Формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста
консультация на тему

Иванова Ивана Ивановна

Формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для чего ребенку ребенку важно уметь ориентироваться в пространстве?

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями.

При изучении математики пространственные представления нужны ребенку для:

  • понимания разрядного строения числа (17 и 71 различаются только «местом» входящих в их состав цифр);
  • правильного, не зеркального написания цифр;
  • понимания отношений сравнения (больше-меньше, ближе-дальше, раньше-позже);
  • осуществления счетных операций (сложения-вычитания, деления-умножения);
  • понимания условий задачи: часто при постановке задачи ребенок попадает в тупик перед грамматической формулировкой ее условий (например «на столько-то больше» или «во столько-то больше»);
  • работы с многозначными числами, где значение каждой цифры определяется ее местом (разрядом);
  • проведения операций с отрицательными числами, условием которых является направление производимой операции.

В успешности изучения и письма уровень сформированное пространственных представлений также занимает очень важное место. Часто в тетради ребенка мы видим ошибки следующего характера: путаница в прописных буквах «б», «д» («хвостик» вверх или вниз?); «ш» «и» (сколько «крючочков» — два или три?), вместо буквы «к» — буква «н» и наоборот, зеркальное написание (буквы «э», «з» или «с» написаны в другую сторону), путаница в редко встречающихся буквах (например, вместо «ц» — «у», вместо «х» — «ж»: не «мухомор», а «мужомор»).

Аналогичные проблемы могут встречаться и при освоении техники чтения.

Остальные школьные предметы основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.

Как формируются пространственные представления у ребенка?

Развитие пространственных представлений начинается еще в раннем детстве, они складываются постепенно, проходя несколько этапов.

  • В период, когда ваш малыш еще только тянется к погремушке, у него начинает формироваться представление о собственном теле и о расположении внешних объектов по отношению к нему. Это первая и основная ступенька в развитии пространственных представлений
  • Вторая ступень связана с развитием у малыша мышления и речи. Ребенок уже начинает понимать, а позднее и употреблять такие слова, как «верх», «низ», «близко», «далеко», впереди», «сзади» и т.п.
  • Третья ступень формирования пространственных представлений — появление так называемого «квазипространства», которое является наиболее сложной и поздно формирующейся структурой. Примером могут служить представления о времени, понимание сложных логико-грамматических конструкций. Например, «собака хозяина» или «хозяин собаки» — в чем разница? Или: «Коля спасен Петей. Кто кого спас?» Ответы на эти вопросы требуют мысленной перестановки подлежащего и дополнения в квазипространственной структуре фразы. Понимание квазипространственных отношений помогает понять и смысл художественных текстов. Вы ведь встречали ребят, которые не любят читать авторские произведения, но с удовольствием роются в энциклопедии?

Важно отметить, что перечисленные уровни развития пространственных представлений не просто надстраиваются друг над другом, но и тесно взаимодействуют между собой.

Игры, способствующие развитию умения ориентироваться в пространстве

В старшем дошкольном возрасте (5-7лет) важно соблюдать поэтапность проведения игр.

На первом этапе предлагаются игры и упражнения, связанные с ориентировкой в собственном теле.

«Покажи правую/левую руку (ногу, глаз и т.д.)»

«Путешествие» (когда взрослый, используя массажный мячик (в ванной-мочалку) или любую другую игрушку, «путешествует», обозначая словами, где в данный момент находиться. Например: «Посмотри, какой у меня ежик, он хочет забраться и погулять, вон в том лесу (показывает на голову ребенка) Ох, какой тяжелый и далекий путь мне предстоит. Качусь по правой ноге, забрался на правый бок, покатился по правой руке, забрался на правое плечо, зашел в гости к правому уху и правому глазу. Вот я и на месте! Как высоко! (спуститься можно по левой стороне)».

«Прищепки» (ребенок цепляет себе на одежду разноцветные прищепки по инструкции взрослого на определенные части своего тела (на одежду)

На втором этапе предлагаются игры, связанные с пониманием нахождения объектов по отношению к ребенку и взаимоотношениях объектов по отношению к друг другу.

«Что находится справа/слева, выше/ниже, дальше/ближе от тебя». Можно давать игры на поиск «сокровищ» (игрушек, сладостей и т.п.), когда взрослый объясняет маршрут поиска, а ребенок следует ему. Например: «Три шага вперед, повернись направо, сделай еще пять шагов вперед, повернись налево. Под столом тебя ждет сюрприз.»

«Что находится справа/слева, выше/ниже, дальше/ближе от игрушки (медведя)? 

«Магазин игрушек» (игрушки расставлены на полках шкафа) Взрослый вначале игры обсуждает со ребенком, какая полка находится выше/ниже в шкафу, а потом загадывает игрушку, которую хочет купить. Например: «Эта игрушка располагается на верхней полке слева» А ребенок отгадывает.

Такие же игровые задания переносятся затем в горизонтальную плоскость.

«Маршрут машинки до гаража». Ребенок по инструкции взрослого, должен довезти машинку до места-гаража по нарисованному заранее лабиринту из дорог. Например: «Поехали прямо, на перекрестке поверни налево, прямо, здесь направо. Приехали!»

«Какую игрушку я загадала?» Расчерчивается квадрат 3на 3 клетки, в каждом рисуете вместе с ребенком игрушку. Отмечается «вход» в шкаф А потом загадываете по очереди игрушку из шкафа Например: «От входа 2 клеточки вверх и одну направо. На какой я полке загадала игрушку?»

На третьем этапе даются задания, направленные на понимание лингвистического пространства (квазипространства) Например: «Таня выше Лены, но ниже Коли. Кто самый высокий из детей?», «Найди птичку, которая сидит на дереве, справа от дома»

В заключение

Дорогие взрослые! Вы, как никто другой, знаете лучше своего ребенка, и что может заинтересовать его при получении тех или иных знаний. Хочется пожелать вам терпения и творчества в играх с собственными детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрализованной игры в формировании интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.

В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими такое тяжёлое нарушение речи как заикание, большое значение придаётся театрализованной деятельности. Театральные игры, игры-драмматизации представл...

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности

В статье, сопровождаемой наглядной презентацией, представлены рекомендации для родителей и педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в к...

Особенности формирования первоначальных певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Особенности формирования первоначальных певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста  Детскую  психику справедливо сравнивают с чистой грифельной  доской: что  на...

Формирование звуко-слогового анализа у детей старшего дошкольного возраста

Семинар - практикум  для воспитателей  по формированию правильного произношения и навыка звукового анализа и синтеза у детей....

Формирование интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средством театрализованной игры

Актуальность этой работы обусловлена тем, что одной из основных задач обучения детей с речевыми нарушениями является коррекция и развитие интонационной стороны речи, задержка в формировании которой к ...

Презентация на тему "Формирование основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста"

Опыт работы будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений.      НЕ случайно экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста является социальным заказом общества...

Организация и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Данный материал  раскрывает   методы, формы и приёмы  работы по формированию  сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Приводится содержа...