разных условий общения людей.

             В культуре речи выделяются две стороны :

                    а) правильность речи;

                    б) речевое мастерство.

- В Калмыкии сложилась двуязычная русско- калмыцкая языковая ситуация, особенность речи – манера  быстро  говорить  слова, на речь влияет также южно-русский астраханский говор, своеобразие которого заключается в редукции первого предударного слова, н-р:

                                            мълоко, кълбаса.

- В культуре речи рассматриваются этикетные моменты.

  В нашей школе прошла неделя вежливости. Самым вежливым учеником был в ходе голосования назван Кензеев Очир, а самым вежливым учителем - Шургучиева Светлана Васильевна.

II Основная часть

- Я приглашаю вас участвовать в лотерее «С добрым утром!».

     (Участники игры называют «вежливые» слова по этой теме, победитель, последний назвавший слово, получает главный приз – зубную щетку, а участники получает поощрительные призы – жевательные резинки).

- Проводится лотерея «Счастливого пути!».

( Условия игры те же, победитель получает главный приз – пластмассовую тарелочку, а участники- пластиковые стаканчики).

- Лотерея «Приятного аппетита!»

( Участник, назвавший последнее «вежливое» слово, награждается главным призом – большим бубликом, а участники – маленькими).

                 

                                                                                    1.

   I. На красный диван приглашаются два родителя. (Обращаясь к ним и не теряя из виду аудиторию).

   - Для речевой культуры обязательным являются соблюдения языковых норм, этических норм.

   К сожалению , в последнее время приходи+тся констатировать падение уровня речевой культуры. Часто мы являемся слушателями нецензурной лексики, ненормативной лексики, характерной для фамильярно-разговорного стиля.

    Чтобы противостоять потоку сквернословия, песен типа «Вот и залетела», необходима своего рода моральная закалка, неприятие, которые даются только воспитанием и в семье, и в школе.

    - Выскажите, пожалуйста, свою точку зрения по этой проблеме и поделитесь опытом воспитания детей по этому вопросу.

                                              (Высказывания родителей)

       Когда-то, будучи студенткой, я прочитала в журнале «Наука и жизнь» статью по этой теме. И в этой статье давались советы, которые помогали людям в экстремальных ситуациях находить альтернативу привычным крепким словечкам, н-р «абракадабра», « ангидрид твою перекись водорода». Конечно, это не панацея, но первый этап на пути отказа от порочной привычки сквернословить.

                                                    (Родители уходят)

      II. Внимание на экран (сценка) – 2 ученика

                             - Мы группа «татушки»

                             - я – та, а ты — тушка

                             - Давайте говорить правильно!

                             - Давайте говорить правильно!

                             - Ты знаешь 7 чудес света?

                             - Да, конечно. Н-р «Чаликарнасу в рот залей»

                             - Ты что? Галикарнасский мавзолей!

                             - Дальше, висячие зады семирамиды

                              - С ума сошла? Висячие сады Семирамиды!

                             - Александрийский маньяк.

                             - Вот ты придумал! Александрийский маяк

                             -Статуя Севсса в Олимпли.

                             - Нет. Статуя Зевса в Олимпии!

                             - Срам Артемиды

                             - Хватит! Храм Артемиды. Хватит! Довольно издеваться!

- Привет. Ондатра!

- Не ондатра, а Деметра.

- Петя, а какая твоя девушка?

- Вот такая, совсем еще мальчик.

                                                 - Ты куда,  гемофродита?

                                                 - Не гемофродита, а Афродита!

       - Отгадай загадку. А и Б сидели на трубе. А упала Б пропала , это осталась на трубе, на букву Ш.      

                     -Шарик?

                     -Не е е

                     - Шмурдяк?

                     - Не е е

                     - Сдаюсь!

                     - Шабака.

        - Мы делаем это не для того, чтобы занять первое место, просто учитель обещал  нам поставить хорошие оценки.

           Учитель: Как я могу вам за это поставить хотя бы 4

           Вместе: Ну, вы хотя бы литр поставьте.

III. Приглашаются на красный диван родители.

        Недостатком речи является плохая дикция, а также путаница в терминах.

 Улучшить дикцию и сделать четким произношение помогают скороговорки: (плакаты на магнитной доске):

33 корабля лавировали   |3 р.

Да не вылавировали  |3 р.

  Бык тупогуб

  тупогубенький   бычок

Поезд мчится в скрежеща

Же че ща ща                          |3р.

IV. Фонетические нормы – нормы произношения звуков современного русского литературного языка, постановки ударения в словах и соблюдение правильной интонации. Нормы произношения звуков современного русского языка и постановки ударения используется в фонетике и орфоэпии.

- Приглашаются родители.

Внимание на экран (сценка)

        Бабушка: Здравствуйте, родители и дети! Сегодня я вам расскажу сказку. Где-то на далекой- далекой Галактúке (выходит Ударение и бьет ее по голове), Ой, Галáктике!

 Жил был великий, всемогущий Русский Язык.

         Выходит запятая: а, че, вы тут делаете, а?

             Русский язык: Иди, иди отсюда, запятая!

            Выходят дочери Русского языка (ударение и согласование)

             Р. Я. : Вот вам, доченьки, подарок царский, конфеты от фабрики «Русский богатырь».

        Удар-е:  Подарок должен достаться мне.

        Согл-ие: почему это тебе, Ударение?

        Ударение: Да потому, что я самая любимая и лучшая дочь русского языка. Без меня он просто не существует. Была у меня подруга, говорила она, между прочим:

                    Красивéе, мы так хóчем

                    Дóсуг, шóфер, прóцент, зáем,

                    Квáртал, пóртфель, билютень

                    Пóверх плана выполняем,

                    Áгент звóнит целый день.

                Но потом я применила испытанное средство (бьет по голове) и подруга стала говорить: Агéнт, звонúт, шофёр.

         Согласование: Ударение – важная часть русского языка, можно подумать. Ну, вот, например, неправильное согласование в роде: Иванов – хорошая ученица.

        Входит Иванов в юбке: А че, сразу Иванов?

        Или неправильное согласование в лице:

                                                             «Осень наступила, падают листы.

                                                                Мне никто не нужен, кроме ты»

(ударение смеется)

        Согласование: Вот видишь, Ударение, даже у тебя вызывает смех (садится), так что подарок должен достаться мне.

        Ударение: Согласование, да ты же неправильно говоришь?

        Согласование: А че ты хочешь?

        Ударение: А что такое? Да ты знаешь, кто я. Да я ударение в законе. Да я 2 года от звонка до звонка в библиотеке просидела. Да я тебя возьму, как закладку между страницами, положу и книжку захлопну, так что подарок мой. (Дерутся)

        Русский язык: Доченьки, успокойтесь! Я вас обеих очень люблю. Вот только вы считать не умеете. (Дает им по несколько конфет, они кидают их в зал, кланяются)              

        Входит бабушка: Сказка — ложь!

        Р. Я. : Да не ложь, да в ней намек, добрым молодцам сколько можно говорить!

        Бабушка: Да, не! Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Ну вот сказке конец, а кто слушал молодец!

V. Работа со словами, в которых правильно расставлены ударения (плакат на магнитной доске)

            Алфавит, баловать, балую,

            Досуг, торты, километр, облегчить,

            Красивее, звонит, столяр, шоферов,

            Фарфор, создан, мастерски.

- Внимание на экран (сценка из «Недоросля»). Приглашаются родители

Дел, мест, чулок, носков, помидоров, апельсинов, кочерег, кухонь, мечтаний, туфель, барышень, джинсов, зданий, колена (родство), колени (у человека), коленные (у растений), профессора, директора, шоферы, кошмы.

Глаголов: лебежу, лащусь, лажу, куролешу, лицу, умещу.

 - Каждый из нас стремится к элитарному типу речи. Носитель этого типа владеет всеми функциональными стилями. Характерен генезис – способность сомневаться, что является путем к самосовершенствованию.

         

Носитель этого типа умеет сочинять стихи ( буриме: платок

                                                                                                   Носок

                                                                                                   Морковь

                                                                                                   Любовь)

Не допускает ошибок в употреблении деепричастных оборотов: исправить ошибку:

                          Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

Речь не является неряшливой (плеоназм) (памятный сувенир, молодая девушка, пожилой старичок).

Речь не страдает адъективизацией (отсутвствие прилагательных, наречий).

                                 На пригорке стоит дом – Остановившись, я увидел на пригорке старый дом на лесной опушке.

 Задание: я гляжу в глаза ребенку.

        5. Характерен экспрессивный синтаксис:

                    Если не работать над собой, если не любить детей, если отлично не знать свой предмет, не станешь хорошим учителем.

Задание: не станешь родителем. (Продолжить)

III Заключение

       Каждое новое поколение воспринимает литературный язык как культурную эстафету, переходящую из рук в руки от поколения к поколению. Освоить эти богатства, приумножить и сохранить их – такова общекультурная и нравственная  задача каждого цивилизованного человека. А это - мерило его достоинство как подлинного гражданина и патриота.

        Чтение ученицей стихотворения А. Ахматовой «Мужество»

Мы знаем, что ныне лежим на весах,

 И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебе, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым его пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

                 Навеки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"

Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...

Выступление на родительском собрании на тему "Развитие речи Вашего малыша"

выступление на родительском собрании в 1 младшей группе на тему "Развитие речи Вашего малыша" (с исользованием ИКТ). К выступлению прилагается анкета для родителей....

Родительское собрание на тему:"О слове, о речи, о культуре общения."

Разработка родительского собрания, анкета для родителей, методика игр для детей, способствующих обогащению речи ребят....

Родительское собрание на тему "Роль семьи в развитии речи ребенка"

Родительское собрание на тему "Роль семиь в развитии речи ребенка"...

Родительское собрание на тему: "Речь наших детей"

Тема родительского собрания Речь наших детей" выбрана не случайно. Все чаще грубость, мат, жаргон звучат вокруг нас. Почему это происходит? Ведь все это антиобщественное явление и воспринимать их нужн...

Доклад на родительском собрании по теме "Пример родителей основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей. Культура речи ребёнка".

Хотелось бы начать своё выступление со слов великого педагога и писателяАнтона Семёновича Макаренко,   который говорил родителям:  «Правильное   воспитани...