Психология современной семьи.
статья по теме

Вопросы семейного воспитания являются актуальными на сегодняшний день.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhologiya_sovremennoi_semi.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семья и дети

Какими вырастут наши дети?... Что возьмут с собой в будущее?... Сумеют ли они не только брать, но и отдавать?...

 Только творческий союз воспитателя и родителей поможет дать правильные ответы на эти и другие вопросы.

        Вопросы семейного воспитания являются актуальными на сегодняшний день. Взрослые дети – аттестация нашей совместной деятельности.

       На протяжении долгих лет работы я уделяю огромное значение формированию ответственного отношения родителей к воспитанию детей. Считаю необходимым  совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя. Воспитатель должен быть не только воспитателем детей, но и воспитателем родителей: знать «болевые» точки семейной педагогики. Добиться успеха можно лишь, обладая тактом, умением убеждать родителей, заинтересованно выслушивать их, проявлять выдержку даже в самых острых обстоятельствах, выбирать наиболее благоприятное время и место для разговоров, подсказывать родителям пути и методы влияний, опираясь на то лучшее, что есть в ребёнке.

         С развитием общества во многих семьях произошло смещение нравственных понятий, что неизбежно отражается на воспитании детей. Современная семья претерпела значительные изменения. С одной стороны, раздаются голоса, что материальные трудности, бытовая неустроенность не дают возможности в полной мере заниматься воспитанием. С другой – в благополучных, материально обеспеченных семьях, где на единственного ребёнка активно влияют родители, бабушки, дедушки растут избалованные дети. Здесь они привыкают к особому положению кумира, все пожелания которого немедленно удовлетворяются. Такие дети не понимают запрета, не слышат слова «нельзя», «надо».  В общении с детьми эти дети бывают грубыми, претендуют на главные роли в играх, не доводят до конца интересное им дело, не приучены к труду. Не понимают родители, что из такого ребёнка вырастет потребитель: растёт ребёнок -  растут его запросы.

 Мы часто наблюдаем, как при виде огромного ассортимента игрушек ребёнок топает ногами и требует купить ему ту или иную игрушку. И родители не в силах отказать своему «чадо», проявляя при этом малодушие и снисходительность. Не все родители учат ценить и беречь покупаемое, редко в каких семьях чинят сломанные игрушки, прививая тем самым бережливость. Легче выбросить и купить новую, лишив ребёнка возможности увидеть вещь обновлённой и получить уроки мастерства от старших.

      Иногда родители сами культивируют растительный образ жизни ребёнка, интересуясь лишь  тем, накормлен ли он, одет ли, делает то, что велено. Их не волнует, как прожит ребёнком день, что нового узнал он на занятиях, духовная жизнь их интересует мало. Больно видеть тех детей, в семьях которых забыто нравственное воспитание.

  Случается, что от ребёнка требуют доброты, внимания к себе, но.. закрывают глаза, когда он эгоистичен и груб с посторонними, бессердечен к животным,  потребительски относится к природе. Чуть ли не нормой считают, что маленький ребёнок рвёт ветки дерева, ходит по газону, бесцеремонно расталкивает прохожих.

  Последнее время многие родители хотят, чтобы их ребёнок вёл себя раскованно, но не всегда могут определить, где кончается раскованность и начинается развязность. Поведение ребёнка всегда отражает, насколько правильно его воспитывают.  Если его своевременно не приучили вести себя скромно, то они не испытывают неловкости, когда им делают замечания.

      В наше стремительное время  среди перегруженности повседневными делами очень важно найти время общению с детьми. Я советую родителям распределить его так, чтобы хватило и для выполнения  домашних дел, и для прогулки с детьми, и для просмотра детской телевизионной передачи с последующим обсуждением, и для занятия любимым делом, если оно, конечно, есть, а если нет – надо помочь ребёнку найти его.

    В один из дней мы решили с детьми, что каждое утро будем устраивать «пятиминутки» - делиться впечатлениями о прочитанной родителями дома книге. Насколько велико было моё удивление, когда на протяжении нескольких дней никто из детей не слышал дома чтения. Одним детям включали мультфильмы (западноевропейские), другим – «говорящие» книги, заменяющие материнский голос, дыхание, его ласковый, нежный тон. Происходит отдалённость, духовный разрыв, лишь бы ребёнок был чем -  то занят.

   Современные дети утрачивают чувство сопереживания, способность сорадоваться,  иногда проявляют полное равнодушие даже к тому, что наказан друг. Разве это не результат того, что мы, взрослые, примером собственной жизни не формируем у детей добрые чувства?  Среди нас поселилась  недоброжелательность, зависть, бездушие.

     Меняется характер семейных отношений. Мужчины не чувствуют ответственности за создание материального благополучия, утрачивают способность быть опорой и защитой в семье, растёт число гражданских браков и  разводов, что негативно сказывается на детях.

Частые конфликты в семьях происходят не из-за разногласия в вопросах воспитания,

а в связи с материальными трудностями, пьянством, изменой, желанием свободной, независимой жизни. Прослеживается тенденция к росту неблагополучных семей.

    Раскол общества на бедных и богатых требует от воспитателя огромной кропотливой  индивидуальной работы с детьми.  

На одном из своих занятий на вопрос: «Что значит быть счастливым?» я предложила детям загадать три желания и ещё раз убедилась, что дети являются свидетелями добрых или мещанских внутрисемейных отношений.

Вот три желания мальчика:

 -  чтобы моя маленькая сестричка никогда не болела и быстрее выросла.

 -  чтобы мама и папа всегда любили друг друга.

 - чтобы мамины братья устроились на работу и были счастливы.

А вот желание Юли:

 -  чтобы у нас была новая машина,

 -  импортная мебель.

 - у мамы норковая шуба.

Первый ребёнок не остаётся в стороне от забот и нужд семьи. Всё, что требует душевного напряжения, сопряжено с неприятными эмоциями – это удел всей семьи. Заботы родителей – это и его заботы тоже.

Во втором случае, к сожалению, ребёнок получает в семье иные уроки, которые сеют в его душе зародыши эгоизма, скупости. Здесь всё измеряется деньгами,  царят всеобъемлющие запросы, формирующие становление личности маленького ребёнка.   Пока ребёнок мал, родительские чувства не всегда позволяют вовремя видеть в нём эти качества. И только вместе с взрослением ребёнка близкие вдруг обнаруживают, что он проявляет равнодушие к их радостям и огорчениям, не умеет сочувствовать тогда, когда они так нуждаются в этом. Родители искренне огорчены и удивлены: откуда такое у него? Но, увы, ребёнок, вскормленный на избыточном потреблении всяческих благ, очень рано усваивает, что ему обязаны все, он – никому.  

   Каким будет ребёнок, зависит от родителей: первые уроки он получает от самых близких ему людей.

   

                                                                                   Воспитатель МБДОУ №21

                                                                                         г. Новозыбков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА с СЕМЬЕЙ

Родительская любовь - источник и гарантия благополучия ребенка, поддержания телесного и душевного здоровья....

Проект "Активные формы взаимодействия педагога-психолога с семьей по проблеме детско-родительского общения"

Проект направлен на профилактику и коррекцию трудностей общения между детьми и родителями посредством разнообразных форм деятельности и вовлечения членов семьи в совместную деятельность...

Психология современного подростка.

Презентация в PowerPoint по теме "Психология современного подростка" . Целью данной презентации, является раскрытие особенностей возрастных кризисов в подростковом возрасте в сравнении, дети с ОВЗ. ...

Основные направления работы педагога-психолога с семьей в условиях ОУ

Основные направления работы педагога-психолога с семьей в условиях школы. В данной работе представлен материал о взаимодействии школьного психолога с родителями в ситуации сотрудничества семьи и ...

Специфика и направления работы педагога-психолога с семьей учащегося с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются основные направления взаимодействия педагога-психолога образовательного учреждения  в период сопровождения семей, имеющих детей школьного возраста с ограниченными возможн...