Родительское собрание "Я болею, я лежу, на уроки не хожу"
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Храброва Татьяна Владимировна

Тема собрания – отношение детей и взрослых к болезни и здоровью. В России простудные и простудно-инфекционные заболевания являются одними из самых распространенных. Сегодня мы поговорим о том, как справиться с этими недугами и предупредить их возникновение. А также попробовать проанализировать причины частых недугов у школьников. Какие психологические трудности испытывает ребенок и какие «преимущества» он хочет получить от заболевания. Следует попытаться определить те потребности, которые удовлетворяются с помощью плохого самочувствия, и постараться найти альтернативный путь решения проблемы. Кроме того, важно организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы он научился видеть выгоды не только от болезни, но и от здоровья. Ведь этих выгод неизмеримо больше!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_6.docx24.95 КБ
Файл ya_boleyu.pptx1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 6 «Д» классе на тему:

«Я болею, я лежу, на уроки не хожу».

Пояснительная записка.

Тема собрания – отношение детей и взрослых к болезни и здоровью. В России простудные и простудно-инфекционные заболевания являются одними из самых распространенных. Сегодня мы поговорим о том, как справиться с этими недугами и предупредить их возникновение. А также попробовать проанализировать причины частых недугов у школьников. Какие психологические трудности испытывает ребенок и какие «преимущества» он хочет получить от заболевания. Следует попытаться определить те потребности, которые удовлетворяются с помощью плохого самочувствия, и постараться найти альтернативный путь решения проблемы. Кроме того, важно организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы он научился видеть выгоды не только от болезни, но и от здоровья. Ведь этих выгод неизмеримо больше!

Цель: объединить усилия школы и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников и формирование ценностного отношения к собственному здоровью.

Форма проведения: комбинированная.

Оборудование: презентация, ноутбук, проектор, раздаточный материал, фломастеры, карандаши, бумага.

Ход собрания.

  1. Сбор участников.
  2. Вступительное слово учителя.

     Все люди: и дети, и взрослые – время от времени болеют. Одни – реже, другие – чаще. Считается: этого никто не любит. Ведь болезнь ассоциируется с тревогой, печалью, страхом, страданиями, гневом... Это горькие лекарства и неприятные процедуры, запреты и ограничения.

В России простудные и простудно-инфекционные заболевания являются одними из самых распространенных. Сегодня мы поговорим о том, как справиться с этими недугами и

предупредить их возникновение. (Слайды № 2,3)

  1. Краткая характеристика простудных и простудно-инфекционных заболеваний.

Рассказ с использованием презентации (Слайды № 4 – 10)

  1. Творческое задание: попробуйте нарисовать «Древо профилактики» (10минут) (Слайд № 11).

     Не забывайте, что очень часто иммунитет ослабевает из-за стресса, поэтому, как и многие другие болезни, ОРВИ и простуды очень часто поражают людей, переживших нервное потрясение. Так что, научитесь расслабляться, это поможет активизировать внутренние силы организма и иммунитет.

  1. Вторичная выгода болезни. (Слайды № 12 – 15)

     И, тем не менее, в психологии есть такое понятие, как вторичная выгода болезни. Неправильно было бы думать, что человек специально заболевает ради получения каких-либо «бонусов» (хотя и это тоже возможно). Речь, скорее всего, идет о том, что он сознательно или бессознательно использует те преимущества, которые может дать болезнь (или плохое самочувствие) в его конкретной ситуации.

     Американский психолог Д.Липовски, исследователь отношения людей к болезни, отмечал, что состояние болезни может, например, помочь приспособиться к жизни или стать «великим разрешителем», который позволяет «жить, как захочется». По мнению ученого, важно уяснить, как человек воспринимает свой недуг, какие «привилегии» от него получает, и какие проблемы заболевание помогает ему «решить». Ведь если болеть по каким-то

причинам бывает выгодно или приятно, то человек может глубоко погружаться в болезнь, замыкаться в ней или даже делать ее смыслом своего существования. Конечно, есть и другие формы реагирования на болезнь. Она может восприниматься как препятствие, которое необходимо преодолеть, как враг, которого требуется победить, как наказание за прошлые грехи.… Эти варианты довольно разнообразны и зависят от многих факторов: характера и степени психологической зрелости личности, тяжести заболевания, возраста, социального и семейного статуса, выработанных в процессе жизни механизмов преодоления трудных ситуаций.

     Какие же преимущества можно получить от болезни? Недуг может превратить человека в очень важную персону. Больной находится в центре внимания: все оставляют свои дела, подстраиваются под него, ухаживают за ним и стараются всячески облегчить его состояние. Он как будто снова превращается в маленького ребенка, которого все любят, жалеют и

исполняют его прихоти. Ему прощают капризы и освобождают от обязанностей. Для психологически незрелых людей такая ситуация может показаться весьма привлекательной. Они не торопятся выздоравливать и часто используют свою болезнь для того, чтобы и дальше получать заботу и внимание. Наверное, это самая распространенная вторичная выгода болезни, которую осознают и которой хотели бы пользоваться (хотя бы некоторое время) и дети и взрослые.

     Болезнь может «помочь» человеку избежать ситуаций, снижающих его самооценку, и оказаться своеобразным «алиби». Например, наличие недуга может стать оправданием: «Если бы я хорошо себя чувствовал, то непременно достиг бы успеха в этом деле!». Так человек может снять с себя ответственность за неудачу и уйти от ситуаций, требующих

приложения усилий или связанных с принятием серьезных решений.

     Не у всех людей организм реагирует на переживания появлением болезненных симптомов, иногда для достижения этой цели приходится предпринимать серьезные шаги. Чаще всего дети симулируют болезнь, порой, чтобы избежать неприятных ситуаций (обычно связанных с учебой), они готовы нанести вред своему здоровью.

      Во все времена школьники обменивались между собой информацией о «проверенных» и «надежных» способах, помогающих быстро заболеть или хотя бы притвориться больным. Сегодня дети используют для этого не только личное общение, но и Интернет. Вот как они просят «помощи», делятся опытом и дают друг другу советы (увы, далеко не всегда безопасные)

– Помогите!!! Как заболеть??? Я не хочу завтра в школу! Мне нужен надежный способ!

– Надо покрошить в стакан кусочками лед и залить его холодной водой. А потом залпом выпить, пока лед не растаял! Лед будет выделять холод и простужать тебя изнутри!

– Мне тоже нужно срочно заболеть! Завтра контрольная!

−Лед я уже пил – не помогает, только горло немного красное! А температура не поднимается! Боюсь, что для врача этого мало! И т.д. 

  1. Что делать родителям? (Слайд № 16)

     Что же делать взрослым, которые обнаружили, что ребенок использует болезнь для приобретения «вторичных выгод»? В этом случае важно понять, какие психологические трудности испытывает ребенок и какие «преимущества» он хочет получить от заболевания.

Следует попытаться определить те потребности, которые удовлетворяются с помощью плохого самочувствия, и постараться найти альтернативный путь решения проблемы. Кроме того, важно организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы он научился видеть выгоды не только от болезни, но и от здоровья. Ведь этих выгод неизмеримо больше!

  1. Работа с текстом: (10минут) (Слайд № 17)
  1. Выберите из доставшегося вам текста по 5 примеров, которые отвечают вашим запросам и желаниям. (Приложение № 1)
  2. Обоснуйте свой вывод.
  3. Изобразите свой выбор.
  1. Обобщение: (Слайд № 18)

Выразите свое отношение к теме собрания при помощи СИНКВЕЙНА.

Спасибо всем за сотрудничество.

Список литературы.

  1. Ольга Бакалова, Юлия Корчагина. Я болею, я лежу, на уроки не хожу, «Здоровье школьника», Издательский дом «Первое сентября», 2012, № 1, стр.56
  2. Светлана Смирнова. Почему он опять заболел? «Здоровье школьника» Издательский дом МЦФЭР, 2013, № 2, стр.60
  3. Эдуард Вайнер. Простудные и простудно-инфекционные заболевания. «Здоровье школьника», Издательский дом «Первое сентября», 2013, № 2, стр.20

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Выгоды болезни

1. Можно не ходить в школу!

2. Можно не делать уроки!

3. Можно есть, лежа в кровати!

4. Не надо выполнять обязанности по дому

(все делают родители, братья или сестры)!

5. Не нужно каждый день чистить

и вешать школьную форму в шкаф!

6. Не надо носить тяжелый портфель!

7. Родители дают чай с лимоном!

8. Можно отдыхать в теплой, мягкой постели!

9. Можно целый день спать, а ночью смотреть

телевизор!

10. Не надо рано вставать!

11. Можно долго болтать по телефону!

12. Можно пропустить контрольную!

13. Можно забыть про школьные проблемы

и ссоры!

14. О тебе все заботятся!

15. Тебя все жалеют!

16. Можно слушать музыку, сколько хочется!

17. Можно долго спать!

18. Можно не ходить на курсы и в музыкальную

школу!

19. Можно есть всякие вкусности!

20. Можно играть на компьютере и сидеть

в Интернете!

21. После болезни можно не посещать уроки

физкультуры!

22. В дневнике меньше двоек!

23. Можно играть с котом!

24. Можно просто отдохнуть!

25. Можно от души лениться и бездельничать!

Преимущества здоровья

1. Можно гулять на улице!

2. Можно встречаться в школе с друзьями!

3. Можно бегать по лужам!

4. Можно купаться!

5. Можно играть в футбол!

6. Не нужно принимать лекарства!

7. Не надо сидеть на диете!

8. Можно ходить на уроки и становиться умнее!

9. Можно заниматься спортом!

10. Можно отмечать праздники!

11. Можно гулять под дождем и есть сосульки!

12. Можно ходить на тусовки!

13. Можно быть веселым!

14. Можно радовать родителей!

15. Можно играть в снежки!

16. Можно посещать концерты и дискотеки!

17. Можно поехать в лагерь и там найти новых

друзей!

18. Можно хорошо себя чувствовать!

19. Можно легко двигаться!

20. Не надо сидеть в очередях в поликлинике!

21. У здорового человека лучше работает голова!

22. Можно получать хорошие отметки!

23. Можно дышать свежим воздухом на улице!

24. Можно ездить на экскурсии!

25. У здорового человека ничего не болит!

26. Можно делать любые дела, которые тебе

интересны!

27. Можно ходить на рыбалку!

28. Можно чувствовать себя бодро и весело!

29. Можно кататься на велосипеде!

30. Можно ходить в гости!

31. Можно путешествовать!

32. Можно быть сильным и энергичным!

33. Можно выдержать все невзгоды и трудности!

34. Не надо тратить деньги на лекарства!

35. У здорового человека больше друзей!

36. У здорового человека хорошее настроение!

37. Здоровые люди дольше живут!

38. Можно быть счастливым!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Совместное собрание детей и родителей 6 «Д» класса. 16.02.2013 Я болею, я лежу, на уроки не хожу

Слайд 2

У меня печальный вид – Голова моя болит, Я чихаю, я охрип. Что такое? Это грипп. … В пять минут меня раздели, Стали все вокруг жалеть. Я лежу в своей постели – Мне положено болеть. С.Михалков .

Слайд 3

Я хочу лежать в постели с высокой-превысокой температурой . Т ы придешь узнать, как я себя чувствую, и я тебе скажу, что я самый тяжелый больной в мире. И ты меня спросишь , не хочу ли я чего-нибудь, и я тебе отвечу , что мне ничего не нужно. Н ичего, кроме огромного торта, нескольких коробок печенья, горы шоколада и большого- пребольшого куля конфет! Астрид Линдгрен . Малыш и Карлсон...

Слайд 4

Простудные и простудно- инфекционные болезни В России простудные и простудно-инфекционные заболевания являются одними из самых распространенных. Сегодня мы поговорим о том, как справиться с этими недугами и предупредить их возникновение.

Слайд 5

Виды заболеваний. Ринит Ларингит Фарингит Бронхит Грипп ОРВИ Ангина и другие Простудные заболевания Простудно- инфекционные заболевания

Слайд 6

Пути распространения рукопожатия с инфицированным; воздушно-капельный путь передачи – микрокапли , в которых содержится вирус при чихании и кашле распространяются в воздухе, а уже оттуда попадает в дыхательные пути здорового человека, перенося болезнь; несоблюдение правил личной гигиены.

Слайд 7

Порой не так страшна сама болезнь, как осложнения возникающие после неё. Несмотря на то, что их процент не так уж велик, последствия осложнений после гриппа могут быть крайне негативными для организма. легочная пневмония риниты, синуситы, отиты, трахеиты поражения нервной системы (арахноидит, менингит и энцефалит) неврологические и мышечные заболевания осложнения, связанные с сердечнососудистой системой поражения печени ВЫВОД: нельзя заниматься самолечением.

Слайд 8

Профилактика гриппа и ОРВИ. Специфическая Вакцинация Неспецифическая Личная гигиена. Тщательная уборка помещений. Избегайте массовых скоплений людей. Сбалансированное питание. Здоровый образ жизни, занятие спортом, прогулки. И многое другое.

Слайд 9

Творческое задание: Древо профилактики

Слайд 11

Вторичная выгода болезни

Слайд 12

Примеры из жизни « Однажды мне стало плохо, поднялось давление. Муж и дочка сразу встревожились! Меня уложили на диван, укрыли пледом, принесли лекарство… Они даже сами приготовили ужин, пока я отдыхала! Это было настолько приятно, что мне невольно захотелось повторения…»

Слайд 13

Примеры из жизни «Один раз в школе я так хотела заболеть, что у меня появилась самая настоящая сыпь! Я сразу побежала в медпункт, и меня отправили домой. На следующий день, когда ко мне пришел врач из поликлиники, сыпи уже не было… Но мне все равно выписали больничный, и я была очень рада!»

Слайд 14

– Помогите!!! Как заболеть??? Я не хочу завтра в школу! Мне нужен надежный способ! – Надо покрошить в стакан кусочками лед и залить его холодной водой. А потом залпом выпить, пока лед не растаял! Лед будет выделять холод и простужать тебя изнутри! – Мне тоже нужно срочно заболеть! Завтра контрольная! Лед я уже пил – не помогает, толь- ко горло немного красное! А температура не поднимается! Боюсь, что для врача этого мало! И т.д. Просьбы о помощи

Слайд 15

Следует попытаться определить те потребности, которые удовлетворяются с помощью плохого самочувствия, и постараться найти альтернативный путь решения проблемы. Кроме того, важно организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы он научился видеть выгоды не только от болезни, но и от здоровья. Ведь этих выгод неизмеримо больше! Что делать родителям?

Слайд 16

Работая с текстом, выберите из него: выгоды болезни (5 примеров) или преимущества здоровья (5 примеров) Составьте плакат или листовку с вашим выбором. Творческое задание

Слайд 17

Синквейн Правила написания этого чуда такие: Первая строка - существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить. Вторая строка - два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём. Третья строка - три глагола: действия, которые производит существительное. Четвёртая строка - фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному. Пятая строка - синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову. Французы придумали стихотворение, которое назвали " синквейн ". Говорят, что в вольном переводе это означает "пять вдохновений", или "пять удач".

Слайд 18

Спасибо за сотрудничество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Зачем я хожу в школу"

РАЗГОВОР С УЧАЩИМИСЯ«Зачем я хожу в школу»Сегодня у нас классный час.- Тема его «Зачем я хожу в школу».- Важен ли этот разговор для каждого из вас? Почему?- Сегодня нам предстоит выяснить, как каждый ...

Урок по литературе "В моей душе лежит сокровище..." По творчеству А.Блока.

Урок и презентация содержат материал по творчеству А.Блока....

В детский сад хожу без слез!

В детский сад хожу без слез!                                               ...

Сценка "Зачем в школу я хожу?"

Сценка "Зачем в школу я хожу?" (автор Учитель русского языка и литературы МБОУ Верхне-Бузулукская СОШ Тоцкий район Оренбургская область. Школьники с этой сценкой выходили на конкурс "Зажги свою звезду...