"Хорошо ли быть левшой?"
презентация к уроку по теме

Караванова Ирина Анатольевна

 

Хорошо или плохо быть левшой?
Какое это имеет влияние на развитие речи?
                Исследования, которые проводились в этом направлении, свидетельствуют о том, что тенденция пользоваться преимущественно правой или левой рукой отмечается только у людей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Хорошо ли быть левшой...41 КБ

Предварительный просмотр:

                 Рука самым тесным образом связана с мозгом, при чем эта связь перекрестная – правая рука связана с левым полушарием, а левая рука – с правым.

               У подавляющего большинства людей (95%) ведущей является правая рука, и в связи с этим речевые зоны развиваются в левом полушарии. Но ведь есть на свете и левши – люди, у которых ведущей, более   активной оказывается левая рука. Как обстоит дело с ними?

Хорошо или плохо быть левшой?

Какое это имеет влияние на развитие речи?

                Исследования, которые проводились в этом направлении, свидетельствуют о том, что тенденция пользоваться

преимущественно правой или левой рукой отмечается только у людей. Животные примерно с одинаковой частотой пользуются обеими лапами.

               Очень интересные данные о развитии праворукости у людей собраны археологами. Изучение орудий труда и оружия каменного века обнаружило среди них равное количество приспособленных для правой и левой руки.

                Две трети предметов обихода и орудий более позднего, бронзового века уже  оказываются приспособленными для правой руки. Многие ученые объясняют развитие праворукости нуждами военной деятельности людей - левой рукой они прикрывали с помощью щита сердце, а правой  рукой наносили удар.

                В исследованиях, проводимых на детях первых месяцев  жизни, не удается установить превалирования функций той или другой руки. Только приблизительно к восемнадцатимесячному возрасту одна рука становится более активной по сравнению с другой. В этом большую роль играет обучение – ребенка УЧАТ брать вещи правой рукой, махать при встрече и прощании    правой рукой и т. д. Пользование левой рукой, наоборот, часто запрещается. Так малыш приучается к действиям правой рукой.

                Пользование   правой или левой рукой обуславливает формирование речевых зон в правом или левом полушарии мозга.                

               При  этом у левшей все обстоит   не так просто. Дело в том, что левши являются, по сути дела, АМБЕДИКСТРАМИ, т.е. людьми, имеющими две правые руки: ведь левшу все время заставляют  что-то  делать правой рукой, а он стремится все делать левой. ТАКИМ ОБРАЗОМ, У НЕГО ТРЕНИРУЮТСЯ ОБЕ РУКИ, А ЭТО ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ ОБЛАСТЕЙ В ОБОИХ ПОЛУШАРИЯХ МОЗГА.

Однако в зависимости от того,  какая рука работает   все же больше, развитие речевых зон в противоположном полушарии

будет на более высоком уровне, а в одноименном полушарии  - несколько ниже.

               Невропатологи говорят о том, что развитие речевых зон в  

обоих полушариях является своего рода СТРАХОВКОЙ  от потери речи в случаях травм черепа, кровоизлияний в мозг. Если у левши пострадало левое полушарие, он сохраняет речь, поскольку у него и правое полушарие имеет развитые речевые зоны; если же у него пострадало правое полушарие – выручает левое, в котором тоже имеются речевые зоны.

               И. П. Павлов высказал мысль о том, что развитие функций обеих рук и связанное с этим  формирование речевых « центров » в обоих полушариях дает человеку преимущество в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением; он напоминал, что среди выдающихся людей большое количество (вернее, АМБИДЕКСТРОВ).

               По-видимому, в играх следует равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а выполнение различных действий в повседневной жизни как-то распределять между правой и левой рукой.

               Хочется напомнить: если ребенок леворукий, не следует ставить задачу переделать его в правшу. Надо просто принять меры к тому, чтобы его правая рука стала более активной. Лучше всего это достигается в играх. Например, в левую руку ребенка дают автомобильчик, а в правую – самолетик и ставят задачу: скорее добраться до указанного места. Ребенок понимает, что самолет летит быстрее, и он будет активнее действовать правой рукой, а левую руку притормаживать -  конечно, автомобиль придет позже!

               Подбирая аналогичные игры и занятия, можно добиться усиления функции отстающей правой руки, при этом не будет никаких  побочных, неприятных последствий. Ведь нельзя забывать, что грубая переделка левши в правшу влечет за собой развитие расстройств речи и чаще всего заикание (это еще одно доказательство теснейшей связи функции руки и речи).

               Итак, если даже речь вашего ребенка развивается хорошо, то все равно необходимо позаботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук. Если  же развитие речи малыша отстает, то обратите особое внимание на тренировку его пальцев – это потребует всего несколько минут вашего времени в день, и эти минуты окупятся  сторицею.

 

Консультация для родителей и воспитателей

подготовила:

учитель – логопед

                                                                             Караванова И. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

[Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?

Классный час на темуХорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым? Интересная и сложная тема! Попробуем разобраться в этом.Хорошо ли быть взрослым  - спрошу я вас, И наверняка получу ответ...

Классное родительское собрание на тему «Как помочь детям в подготовке домашнего задания, хорошо учиться, быть успешными»

С  каждым годом в нашей стране растет престиж образования, с каждым годом к выпускникам школ предъявляются все более высокие требования при поступлении в средние и высшие учебные заведения....

Воспитательный час на тему: "Хорошо ли быть злым?"

Добро и зло, две вечные темы. В наше время непростая задача научить детей быть добрыми и человечными....

Классный час: «Хорошо ли быть честным или Коррупция в нашей жизни»

Методическая разработка классного часа по формированию антикоррупционного мировоззрения учащихся...

Классный час на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"

Классный час  на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"...

Классный час на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"

Классный час  на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"...