Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения
статья по теме

Советы родителям по правильному выполнению артикуляционных упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика

как эффективное средство формирований

правильного звукопроизношения

           

     Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в  преодолении речевых нарушений у детей. На первых занятиях ученики с удовольствием знакомятся со строением артикуляционного аппарата (рот, губы, зубы, язык, щеки). Они выполняют простейшие  артикуляционно-двигательных и мимических упражнений. Например, «Часики». «Качели», «Окошко», «Улыбочка», «Грибок»  и др.

    Вначале  ученики выполняют статические упражнения, целью  которых является разогрев мышц артикуляционного аппарата для последующей работы. Основной трудностью при выполнении статических упражнений является удержание артикуляционной позы в течение некоторого времени. Это требует согласованной работы зрительного и кинестетического анализаторов. С этой целью можно широко использовать занимательный игровой материал: счетные палочки, фишки, песочные часы, спички, бусы, камушки   и   т.д.

   Затем ученики знакомятся с динамическими упражнениями: «Лошадка», «Маляр», «Посчитаем зубки», «Варенье» и др. Дети учатся контролировать движения органов артикуляции вначале посредством подражания за взрослым, потом  - перед зеркалом. Логопед обращает внимание детей на характер движений (быстро, медленно, ритмично, чётко, спокойно), на положение органов артикуляции (за зубами ,на  верхней или нижней  губе, вперёд-назад,  вверх-вниз).

    Ученики, которые не посещали логопедические занятия до поступления в школу, впервые знакомятся с такими названиями, как нёбо,  альвеолы, уздечка. Детям становится доступно выполнение более сложных артикуляционных упражнений: «Мотор», «Гармошка», «Чашечка», «Лопаточка»,   «Иголочка»   и др.

      В настоящее время существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые  в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка. Сочетание сказочного сюжета и артикуляционных упражнений позволяет оптимизировать логопедическую работу по формированию правильного звукопроизношения.

     При выполнении артикуляционных упражнений необходимо придерживаться ряда рекомендаций:

1. Упражнения выполнять обычно: перед завтраком или после ужина - спустя 1,5-2 часа. В течение дня комплекс упражнений повторять 2-3 раза.

2.  В зависимости от степени и характера нарушенного звукопроизношения упражнения выполнять от 2-3 до 5-6 дней в неделю.

3. Необходимо сочетать статические и динамические  упражнения, а также упражнения, направленные на выработку и закрепление правильного звукопроизношения.

4.  При выполнении новых упражнений обязательно закреплять «старый» комплекс артикуляционной гимнастики.

5.  Каждое упражнение выполнять в течение 1-2 минуте постепенным увеличением темпа движений.

6.  Перед выполнением артикуляционных упражнений использовать упражнения на развитие дыхания и голосообразования: мимических мышц, мелкой моторики, речевого, зрительного, и слухового восприятия.

      Артикуляционную гимнастику можно выполнять и вначале, и в конце логопедического занятия, она позволяет активизировать внимание детей, воспитывает усидчивость и терпеливость.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных и инновационных технологий при формировании правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».

Работа над формированием правильного звукопроизношения у детей - это продолжительный и очень трудоёмкий процесс, основным этапом которого является артикуляционная гимнастика.      Ребён...

Развитие артикуляционной моторики - основа формирования правильного звукопроизношения у детей

Выпускная работа в рамках курсов повышения квалификации на базе МГПУ. Содержит отражение основной работы логопеда по формированию правильного произношения у детей и способы активного привлечения родит...

«Формирование правильного звукопроизношения у детей через нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики»

Мастер-класс предназначен для восптиателей комбинированных групп, а так же для родителей, имеющих детей с нарушениями речи....

Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения.

Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровож...

Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения»

Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения»...

Консультация для педагогов и родителей "Артикуляционная гимнастика и ее роль в формировании правильного звукопроизношения у дошкольников"

Консультация для педагогов и родителей "Артикуляционная гимнастика и ее роль в формировании правильного звукопроизношения у дошкольников"...