Диалог о воспитании
методическая разработка по теме

Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Диалог о воспитании138.91 КБ
Файл Диалог о воспитании25.08 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диалог о воспитании МКОУ « Шеломовская СОШ» Классный руководитель 6 класса: Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна 2011-2012

Слайд 2

Содержание МКОУ « Шеломовская СОШ» 2011-2012 Афоризмы о воспитании и воспитанности Диалог двух мам Лекторий для родителей (родительская мастерская) Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей (Семейный кодекс РФ.Гл.12) Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей) (Закон "Об образовании». Гл.V ) Статья 19. Общее образование (Закон "Об образовании». Гл.II ) Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса ( Закон "Об образовании». Гл.II ) Заключение

Слайд 3

МКОУ « Шеломовская СОШ» 2011-2012 Глупцов глупей, слепцов слепей Те, кто не воспитал детей. Брант С. А нравственность, влеченья, знанья Зависят лишь от воспитанья. Брант С. Пусть первым уроком ребенка будет повиновение. Тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым. Франклин Б. Воспитание — великое дело: им решается участь человека. Белинский В. Г. Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику. Эмерсон У. Великий секрет воспитания — в умении добиться того, чтобы телесные и умственные упражнения всегда служили отдыхом — одни от других. Руссо Ж. И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно . Толстой Л. Н. Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем. Конфуций Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить. Толстой Л. Н. Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим. Белинский В. Г. Хорошее воспитание надежнее всего защищает человека от тех, кто плохо воспитан. Честерфилд Ф. Вся задача воспитания — заставить человека не только поступать хорошо, но и наслаждаться хорошим; не только работать, но и любить работу. Рёскин Д. Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества. Рузвельт Т. Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают в пользу его ума: он становится философом, считая себя только ремесленником. Руссо Ж. Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитывайте силы, которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пусть всегда находится в движении; пусть будет он человеком по силе, и вскоре он станет им по разуму... Если мы хотим извратить этот порядок, то произведем скороспелые плоды, в которых не будет ни зрелости, ни вкуса и которые не замедлят испортиться: у нас будут юные ученые и старые дети. Руссо Ж. Много рассуждают о качествах хорошего воспитания. Первое, которое я потребовал бы от него — а оно предполагает и много других, — это не быть человеком продажным. Руссо Ж. Ж Постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей. Кант И. Порицания достойны родители, не желающие воспитывать своих детей в строгих правилах. Петроний Привычка всего прочнее, когда берет начало в юных годах; это называем мы воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки. Бэкон Ф. Афоризмы о воспитании и воспитанности МЕНЮ

Слайд 4

Диалог двух мам МКОУ « Шеломовская СОШ» 2011-2012 – Как вырос твой сынок! Красивый парень. Наверно, весельчак и озорник? А вот и мой! Давайте поиграем, К какому кто оружию привык? Ну, что молчишь? Как – нету автомата? Тогда держи машинки, малышня… Во что играют во дворе ребята? – Да он такой домашний у меня, Он все со мной и с бабушкою дома… – Но почему? Нет во дворе детей? Такая ситуация знакома… – Да нет – мне так спокойнее, светлей! Он слабенький такой, больные почки. Мне, знаешь, лучше, если он со мной… – Могу тебя заверить: знаю точно – Кто не активен, тот и есть больной! Картавит сильно… Водишь к логопеду? – Я думала, что он перерастет… – Все может быть… теперь прошу к обеду, Мальчишки! Вас зову набить живот! – А это сок? Ой-ой, холодный очень! Пожалуйста, его ты подогрей! От горла – осложнение на почки. Плюс тридцать? Ну и что? Ты грей скорей! – Так закаляй его! Бассейн, пробежки, Подвижных игр побольше и возни! – Ну что ты! Он такой домашний, нежный, Зачем ему проказы ребятни? – Эгей, подружка! Ты не сможешь вечно Спасать сынка от жизненных невзгод! Судьба не любит, знаешь ли, увечных, Кто милостей ее пассивно ждет. И где они? Учи его, родная, Быть словно сталь, а не как вялый дым! – Но он такой… – Больной, домашний, знаю. Но лишь из-за тебя он стал таким! Автор Санди Зырянова. МЕНЮ

Слайд 5

МКОУ « Шеломовская СОШ» 2011-2012 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми. Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей [Семейный кодекс РФ] [Глава 12] [Статья 63] МЕНЮ

Слайд 6

МКОУ « Шеломовская СОШ» 2011-2012 1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. 2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. 3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения. 5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования. Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей) [Закон "Об образовании"] [Глава V] [Статья 52] МЕНЮ

Слайд 7

МКОУ « Шеломовская СОШ» 2011-2012 2. Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования определяются федеральным законом. 6. По согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения. 7. По решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет. Исключение обучающегося из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения. Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства. Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении. Статья 19. Общее образование [Закон "Об образовании"] [Глава II] [Статья 19] МЕНЮ

Слайд 8

МКОУ « Шеломовская СОШ» 2011-2012 6. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается. 7. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся. Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса [Закон "Об образовании"] [Глава II] [Статья 15] МЕНЮ

Слайд 9

МКОУ « Шеломовская СОШ» 2011-2012 Воспитатель сам должен быть воспитан. Маркс К. МЕНЮ



Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

Тема: «Диалоги о воспитании. Как воспитать здорового ребенка?»

Цели:

– помочь родителям осознать свою роль в воспитании и развитии ребенка;

– развивать у родителей интерес к себе как к педагогам-воспитателям;

– помочь осознать, что такое здоровье. Найти причины нездоровья детей;

– наметить пути сохранения и укрепления здоровья в школе и дома (здоровья и взрослых, и детей).

Подготовить: запись песни «Родительский дом», аудио-проигрыватель, карточки с изображением девочки и мальчика, чистые листки (30x6), фломастеры.

На доске: записан эпиграф: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н. Толстой).

Вступительное слово

– Благодарю вас за то, что пришли...

На лектории «Диалоги о воспитании» мы будем пополнять свои знания по вопросам воспитания и развития детей, знакомиться с педагогической литературой, с взглядами известных людей на воспитание. Мы будем с вами делиться опытом, обсуждать интересующие вас вопросы. И, конечно же, мы будем учиться разумно выстраивать отношения с ребенком, учиться правильному общению в семье между взрослыми, чтобы создать благоприятную среду для жизни ребенка, для формирования его правильного поведения.

– Давайте попробуем ответить сами себе на следующие вопросы: А талантливые ли Вы родители? Ставите ли Вы семейное воспитание на первое место.

- Важно, чтобы в первую очередь человек был счастлив дома. Прочитайте слова Л.Н. Толстого, записанные на доске. Я с ним совершенно согласна. А вы?

Ассоциации

а) Напишите или нарисуйте, что вы представляете, когда я произношу слово «дом».

б) А теперь представьте, что вы – это ваш ребенок. Подумайте, а что бы он мог нарисовать или написать в данном случае? Итак, дети, напишите, что вы представляете, когда я произношу слово «дом».

– А теперь я обращаюсь ко взрослым: кто желает поделиться своими ощущениями, что же для вас такое ваш дом?

– А вы, дети, что себе представили?

– Уважаемые родители, вот сейчас, когда вы писали, что вы чувствовали? (Родители делятся своими впечатлениями)

Можно по ходу беседы спросить:

– Когда вы писали в роли детей, вам нравился ваш дом? Хотели бы вы остаться в нем или вам захотелось уйти? Тепло ли вам было? Радостно ли?

– Когда вы были уже в своей роли, не хотелось ли что-нибудь изменить? Или добавить?

Вывод. Давайте постараемся, чтобы для вас самих и ваших детей ваш дом был самым родным, уютным, желанным местом.

«Ребенок учится тому, что видит у себя в доме»

– Ребенок рождается в семье. Быт, стиль отношений между взрослыми уже сложились. Каждый знает свои обязанности, каждый играет в семье свою роль. Ваш ребенок уже прожил здесь более 11 лет. Подумайте и напишите, кем вы являетесь в своей семье, в жизни?

– Кто желает прочитать о себе? А рассказать?

– Выберите, пожалуйста, из того, что прозвучало, три самые важные роли, которые должны играть родители.

Важные с точки зрения семейного воспитания:

– мать и отец;

– жена и муж;

– труженица, труженик (или просто работник).

Работа по группам

Желательно посадить родителей за отдельные столы:

а) Самоконструкция

Задание выполняется индивидуально. Распределите эти три роли в порядке их значимости с точки зрения

воспитания. Вы, конечно, понимаете, что это чисто условное деление.

б) Социоконструкция

Задание выполняется в группах. Тоже. Поделитесь своими мыслями и выработайте общую точку зрения, если

это возможно.

в) Социализация

Выступления от каждой группы. Озвучьте свои решения, выскажите свои мнения, если они не совпадают с общей точкой зрения в вашей группе.

г) Афиширование

На доске представители от групп  вывешивают карточки, на которых они работали. Например:

Жена – Мать – Труженица

д) Разрыв

Внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своих знаний представленному

или отстаивание своего мнения с опорой на опыт или научный источник. Такая же работа ведется по обсуждению роли мужчины в семейном воспитании. На доске вывешиваются карточки.

Итак:

1) Мы с вами проанализировали, прочувствовали свою роль в воспитании

2) Мы пришли к выводу, что воспитание ребенка начинается в семье и зависит от уклада жизни в семье, атмосферы, отношений, звучащей речи, культуры, образа жизни всех и каждого члена семьи.

Самостоятельная работа

А теперь подумайте и напишите, каким вы хотите видеть своего ребенка (5–6 качеств).

Работа идет по такому же плану (сначала индивидуально, потом в группах). На доске появляются карточки,

например:

Здоровый               Здоровый

Умный                  Счастливый

Удачливый              Добрый

Добрый                 Общительный

Счастливый             Умный

Итак, здоровье мы, конечно же, поставим на первое место. Без здоровья человеку трудно достичь каких-то

вершин.

Статистика

– Я познакомлю вас с некоторыми цифрами из статистических данных.

Среди 197 стран мира Россия находится на 68-м месте по уровню здоровья.

По продолжительности жизни мужчины России на 135-м месте, а женщины – на 100-м месте.

86% родов проходит с патологией.

У 45% девочек 13–14 лет отмечаются пониженные физические кондиции (деакселерация).

В России 5–6% здоровых детей (по данным проф. Кучмы, директора НИИ гигиены).

Вторая часть нашей встречи посвящается этой важной теме.

Здоровье. Что это такое? Почему мы бываем нездоровы? Как сохранить и укрепить здоровье наше и наших детей?

Беседа-диалог

– Какого человека мы называем здоровым?

– Кто считает себя достаточно здоровым человеком?

– Может ли здоровый человек приболеть, простудиться? (Чем это состояние отличается от состояния болезненного человека?)

– Может ли здоровый человек рассердиться, расстроиться или заплакать? (Но чем он при этом отличается от болезненного человека?)

Вывод. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия, при котором человек, например, умеет быстро восстанавливать душевное равновесие после стрессовых ситуаций и др.

Что понимают под здоровьем?

В ходе рассказа на доске появляется запись: Краткое содержание рассказа учителя:

Физическое здоровье связано с телом, с физическим развитием, координацией движений, двигательной

активностью ребенка, а также с физиологическими процессами, такими как дыхание («Дыши носиком», – говорим мы ребенку), питание («Не кушай на ночь»), сон («Спи на правом боку») и т.д.

Психическое здоровье связано с состоянием нервной системы, с развитием психологических процессов, таких как память, внимание, воображение, речь, мышление и т.д.

Социальное здоровье связано с образом жизни. Это отношения с окружающими людьми, отношения в семье.

Отдельно я бы еще выделила духовно-нравственное благополучие, которое заключается в умении управлять своими мыслями и поступками («Не делай зла»).

Причины нездоровья

Работа в группах. Подумайте, запишите причины нездоровья людей. Социологизация и афиширование

работ, обсуждение. Условно распределяем причины нездоровья по группам. Например:

Физическое нездоровье:

– родовая травма;

– наследственность;

– невыполнение гигиенических правил;

– некачественное, неполноценное питание;

– низкий доход семьи;

– несоблюдение режима прививок и т.д.

Психическое нездоровье:

– отрицательная роль СМИ (войны, негатив новостей, убийства и т.д.);

– бытовые факторы (синтетика, аэрозоли, краски и т.д.);

– падение уровня жизни, вследствие чего возрастает нервное напряжение, раздражительность.

Социальное нездоровье:

– разрушение семейных устоев и ослабление семьи;

– падение нравственности.

Добавляю:

– Одной из важных причин нездоровья являются природные и техногенные факторы (Чернобыль)

Эти факторы создают экстремальные, дискомфортные условия проживания. В таких обстоятельствах наша

задача – создать оптимальные условия для формирования и сохранения здоровья детей и взрослых.

Статистика. В ходе последних научных исследований выявлены четыре основных фактора, от которых зависит здоровье человека. Это:

Медицина

Экология

Наследственность

Образ жизни

Задание: распределите, сколько, по вашему мнению, процентов составляет доля каждого из этих факторов.

Родители высказывают свои мнения, предположения, объясняют свою точку зрения. Затем я представляю

данные статистики:

Медицина – 10%.

Экология – 20%.

Наследственность – 20%.

Образ жизни – 50%.

Что делать? Как решить эту проблему, если так много зависит от нас самих?

А. Родители предлагают, я обобщаю:

– увеличить двигательную активность (бег, ходьба, прогулки, аэробика, лыжные выходы в лес и т.д.)

– установить режим для ребенка (в данном направлении я прошла обучение по модульному курсу педуниверситета «Первое сентября» по теме «Как научить школьников организовать своё время», теперь буду применять полученные методики при работе с детьми)

– полноценное питание

– баня, сауна, бассейн

– массажи

– фитотерапия

– проветривание, влажная уборка помещений

– создание условий для ребенка (своя комната или уголок)

– ограничение просмотра телепередач, игр на компьютере и т.д.

– семейный уют, дружеские отношения в семье

– эстетические экскурсии в лес, в музеи, на концерты, в театр и т.д.

– привитие гигиенических навыков

– выезд с детьми на юг или в среднюю полосу и т.д.

Б. Что делает в этом направлении школа?

Рассказывает учитель:

– Валеологизация процесса обучения в школе. В неделю - 3 урока физкультуры. Вначале первого урока - утренняя зарядка. В течение урока – физминутка. Каждую первую субботу апреля - День здоровья. Для желающих – «Спортивная секция».

Валеопауза. Проведение с родителями массажа для ушей, гимнастики для глаз на тренажере Базарного.

Учитель рекомендует пройти с детьми консультации у врачей – окулиста, отоларинголога, хирурга.

В. Что делает в этом направлении детский сад?

Рассказывает воспитатель.

Рефлексия. Обмен мнениями об увиденном, услышанном, прочувствованном.

– Доктор психологических, медицинских, философских наук Петренко утверждает, что невозможно научить

человека любить Землю, не научив его любить и беречь себя. Согласны ли вы с этим утверждением?

Завершение беседы. На следующем занятии нашей родительской мастерской мы продолжим диалог о семейном воспитании. Тема «Разрешение конфликтных ситуаций – залог психоэмоционального здоровья детей» (я прошла обучение по модульному курсу педуниверситета «Первое сентября» по теме «Разрешение конфликтных ситуаций»). Мы будем учиться разумно выражать свои эмоции, делать замечания, правильно хвалить ребенка. Я думаю, побеседовать на эту тему нам будет интересно и полезно.

Выставка литературы

– Сегодня в нашей родительской мастерской работает выставка литературы, посвященная проблемам сохранения здоровья детей и их воспитания в семье. Ознакомьтесь, пожалуйста, с этими книгами.