"Ценность сказок"
материал по теме

Алаева Ирина Анатольевна

Родительский всеобуч

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cennost_skazok.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

г. Бронницы

Родительский всеобуч:

«Читаем детям сказки. Ценность сказок»

Подготовила

Логопед: Алаева И.А.

г. Бронницы

2010

Работая логопедом на логопедическом пункте, я обратила внимание, что детей, нуждающихся в помощи логопеда, год от года становится все больше. Это значит, что возникает необходимость в проведении направленной профилактической работы по предупреждению или смягчению речевых дефектов у детей дошкольного возраста.

    Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекал детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в сказке как реальность. Этого требует его внутренний мир. Перевоплощаясь в сказочных героев, в принцев и принцесс, в птиц и животных, дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания, чем, будучи просто Петей, Мишей, Галей, Таней.

Термин "сказкотерапия" у педагогов и психологов имеет положительную окраску, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и учения. И говоря сегодня о применении сказок, мы, в первую очередь, понимаем под этим способы передачи знаний о духовном мире и социальной реализации человека, воспитательную систему, близкую природе человека.

Сказкотерапия, конечно, наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. Сказки, прочитанные ребенку в спокойной душевной обстановке, бессомненно, принесут пользу. Если бы у маленького Саши Пушкина не было бы такой замечательной няни, мир мог бы не увидеть впоследствии великого поэта.

Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.

Сказки  развивают у детей фантазию, логику, внимание, наблюдательность, учат малышей сопереживанию. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе.

«Работая» со сказкой следует: слушать, рассказывать и проживать сказку. В будущем цель такая, что бы добиться умения проигрывать сказки в рамках занятия. Практика показывает, что наши дети не умеют слушать сказки, а именно – вслушиваться в них. Поэтому, чтение сказки сопровождается картинным материалом, и это помогает детям в дальнейшем ответить на поставленные перед ними вопросы, а на следующем занятии – рассказать сказку. Прочтение или рассказывание сказки обязательно сопровождается логопедическими играми. Так, например, работая над сказкой «Кот, лиса и петух», дети проходят лабиринты, выбирая не ту дорогу, которая легче, а именно ту, по которой действительно шла лиса «через темные леса, высокие горы». Упражняются в силе голоса: «Лиса с петушком вошла в темный лес. Как громко кричит петушок? (дети демонстрируют), а теперь лиса зашла за высокие горы, как сейчас звучит голос петушка?». Лиса идет через горы и поет песенку: «СА-СА-СА-СА»: дети поют, меняя высоту голоса: поднимаясь в гору, повышают тон голоса, спускаясь – понижают тон.  Из счетных палочек выкладывают домики для кота и петуха и для лисицы. В сказке «Три поросенка» дети мимикой показывают злого волка, счастливых поросят и испуганных поросят. Дуют на «соломинки», на карандаши – ветки из которых построен домик, на камни, делая определенные выводы. В сказке «Гуси-лебеди», дети так же выкладывают дорогу сестры Аленушки сначала в одном направлении, потом в другом, когда они с братцем Иванушкой возвращались от Бабы Яги. Играют с яблочками: снять яблочки с веревочки, прикрепленных на скрепку, посчитать – одно яблоко, два яблока, три яблока…; положить правую руку на левое плечо, левую руку на правое колено, дотронуться правой рукой долевого уха…, подуть «на пирожки и т.д. В сказке М. Пляцковского «Ромашки в январе» дети из бумаги  делают ромашки-снежинки и наклеивают на заготовленную основу-рисунок.

Таким образом, на «сказочных» занятиях дети учатся:

- осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания;

-формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, различать и сравнивать мышечные ощущения;

-развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное;

- активизировать и обогащать словарный запас детей;

- развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;

- развивать интонационную выразительность и силу голоса;

- развивать мелкую моторику рук;

- формировать сильный выдох и направленную воздушную струю;

- укреплять артикуляционный аппарат; и многое другое.

И как мы понимаем, именно такая работа является основой профилактики речевых расстройств у детей дошкольного возраста. 

Практика показывает, что в логопедии можно с успехом использовать сказкотерапию, сочетая в ней психологические, педагогические и логопедические аспекты. Причем это может быть как полное занятие, посвященное данному направлению (о чем говорилось выше), так и отдельная его часть. Например,  логопеду так важно обеспечить на занятиях положительный настрой и поддержать  интерес к изучению новых и повторению уже знакомых упражнений. А ребенку в 3-4 года достаточно сложно выполнять «гимнастику для язычка» с полной отдачей. Одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребенку. А вот если всю такую трудную и не интересную работу предоставить сказке, то все меняется: глазки блестят, и детки с интересом следят за историей и хотят обязательно помочь главному герою сюжета.

Если ребенок приучается осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, если он пытается определить характер того, что он чувствует, то его возросшая чувствительность очень помогает логопеду в такой, например, области, как развитие фонематического слуха. Большинство детей достаточно легко начинают дифференцировать сходные по звучанию и артикуляции звуки, чувствовать ритм слова, его мелодию и структуру.

Традиционно в логопедической работе принято уделять большое внимание (кроме речи, разумеется) активизации процессов мышления и улучшению моторики пальцев рук. Но, как правило, недостаточное внимание уделяется совершенствованию эмоционально-волевых процессов.

А между тем игры и упражнения, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей.

Почти в каждой предлагаемой сказке присутствуют специальные упражнения на тренировку дыхания. Дети учатся дышать ритмично, глубоко и спокойно. «Освобождая дыхание», они легче погружаются в состояние покоя и расслабленности.

«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь.

Дети очень любят сказки, потому что в них — «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь» (А. Менегетти).

Список используемой литературы:

  1. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: ООО «Речь», 2004.
  2. Т.Д.Зинкевич – Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: ООО «Речь», 2000.
  3. Набойкина Е.Л. Сказки игры с «особым»ребенком. – СПб.: ООО «Речь», 2006.
  4. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет.—СПб.: Паритет, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).

Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...

Классный час в 7 классе «Ценность родства и семейные ценности»

Цель: воспитывать у детей чувство гордости за свою семью, фамилию, за своих родителей.Задачи: ·        подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого челове...

Классный час для старшеклассников "Ценность нравственности и нравственные ценности"

Конспект классного  часа, формирующего у школьников нравственное миропонимание....

Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е.Геллера «Сказки Андерсена» (по мотивам сказок Г.Х. Анд

Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е....

Сундучок сказок (сборник психологических сказок)

Особенность психологических сказок для детей заключается в их общей познавательности. Создавая придуманную историю о ситуации или проблеме, связанную с ребёнком, взрослый может мягко подсказать ему ре...