Консультация для родителей "Важность ориентировки в пространстве для детей с функциональными нарушениями зрения"
консультация на тему

Кудряш Елена Николаевна

Данный материал поможет понять важность развития ориентировки для ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_pro_orientirovku.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Важность ориентировки в пространстве для детей с функциональными нарушениями зрения

Социальное благополучие человека во многом зависит от того, как он приспособлен, адаптирован к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней. Для комфортного существования в социуме человека необходимо осознание своих возможностей и умение их использовать.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т.д.), влияющих на восприятие и мышление.

Не менее существенна и пространственная ориентировка детей, так как в это понятие входит оценка величины предметов, их форма, взаимоположения и положения относительно субъекта. Поэтому ориентировка в пространстве непосредственно связана с разделами «Величина», «Геометрические фигуры» и тоже имеет чувственную основу. Она предполагает умение пользоваться какой-либо системой отсчета. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т.е. по сторонам собственного тела. Он практически соотносит объекты с частями тела: вверху – где голова, внизу – где ноги. Другими словами, дошкольник (особенно младший) осваивает «схему» собственного тела, которая, по сути, и является для него системой отсчета.

Ребенок познает пространство по мере того, как сам им овладевает. Еще лежа в постели и действуя с соской, погремушкой, ребенок познает «близкое» пространство. «Далеким» пространством он овладевает несколько позже, когда учится самостоятельно передвигаться. Вначале восприятие далекого пространства мало дифференцировано и оценка расстояния очень не точна. Интересно в этом отношении воспоминание физиолога Гельмгольца, относящееся к 3-4 годам: «Я сам еще помню, как я ребенком проходил мимо церковной башни и увидел на галерее людей, которые мне показались куколками, и как я просил мою мать достать мне их, что она могла бы сделать, как я тогда думал, протянув одну руку вверх».

Актуальность проблемы обусловлена тем, что несформированность пространственной ориентировки является одной из причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации ребенка с нарушением зрения, снижение его мобильности и контакта с окружающим миром. Нарушения зрения, возникающие в раннем детстве, отрицательно влияют на процесс формирования пространственной ориентировки и социальной адаптации в целом.

Адаптация ребенка с патологией зрения к условиям существования в окружающей действительности зависит от того, насколько успешно он усваивает определенные знания, приобретает навыки, умения, позволяющие адекватно действовать и приспосабливаться. В детском саду с нарушением зрения обеспечить детям возможность системной практической ориентировки в окружающей действительности в процессе активного предметно-практического обучения призваны совместные коррекционно-развивающие занятия воспитателя и тифлопедагога.

Несмотря на относительную сохранность зрительного восприятия у детей с косоглазием и амблиопией отмечаются затруднения в пространственном ориентировании - предметно-практическом и словесном.

Отклонения в развитии предметно-практической и словесной ориентировки в пространстве (трудности восприятия глубины пространства, величины и формы предметов, их взаимного расположения) у детей с косоглазием и амблиопией могут быть объяснены специфической выраженностью зрительной патологии (монокулярностью).

Ориентировка в пространстве помогает определять свое местонахождение среди окружающих людей и; обозначать в речи взаимное расположение предметов

Итак, как уже говорилось, первым этапом в освоение ориентировки в пространстве является ориентировка от себя, то есть ощущение себя, как точки отсчета в окружающем пространстве. Таким образом, видно, что изначально ребенок начинает ориентироваться в большом пространстве, и лишь вторым этапом является умение ориентироваться в малом пространстве, то есть на листе, столе, в тетради, что особенно важно при подготовке дошкольника к школе.

Данная работа рассчитана на детей с нарушением зрения среднего и старшего дошкольного возраста, потому что именно в этом возрасте уже должно совершенствоваться умение ориентироваться в окружающем пространстве: слева – справа, вверху – внизу, впереди (спереди) – сзади (за), между, рядом с, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперед, назад, направо, налево и т.д.), и начинает формироваться умение ориентироваться в малом пространстве, например на листе бумаги (справа – слева, вверху – внизу, в середине, в углу)

Ориентировка в малом пространстве позволяет ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.). Знакомство с планом, схемой, маршрутной картой. Развитие способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка , плана , схемы.

Дети учатся читать простейшую информацию, обозначающую пространственные отношения (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); самостоятельно ориентироваться в  малом пространстве, ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки и символы).

Для детей с нарушением зрения зачастую характерен более низкий темп освоения материала раз, и второе весь материал должен быть усвоен через чувственный опыт и через игру, иначе данный материал будет усвоен только механически, без осмысления, а это будет означать трудности в дальнейшем, при работе с новым, более сложным материалом.

        Естественно, вся работа должна проходить по принципу от простого к сложному, так как, в обратном случае можно, во-первых, не добиться усвоения материала, а во-вторых, отбить у ребенка, при возникновении каких-либо трудностей, желание вообще что-либо изучать.

Таким образом, продумывая все игры и задачи на ориентировку в малом пространств, учитывая особенности детей с нарушением зрения, можно добиться очень хороших результатов и помочь ребенку в дальнейшем не испытывать трудностей, не только в школе, но и в общении, играх и дальнейшем развитии и приобретении жизненного опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно- развивающих занятий с младшими школьниками с функциональным нарушением зрения 1 класс (IV вида) по профилактике нарушений письменной речи

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1 класса  с ОВЗ  адресована  педагогам  коррекционных  школ,   классов  IV вида при ОУ....

Обучение детей с функциональным нарушением зрения ориентировке в пространстве.

             Для дошкольников с функциональным нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность: у них по сравне...

Развитие памяти у детей с функциональным нарушением зрения.

Дошкольное детство – важная ступень подготовки к школьному обучению. Все родители будущих первоклассников мечтают, чтобы их ребёнок успешно начал обучение в школе. Во многом это зависит от того, наско...

Методика «Развитие пространственной и социально-бытовой ориентировки у детей с тяжёлым нарушением зрения (тотально слепые дети)»

Доказано, что эффективность овладения слепым с детства пространства связана с необходимостью раннего управления процессом обучения...

Формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста

Формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста...

ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯКАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВОРАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ И ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ СТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НАЗАНЯТИЯХ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ К...