Главные вкладки

    Дни профилактики
    методическая разработка по теме

    Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна

    Родительские собрания, проводимые в профилактические дни, в рамках каких-либо акций и др.

    Основной источник материала - http://dialog-eduekb.ru/

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    С 1977 года каждый третий четверг ноября отмечается Международный день отказа от курения. Основная задача проведения такого праздника в основном заключается в том, чтобы привлечь внимание общественности к негативным последствиям курения, способствовать снижению распространенности среди всех слоев населения табачной зависимости и вовлечение в борьбу против курения всего общества. 

    В такой день проводятся различные митинги и организованные мероприятия, которые пропагандируют здоровый образ жизни и положительные ценности в жизни каждого человека, призывают отказаться от курения. Для многих курение является выходом из кризисных ситуаций в жизни, однако на самом деле - это глубокое заблуждение, вовлекающее с каждым годом все больше людей. Огромное количество денег тратится на то, чтобы разъяснить вред от курения, разработать новые методы избавления от зависимости и донести до населения уже существующие.

    В России 15 ноября 2013 года вступил в силу закон, предполагающий введение штрафов за курение в общественных местах и пропаганду табака.

    http://www.rg.ru/2013/10/23/tabak-dok.html

    В помощь классному руководителю предлагаем разработки мероприятий для родителей и учащихся.

    Родительское собрание

    Вступительное слово учителя

    –Нужна ли ранняя профилактика курения, употребления алкоголя для младших школьников? Вопрос не праздный. Многие взрослые – учителя, родители – опасаются, не вызовет ли столь раннее обращение к этой теме нездоровый интерес у ребенка. Попробуем разобраться. Наркотик – это неизвестный и запретный мир и, как все незнакомое и запретное, вызывает особое любопытство. По данным диагностических исследований, дети младшего школьного возраста о последствиях курения имеют несистематизированные представления. «У нас в семье никто не курит, поэтому нашему ребенку ничего не грозит», – порой рассуждают папы и мамы.

    Вряд ли можно защитить детей от подобного рода информации сегодня – они видят, как курят и выпивают взрослые на улице, наблюдают подобные сцены на экране телевизора, слышат разговоры взрослых, видят курящих и выпивающих (пусть по праздникам) родителей. И далеко не всегда выводы, которые делают дети, можно считать негативными, зачастую бывает, что они воспринимают это как норму поведения.

    Очень важно, чтобы родители пользовались у детей авторитетом. Ведь во многом уважение между родителями и ребенком зависит не столько от социального статуса взрослого и его профессиональных достижений, сколько от того, стал ли взрослый значимой личностью для сына или дочери и возникли ли между ними сотрудничество и духовный контакт.


    Практикум

    Сегодня мы с вами попробуем перевоплотиться в детей и будем обучаться различным способам сопротивления давлению окружающих, предлагающих психоактивные вещества.

    Уважаемые родители, вспомните и приведите примеры из своей жизни, когда вам впервые предлагали закурить, выпить. (Выслушиваем ответы родителей.).

    Человек может оказаться в сложной жизненной ситуации или переживать неприятные чувства, потому что не всегда сможет противостоять давлению окружающих, особенно если это были старшие по возрасту или авторитетные люди.

    Мозговой штурм

    Назовите причины, по которым бывает трудно отказывать в просьбе или не делать того, чего не хочется. Работаем в стиле мозгового штурма. Его правила:

    – Называя идеи, не повторяйтесь.

    – Чем больше список идей, тем лучше.

    –Разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы.

    – Идеи не оцениваются и не критикуются.

    (Ответы родителей записываем на доске.)

    Существует много причин, по которым человек соглашается делать то, что ему не хочется: боится оказаться изгоем, быть высмеянным, боится обидеть, казаться грубым, быть не таким, как все.

    Тaк же рассуждают наши дети, им тоже трудно сделать выбор.

    Ситуация «Просьба»

    Сергей шел по улице. Вдруг его кто-то окликнул. Он оглянулся и увидел хорошо одетого, солидного мужчину, стоящего около дорогой иномарки. Сергей остановился и подошел к нему. Мужчина попросил юношу отнести и передать какую-то коробку в офис, находящийся в доме напротив. Сергей стал отказываться. Тогда мужчина стал его уговаривать. Сначала он предложил ему за услугу деньги, потом стал нервно объяснять, почему он сам не может ее отнести. Когда он разговаривал с Сергеем, он старался не смотреть ему в глаза.

    Какими способами можно отказать в просьбе? Предлагаю перечислить все возможные для того, чтобы дома вы могли предложить подобное упражнение проиграть детям.

    Способы отказа:

    – Нет, не могу.

    – Нет, нет и еще раз нет.

    – Нет, мне сейчас некогда.

    – Нет, спасибо, мне не нужны деньги.

    Скажите «нет» и уйдите, не объясняя причин.

    Вывод. Приемы уверенного отказа помогают человеку не поддаваться давлению и оставаться в безопасности, не обижая других.

    По мнению ученых, каждый ребенок обладает большими защитными возможностями психического и физического здоровья. Эти защитные возможности называют защитными факторами, благодаря которым ребенок сможет противостоять формированию опасных привычек, может быть здоровым полноценным человеком, невзирая ни на какие неблагоприятные обстоятельства.

    Известно 28 защитных факторов. Первые 14 – это внешние защитные факторы, которые поддерживают ребенка в жизни, ставят его в необходимые рамки, очерчивают границы приемлемого поведения.

    Другие 14 защитных факторов являются внутренними качествами, определяющими стиль поведения ребенка.

    Внешние защитные факторы

    Внутренние защитные факторы

    • поддержка семьи;
    • родители, которые являются образцом социальных связей;
    • общение с родителями;
    • общение с другими взрослыми;
    • участие родителей в жизни школы;
    • положительный школьный климат;
    • единые правила в воспитании ребенка для обоих родителей;
    • контроль со стороны родителей;
    • организация домашнего досуга;
    • хорошие друзья;
    • занятия музыкой;
    • дополнительное образование;
    • участие в общественной жизни по месту жительства.
    • стремление к успеху;
    • стремление к учению;
    • хорошая успеваемость в школе;
    • выполнение работы на дому;
    • стремление помогать людям;
    • умение сопереживать людям;
    • навыки умеренного отстаивания своего мнения;
    • навыки принятия решений;
    • умение находить друзей;
    • навыки планирования;
    • реалистичная самооценка;
    • оптимизм.

     

    Вы спросите: «Сколько же защитных факторов у моего сына или дочери?» Ответ прост: обычно дети располагают примерно 16 защитными факторами из 28. Найдите время и вместе с детьми прочитайте и обсудите их. Таким образом, вы узнаете, какими защитными качествами уже обладает ваш ребенок и какие защитные ресурсы ему необходимы. Помогите ему в этом!

    Игра-пантомима «Подарок»

    Участники становятся в круг. Каждый по очереди передает соседу, стоящему справа, свой подарок, который он описывает с помощью жестов. Остальные должны угадать, какой подарок был преподнесен. Повторяться нельзя.

    Вывод. Существует много эффективных способов говорить «нет». Этому нужно учить своих детей.

    (Ведущий  раздает памятки родителям.)

    Памятка

    – Разговаривайте с ребенком.

    – Учитесь слушать.

    – Давайте советы, но не давите советами.

    – Подумайте о своем примере.

    – Поддерживайте в ребенке самоуважение и думайте о его самореализации.



    Предварительный просмотр:

    Курительные смеси – серьезная опасность

    памятка для родителей

    Как известно, работа по профилактике курения и наркомании в нашем городе ведётся постоянно. Но сейчас специалисты встревожены тем, что в России отчётливо наблюдается тенденция к увеличению потребления молодежью, так называемых, курительных смесей.

    Доступность наркотиков – это основная причина наркомании. Курительные смеси, или «спайсы» доступны даже 13-летнему подростку – дешево стоят, продаются через интернет. Но употребление их чревато необратимыми последствиями. В чем вред курительных смесей, и как родителям узнать, употребляет их ребенок или нет.

    Курительная смесь или курительный микс – это высушенные и измельчённые растения, средство для ароматизации воздуха в помещениях.

    О вреде курительных смесей заговорили давно: большинство их обладает серьёзным психотропным эффектом и длительным токсическим действием. Привыкание к ним развивается гораздо быстрее, чем к тому же героину или марихуане, а «синдром отмены» протекает намного тяжелее.

    Энтеоген – вещество, содержащееся в курительных миксах, вызывает галлюцинации и потерю контроля над собой.

    В Интернете можно найти множество магазинов, предлагающих курительные смеси на заказ. Все они уверяют, что это абсолютно безвредно и легально.

    Действительно, до недавнего времени курительные смеси были в свободной продаже, но сейчас правительство страны запретило их распространение, и для «продавцов эмоций», как называют распространителей этих смесей, теперь предусмотрена уголовная ответственность.

    Последствия употребления курительных (ароматических) смесей заключаются в том, что формируется зависимость от психоактивных веществ, содержащихся в этих смесях.

    Но чтобы профилактика употребления не только курительных смесей, но и любых психоактивных веществ оказалась ещё более эффективной, хочется напомнить родителям: следите внимательнее за тем, чем занимаются ваши дети, интересуйтесь их жизнью, проводите профилактические беседы в семье.

    Что необходимо знать родителям

    Самые распространенные среди молодежи наркотики  курительные смеси JWH (молодежный сленг: план, дживик, спайс, микс, трава, зелень, книга, журнал, бошки, головы, палыч, твердый, мягкий, сухой, химия, пластик, сено, липкий, вишня, шоколад, россыпь, рега, дым, зеленый флаг, ляпка, плюха и т.д.) являются синтетическими аналогами каннабиноидов (вещества, содержащиеся в различных частях конопли или их синтетические аналоги), но в разы сильнее. Действие наркотика может длиться от 20 минут до нескольких часов.

    Эффекты и последствия употребления курительных смесей: 

    • Сопровождается кашлем (обжигает слизистую);
    • Сухость во рту (требуется постоянное употребление жидкости);
    • Мутный либо покрасневший белок глаз (очень важный признак, наркоманы это знают, поэтому носят с собой «Визин» и другие глазные капли);
    • Нарушение координации;
    • Изменения речи (заторможенность, эффект вытянутой магнитофонной пленки);
    • Заторможенность мышления («тупит»);
    • Неподвижность, застывание в одной позе при полном молчании (если сильно обкурился, минут на 20-30);
    • Бледность;
    • Учащенный пульс;
    • Приступы смеха.

    Поскольку дозу просчитать очень трудно (разные продавцы, составы, формулы, концентрация), возможны передозировки, которые сопровождаются тошнотой, рвотой, головокружением, сильной бледностью – вплоть до потери сознания и смерти.

    После употребления смесей в течение нескольких дней и дольше человек испытывает упадок общего физического состояния, расконцентрацию внимания, апатию (особенно к работе и учебе), нарушение сна, перепады настроения (из крайности в крайность).

    Обкуренные подростки зимой зачастую «тусуются» в подъездах и компьютерных клубах.

    Употребление курительных смесей  частая причина подростковых ухода из жизни подростков. Как правило, «выходят из окон». Это не значит, что подросток хотел свести счеты с жизнью, возможно, он просто «хотел полетать».

    Внимание. В 99% случаев употреблять курительные смеси начинают те, кто уже курит сигареты.

    Распространение «курительных смесей»

    Покупают эти наркотики через интернет или у сверстников. Как правило, подросток заходит на известные сайты, торгующие наркотиками, набирая в поисковике несколько ключевых слов, получает контакт, списывается через скайп или «аську», делает заказ. Ему тут же сообщают номер счета, он оплачивает через терминалы, и ему говорят, где забрать спрятанные наркотики.

    На слэнге  поднять закладку, найти клад. Те же самые действия можно осуществлять ВКонтакте, в «Одноклассниках» и т.д. Зачастую информацию считывают со стен домов, когда видят надписи: Легал, Микс, Куреха, План и т.д. и номер «аськи», реже  телефон.

    Для подростков это все представляется интересной игрой. Для того чтобы понять, что ваш ребенок покупает наркотики, достаточно проверить его переписку, они ее, как правило, не стирают. Сверстники, одноклассники, которые начинают торговать наркотиками в школе, сразу же становятся заметны, у них появляется другие телефоны, айпады, ноутбуки, они лучше одеваются. К ним обращаются старшие. Они становятся негативными лидерами и, как правило, позитивно настроенным детям трудно эту ситуацию переломить.

    По данным статистики: подросток, начавший торговать наркотиками, и использующий это занятие, как способ коммуникации со старшими и средство самоутверждения среди сверстников, как правило, не отказывается от этого занятия добровольно. 

    Как выглядят «курительные смеси»

    JWH поступает в Россию в виде реагента (концентрат). Этот реагент  порошок, похож на обычную соду. Его разводят разными способами и наносят (опрыскивают) на «основу». Чаще всего, «основа»  обычная аптечная ромашка. Может быть, «мать и мачеха» или любая аптечная трава. Иногда для вязкости готовую основу перемешивают в миксере с черносливом или табаком для кальянов. Как правило, молодые потребители берут готовый наркотик.

    Самый распространенный способ употребления курительных смесей  маленькая пластиковая бутылочка с дыркой (если такие бутылочки с прожженной дыркой находят в школьных туалетах, это самый верный признак того, что в школе употребляют наркотики). Также смеси иногда курят через разные трубочки. Их, как правило, держат при себе и от них ужасно воняет. Иногда, прежде чем зайти домой, подросток оставляет такую трубочку в подъезде (в щитке).

    Важно. Алкоголь, даже пиво, усиливает действие наркотика. Вследствие этого, у потребителя нарушается вестибулярный аппарат, он теряет пространственную и временную ориентацию, снижаются функции памяти.

    По данным статистики: ни один из употребляющих курительные смеси не считает себя наркоманом, самокритика у них отсутствует. Они общаются только с себе подобными и поэтому убеждены, что курят все.

    Сначала подростку хватает одной  двух затяжек. Затем увеличивается частота употребления, потом доза. Длительность перехода от одного этапа к другому очень мала, поэтому вскоре он начинает курить неразведенный реагент. С этого момента наркоман уже не может обходиться без смеси и испытывает невероятный дискомфорт и беспокойство, если при себе нет наркотика.

    Если вы заметили странности в поведении вашего ребенка, немедленно примите меры. А если вам известно о местах сбыта курительных смесей – не тяните, обращайтесь с заявлением в полицию по месту жительства, в ГУВД, либо по телефону доверия.

    Только тогда вы сможете помочь ему избежать роковой ошибки.



    Предварительный просмотр:

    Семья и толерантность подростка

         Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, непохожих на тебя, людей. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

            Формирование толерантности подростков в семье имеет многоплановый характер в условиях многонационального и поликультурного населения. Семья является той социальной ячейкой, в которой начинается формирование толерантности и создается психологическая ситуация, которая обеспечивает его дальнейшее развитие. В каждой семье составляется своя индивидуальная воспитательная система.

    В основу формирования толерантности подростков в семье необходимо заложить обучение культуре мира и правам человека. Основное содержание воспитательного процесса общечеловеческих ценностей предложено В. Караковским, который считает, что в процессе воспитания необходимо обратиться к фундаментальным ценностям, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные нужды и поступки.   

    Под процессом воспитания толерантности имеется в виду создание пространства прямого или опосредствованного взаимодействия с другими, другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами, иначе говоря, сосуществования разного.

    Воспитание детей в семье — специальная педагогическая деятельность родителей, в которой реализуется функция семьи по социализации ребенка. Исследования показывают: часть родителей осуществляет воспитание на низком уровне, неосознанно, стихийно, безответственно. Детей воспитывают, придерживаясь моделей поведения собственных родителей, перекладывая воспитание на школу, не зная, что и как нужно делать.

    Для того, чтобы родители могли воспитывать детей в духе толерантности, необходимое владение соответствующими знаниями, а именно, родителям необходимо формировать у подростков систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как консенсус (согласие), компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствия, понимание, сопереживание и т.п.

    Необходимо, чтобы родители сознавали, что толерантность — это:

    • социокультурная основа ненасилия;
    • предпосылка для вырабатывания суждений, основой которых являются моральные ценности;
    • особая форма личностного отношения, в основе которого лежат понимания и принятие другой культуры, другой «самости», и терпимость;
    • проявление индивидуальности человека, признание, ее автономии и ответственности за собственный выбор, открытости для духовной конкуренции, умение критически мыслить;
    • выносливость относительно неблагоприятных эмоциональных факторов, стойкость к стрессу.

    Воспитывать толерантность в семье — значит прививать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

    Воспитать подростка толерантно- это формировать у него адекватную уступчивость. Воспитывая подростка толерантным, необходимо обнаруживать толерантность и самим родителям.

    Проявление толерантности означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, поведению и ценностями и имеют право жить в мире, сохраняя свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания к другому, солидарности. Какие же принципы воспитания толерантности в семье?

    Принцип связи воспитания толерантности с жизнью. Родители должны ориентировать подростка не только на ситуации в обществе вообще, а и на жизненные ситуации, связанные с толерантным взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами.

    Принцип уважительного отношения к личности. Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мысль ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с другим взглядом на мир.

    Принцип опоры на положительные качества ребенка. Воспитывая моральное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в подростке личность, которая самостоятельно развивается, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толерантности у подростков становится актуализация положительных черт, положительного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.

    Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности. Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Необходимо создать социальную среду, основанную на идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы. С данным принципом тесно связан следующий принцип воспитания толерантности.

    Принцип завуалированности влияний и сопротивления ребенка на активность взрослых. Специфика морального воспитания заключается в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми и подростками воспринимаются как морализирование и поэтому они часто сопротивляются влияниям.

    Принцип единства знания и поведения. Данный принцип требует построения воспитательного процесса формирования толерантности на двух взаимозависимых уровнях: информационном уровне (который дает знание о толерантности, ее проявлении, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толерантность) и на поведенческом уровне (вооружение умениями и привычками толерантного взаимодействия), что составляют единое целое. Основным критерием сформированности толерантности должно стать умения конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, которые имеют определенные отличия.

    Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка подростка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне нее. Подросток осваивает социальные связи и роли в мире; становясь старше, он все больше ориентируется на ровесников и социальные институты. Родители, давая ему относительную свободу, должны быть надежным тылом для него, создавать у него чувство уверенности, которые его поймут и поддержат в трудной ситуации.

    Воспитывая подростка в семье толерантным, можно использовать опыт А. Макаренко и его лозунг: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему». 


    Приложение

    Уважаемые родители!

    Мы просим вас принять участие в опросе, характеризующем взаимоотношения учащихся в классе. Анкета анонимная. Подумайте над тем, какой класс у вашего ребенка, какие отношения между учащимися. Попробуйте оценить их. Для этого начинайте каждое предложение фразой «В нашем классе есть (присутствует)...». После каждого утверждения поставьте условный знак (Х) в графе того ответа, который, на ваш взгляд, больше подходит для вашего классного коллектива. Спасибо!

    Вопросы

    Да

    Не знаю

    Нет

    1

    Умение внимательно слушать и слышать, не перебивая и не отвлекаясь?

    2

    Умение уважительно общаться с ребятами, без резких выкриков, обзывания, кличек?

    3

    Стремление разобраться в проблеме ребят, проявление интереса?

    4

    Готовность принять и дать совет, предложение?

    5

    Умение хвалить, соглашаться, утешать?

    6

    Доброжелательность друг к другу?

    7

    Общение без подавления, без угроз, без осуждения и критики?

    8

    Умение сопереживать, не обвиняя и не упрекая?

    9

    Стремление поддержать друг друга, подбодрить?

    10

    Признание права каждого быть непохожим на других?

    Итого:



    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание

    Аксиомы здоровья

    Есть такое выражение: «Мы родом из детства». Наши хорошие и плохие привычки тоже родом «из детства», и то, каких будет больше, во многом зависит от семьи. Семья вполне способна сформировать у ребенка устойчивость к любому соблазну. Но, увы, она же может спровоцировать возникновение пагубного пристрастия.

    По мнению наркологов, чисто пивного алкоголизма нет. Есть обычный вариант алкоголизма. Поэтому на нашей встрече мы поговорим о проблеме вообще, и чуть подробнее остановимся на потребления подростками пива.

    Для того чтобы понимать мотивы поведения и поступков детей, понимать причины, побуждающие ребенка к каким-либо действиям, в том числе и к употреблению алкоголя, родителям необходимо знать его возрастные психологические особенности.

    В период, когда идет поиск себя, когда подросток хочет утвердиться, необходимо спокойно объяснить, что алкоголь не будет помощником в этом.

    Родителям необходимо формировать опыт практического использования установки на отрицательное отношение к алкоголю. Любые понятия, отношения, суждения дети и подростки усваивают постепенно. Ни одно из них не воспринимается сразу и в готовом виде. Дети могут запомнить высказанное суждение, но их собственным мнением оно станет в процессе накопления чувственного, житейского и социального опыта. На это должны быть нацелены проводимые родителями беседы.

    Привычка употреблять алкоголь обусловлена комплексом факторов, первым из которых являются обычаи социальной микросреды.

    Алкоголь создает иллюзию благополучия. Человеку начинает казаться, что трудности, житейские невзгоды не имеют особого значения. Отмечается такая причина пьянства, как обычаи ближайшего окружения. Социальная микросреда, в которой живет человек, определяет его отношение к алкогольным напиткам. Обычаи семьи при этом занимают одно из ведущих мест. И там, где положительно относятся к употреблению алкоголя, у детей и подростков в силу подражания закрепляется, воспитывается стереотип подобного же отношения, т.е. складывается «алкогольный стиль жизни». Молодое поколение, вырастая, зачастую передает алкогольные установки своим детям. Образуется порочный круг.

    Существенную роль в том, насколько широко распространено употребление спиртных напитков, играет отношение к этому явлению общества: чем оно снисходительнее к пьянству, тем шире распространен алкоголизм.

    Но, конечно, велика роль и самого человека, способного снимать жизненные напряжения не с помощью алкоголя, а физическими упражнениями, спортивными занятиями, аутотренингом и т.п. Одним из важных направлений в борьбе с потреблением спиртного является воспитание трезвеннических установок среди населения и, прежде всего, среди подрастающего поколения.

    Ученые выявили три важных фактора, которые способствуют развитию алкоголизма у несовершеннолетних:

    • отклонения от общепринятых норм поведения (терпимость к таким отклонениям со стороны взрослых) и поиски необычных ощущений;
    • влияние сверстников;
    • употребление алкоголя родителями или протест против власти родителей.

    Алкоголь является главным фактором, способствующим совершению правонарушений, он повинен в половине всех совершенных убийств, в том, что родители жестоко обращаются с детьми, в высокой детской смертности.

    Пивной алкоголизм.

    Свою лепту в рост алкоголизма в стране внесла и изменившаяся общественная мораль. Если некоторое время назад увидеть утром человека в транспорте или на улице с бутылкой пива можно было крайне редко, то теперь это стало нормой, причем как для мужчин, так и для женщин и молодых людей. В этом не малую роль сыграли средства массовой информации.

    Увеличение потребления пива не ведет к уменьшению потребления крепких спиртных напитков. Практика показывает, что «Три источника и три составные части» хронического пристрастия – водка, вино, пиво – по жизни идут рука об руку.

    Результаты медицинских исследований говорят о том, что подростковый возраст характеризуется особо интенсивным развитием головного мозга, чувствительным к воздействию внешних факторов. И употребление алкоголя, начинающееся обычно в подростковом возрасте, может повредить определенные структуры мозга, отвечающие, прежде всего, за функции памяти. Подростки, употребляющие пиво, испытывают трудности при воспроизведении новой информации. Неоднократное или частое употребление алкоголя оказывает буквально опустошающее воздействие на психику подростка. При этом задерживается не только развитие высших форм психических функций (память, внимание), выработка этических и нравственных категорий и эстетических понятий, но и утрачиваются уже развившиеся способности. Подросток деградирует интеллектуально, эмоционально и нравственно.

    В России принято сопровождать праздничные вечера большим количеством алкоголя, причем часто дети не только сидят за столом, но и пьют спиртное. Пусть его количество незначительно, все равно у ребенка формируется четкая взаимосвязь застолье – выпивка. Подросток просто не представляет праздника без спиртного. Молодые люди не думают, что алкоголь способен убивать не только медленно и незаметно, но и мгновенно. Множество людей ежегодно погибают от алкогольного отравления из-за потребления некачественной водки, которая стала смертельной для сердца или печени. И эта доза может быть совсем невелика.

    В течение нескольких последних лет в России врачи-наркологи бьют тревогу по поводу чрезмерного употребления подростками пива. Агрессивная реклама пива сумела сделать его модным и привлекательным напитком для молодежи. Но алкоголь есть и в банке пива, и подростки пьют его в больших количествах, поэтому опьянение наступает так же, как и от крепких напитков.

    Исследования, проведенные во многих странах, свидетельствуют, что хронический алкоголизм развивается в 3-4 раза быстрее от употребления пива, чем от крепких алкогольных напитков.

    Фермент, который расщепляет алкоголь до безвредных соединений, начинает вырабатываться в организме человека в возрасте 18-21 года. Именно поэтому во всех цивилизованных странах запрещено продавать алкоголь несовершеннолетним. И любой нарколог вам скажет: чем раньше человек начал употреблять алкоголь, тем больше у него шансов превратиться в алкоголика.

    Психоактивные свойства алкоголя – способность изменять психические функции человека. В этом отношении действие алкоголя многогранно, но повышение настроения, возникновение позитивных эмоций, эйфоризирующий эффект является ведущим. Другое важное свойство алкоголя – устранение эмоционального напряжения. Благодаря этим свойствам алкоголь позволяет легко расслабиться и быстро мобилизоваться.

    Другие особенности воздействия алкоголя – повышение самооценки, мнимое удовлетворение потребностей подростков, очень важно устранение проблем в общении, облегчение контактов за счет эйфории и подавление индивидуальности, отчуждения человека от самого себя.

    Алкоголь как психотропное вещество обладает следующими эффектами:

    – способность повысить настроение (эйфоризирующий эффект);

    – снять плохое настроение (антидепрессивный эффект);

    – ликвидировать психическое напряжение (транквилизирующий эффект).

    Одно из следствий экономических перемен – увеличение свободного времени. Для большой части населения это обернулось такой трудной проблемой, как преодоление душевной пустоты и бездуховности существования. Если личность не может реализовать себя в свободное время, возникает состояние скуки, которая становится хронической, толкая на поиски новых ощущений.

    Общение людей становится все более поверхностным, все меньше затрагивает глубинные свойства личности. Все это приводит к утрате связей между отдельными людьми и их сообществами, порождает чувство одиночества. Алкоголь же способен иллюзорно компенсировать недостаток подлинного общения.

    Много усилий потрачено на то, чтобы нарисовать обобщенный психологический портрет пьяницы или алкоголика, выявить типологию личностей, склонных к злоупотреблению алкоголем. Но сделать это не удалось. Выявлены только самые общие черты, предрасполагающие к употреблению алкоголя. Это – непереносимость житейских затруднений, провоцирующих раздражительность или пониженное настроение. Это – чувство неполноценности, неуверенности в себе, незрелости личности, проявляющееся в эгоцентризме, потребности внешнего поощрения, нереалистичности планов. Это, наконец, примитивность, обусловленная исходной интеллектуальной недостаточностью или пороками воспитания и образования. Все это может вызвать затруднения социализации и, следовательно, потребность в алкоголе как способе адаптации.

    Реализация этой потребности зависит от многих обстоятельств, но основным является микросоциум, его установки и обычаи в решении конфликтных ситуаций. Вот тут то и могут сыграть роковую роль питейные традиции общества, экономическая состоятельность и цены на спиртные напитки, их соотношение с ценами на другие продукты и товары, т.е. вся совокупность элементов алкогольной ситуации, которая регулирует потребление.

    Причины потребления.

    Почувствовать новые ощущения – 37%

    Из желания походить на родителей или других взрослых – 8%

    Для самоутверждения – 7%

    Поддержать компанию, не обидеть друзей – 7%

    Неловко отказаться – 2%

    Меня уговорили или заставили – 6%

    Другое – 37 %

    Ситуации потребления.

    По праздникам, среди друзей – 43 %

    На вечеринках и дискотеках – 38 %

    По праздникам, в семейном кругу – 35 %

    На прогулках с друзьями – 21 %

    Специально собираются с друзьями, чтобы выпить – 28 %

    На свидании – 14 %

    В одиночку, чтобы никто не видел – 8 %

    Факторы защиты:

    • Внутренний самоконтроль, целеустремленность
    • Чувство юмора
    • Ценность взаимоотношений по крайней мере с одним взрослым человеком
    • Привязанность и уважение законов, норм семейных, школьных, исключающих употребление алкоголя.
    • Любовь и забота в семье
    • Преданность и близость
    • Крепкая связь с родителями, доверительные отношения
    • Возможность активного участия в работе социальной группы
    • Учащийся имеет определенные обязанности и добивается успехов в их выполнении
    • Успешное овладение необходимыми навыками в принятии решений
    • Признание и одобрение правильных действий
    • Интерес к учебе, духовному росту.
    • Увлечения.

    Алкоголь, даже в небольших дозах, вызывает снижение критики к своему поведению, облегчает принятие решений.

    Что способствует ранней алкоголизации? Доступность алкоголя. Практически каждый подросток может купить баночку пива. Организм продолжает развиваться, поэтому устойчивость к алкоголю, его переносимость меньше, чем у взрослых.

    Риск экспериментирования заложен в самом возрасте. Эксперименты могут случаться дома, когда ребенок пробует хранящийся в квартире алкоголь. Это может происходить в группе сверстников, тайком.

    11-14 лет – основной возраст экспериментирования с различными психоактивными веществами (ПАВ). Это связано с потребностью подростков демонстрировать взрослость и независимость, с желанием примерять взрослые роли. Кроме того, это связано с желанием сопротивляться родителям, с обострением склонности к риску и острым ощущениям, с потребностью принадлежать к группе, со страхом быть отверженным ею. И все это на фоне того, что подростки плохо прогнозируют свои поступки, часто действуют необдуманно, последствия опасного поведения допускают у других, но не у себя, руководствуются уверенностью в собственной неуязвимости.

    Подростки буквально испытывают терпение родителей, исследуя границы дозволенного поведения.

    Как начинается употребление алкоголя и что происходит дальше?

    Первые пробы алкоголя чаще всего мотивируются любопытством и давлением группы сверстников. На этом этапе подростки постигают, как можно изменить настроение и состояние с помощью алкоголя. Испытав приятные ощущения, продолжают употреблять алкоголь, и переходят на этап эпизодического употребления.

    Алкоголизация зависит от внешних событий (вечеринка, дискотека, встреча с приятелем). Мотив – возможность приподнять обычное настроение, развеселиться, избавиться от робости, застенчивости. На этой ступени еще сохраняется контроль за дозой и своим состоянием. Вне компании подросток следует обычным жизненным правилам.

    Злоупотребление. Алкоголь становится отчетливой жизненной потребностью и нужен для того, чтобы справиться с негативным внутренним состоянием (беспокойством, напряжением, плохим настроением, разочарованием). Употребление алкоголя все меньше зависит от социального контекста. Например, любая ссора (с приятелем, родителями, педагогами) может стать поводом для алкоголизации.

    Психическая зависимость. Алкоголь становится средством поддержания самооценки и средством самоутверждения. Постепенно подросток отказывается от прежних привязанностей, ищет компании, где алкоголь является центральным интересом.

    Тотальная зависимость. Потребность в алкоголе испытывает весь «приученный» к нему организм. Мотив – плохое самочувствие, тягостные телесные ощущения и душевные страдания. К симптомам психической присоединяются признаки биологической зависимости. Это привыкание к дозе, повышение дозы и тягостные ощущения на отмену алкоголя.

    Что же делать родителям для предотвращения такого опасного поведения?

    1. Ребенок учится на примерах взрослых. Не держите дома запасы алкоголя – не искушайте своих детей. Демонстрируйте свои способности справляться с неприятностями, не прибегая к алкоголю. Практикуйте встречи с друзьями без алкоголя.

    2. Соблюдайте технику безопасности при обращении с алкоголем. Основным условием присутствия ребенка за столом является то, что ему никто не нальет алкогольных напитков и даже не будет предлагать.

    3. Помогите ребенку выбрать тактику поведения в случаях, когда его принуждают сверстники.

    4. Сохраняйте и укрепляйте доверие к вам.

    5. Знайте друзей и приятелей вашего ребенка.

    6. Будьте внимательны к ребенку и наблюдательны.

    Как вести себя с ребенком, если он начал употреблять пиво:

    • не впадайте в панику и не кричите на ребенка, желание выпить пиво у него от этого не пропадет. Оскорбленный подросток может продолжать употреблять его назло.
    • постарайтесь поговорить с ребенком, выяснить его проблемы. Возможно, ему просто не хватает вашего внимания.
    • обратите внимание на того, кто в вашей семье может подавать ребенку дурной пример, иногда употребляя пиво дома.
    • из страха подросток может соврать, что его оклеветали. В этом случае дайте ему понять, что не станете ругаться, если он признается.
    • постарайтесь как можно мягче, без запугивания, объяснить ребенку, какой вред может нанести употребление пива.
    • если у ребенка есть хобби, или какая-нибудь цель, скажите, что его цель и пиво не совместимы, что ему нужно выбрать между своими интересами и алкоголем.

    Самое главное – дайте понять ребенку, что вы его друг, что он всегда может обратиться к вам за помощью.

    Для сопровождения лекции целесообразно некоторые сведения (цифры) разместить на слайдах.

    Литература.

    1. Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С. Подростки XXI века психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М. , 2006.
    2. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. – М., 2005.
    3. Инновации в профилактике. Часть 3. – Екатеринбург, 2011.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дни именниника.

    Разработки двух праздников в классе - День именниника....

    Дни профилактики

    Мероприятия, посвящённые профилактическим дням, акциям и др. Основной источник материала - http://dialog-eduekb.ru/...

    Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город» Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город»

    Тип мероприятия: формирующий, проблемный, развивающий.Участники: классы одной параллели.Задачи:Образовательные:- активизировать глубокий, познавательный интерес учащихся к истории первого города...

    План по профилактике правонарушений. Дни правовых знаний в школе

    План по профилактике правонарушений. Дни правовых знаний в школе...

    Единые дни профилактики

    Каждый день профилактики в школе-интернате  содержит разнообразные  мероприятия...

    Дни воинской славы (победные дни) России

    Памятные даты военной истории России....