Роль родителей в профориентации своих детей
методическая разработка (9 класс) по теме

Гашкова Надежда Леонидовна

Познакомить родителей с их ролью в профориента­ции детей; мнением детей о профессиях и требуемой помощи в их выборе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_roditeley_v_proforientacii_svoih_detey.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Тема родительского собрания:

«Родь родителей в профориентации своих детей».

Цели: познакомить родителей с их ролью в профориентации детей; мнением детей о профессиях и требуемой помощи в их выборе.

Предварительная подготовка: на классном часе учащиеся пишут сочинение на тему «Я выбираю профессию»; родителям предлагается обдумать свой опыт по профориентации ребенка.

Ход  собрания

I. Вступительное слово.

Классный руководитель. Наступает трудный этап в жизни ваших детей, когда им необходимо определиться в профессиональных намерениях и выбрать такую профессию, которая была бы им не только интересна, но и соответствовала бы особенностям личности, характера и другим качествам. Ведь только при совпадении всех этих факторов, труд человека станет источником радости, творческого вдохновения.

Что же представляют профессиональные намерения учащихся? Если раньше, в средних классах, дети выбирали профессию на уровне ролевой игры, когда на первый план выступала ориентация на внешние стороны профессии, стремление подражать воображаемому образцу, то есть желание видеть себя в той или иной профессиональной роли без учета собственных возможностей и потребностей общества, то сейчас, в 9 классе, выбор начинает регулироваться необходимостью трезво оценивать свои собственные возможности, материальную обеспеченность семьи, престижность профессии и т. п. Именно в этот момент у учащихся часто возникает конфликт между желанием получить ту или иную профессию или специальность и уровнем самооценки, который часто не совпадает с действительным уровнем психологических возможностей подростка, финансовыми возможностями семьи и т. п. Поэтому довольно значительная часть детей не готова к выбору профессии, хотя и имеет высокий уровень притязаний.

Послушайте, о каких профессиях мечтают ваши дети. (Учитель зачитывает фрагменты сочинений учащихся на тему «Я выбираю профессию».) Более половины учащихся связывают свою дальнейшую судьбу с получением высшего образования, не имея в виду строго определенной специальности либо называют такие профессии, как адвокат, актер и т. д., к которым у них нет склонности.

Как же преодолеть эти трудности? Нужно отнестись к процессу профессиональной ориентации серьезно, знать, что этот процесс сложный, противоречивый, длительный. Школа очень много делает в формировании профессиональных намерений. В процессе обучения на каждом уроке, будь то биология или литература, учащиеся знакомятся с содержанием самых разных профессий. На уроках технологии дети узнают, какими профессиональными качествами должен обладать представитель той или иной профессии, учатся оценивать свои психофизические особенности. Кроме того, в школе работает психолог, который оказывает помощь учащимся в их самоопределении.

РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ СВОИХ ДЕТЕЙ

Но несмотря на такой большой объем профориентационной работы, проводимой в школе, все же на профессиональные намерения учащихся в большой степени влияют и семейные традиции.

Обратимся к сочинениям подростков и посмотрим, как они определяют степень влияния  на их выбор профессии семьи школы, средств массовой информации.

13% школьников выбрали профессию по совету родителей, 60% - по совету друзей,  15 % - исходя из интереса к какому- либо общеобразовательному предмету,  12 % - по информации в СМИ, книгах.

Как видите, роль родителей в профориентации своих детей велика. Их жизненный и трудовой опыт, авторитет, уровень материального обеспечения семьи оказывает большое влияние на выбор будущей профессии. Так, например, важное значение имеет предварительная общетрудовая подготовка ребенка. На эту сторону воспитательной деятельности семьи указывал А. С. Макаренко. Он писал: «... родители вовсе не должны думать, что семейное воспитание не имеет никакого отношения к получению квалификации. Именно семейная трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека. Тот ребенок, который получил в семье правильное трудовое воспитание, в дальнейшем с большим успехом будет проходить и свою специальную подготовку. А те дети, которые не прошли в семье никакого трудового опыта, те и квалификации не могут получить хорошей, их постигают различные неудачи, они выходят плохими работниками, несмотря на все усилия государственных органов».

Исследования же показывают, что значительная часть родителей (около 30 %) убеждена в том, что их дети не нуждаются в помощи и могут сами выбирать себе профессию по душе. Другие родители, наоборот, считают, что лишь они могут правильно решить вопрос о подходящей профессии для своего ребенка. При этом, не считаясь с интересами и способностями детей, внушают мысли о хороших условиях, высоких заработках. Довольно часто это бывают профессии, о которых в свое время мечтали сами родители.

Но большая часть родителей оказывает положительное влияние на своих детей, желая им трудовых успехов в любимой профессии. Хорошее отношение к своей работе со стороны отца, матери, старших братьев, сестер, их удовлетворенность своей профессией, часто являются достаточным моральным стимулом для того, чтобы подросток заинтересовался содержанием их труда и в дальнейшем выбрал одну из «семейных» профессий.

Как видите, роль семьи может быть как положительной, так и отрицательной. Попробуем разобраться в этом на конкретных примерах.

II. Дискуссия на тему «Влияние семьи на выбор профессии детей».

 Ситуация 1.

Родители очень хотели, чтобы будущая профессия дочери была связана с музыкой. Они заставили ее посещать музыкальную школу. Но дочь не интересовалась музыкой и через год она стала прогуливать занятия в музыкальной школе, а на второй -бросила учебу. Родители поняли свою ошибку и решили совсем не вмешиваться в развитие интересов и склонностей дочери. Позднее они заметили, что она стала интересоваться медициной.

Ситуация 2.

Борис - сын офицера. После окончания школы он собирается поступать в военное училище. Родители, прошедшие трудный путь офицерской семьи, категорически против такого решения, мечтают о том, чтобы сын стал адвокатом.

Ситуация 3.

Сергей мечтает стать инженером, так как считает физический труд низким для себя занятием. На уроках технологии он отказывается работать, выполнять задания. Отец Сергея работает мастером, отлично умеет обращаться с пилой и рубанком, другими более сложными инструментами.

Ситуация 4.

В семье две дочери. Старшая окончила школу, получила то профессиональное образование, которое ей предложили родители, с которыми она никогда не спорила, соглашаясь с ними во всем. Но ни на одном месте она долго не задерживалась: то ее не устраивала зарплата, то коллектив. Она предпочитала быть дома. Младшая дочь все делает самостоятельно, постоянно вступая в конфликт с родителями. Ее выбор профессии совершенно не устраивает взрослых.

Ситуация 5.

Аня хорошо учится. С детства она мечтает стать педиатром, но материальное положение семьи не позволяет ей получить образование в вузе.

Вопросы для  обсуждения:

  1. Какие ошибки допущены родителями в той или иной ситуации?
  2. Как исправить эти ошибки?
  3. Как преодолеть те или иные трудности, возникающие при выборе профессии?
  4. Поделитесь своим опытом воспитания детей и их профессиональной ориентации как положительным, так и отрицательным.

III. Заключительное слово.

Классный руководитель. Выбор профессии учащимися в 9 классе часто бывает неокончательным. Но это не означает, что мы можем спокойно прожить еще два года. Необходима целенаправленная работа как школы, так и родителей по подготовке детей к будущей жизни, которая поможет сгладить и положительно разрешить многие противоречия, возникающие в процессе трудового самоопределения учащихся. Ошибка в выборе профессии наносит моральную травму человеку, неудовлетворенность в этом случае приводит к стрессам. Поэтому обратите внимание на положительный опыт и рекомендации тех родителей, которые оказывают эффективную помощь своим детям в профессиональной ориентации, и ваши усилия будут вознаграждены.

Н.Л. Гашкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям "Как помочь своим детям выполнить домашнее задание"

Для кл.руководителей при подготовке родительских собраний можно предложить рекомендации  для родителей " Как помочь своим детям при подготовке домашнего задания"...

Чего родители ждут от своих детей?

Статья Ольги Цыпленковой психолога, психотерапевта о том, что мешает родителям строить гармоничные отношения с ребенком-подростком...

Ответственность родителей за воспитание своих детей

Содержит материал из Конституции РФ и Семейного кодекса РФ об ответственности родителей за воспитание своих детей....

ДОКЛАД К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ (для родителей начальной школы) ТЕМА: «СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

Государство заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. Для решения этой задачи необходимо повысить эффективность...

Консультация для родителей "О роли родителей в развитии речи детей"

quot; Важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все звуки и слова"....

Консультацию для родителей «Роль родителей в развитии речи детей дошкольного возраста»

Читайте стихи — короткие и понятные, они полезны тем, что развивают память и ритм, формируют фонематический слух. Так что простые и хорошо рифмованные детские стихи и потешки тоже помогут налади...