Доклад «Охрана зрения как важный компонент здоровьесбергающего образования»
статья по теме

В эпоху научно-технической революции ко всем качествам человеческой личности предъявляются особо высокие требования. Возросли нагрузки на все органы чувств. И в первую очередь на зрение. Это не может не иметь последствий. Согласно медицинской статистики, растет во всем мире количество близоруких. Медицина ищет и находит все более совершенные средства борьбы с этими и другими заболеваниями глаз. Однако и мы сами можем - и должны! - бороться за хорошее зрение и его сохранение.

Плохое зрение - чаще всего зависит от ослабления аккомодациональной (цилиарной) мышцы, регулирующей кривизну хрусталика для постоянной ”наводки на резкость” нашего глаза. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okhrana_zreniya.doc46.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_microsoft_powerpoint.ppt96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Охрана зрения как важный  компонент здоровьесбергающего  образования»

 

В эпоху научно-технической революции ко всем качествам человеческой личности предъявляются особо высокие требования. Возросли нагрузки на все органы чувств. И в первую очередь на зрение. Это не может не иметь последствий. Согласно медицинской статистики, растет во всем мире количество близоруких. Медицина ищет и находит все более совершенные средства борьбы с этими и другими заболеваниями глаз. Однако и мы сами можем - и должны! - бороться за хорошее зрение и его сохранение.

Плохое зрение - чаще всего зависит от ослабления аккомодациональной (цилиарной) мышцы, регулирующей кривизну хрусталика для постоянной ”наводки на резкость” нашего глаза.

Учёные показывают, что здоровье зависит от следующих факторов:

10% - от медицинского обеспечения,

20% -от наследственности,

22% - от экологии,

48% - от образа жизни.

А этим процессом можно управлять. Следовательно, главная социальная задача – это сохранение здоровья детей, формирование у ученика потребности вести здоровый образ жизни, формирование у него мотивации и привычки к этому.

Целью создания на базе МАОУ СОШ № 2 классов С(К)К 4 вида явилось обеспечение полноценного образования обучающихся на основе индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, медицинской и  специальной  коррекционной помощи детям с нарушением зрения.

 Для осуществления поставленной цели в данных классах решаются следующие задачи: психолого-диагностическое изучение обучающихся,  разработка индивидуальных коррекционных программ специалистами, организация образовательного процесса, анализ полученных результатов работы по интеграции обучающихся в традиционные формы обучения.

Классы С(К)К 4 вида комплектуются по направлениям городской ПМПК.   В текущем учебном году в  школе функционирует одиннадцать таких  классов,   в которых обучается 139детей.

Ежегодные углублённые медицинское осмотры показывают, что   в нашей школе до 40% детей имеют ту или иную глазную патологию разной степени выраженности. Кроме того, школа является  преемником реабилитации детей с пониженным зрением после специализированного детского дошкольного образовательного учреждения «Ручеёк», откуда к нам поступают дети с косоглазием, врождёнными аномалиями рефракции: миопия, гиперметропия, астигматизм, посттравматическим анофтальм, дистрофические изменения сетчатки.

 В школе созданы все условия для обучения и оздоровления таких детей.  

Деятельность педагогов в данном направлении включает:

  • четкое знание зрительных диагнозов и зрительных возможностей обучающихся;
  • чёткое выполнение рекомендаций офтальмологов по размещению ребёнка в классе, соблюдению режима использования оптических средств коррекции, использованию приёмов, облегчающих зрительное восприятие учебного материала учащимися, имеющими нарушение зрения;
  • контроль за периодичностью посещения ребёнком офтальмолога и выполнением им медицинских рекомендаций;
  • контроль за соблюдением светового режима в классе (уровень общего освещения, освещение доски, использование рационального сочетания искусственного и естественного освещения);
  • дозировка домашних и классных упражнений;
  • контроль за правильной посадкой учащихся и использование  приёмов по её достижению;
  • контроль за соблюдением рационального режима дня и питания;
  • профилактика простудных и инфекционных заболеваний;
  • профилактика общего и зрительного утомления учащихся за счёт включения в образовательный процесс физкультминуток, использование различных комплексов упражнений для глаз.

Коррекционная работа на уроках строится с учётом того, что ребёнок с нарушениями зрения   обучается в комфортном психологическом климате, все предметы  имеют коррекционную направленность. Подобная работа носит общеразвивающий характер: повышает уровень общего, сенсорного и интеллектуального развития, корригирует зрительно-моторные и оптико-пространственные нарушения общей и мелкой моторики.

Обеспеченность учебниками и учебно-методическими пособиями – 100%

С учителями, работающими в классах «охраны зрения»  на совещаниях и педсоветах были отработаны рекомендации по работе в данных классах.

         В    в вариативной части учебного плана для успешной социализации учащихся в общество сверстников  введены предметы информатика, основы здорового образа жизни, лечебная физкультура.

         77,7 % учащиеся данных классов  посещают  спортивные секции, кружки доп. образования МАОУ СОШ №2 (изостудия, хореография, театральная студия, КВН, «Школа безопасности», вокально-танцевальный кружок, «Закон и право»).

Наполняемость классов  «охраны зрения» не превышает 15 человек, что позволяет более полно осуществлять индивидуальный подход к обучению и комплексное лечение в Оздоровительном центре школы, где учащимся школы оказываются все имеющиеся  виды услуг: для каждого ребёнка, имеющего патологию зрения, индивидуально с учётом показаний и противопоказаний был определён объём лечебных процедур:

а) общеукрепляющие (массаж, УФО, светолечение; витаминотерапия);

б) медикаментозное лечение (патологическое, симптоматическое);

в) физиолечение:( электрофорез, гальванизация, ультразвук, УВЧ, дарсонвализация, магнитотерапия, ингаляции, КУФ, общее  , диадинамерия, массаж);

г)водолечение (душ Шарко, Шотландский душ,  циркулярный душ, восходящий душ, подводный душ-массаж);

д) занятия по методикам тренировочных упражнений, касающихся главным образом состояния аккомодационной функции.

         Во всех классах С(К)К 4 вида введены дополнительные часы ЛФК для проведения специальных упражнений для профилактики нарушения зрения и общеукрепляющих упражнений;

С учащимися   систематически проводятся занятия с  тифлопедагогом.

Виды коррекционных занятий: развитие зрительного восприятия; развитие осязания и мелкой моторики;  ориентировка в пространстве; социально-бытовая ориентировка.
Тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, повышающие осязательную чувствительность пальцев рук, развивающие точность и координированность движений рук.   Для детей, имеющих очень низкое зрение, такие умения приобретают огромное компенсаторное значение. Так дети быстрее узнают предметы на расстоянии, если у них есть уже о них осязательное представление. В этом случае дети воспринимают с помощью зрения ярко выраженные и легко воспринимаемые признаки предмета (их цвет, форму, величину). Анализируют эту информацию, сопоставляя ее с имеющимся опытом осязательного восприятия предмета. Развитие школьников со зрительной патологией, осязания и мелкой моторикой расширяет их деятельности и речи, обогащает их представления об окружающем мире, позволяет лучше ориентироваться в нем.

Все учащиеся классов С(К)К 4 вида систематически осматриваются офтальмологом в динамике и своевременно получают  лечение. В штате Оздоровительного центра работает врач офтальмолог, врач педиатр, врач физиотерапевт, врач ортопед  две сестры ортоптистки, две медсестры по массажу, три медсестры по физиолечению, что позволяет оказывать лечебные  и профилактические процедуры в срок и в полном объёме. В распоряжении медиков находится самое современное оборудование, позволяющее диагностировать и лечить  детей

Врачами офтальмологами ведутся офтальмологические карты  и карты офтальмологического  наблюдения в классах С(К)К 4 вида Офтальмологические карты составляются для  учителей, работающих в этих классах. В них  содержится следующая  информация: зрительная нагрузка (в минутах), расстояние до книги, рекомендуемая парта и ряд. В картах офтальмологического наблюдения ведется  учет осмотров ребенка офтальмологом, динамика лечения.

Врачи офтальмологи проводят большую работу по профилактике патологии зрения: проводятся беседы в классах, индивидуальные консультации с родителями, выпускается большое количество памяток с рекомендациями, оформлен рабочий стенд. Четыре раза в год учащиеся классов «охраны зрения» получают комплекс профилактических процедур в Оздоровительном центре школы под контролем врачей.

 Кроме этого учащиеся с ослабленным зрением получают лечение  на тренажёре БОС офтальмологический. В прошлом учебном году 112 учащихся классов С(К)К 4 вида прошли лечение, получив 1700 процедур. Прибор реализует метод, названный ВИДЕО-КОМПЬЮТЕРНЫМ АУТОТРЕНИНГОМ, в основе которого лежит процедура выработки у пациента специализированного инструментального условного рефлекса с помощью bloreedback – технологии. Положительная динамика прослеживается у всех детей в той или иной степени.

В школе  реализуется  индивидуальная программа по формированию двигательных умений и навыков, в которой определен двигательный и ортопедический режим, дозирование нагрузок, указаны противопоказания к применению тех или иных приемов. Проведены  курсы  лечебной физической культуры, обеспечивающие лечебный, общеукрепляющий, реабилитационный, профилактический эффект.

Согласно  учебного плана, занятия ЛФК проводятся в специализированных классах «охраны зрения» один раз в неделю . Занятия проводит инструктор-методист   Кочарина Наталья Викторовна.  Допустимой нагрузкой для классов С(К)К, являются  занятия по специальной учебной программе. Основой для проведения занятий ЛФК является программа «Физическое воспитание учащихся, отнесённых к  специальной медицинской группе» авторов Л. Н. Коданёва и М. А. Шуть. На основании данной программы разработаны рабочие программы на каждую параллель,  составлено  календарно-тематическое планирование занятий ЛФК.

Цели изучения лечебной физической культуры   предполагают обеспечение правильного физического воспитания и адекватного двигательного режима с учетом патологической картины заболевания учащегося, способствовать проведению более тщательной и целенаправленной коррекции отклонений в физическом развитии учащегося.

В специальных медицинских группах, как правило, занимаются школьники с различными заболеваниями. При их относительно одинаковом функциональном состоянии следует учитывать противопоказания к занятиям отдельными видами упражнений. В процессе занятий  ЛФК учитываются особенности каждого возраста.

   Занятия содействуют общему укреплению здоровья, физическому развитию учащихся, формируют основные двигательные умения и навыки, воспитывают интерес и потребность к занятиям лечебной  физической культурой,  содействуют формированию навыков культуры поведения, укрепляют теоретические знания по физической культуре. Учитель достаточно внимания уделяет занятиям специфическими упражнениями для глаз, при этом, исключая прыжки, кувырки, упражнения с натуживанием, стойки на руках и голове, которые категорически противопоказаны детям с заболеваниями органов зрения.  

  Достаточно времени уделяется занятиям дыхательной гимнасткой.

Проведение занятий ЛФК носит оздоровительный характер. Теоретический материал носит направленный характер на заболевания, которые преобладают в конкретной группе. На практике отрабатываются упражнения, направленные на лечение заболеваний и восстановление функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин.

         

                                                                        

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Охрана зрения как важный компонент здоровьесбергающего образования

Слайд 2

Учёные показывают, что здоровье зависит от следующих факторов: 10% - от медицинского обеспечения, 20% -от наследственности, 22% - от экологии, 48% - от образа жизни.

Слайд 3

Деятельность педагогов для обучения и оздоровления детей четкое знание зрительных диагнозов и зрительных возможностей обучающихся; чёткое выполнение рекомендаций офтальмологов по размещению ребёнка в классе, соблюдению режима использования оптических средств коррекции, использованию приёмов, облегчающих зрительное восприятие учебного материала учащимися, имеющими нарушение зрения; контроль за периодичностью посещения ребёнком офтальмолога и выполнением им медицинских рекомендаций;

Слайд 4

Деятельность педагогов для обучения и оздоровления детей контроль за соблюдением светового режима в классе (уровень общего освещения, освещение доски, использование рационального сочетания искусственного и естественного освещения); дозировка домашних и классных упражнений; контроль за правильной посадкой учащихся и использование приёмов по её достижению; контроль за соблюдением рационального режима дня и питания; профилактика простудных и инфекционных заболеваний; профилактика общего и зрительного утомления учащихся за счёт включения в образовательный процесс физкультминуток, использование различных комплексов упражнений для глаз.

Слайд 5

Оздоровительный центр школы предоставляет услуги а) общеукрепляющие (массаж, УФО, светолечение; витаминотерапия); б) медикаментозное лечение (патологическое, симптоматическое); в) физиолечение:( электрофорез, гальванизация, ультразвук, УВЧ, дарсонвализация, магнитотерапия, ингаляции, КУФ, общее , диадинамерия, массаж); г)водолечение (душ Шарко, Шотландский душ, циркулярный душ, восходящий душ, подводный душ-массаж); д) занятия по методикам тренировочных упражнений, касающихся главным образом состояния аккомодационной функции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучение грамотности в коррекционном классе охраны зрения

Урок в 1 классе охраны зрения " Прощание с русской Азбукой".Учитель Нефёдова Надежда Сергеевна ( ГБОУ СОШ № 448 Санкт-Петербург )...

доклад на педагогический совет школы - интерната «Роль уроков охраны и развития остаточного зрения и зрительного восприятия и мимики и пантомимики в развитии познавательных процессов слепых и слабовидящих детей».

В  докладе говорится о роли коррекционных уроков по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия  и уроков развития мимики и пантомимики в  познавательной деятельности ...

"Круглый стол" для родителей первоклассников классов охраны зрения

Ознакомление родителей с особенностями работы с детьми в классах охраны зрения, графиком работы специалистов....

"О классах охраны зрения общеобразовательной школе (из опыта учителя - дефектолога)

Статья о классах охраны зрения в общеобразовательной школе...

"О классах охраны зрения общеобразовательной школе (из опыта учителя - дефектолога)

Статья о классах охраны зрения в общеобразовательной школе...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).

Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью. Одни ученые говорят, что 70% всей информации от окружа...

Охрана зрения

Урок посвящён зрению, болезням глаз и как сохранить зрение....