Мастер класс «Использование игровых технологий в работе семейного клуба».
статья по теме

Маслова Ольга Андреевна

В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Опыт моей работы показал, что  встречи  родителей и учащихся должны проходить постоянно, быть яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

Именно поэтому я приняла решение  рассмотреть тему мастер класса:«Использование игровых технологий в работе семейного клуба».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

ГБОУ ЦО №2006.

Мастер класс

«Использование игровых технологий в работе семейного клуба».

  Классный руководитель,                                         Маслова О.А.

учитель математики и информатики.  

                                                       

                                               

                                             Москва 2010.                  

                                                Пояснительная записка

В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Опыт моей работы показал, что  встречи  родителей и учащихся должны проходить постоянно, быть яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

Именно поэтому я приняла решение  рассмотреть тему мастер класса:

  «Использование игровых приемов  на родительских собраниях  как  

   средство развития коммуникативной  компетентности родителей».

Цель мастер класса:  передача практического опыта работы по улучшению качества индивидуального и группового  общения  с  родителями учащихся,  посредством применения  к ним  метода игровых приемов, как средства развития  их коммуникативной компетентности.
Задачи

•        Формирование и развитие у классных руководителей навыков в организации и проведении эффективной работы с родителями, посредством игровых приемов.

•        Ознакомление со структурой и функциями игры как деятельности личности.

•        Вовлечение участников мастер класса в обсуждение  данной проблемы.

•        Обобщение опыта  работы классных руководителей.

Во вступлении  хотела бы обозначить причины выбора мною данной темы. В основной части мастер класса, мы рассмотрим конкретные  игровые приемы, которые можно использовать в  совместной работе с родителями и учащимися. Эти приемы будут раскрыты  на примере проведения  конкретной встречи - знакомства родителей и детей в 5 классе, с  использованием  словесного метода мастера, метода наглядности и практического исполнения. В заключении хотелось бы обменяться опытом работы по данной проблеме с моими коллегами.

Обещаю, будет интересно!

Мастер класс

   Тема: «Использование игровых технологий в работе семейного клуба». 

Направление: «Организация реальной совместной деятельности родителей и детей».

Цель мастер-класса: обогатить профессиональный опыт коллег в сфере семейного общения; создать комфортную творческую обстановку.

   Задачи:

  1. Передать коллегам накопленный мной практический опыт организации реальной совместной деятельности родителей и детей с использованием игровых технологий.
  2. Заинтересовать  коллег организацией реальной совместной деятельности родителей и детей через организацию работы семейного клуба.
  3. Вовлечь участников мастер-класса в обсуждение данной проблемы.

Здравствуйте,  уважаемые коллеги, уважаемые члены жюри! Разрешите представиться -  Маслова Ольга Андреевна, классный руководитель 8 класса Центра образования №2006 Юго-Западного административного округа.

   Предлагаю Вам активно включиться в работу. Тема моего мастер-класса: ««Использование игровых технологий в работе семейного клуба». 

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношений с окружающими людьми.

В современном мире живое общение родителей и детей становится редкостью, если не сказать роскошью.  Его заменяют Интернет, телефон, телевизор. Родители погружены в работу, дети – в учебу, на задушевные разговоры  времени очень мало. А ведь именно это неформальное общение очень важно и для детей, и для родителей. Еще большую редкость представляет реальная совместная деятельность родителей и детей.

   Когда 4 года  назад я стала классным руководителем 5 класса школы-новостройки, передо мной сразу встали вопросы :

 «Как сделать родителей моих учеников единомышленниками? Как сформировать у них потребность участвовать вместе с детьми в различных школьных делах? Как пробудить интерес к школе и доверие к ней?»

Наверняка эти вопросы задавал себе каждый из вас. Родительские собрания, индивидуальные встречи, родительские всеобучи – это все необходимые формы работы классного руководителя с семьями учащихся. Но хотелось чего-то необычного… Так у меня зародилась идея создания семейного клуба. Вместе с родителями мы разработали Положение, написали Устав клуба, выбрали актив, в который вошли как дети, так и родители; придумали название, определились с формами работы. Совместно с детьми и родителями путем анкетирования составили план работы нашего клуба. В него вошли содержательные, нестандартные по форме и актуальные по значимости совместные дела, интересные как детям, так и родителям.

 Важно, чтобы  мероприятия были необычными, мобильными, проходили ярко, динамично. Чтобы подготовка к мероприятиям требовала минимальных материальных и временных затрат. И наконец, чтобы они были интересными для всех, чтобы и дети, и родители принимали в них активное участие.

   И здесь на помощь мне пришла игра. «Игра?» – спросите вы. «Игра…», - сначала неуверенно отвечу я. А немного подумав, и уже нисколько не сомневаясь, воскликну: «Игра!!!»

   Большинство исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

1.развлекательную (основная функция игры -- развлечь, доставить удовольствие,  пробудить интерес);

2. коммуникативную

3  терапевтическую: преодоление различных трудностей,

4. диагностическую: самопознание в процессе игры;

5. коррекционную

6.  функцию социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

   Только, прибегая к помощи игровых технологий, необходимо помнить, что игра - это не самоцель, а средство  повышения коммуникативной культуры и духовного единения  участников воспитательного процесса.

 Много книг и статей написано о применении игровых технологий, как в учебной, так и в воспитательной деятельности.  Мне бы хотелось поделиться с вами  своим опытом работы в плане использования игровых технологий с целью развития диалогового общения родителей и детей в процессе сотрудничества и сотворчества.

   Для начала давайте поработаем в группах. Поскольку я сегодня не ставлю цель продемонстрировать всевозможные способы деления на группы, то мы не будем терять на это время и поработаем в тех группах, в которых Вы оказались, может быть случайно, а может уже успели познакомиться и заняли места с учетом возникших уже симпатий. Главное, чтобы Вам было комфортно.

    Попробуйте сейчас продемонстрировать конкретные игровые ситуации, которые можно  использовать в работе семейного клуба с детьми разных возрастных групп. Я не буду  брать детей 1-4 классов, так как это самая благодатная пора для совместной реальной деятельности родителей и детей. Это тот возраст, когда и дети, и родители с удовольствием включаются в совместную деятельность. Задача классного руководителя на этом этапе – поддержать интерес.

                                                     Задания:                                                                               1 группа –продемонстрировать игру, которую можно использовать с родителями и детьми 5-7 классов. 

«Сочиним сказку»

Командам предлагается начало сказки и ее конец. Каждый по кругу называет одно или два предложения и передает ход следующему, пока сказка не завершится

 (для передачи хода используется любой предмет).

Начало сказки:

«Рано утром учащиеся 5 класса «д» вдруг решили……»

Окончание сказки:

«…Торжественное награждение родителей и учащихся проходило в актовом зале центра образования».

2 группа –  продемонстрировать игровую ситуацию, которую можно провести с родителями и  учащимися 8-11 классов.

«Собери фразу»

Каждая группа получает комплект карточек с частями фразы. Нужно восстановить авторское высказывание, реконструируя его по смыслу. Затем группа обсуждает справедливость фразы и высказывает свое мнение.

Например: «Если ты не знаешь, куда плыть, то никакой ветер не будет тебе попутным./Сенека/

   ВОПРОС В ЗАЛ:  Пока мои коллеги заняты творческой работой, я хотела бы обратиться к Вам, уважаемые коллеги, присутствующие в зале, и к Вам, уважаемые члены жюри. Я думаю, мне не стоит убеждать Вас в том, какую важность имеет первая реальная совместная деятельность детей и родителей.  Ведь от результатов  именно первой встречи будут зависеть все последующие итоги совместной работы учащихся, родителей и школы. Но для того, чтобы  первая совместная встреча прошла плодотворно, необходимо познакомить родителей  друг с другом. Я предлагаю сделать это с помощью игры «Волшебная палочка».

1.Волшебная палочка

Существует множество вариантов игр с общим названием “волшебная палочка”. “Родительский” вариант заключается в следующем. “Волшебную палочку” – карандаш, линейку или зонтик – родители будут передавать друг другу по кругу. При этом им нужно будет представиться и,  вспомнив детство ответить на три вопроса:

1.Как звали первую учительницу?

2.Как вы  учились в школе, с какими оценками закончили школу?

3.Ваш любимый  учебный предмет?

Уважаемые члены жюри, я прошу вас поучаствовать в данной игре. Давайте попробуем. Если позволите, я начну с себя.

   Спасибо Вам за работу. А  теперь я хотела бы обратиться к коллегам присутствующим в зале. Подумайте, какие вопросы  в рамках этой игры можно было бы задать детям для знакомства друг с другом.

Спасибо. Это было поучительно и интересно. А  теперь послушаем моих коллег. Напомню – у них было задание продемонстрировать  конкретные игровые ситуации, которые можно использовать в работе семейного клуба.

   Я думаю, коллеги справились с заданием. Я прошу вас раскрыть содержание игры  и ваш вариант ее проведения.

   Ответы моих коллег  еще раз убедили нас в том, что игры можно использовать в любой возрастной группе.

   Уважаемые коллеги! А сейчас Ваше внимание я хотела бы привлечь к игре, в которой совместное творчество детей и родителей проявляется особо ярко. Это кулинарная игра «город сладкоежек».

Все - родители и дети - делятся на несколько групп ( по 2-3 семьи; исходя из картинки на пригласительных билетах в данном случае).Каждая группа получает стартовый набор сладких материалов(печенье, вафли, сгущенка и т.д) из которых они будут строить домик своей мечты. Фантазируя, участники строят свои дома и дворы, парки, деревья и т.д. Итак, включаем воображение и за работу!

   ВОПРОС В ЗАЛ: Уважаемые коллеги! Как вы считаете, что дает совместное участие детей и родителей в работе семейного клуба РОДИТЕЛЯМ? (выслушать ответы) А ДЕТЯМ? (выслушать ответы)

   Совершенно верно. Подобные встречи дают возможность родителям лучше понимать своих детей, увидеть своего ребенка в естественной для него атмосфере общения с другими детьми. А детям  дают возможность видеть, что родители интересуются их жизнью. Что они не такие уж зануды, какими иногда кажутся.

   Но, несмотря на все положительные моменты такого общения, я хотела бы остановиться на «подводных камнях» этого мероприятия.                                              Увлекаясь, взрослые сами становятся детьми и нередко подавляют активность ребенка. Важно раскрыть и показать родителям творческий потенциал учащихся, а не превращать его в пассивного зрителя.

Еще одна опасность подстерегает учителя в работе с теми детьми, родители которых не смогли прийти на мероприятие. Необходимо внимательно отнестись к этим ребятам, чтобы они не почувствовали себя чужими на общем празднике.

Эта игра уникальна по своей сути, ее можно использовать в виде конкурса в воспитательной работе с учащимися класса, или как общешкольную кулинарную игру, в которой принимает участие каждый класс школы.

   Давайте посмотрим, что получилось у моих коллег.

А теперь, когда каждая команда завершила свои постройки, я предлагаю объединить их в Город сладкоежек 5 «д» класса.

Все постройки на досках переносятся на один общий стол. Давайте сделаем это.

Обычно дети и родители замечают, что чего- то не хватает, строения выглядят как- то разрозненно и поэтому предлагают  варианты объединения домов. Уважаемые коллеги, прежде, чем я скажу, что предлагают мои дети и родители, попробуйте вы найти ответ на этот вопрос. Как можно объединить эти дома? (ответы). Мои дети и родители предлагали проложить между домами дорожки из сладких шоколадных плиток.   Ну, вот теперь наш город готов. Теперь можно ходить друг к другу в гости, общаться, помогать друг другу. А добавить в атмосферу нашего города сказочной романтики помогут свечи. Мы не будем сегодня это делать, но, поверьте, это очень красиво. На этом этапе можно попросить родителей высказать пожелания собственным детям. Давайте попробуем.

Например: Пусть родившейся сегодня Город сладкоежек 5 «д» класса  будет дружным, интересным, увлекающимся  и т.д.

В свою очередь классный руководитель может высказать напутствие родителям или предложить это сделать учащимся. А теперь можно и свечи задуть, чтобы исполнились все наши пожелания и желания.

 «Сладкий город» получился по-настоящему, сказочный и волшебный. Конечно, немного жаль его разрушать, но уж очень вкусно он выглядит!». Организуется общее чаепитие со сладостями города.

      Неожиданное задание, совместное творчество детей и родителей, благоприятная атмосфера  дает огромный заряд положительных эмоций, возникает удивительное чувство причастности к одному общему делу. Взрослые снова чувствуют себя детьми, а дети получают уникальный опыт общения с родителями на равных.

Веер игровых приемов чрезвычайно широк, поэтому ключевое действие педагога- это отбор и подбор игры, как метода, адекватного поставленной воспитательной задаче.

 Использование разнообразных форм работы дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками  учителя, создается атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал: позиция родителей, как воспитателей, стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

 Итак, уважаемые коллеги! Хочу выразить всем вам огромную благодарность за совместно проведенную работу! Каждый из вас в очередной раз проявил себя неординарным, смелым творческим человеком.

   Уважаемые коллеги! Давайте попробуем подвести итоги нашей работы.

1)  Как Вы считаете, такое мероприятие требует большой подготовки? (Нет. Праздник рождается на наших глазах. Это плюс.)

2) А может быть кто-то из присутствующих здесь считает финансовые затраты не оправданными? ( Это ваше мнение. Я его уважаю. Мое мнение – такие же деньги будут затрачены и на обычное чаепитие. Согласитесь,   как приятно пообщаться с детьми и их родителями за чашечкой чая.)

3)Как часто Вы используете в своей практике игровые технологии?

   Завершая наш с вами разговор, я хотела  бы напомнить вам слова, с которых начинала Мастер-класс: «Важно, чтобы  мероприятия были необычными, мобильными, проходили ярко, динамично. Чтобы подготовка к мероприятиям требовала минимальных материальных и временных затрат. И наконец, чтобы они были интересными для всех, чтобы и дети, и родители принимали в них активное участие.»

- Наше мероприятие необычное? – ДА!

- Мобильное? – ДА!

- Проходило ярко, динамично? – ДА!

Подготовка этого мероприятия требовала минимальных материальных и временных затрат? – ДА!

Это было интересно? – ДА!

4) У кого из Вас появилось желание провести такую игру в своем классе?  

   ЧТО И ТРЕБОВАЛОСЬ ДОКАЗАТЬ!

                                     Еще раз огромное вам спасибо!

Напоследок я хотела бы предложить вам своеобразный рецепт счастья от Ирины Беляевой и может быть он поможет вам в вашем нелегком труде и подарить на память о нашей встрече брошюру из опыта моей работы. Буду рада, если кому-нибудь она поможет сделать совместную деятельность детей и родителей интересной.

 Возьмите чашу терпенья, влейте в нее полное сердце любви, добавьте в нее две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора, и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.

Еще раз огромное спасибо.

 Оборудование:

  1. сладкие стройматериалы (печенье, сгущенка, мармелад, шоколад и т.д.)
  2. фартуки, влажные салфетки, скатерти, разделочные доски.
  3. свечи.
  4. Брошюрки.

Литература:

1.  Научно-методический журнал «Воспитание школьников» №9,2005год .

2. Дереклеева Н.И.. «Новые родительские собрания 5-9 классы;

3.  Шмаков С.А. «Игры-шутки,игры-минутки».м.,1997.

4.М.Доценко,Т.Лантратова «Сладкий город», «Классное руководство, воспитание школьников»№18, 2009.

5.Щуркова Н.Е. «Игровые методики» ПОР,2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование игровых технологий в работе со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка» с приложением (Дидактические игры, материалы по предупреждению неуспеваемости, психолого-педагогическая характеристика)

Мастер-класс проведен на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы. Работа со слабоуспевающими учащимися должна быть направлена на преодоление трудностей и привитие интере...

Мастер-класс "Использование игровых технологий на уроке английского языка как средство оптимизации процесса обучения"

Мастер-класс "Использование игровых технологий на уроке английского языка как средство оптимизации процесса обучения"...

Мастер-класс "Использование игровых педагогических технологий на занятиях в дополнительном образовании. Игры - энергизаторы"

Знание всегда имеет эмоциональное измерение. Все, кто занимается обучением людей, детей или взрослых, должны принимать во внимание это измерение; тогда урок или занятие станет для каждого участника ув...

Мастер-класс "Использование облачных технологий в работе учителя"

Данная публикация представляет собой презентацию мастер-класса по обучению педагогов применению облачных технологий в учебном процессе. В презентации приведен обзор облачных хранилищ, отражены преимущ...