Рекомендации для родителей. Особенности подросткового возраста.
статья по теме

Гатина Гульсум Нурлимановна

Воспитание ребенка требует правильных ориентиров. Такими ориентирами являются возрастные потребности детей и возрастные нормы их развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podrostok.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Подростковый возраст

Подростковый возраст - это период между детством и взрослостью.

У подростков на первом месте – общение со сверстниками. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей семьи.

В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании. С течением  времени группы становятся смешанными. Ещё позже происходит разделение на пары, так что компания состоит только из связанных между собою пар.

Ценности и мнения группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу и взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого.

Ребенок требует независимости, уважения к своим тайнам. Разногласия с родителями происходят в основном по поводу стиля одежды, причёски, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем.

Подросток стремится к самообразованию, причём часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.

Главная потребность возраста – понимание. Характерные черты этого возраста – чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога.

Достижение "взрослой ответственной позиции", прежде всего, связано с развитием самостоятельности.

Развитие стремления к самостоятельности возможно только при признании со стороны взрослых возможности подростка действовать самостоятельно!!!

Подростку необходимо, чтобы за ним признали не только "взрослые" обязанности, но и "взрослые" права.

Стремление подростка к занятию более самостоятельной, более "взрослой" позиции накладывает отпечаток на его отношения с взрослыми (родителями, заменяющими их лицами) - происходит ослабление эмоциональных связей.

Преобладающее влияние семьи замещается влиянием группы сверстников.

В связи с этим происходит постепенное освобождение от опеки родителей (лиц, их заменяющих) и вхождение в группу сверстников. В  группе сверстников подросток хочет получить признание, быть принятым.

Меняется отношение и к учебной деятельности.

Либо осуществляется переход на новый, более высокий уровень (раскрывается смысл учебной деятельности как самообразование и самосовершенствование), либо утрачивается интерес.

Подросток начинает опробовать взрослое поведение, свои будущие взрослые роли.

Подросток осознает свою временную перспективу, т.е. от детского прошлого до представлений себя в будущем.

Осуществляет выборы (выбор профессии, полового поведения, жизненных ориентиров).

Развивается самооценка

В 10-11 лет у подростка преобладают отрицательные оценки и потребность в самооценке сталкивается с неумением оценить себя, может анализировать только свои отдельные поступки.

В 12-13 лет общее положительное отношение к себе сочетается с отрицательными оценками себя в отдельных ситуациях, зависящими, прежде всего, от оценок окружающих, особенно сверстников. Пытается понять  черты собственного характера, взаимоотношения с другими людьми.

В 14-15 лет возрастает критичность к себе.

Формируется "чувство взрослости": потребности в уважении, доверии, признании человеческого достоинства и права на определенную самостоятельность, желания оградить некоторые свои сферы жизни от вмешательства взрослых. Формируется система ценностей.

Подросток стремится к овладению глубокими знаниями, хотя бы в какой-либо ограниченной области.

Жизненно необходимо расширение зоны самостоятельности!!!

Юношеский возраст

Юношеский возраст не является полностью устоявшимся. Процессы физического, физиологического, психического и социального созревания протекают неравномерно у разных людей, и соответствующие различия с возрастом увеличиваются.

Главным моментом ранней юности является то, что юноша / девушка стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь.

В юношеском возрасте уже присутствуют реальные черты взрослой жизни. Психологически это освобождает юношу от неопределённости, с одной стороны, ослабляет напряжённость личностного выбора, а с другой – сохраняет эту напряжённость, переводя её из плана переживания и воображения в план реальных действий, реальных планов.

Задача возраста - личностное и профессиональное самоопределение.

Старшеклассники при оценке себя и окружающих все больше начинают зависеть от накопленных знаний о себе, чем от мнения других людей.

Профессиональное становление предполагает:

  • развитие уверенности в себе и самопринятие,
  • развитие положительного отношения к миру и принятие других,
  • развитие самостоятельности, автономности, мотивации самосовершенствования.

Причиной неправильного выбора профессии могут быть как внешние обстоятельства, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или неправильным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности. Выбор профессии должен происходить на основе осознания своих склонностей и способностей.

Жизненное самоопределение включает:

  • Выбор учебы, труда, друга, образа жизни, места жительства и т. д.;
  • Оказывает влияние на формирование положительных семейных установок - желание иметь собственную семью, детей, выполнять социальные роли мужа, отца, жены, матери;
  • Способствует усвоению необходимых навыков.

Результатом жизненного самоопределения является готовность связать себя конкретными обязательствами "любить и работать".

Юноши заменяют количество друзей качеством близкой дружбы с немногими сверстниками, разделяющими их ценности. Дружба учит соизмерению своих поступков, желаний, планов с поступками, желаниями и планами другого, заботе и чуткости. Люди, не имевшие подобного опыта, нередко неудачливы в личной жизни, они не могут научиться взаимопониманию.

Появляются дружеские отношения между представителями противоположного пола. Ребят меньше занимает внешность и больше интересуют качества личности и планы на будущее.

Общение с взрослыми помогают сформировать способности строить отношения с окружающими, разбираться в личных особенностях и качествах людей, сознательно подчиняться нормам, принятым в обществе, дают знания, необходимые для будущей самостоятельной жизни.

Большую роль в юношеском возрасте начинает играть:

  • трудовая деятельность
  • способность вести самостоятельную жизнь
  •  подготовленность к бытовому труду, которая предполагает овладение необходимой суммой знаний и практических умений и навыков.
  • здоровый образ жизни, ответственное и уверенное отношение к собственному телу и физическому здоровью.

Готовность к самостоятельной жизни предполагает достижение зрелости, основными показателями которой являются:

  • стремление к самосовершенствованию и самореализации;
  • способность устанавливать отношения, предполагающие долгосрочные обязательства и взаимную преданность при сохранении внутренней независимости;
  • умение принимать на себя ответственность за последствия своих действий;
  • готовность совершать усилия для достижения своих целей, основанная на уверенности, что очень многое в жизни зависит от собственных усилий и способностей;
  • ориентация на себя при принятии решений;
  • умение видеть разные возможности и поступать в зависимости от сложившейся ситуации.

Рекомендации для родителей подростков

Что нарушает психологическую безопасность подростка:

-постоянная критика родителей и учителей, которая планомерно программирует сознание ребенка на неудачу;

-отстранение ребенка от круга знакомых и друзей дома

-слишком жесткие правила или их отсутствие

-насмешки над внешностью детей, их физическими недостатками и слабостями

-вербальные или невербальные послания негативной направленности (особенно послания типа «ты нам не нужен»)

-терпимость окружения к употреблению  алкоголя и «легких» спиртных напитков

-отсутствие времени у родителей для общения с детьми

Что защищает и укрепляет:

-конструктивный стиль общения родителей с подростками, позволяющий ему чувствовать себя самостоятельным членом семьи

-поддерживающие уверенность в себе и чувство своей ценности для семьи «поддерживающие послания» - вербальные и невербальные

-замена репрессий за плохое поведение наградами за хорошее

-умение родителей повиниться, если они в чем-то были не правы

-серьезное отношение к чувствам и переживаниям подростков

-Подстройки (умение сочувственно выслушивать ребенка)

-Отслеживания (умение вовремя «пеленговать» все изменения в психологическом состоянии ребенка)

-Способность вести (т.е. без прессинга оказывать на детей благотворное влияние)

Как наладить отношения с подростком?

-научиться правильно понимать ребенка и доводить до его сознания, что он понят правильно

-удерживать себя от негативных чувств к ребенку, даже мысленных ( они могут становиться реальной, отрицательно воздействующей силой, создавать негативную ауру в семье)

-чтобы отучить ребенка от вредных привычек, следует сделать здоровый образ жизни семейным

-понимать, что в подростковом возрасте ребенок повторяет стадии раннего развития  в более усложненной форме, стремясь удержать чувство безопасности и беззаботности детства

-установить с подростком партнерские отношения, позволить ему принимать участие в семейных решениях, особенно тех, которые касаются непосредственно его.

Как научить ребенка самозащите от давления группы

 или «друга-манипулятора»

-научить ребенка опознавать методы индивидуального и группового давления, разъяснить их цель

-убедить ребенка, что он имеет право на собственный выбор, собственное решение и не обязан принимать чужие

-не откладывать разговоры с ребенком, если он пытается что-то сообщить, и не игнорировать это сообщение как маловажное

                Способы повышения самооценки подростка:

- чаще хвалить за любые достижения и успехи;
- подчеркивать достоинства его внешности;
- подчеркивать его положительные черты характера;
- помогать подростку выглядеть современно (покупать по мере возможности модную одежду).
- поручать сложные и ответственные дела;
-доверять;
- помогать наладить общение со сверстниками.

Родители могут предотвратить грубое поведение:

- отмечать и хвалить за адекватное и социально приемлемое поведение;
-  учить просить внимания конструктивно (личный пример).
- минимизировать внимание (парадокс чрезмерное внимание закрепляет плохое поведение);
- игнорировать выходку;
- удивлять: на выходку ответьте выходкой;
- отвлекайте подростка, задавая вопросы на отвлеченные темы;
- обращайте внимание на примеры хорошего поведения, конструктивного взаимодействия.

Использованы материалы из книги В.Н.Ослон «Основы воспитания ребенка в замещающей семье»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ С РОДИТЕЛЯМИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Взаимоотношения  людей это система отношений, которые складываются между людьми.В отличие от животных люди не просто взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга влияние, они еще и опре...

Особенности подросткового возраста. Советы родителям.

Материал знакомит с особенностями подросткового возраста. Здесь вы познакомитесь с рекомендациями психолога, которые помогут найти подход к подростку, наладить общение с ним. Предназначен для учителей...

Презентация для родителей " Особенности подросткового возраста"

В презентации родители могут познакомиться с особенностями подросткого периода...

Конспект родительского собрания "Особенности подросткового возраста- предотвращение отчуждения между родителями и детьми"

Цель собрания:Создание благоприятной, дружеской атмосферы в семье и во взаимоотношениях между родителями и детьми Задача:- познакомить родителей с особенностями подросткового возраста и указать н...

Презентация для родителей "Особенности подросткового возраста"

Данная презентация создана специально для родительских собраний, адресат - родители учащихся 4-6 классовСодержащаяся в презентации информация поможет понять особенности подростков и принципы построени...

Нравственно-психологические особенности подросткового возраста. Взаимоотношения юношей и девушек в подростковом возрасте. Особенности проведения реабилитационной работы.

Материал для выступления на методическом объединении воспитателей социально-реабилитационного центра. Может быть полезен учителям-предметникам, классным руководителям, социальным педагогам и даже роди...