"О классах охраны зрения общеобразовательной школе (из опыта учителя - дефектолога)
статья по теме

Статья о классах охраны зрения в общеобразовательной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_klassakh_okhrany_zreniya_v_shkole.docx16.4 КБ

Предварительный просмотр:

О классах охраны зрения в школе (из опыта учителя – дефектолога).

Зрение – это большое сокровище, которое даровала нам природа. Благодаря ему мы получаем информацию о внешнем мире, ориентируемся в пространстве.  Оно является основополагающей функцией нашего организма.

Хорошее зрение у ребенка имеет важную роль в школьном обучении. Согласно статистике, проблемы со зрением выявляются у одного ребенка из двадцати детей дошкольного возраста и у одного из четырёх школьников. Причиной того является резкое  увеличение зрительной нагрузки при поступлении ребенка в первый класс. Заболевания, которые дремали, до этого момента проявляют себя  очень быстро. А ведь ребенок с нарушенным зрением имеет ряд особенностей, которые в последствии будут мешать полноценному усвоению школьной программы.  Снижение остроты зрения влечет за собой нарушение зрительного восприятия и зрительного внимания,  ограниченность знаний и представлений об окружающем мире, снижение уровня развития психических процессов, нарушение речи, нарушение пространственной ориентировки, снижение двигательной активности, нарушение общей моторики.

Изучив данную проблему, руководство нашей школы приняло решение открыть классы охраны зрения, в которых было бы возможно минимизировать стресс и помочь детям  с нарушенным зрением, создав специальные условия, адаптироваться обучению в общеобразовательной школе и усваивать учебную программу в полном объёме, а так же оказать помощь  их родителям по вопросам обучения и воспитания вне стен школы.

Было открыто 5 классов (2, 5, два 6 - х, 9 классы), наполняемостью не более 16 человек, задействовано 18 учителей – предметников, психолог, логопед, дефектолог, 2 медсестры – ортоптистки и врач – офтальмолог. В школе были созданы необходимые условия для обучения и воспитания учащихся, имеющих нарушения зрения.

  На базе специализированного детского сада два раза в год  проводилось аппаратное лечение зрения школьников. Три раза в год  врач – офтальмолог проверял  остроту зрения  учеников, результаты вносились в медицинскую карту.

   На каждого ученика был создан клинико – психолого – педагогический паспорт, который состоял из анкеты родителей,  данных медицинской карты, характеристики логопеда, дефектолога, психолога и педагогической характеристики, созданной учителями – предметниками. Данные в паспорте обновлялись каждые полгода, благодаря чему было возможно отследить динамику конкретного ученика и скорректировать при необходимости план работы с ним. К паспорту прилагался индивидуальный маршрут на школьника, где отражались направления работы с ним каждого специалиста и учителей.

Основываясь на полученных данных об учениках создавался дифференцированный подход, т.е. условия работы с детьми,  который складывался из следующих факторов:

  • Место в классе в зависимости от зрительного и общего состояния;
  • Рабочая поверхность (т.е. учет уровня освещённости в целом, отсутствие бликов возможности дополнительной локальной освещённости, нахождение рабочей поверхности в определённой плоскости);
  • Ограничение непрерывной зрительной нагрузки в зависимости от состояния остроты зрения вблизи, поля зрения, состояния психоневрологической системы (чередование видов деятельности как в целом, так и индивидуально);
  • Разработка наглядных пособий и дидактических материалов соответственно состоянию остроты зрения и полю зрения;
  • Учет цветовой гаммы и контура в наглядных пособиях;
  • Подход учителя к ученику должен быть со стороны лучше видящего глаза.

Была создана целая система оздоровительной работы в школе, которая включала в себя целый ряд мероприятий таких ,как динамические паузы во время урока с элементами гимнастики для глаз, дни здоровья, лекторий «Здоровый образ жизни», спортивные праздники, занятия ЛФК, классные часы, посвященные здоровому образу жизни, летний оздоровительный лагерь.

Педагогам, работавшим с классами коррекции зрения не хватало знаний по коррекционной  педагогике, поэтому специалистами психолого – педагогической службы проводились тематические консультации, круглые столы, семинары. Благодаря чему учителя повысили свою педагогическую компетенцию и успешно стали применять полученные знания на практике.

Я, как учитель – дефектолог, проводила диагностическое обследование два раза в год,  срез знаний в середине учебного года, а так же  занятия с детьми по четырем направлениям: развитие зрительного восприятия, развитие осязания и мелкой моторики, ориентировка в пространстве, социально – бытовая ориентировка. Моей работа была направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнению пробелов предшествующего образования, нормализацию и совершенствованиеучебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.

Большое внимание уделялось работе с родителями. Для них организовывались индивидуальные встречи, собрания, на которых можно было получить рекомендации по тем или иным аспекта воспитания школьника с нарушенным зрением в семье.

   Пропаганда здорового образа жизни  в нашей школе затронула и детей, не имеющих проблем со здоровьем. Учащимися 10 класса был создан проект «Помоги своему зрению», в котором ребята затронули вопросы гигиены зрения, болезней зрения, а также отношение здоровых школьникам к «очкарикам». На конкурсе «Ярмарка идей» проект помоги своему зрению занял первое место.

Классы охраны зрения оправдали себя. Многочисленными стараниями работников школы и поликлиники были достигнуты положительные результаты. Благодаря созданным условиям непрерывного обучения у большинства детей сформировалось чувство уверенности в своих способностях осваивать учебные программы в полном объеме, осуществилась интеграция детей с нарушенным зрением,  были созданы предпосылки для дальнейшей профориентации учащихся, имеющих тяжелые зрительные патологии, была создана культура зрительной работы на уроке и в повседневной жизни, у школьников повысилась мотивация к здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ VIII вида

В своей работе учителя-дефектологи опираются как на общепедагогические принципы организации образовательного процесса в условиях школы, так и на специфические принципы специальной педагогики, которые ...

"О классах охраны зрения общеобразовательной школе (из опыта учителя - дефектолога)

Статья о классах охраны зрения в общеобразовательной школе...

Взаимодействие учителя начальных классов и учителя-дефектолога при проведении коррекционной работы с детьми с ОВЗ в школе VIII вида

Взаимодействие учителя начальных классов и учителя-дефектолога при проведении коррекционной работы с детьми с ОВЗ в школе VIII вида. Основные направления по взаимодействию учителя начальных класс...

Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Результативность   коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР  зависит  от эффективного взаимодействия  специлистов, работающих в группе....

Памятка-рекомендация учителя-дефектолога для учителей начальных классов "Как помочь ребенку с нарушениями зрения в школе?"

В памятке-рекомендации даны краткие, четкие рекомендации учителям начальных классов по созданию благоприятных условий в классе для детей с нарушенным зрением....

Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамматического строя речи у обучающихся с ограниченными воз

Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамм...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...