Конкурс.Родительское собрание "Меры поощрения и наказания"
методическая разработка

Мищенко Татьяна Сергеевна

«Если мы до сих пор применяем

поощрения и наказания, то это

показывает несовершенство нашего

искусства воспитания. Лучше, если

                                                                                                                                                воспитатель добьётся того, чтобы

                                                                                                                                             поощрения и наказания станут

                                                                                                                                         ненужными».         К.Д.Ушинский.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Меры поощрения и наказания».

«Если мы до сих пор применяем

поощрения и наказания, то это

показывает несовершенство нашего

искусства воспитания. Лучше, если

                                     воспитатель добьётся того, чтобы

                                     поощрения и наказания станут

                                       ненужными».         К.Д.Ушинский.

      «Всё современное воспитание направлено на то, чтобы ребёнок был удобен. Последовательно, шаг за шагом, оно стремиться  усыпить всё, что является волей и  свободой ребёнка, стойкостью его духа, силой его требований. Вежлив, послушен,  хорош, удобен, а  и мысли о том нет, что будет внутренне  безволен и жизненно немощен».      (Януш Корчак)                                                                                                    

Поощрение и наказание  представляют возможность выражать своё отношение к поступкам и проявлениям ребёнка. Люди чаще всего руководствуются мотивом «потому что», хотя логичнее было бы использовать мотив «зачем» Вполне закономерно, что люди стремятся к конкретному результату, прикладывают определённые усилия, следуя намеченным путём. Какими мы хотим видеть своих детей? Инициативными или пассивными, настойчивыми и упорными или подчиняющимися? Что воспитываем мы в них день изо дня? Взращиваем ли мы уверенность в собственных силах и будущих успехах или в очередной раз внушаем неспособность справиться с заданием? Используя наказание и поощрение воспитатель фиксирует внимание чада на успех, либо на неудачах, таким образом, ребёнок получает важную информацию о себе, которая ложиться в основу «образа Я» и самооценки. Поощрение положительных проявлений и поступков ребёнка способствует повышению его уверенности в себе и чувства компетентности, а, следовательно, повышению его самооценки. Постоянное упоминание о недостатках и неудачах повышают неуверенность в собственных силах и внутреннюю тревожность. Какими - же мы хотим вырастить своих детей? Только определив конечный результат, мы можем правильно использовать воспитательные воздействия, а именно: поощрения или наказания.

 Первым советским педагогом, сумевшим не только понять принципиально новое назначение и содержание поощрения и наказания, но и раскрыть «механизм» действия этих воспитательных средств в системе организации воспитательного процесса, был А.С.Макаренко. Главный смысл наказания А.С.Макаренко видел в том, что  оно должно «разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов». С таким пониманием тесно связана его идея о необходимости индивидуализации наказания и недопустимости каких бы то ни было регламентированных «шкалой»мер воздействия. Вместе с тем Антон Семёнович отстаивал необходимость выработки в коллективе определённых                                      традиций, связанных с поощрением и наказанием. Борясь против «шкалы», по которой можно было бы поощрять и наказывать без анализа причин поступков детей и учёта их индивидуальных особенностей, А.С.Макаренко вместе с тем считал, что воспитатель должен располагать достаточно богатым арсеналом средств поощрения и наказания.

     Наказания  и поощрения должны строиться на точном и всестороннем учёте индивидуальных и возрастных особенностей детей, тщательном анализе причин и мотивов их поступков и конкретных ситуаций, в которых эти поступки совершаются. Необходимость использования поощрений и наказаний в каждом конкретном случае вытекает не из какой – то «шкалы» пороков и добродетелей, за которые следует строго отмеренная доза карательных мер и наград, а из реально проявляющейся в данной ситуации потребности в коррекции поведения детей.

 Формы и виды поощрений:

Поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий детей. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создаёт приятный настрой, повышает ответственность. Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков, стимулирование к совершению новых. Чувство удовлетворения, испытанное поощренным воспитанником, вызывает у него прилив сил, энергии, и как следствие, сопровождается высокой степенью старания и результативностью. Но главный эффект от поощрения - возникновение острого желания испытывать чувство удовлетворения как можно чаще. Целесообразность поощрения возрастает при работе с неуверенными в себе, застенчивыми детьми. В то же время, поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Виды поощрения могут быть различными: похвала, награда, ответственное поручение, прощение за проступок.

Несмотря на кажущуюся простоту, метод поощрения требует дозировки и осторожности. Неумение или избыточное поощрение может приносить не только пользу, но и вред воспитанию.

- За что не следует хвалить:

Из жалости (дети это чувствуют);

Второй раз за одно и то же достижение;

За то, что достигнуто не своим трудом;

Из-за желания понравиться.

Наказание, имеет тройное значение.

Наказание является древнейшим из методов воспитания. Оно ориентировано на сдерживание негативных действий человека. Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься над собственным поведением, проступками, а также порождает потребность и желание изменить свое поведение. Но наказание не должно приносить воспитуемому ни морального унижения, ни физического страдания, поэтому не рекомендуются коллективные наказания. Виды наказаний, как и поощрений, могут быть самыми разнообразными: замечание, общественное порицание, упрек, отстранение от коллектива и т.д.

Во – первых, оно должно исправить вред, причинённый дурным поведение.. И ребёнок обязан убрать небрежно разбросанные вещи, починить по возможности сломанную или разбитую вещь

Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий смысл.

Но третье главное значение заключается в снятии вины. «Провинность» представляет собой определённое отчуждение, преграду, неуверенность во взаимоотношениях с провинившимися. Грядущее наказание должно смыть эту вину. Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую виноватый и принимает.

 Если за любую ошибку ребёнка ждёт наказание и ничего больше,  ребёнок не научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания. Очень важно помогать ребенку разобраться в причинах случившегося, независимо от того, насколько серьёзным был проступок. Помогая ребёнку выяснить мотивы поведения, воспитатель способствуете формированию у него внутренней рефлексии – способности анализировать свои поступки, их мотивы и последствия. При совершении мелких проступков намного важнее помощь, чем наказание. Для этого воспитатели  используют индивидуальные беседы, после чего, ребёнок, осознав свой проступок, просит прощения у другого ребёнка. Тем самым он  помогает  ребёнку выяснить причину и создаёт условия для успешного опыта, тем самым заменяет  неуспешность на успех.

      Ребёнок – Человек! Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достаётся нашим любимым детям.

      Ребёнок ещё не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем.

      Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:

► страх;

► возмущение, протест;

► обиду, чувство  оскорблённости, жажду мести и компенсации;

► стремление к обману, изворотливость;

► потерю способности к здравому рассуждению;

► ребёнок перестаёт видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»;

► агрессивное поведение;

► снижение самооценки;

► ненависть к себе и окружающим (если ребёнка часто бьют).

      Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развития. Важно не допустить, чтобы побои и наказания превратились в кошмар для ребёнка.

 Ни для кого не секрет, что, чем больше мы анализируем с ребёнком его поступки, поведение, чем больше проговариваем жизненные ситуации, тем эффективнее помогаем ему корректировать своё поведение. Помощниками же в этом процессе являются методы поощрения и наказания, о которых мы сегодня говорили.

                               

 

  Памятка для родителей.

Сравнивайте своего ребёнка не с другими детьми, а с тем, каким он был вчера. Дайте ребёнку ощущение роста своих возможностей.

Постарайтесь найти  такую сферу деятельности, в которой ваш ребёнок успешен. Хвалите сына или дочку почаще.

Вы и ребёнок должны верить: все успехи постоянны, а неудачи временны.

Не делайте сыну или дочке замечания у всех на глазах, поговорите с ним наедине.

Постарайтесь не фиксировать внимание школьника на оценке. Лучше оценивать его старание и желание учиться.

Все школьные вопросы решайте с сыном или дочкой спокойно и доброжелательно, не заставляйте и не настаивайте.

Помогайте ребёнку правильно организовать своё рабочее место, приучайте его следить за своими вещами.

Поощрение всегда более эффективно, чем наказание. В сою очередь наказание должно выражаться в лишении сына или дочки приятного и привлекательного, а не в негативном воздействии.

                    Наказывать  и ругать ребёнка нельзя:

- когда ребёнок болен, плохо себя чувствует или ещё не оправился после болезни;

-  когда ребёнок ест;

-  после сна или перед сном;

-  во время игры;

-  во время учёбы или работы;

- сразу после физической или душевной травмы(падение, травма, драка, плохая отметка, любая неудача);

- когда ребёнок проявляет неспособность, неловкость, бестолковость, т.е. во всех случаях, когда у него что-то не получается;

-  когда нам непонятны внутренние мотивы поступка ребёнка;

-  когда мы сами не в себе: устали, огорчены или раздражены.

«Как поощрять ребёнка в семье?»

Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.

Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимает и пожмёт руку.

Словесно выражайте одобрение пусть даже самому маленькому успеху сына или дочки, их поведению.

Используйте чаще выражения: «ты прав», «я согласна с твоим мнением»- это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите его их применять.

Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: в День рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, после удачного выступления, сюрпризы – поощрения ит.д.

Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявление к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.

Дарите подарки своему ребёнку не только с учётом его желаний, но и с учётом возможностей семьи.

Для поощрения своего ребёнка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами,которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребёнка: грамоты собственного изготовления, газеты и дружественные шаржи.

Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребёнку возможность учиться распоряжаться ими разумно.

Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распоряжается, и обсудить это с ним.

Позволяйте ребёнку иметь карманные деньги, но не  оставляйте расходование без анализа самим ребёнком с вами.

Если вашему ребёнку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним стоимость и ценность. Это может привести к серьёзным нравственным проблемам.

Учите ребёнка понимать и ценить поощрения родителей.

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

                Родительское собрание.

«Меры поощрения и наказания. Жестокое обращение               с детьми».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поощрение и наказание в семье

Данная презентация поможет как классным руководителям подготовиться к родительскому собранию, так и родителям в воспитании подростков....

Родительское собрание "О поощрении и наказании"

В материале содержится презентация к родильскому собранию, выполненная в программе PowerPoint. Основная цель собрания: помочь родителям преодолеть непонимание собственных детей и предотвратить конфлик...

Беседа о поощрении и наказании в семье

  Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать п...

Родительское собрание "Поощрение и наказание "

1.Структурировать знания родителей в области воспитательных воздействий в отношении подростка. 2.Создать условия для оценки родителями собственной системы воспитания; 3.Ознакомить родителей ...

Меры поощрения и наказания в семье

Родительское собрание...

Родительское собрание "Поощрение и наказание"

Родительское собрание«Поощрение и наказание детей в семье илиВоспитание ненасилием»Цели: 1.     получить сведения об отношениях между детьми и родителями в семье учащихс...

Родительское собрание на тему: «Поощрения и наказание в воспитании детей»

В данном материале представлены ход собрания на тему "Поощрения и наказание в воспитании детей", анкета для родителей, памятка для родителей....