"ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКА КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ"
методическая разработка (9 класс) по теме

Хлопунова Светлана Анатольевна

Родительское собрание с  методическими рекомендациями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx30.68 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКА ПРАВОСОЗНАНИЯ,

КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЗА СВОИ ПОСТУПКИ В ШКОЛЕ, СЕМЬЕ,

ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ.

Форма проведения:   беседа; мозговой штурм.

Проблема правового воспитания личности непреходяща. В современных условиях острых социальных и духовных конфликтов она приобретает актуальность. Это связано в первую очередь с противоречивостью тех бурно протекающих социальных процессов, которые вызывают непредвиденное, подчас негативное воздействие на состояние нравственных отношений, вступает в противоречие с правом. Насилие, жестокость, агрессивность, тягчайшие преступления,  вандализм  захлестнули  в  последние  годы  нашу страну. В волну преступности все чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, глумлением над жертвами. В  года в России отмечается непрерывный рост детской преступности. Число неработающих и неучащихся трудоспособных подростков, совершивших преступления, возросло  в два раза. В подростковой среде растет чувство агрессивности, равнодушия, неуверенности в завтрашнем дне. Давно забыты «кодексы чести» подростка: лежачего не бьют, в поединке участвуют один на одни, девчонки не дерутся и т. п. Конечно же, эти кодексы не являются образцом нравственных норм или вершиной юношеской чести. Однако они хоть как-то   сдерживали   несовершеннолетних,   придавали   извечной мальчишеской драчливости нравственную упорядоченность, а девочек выделяли, как хрупкие и нежные создания. Что же происходит сейчас? Насилие и преступность подростков - не абстрактные цифры и проценты, а реальные судьбы конкретных мальчишек и девочек, которые в детстве были в основном добрыми и сострадательными, а, подрастая, превратились в маленьких садистов, хладнокровно уничтожающих кошек и собак, придающих мучительной смерти своих друзей, близких, знакомых и незнакомых, безжалостно насилующих тех, с кем недавно сидели за одной партой, кого дергали за косички, кому предлагали мальчишескую дружбу. Откуда же берется в столь юных созданиях деформация нравственных ценностей и ориентиров, которая приводит их к совершению тяжких насильственных преступлений? Семья превращается для многих подростков в фактор, травмирующий и деформирующий их юные души. Ведь только в результате поражения семей алкоголизмом и наркоманией ежегодно около 60 тыс. детей остаются без родительского попечения. За последние  года 40 тыс. отцов и матерей лишены родительских прав, более 50 тыс. ограничены в дееспособности. Исходя из данных исследований - среди осужденных за изнасилование подростков около 48 % - дети из неполноценных семей. Эти удручающие цифры - свидетельство десятков тысяч изломанных судеб, озлобившихся душ детей, которые уже с малых лет лишены всего того, что делает человека человеком. Но семей, где не хотят правильно воспитывать детей, сознательно прививают им антиобщественные взгляды, буквально единицы. Гораздо чаще родители или не умеют (обычно этого не сознавая) воспитывать детей, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как болезнь, занятость. Трудные дети вырастают и в тех внешне благополучных семьях, где родители равнодушны к внутреннему миру своих детей (термином «трудный» в сложившейся практике обозначают широкий круг подростков с теми или иными отклонениями в поведении). Более двух третей подростков, совершивших правонарушения, воспитывались в формально полной семье, в семье с нормальными материальными и жилищными условиями. Таким образом, решающим является не состав семьи, а те взаимоотношения, которые складываются между ее членами. Именно неблагополучные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей являются одной из важнейших причин появления трудных подростков. Положение детей в таких семьях исключительно тяжелое, их личность здесь постоянно ущемляется. И агрессивность подростков возникает зачастую как своеобразная форма самозащиты. К числу причин, порождающих трудных подростков, относятся такие типы семейного воспитания, как чрезмерная опека, отсутствие системы последовательных требований по отношению   к  ребенку;   воспитание,   характеризующееся   явным эмоциональным отражением его (примером является воспитание по типу Золушки). Существуют также семьи с не явно выраженным эмоциональным отторжением ребенка. (Об этом следует сказать особо, поскольку «псевдоблагополучных» семей немалое количество, а выявить данный тип воспитания не всегда просто). Имеется ряд причин, обусловливающих черствое отношение родителей к своим детям. Эмоциональная холодность родителей и их эгоизм превалируют над всем остальным в семье. Бывает, что родители исходят из неправильных педагогических посылок, когда считают, что, чем меньше они будут выражать свои чувства по отношению к своим детям, тем менее избалованными они вырастут, тем больше они будут их любить. Эти люди не понимают, что выражение чувств и баловство детей - вещи разные. Часто у родителей отсутствует настоящая любовь по отношению к ребенку, поскольку он появился на свет не тогда, когда они этого хотели. Нередко эмоционально отвергаются дети, если их пол не соответствует желанию родителей. Иногда мать перестает любить своих детей по причине сходства с мужем, оставившим ее. Некоторые отцы и матери не испытывают теплых чувств к своим детям, если они не соответствуют их представлению о том, как должен выглядеть и как должен вести себя ребенок «приличных» родителей.

Можно выделить несколько типов трудных подростков:

Первая группа. Ее характеризует устойчивый комплекс антиобщественных взглядов. У подростков этой группы искажено представление о товариществе, смелости. Они циничны, грубы, агрессивны, озлоблены. Их типичные особенности: иждивенчество, стяжательство, стремление к потребительству, эгоизм. Ключом к перевоспитанию их является опора на личностные качества, такие, как энергичность, упорство, стремление к первенству и престижу.

Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, стремлением подражать тем несовершеннолетним правонарушителям, взгляды которых отличаются антиобщественной направленностью. В данной ситуации необходимо включить подростков в работу, выражающую умение и командовать, и подчиняться.

Для третьей группы характерно противоречие между деформированными и позитивными потребностями, отношениями, интересами, взглядами. Их отличает осознание недостаточности совершения проступков. Однако это не является их убеждением, что приводит к накоплению опыта аморального поведения.

Четвертую группу составляют подростки, для которых характерно безволие, легкая внушаемость, легкомыслие, неверие в свои силы.

В пятую группу входят подростки, легко поддающиеся различным влияниям.

Часто у значительной части детей правонарушения являются следствием притязаний на взрослость, превратного осознания своих прав, стремления добиться их признания со стороны взрослых. Прежде всего речь идет об обретении прав в сфере общения с взрослыми и тем, что составляет собственно детскую жизнь: быть защищенным перед взрослыми, не зависеть от них, иметь право спорить, осуждать взрослых, право на решение вопросов, касающихся детей. Противоречие между ранними пробуждениями чувства собственного достоинства юного человека и противостоящим ему косным, консервативным педагогическим мышлением взрослых - одна из наиболее явных причин напряженности в подростковой среде. Ситуация усугубляется еще и низким уровнем демократической и правовой культуры ребят, а также отсутствием механизма психологического и правового разрешения их конфликтов с взрослыми. Необходим правовой всеобуч молодежи, связанный, может быть, даже не столько с будущей, сколько с настоящей гражданской позицией юного человека, его участием в политической

жизни общества. Родители многое могут сделать в убеждении подростков в преимуществе демократических органов и порядков и «идеологии прав человека». Подросток должен мыслить широкими моральными понятиями. Глубокая заинтересованность в судьбе других людей - суть отрочества. От родителей зависит то, как видит мир подросток, что его волнует, удивляет, заботит, трогает, пробуждает сочувствие и презрение, любовь и ненависть. В общении с подростками мы должны стремиться к тому, чтобы воспитанники не только знали, понимали добро и зло, справедливость и несправедливость, честь и бесчестие, но и переживали непримиримость, ненависть к социальному злу, бесчестью, несправедливости. Очень важно, чтобы сферой утверждения и выражения чистых, высоких моральных чувств была богатая, благородная эмоциональная жизнь, личное отношение человека к значительным социальным, общественно-политическим  явлениям.   Такое  отношение  можно формировать в процессе бесед с подростками в семье, во время совместных попыток с ним разобраться в происходящих событиях. Ведь корни аморальных явлений в среде подростков питаются ограниченностью,  убожеством,  примитивностью  мира чувств.   Во время обсуждения с детьми книг, статей, радио и телепередач, посвященных правовым вопросам, необходимо формировать чувство долга и ответственности. Внушать мысли о том, что человек, который не знает границ своим желаниям и не умеет соотносить их с интересами других людей, никогда не станет хорошим гражданином. Ответственность - это значит ответственность перед кем-то и за кого-то. «Не знал», «не думал», «не хотел»... - этот лепет можно слышать от подростков-правонарушителей, но это - не оправдание и даже не объяснение содеянного. Поэтому задача родителей также состоит в предупреждении подростков об опасностях в игре с законом. Социальная ответственность служит показателем социальной зрелости личности и определяет поведение человека. Формирование социальной ответственности необходимо осуществлять на каждом этапе развития личности, начиная с детства. Но наиболее чувствительным и восприимчивым к нормам социального поведения, к социально направленной деятельности периодом является подростковый возраст. В подростковом возрасте интенсивно формируется личность, ее интеллектуальные и нравственные ценности. Внешний мир, поведение других людей также находятся в сфере интересов подростков. Особо важным для них становится оценка своего собственного поведения, сравнение себя с окружающими людьми. В связи с этим подростка не так сложно вовлечь в процесс самовоспитания. Но жизненные цели подростков еще не сформированы, личный опыт ограничен, чувство самоконтроля выражается слабо, поэтому важно именно в этом возрасте помочь подростку разобраться в себе и, вовлекая его в общественно значимую деятельность, учитывать особенности данного возраста.

Одной из причин правонарушений подростков является бездуховность жизни семьи. Примат материальных потребностей в условиях, когда их удовлетворение мало зависит от количества и качества труда, приобрел в нашем обществе уродливые формы, что оказывает на детей и молодежь калечащее, деформирующее личность влияние. Именно здесь один из основных факторов распространения среди учащихся негативных явлений. Стремление к обладанию различными труднодоступными потребительскими благами, жажда престижных, а порой и запретных удовольствий - вот главнейшая внутренняя побудительная сила, которая движет сегодня действиями и поведением молодых. Факты свидетельствуют, что многие семьи как раз своим образом жизни, своей системой ценностей и порождают в детях развитие мотивации вседозволенности. Ведь нет в принципе «плохих», порочных по своей природе потребностей, но есть безнравственные, асоциальные средства и способы их удовлетворения. Если папа, например, получает, минуя установленный порядок, по льготным ценам автомобиль, устраивает по знакомству сослуживцу дачный участок, то сын, наверняка, может купить решение контрольной работы по математике, словом, будет действовать в своих масштабах, но в том же нравственном диапазоне. Конечно, дурному влиянию могут подвергаться и дети из вполне порядочных семей, где родители, наивно полагают, что их собственная трудовая высокоморальная жизнь является достаточной гарантией опоры на ту же систему ценностей и в следующем поколении. Увы, великая сила нравственного примера автоматически не срабатывает, ее нужно целенаправленно и умело использовать в целях воспитания, на что чаще всего у взрослых не хватает ни времени, ни мастерства. На недобрые поступки детей толкает и зависть. Зависть может быть возможным источником трудновоспитуемости подростков. Это неприязненно-враж-дебное чувство к чьим-то успехам, популярности, моральному превосходству. Нередко она вырастает из осознания своей ущербности в сравнении с другими, из искаженной потребности в самоутверждении. У подростка возникает недоброжелательное отношение к тому, кто счастливее или умнее, сильнее или авторитетнее, популярнее. Еще примитивное чувство зависти к одежде, вещам. Подросток требует от родителей купить такую же вещь, как у товарища. Если они выполняют требуемое, тщеславие подростка удовлетворяется, зависти не возникает, если нет, - это чувство растет, складываются конфликтные отношения с родителями, сверстниками. Подросток даже может стать на путь правонарушения. В одной из школ г. Минска семиклассница появилась в сверхмодной куртке. К концу недели куртка пропала из гардероба. Искать ее долго не пришлось: куртку спрятали одноклассницы девочки. Они это сделали не из корыстного побуждения, чтобы присвоить или сбыть за деньги. Мотив был иной - спрятать куртку, чтобы ученица не носила ее и не вызывала зависти. Зависть у ребенка может возникнуть, как следствие неумения родителей развивать его дарования и способности. Очень важно, чтобы ребенок в какой-то области имел непререкаемый авторитет среди сверстников, научился  какому-либо делу, где бы проявлялись его способности, одаренность. В силу разных причин у детей из вполне благополучных семей появляются ростки нездорового соперничества, зависти и т. п. И как здесь не вспомнить слова П.Ф. Лесгафта о том, что лицемерие, зависть, тщеславие ребенка - это всегда следствие лицемерия, зависти, тщеславия его родителей или других взрослых.

Методические рекомендации

В ходе проведения беседы используются следующие вопросы:

  1. Помните ли вы, когда ваш ребенок оставался надолго совсем один?
  2. Чувствовал ли ваш ребенок когда-либо отвержение со стороны любого из родителей?
  3. Насколько эмоционально близкими друг к другу чувствуют себя члены вашей семьи?
  4. Насколько активно участвуете вы в жизни друг друга?
  1. Проводите ли вы время вместе, когда это возможно, или предпочитаете заниматься своими делами?
  2. Знаете ли вы друзей своего ребенка?
  3. Есть ли у вас общие интересы?
  4. Что обычно происходит в семье вечером или в выходные?
  5. Как происходит обсуждение разногласий в семье?

10.        Часто ли ваша семья кажется дезорганизованной?

Далее  возможна организация  мозгового    штурма,  в процессе которого решаются две проблемы:

        1.Какие условия семейного воспитания мы можем отнести к неблагоприятным?

2.Пути улучшения условий семейного воспитания трудных подростков.

Проведение «мозгового штурма» возможно в два этапа:

 / этап - генерация идей. На этом этапе создается атмосфера свободного высказывания различных идей и мнений:

  1. исключается критика, можно высказывать любую идею;
  2. поощряется самое необузданное фантазирование, чем более кой окажется идея, тем лучше;
  1. количество предлагаемых идей должно быть как можно большим;

•        предложенные идеи не являются ничьей собственностью, никто не вправе монополизировать их;

•        каждый участник может комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, «улучшать» и совершенствовать.

2 этап - критическая оценка идей и выбор альтернативных вариантов, когда происходит оценка идей самими участниками.

  1. Родители разрабатывают критерии оценки идей и все идеи записываются на доске;
  2. Идеи тестируются методом «от противного»: почему данная идея, если ее реализовать, провалится;

•        Группа выбирает наиболее ценные идеи, располагает их по степени важности и обосновывает важность реализации;

•        Группа родителей обсуждает вместе с учителем итоги работы, включающие в себя оценку эффективности, рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Семейные и внешние условия, определяющие формирование успешного и аддиктивного поведения подростков».

Этот материал предназначен для замещающих родителей, в семьях которых воспитываются дети подросткового возраста. Прежде всего с его помощью  представляется возможность понять и обсудить истоки во...

Формирование культуры поведения подростка средствами проектирования ситуаций в школе искусств

Данное издание будет полезно и психологам, и педагогам. Вместе с тем разработка рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся проблемами поведения подростков.Цель: показать, как культура поведе...

Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.

Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...

Шесть шагов к победе. Программа по формированию у подростков правомерного и социально одобряемого поведения.

Цель программы: содействие подросткам в осознании себя как стратега собственной жизни на основе приобщения к общечеловеческим нравственным нормам.Задачи:     1. Формировать у подро...

Библиотерапия как средство формирования социально-нравственной сферы поведения у педагогически запущенных подростков

Психокоррекционная работа с педагогически запущенными учащимися  включает в себя 20 занятий, 2 консультации с педагогами и родителями. Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю, продолжит...

Движение ЮИД для формирования у детей и подростков гражданской ответственности и культуры поведения на дорогах

Рассмотрены этапы развития и формы организации деятельности детского общественного движения «Юный инспектор движения» районного уровня,как эффективный метод работы по формированию гражданс...