О гендерном воспитании
консультация по теме

Леонова Наталия Владимировна

Как воспитывать мальчика и девочку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_vospitanie.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Мальчик – будущий мужчина

Когда начинается воспитание именно мужчины, а не ребенка вообще? – чем раньше, тем лучше – считают педагоги. Малыш еще только начал ходить, а его любимые игрушки машинки и кубики? – вот уже первые признаки проявления мужской личности; значит, пора приниматься за воспитание «настоящего мужчины».

Оглянемся в прошлое

Воспитание мальчиков - неженское занятие. Так считали в древней Спарте и потому рано отделяли сыновей от матери, передавая их на попечение воспитателей-мужчин. Так считали и в старой России. В дворянских семьях с самого рождения за младенцем мужского пола ухаживала не только нянька, но и крепостной "дядька", а к шести-семилетним мальчикам приглашали не гувернанток, а гувернеров. Мальчишки же из низших сословий просто в силу жизненных обстоятельств быстро окунались в мужскую среду, приобщаясь к мужским делам. Достаточно вспомнить стихотворение Некрасова "Мужичок-с-ноготок", герою которого всего шесть (!) лет, а он уже возит из лесу домой дрова, прекрасно управляется с лошадью и чувствует себя кормильцем семьи. Трудовое воспитание мальчиков испокон века считалось обязанностью отца или других взрослых мужчин семьи. Однако в XX веке все изменилось, и воспитание детей, чем дальше, тем больше становится сугубо женским занятием. В детском саду "усатого няня" можно встретить разве что только в кино. Да и в школу мужчины не рвутся. Сколько их туда ни призывали, а все равно практически в любой школе учителей –мужчин на порядок меньше, чем женщин-учительниц. Как же все-таки воспитать в наше время мальчика не размазней и маменькиным сынком, а будущим настоящим мужчиной?

Ограды нужны всегда!

Английская пословица гласит: "Мальчики подобны телятам: чем старше они становятся, тем просторнее должно быть пастбище. Но ограды нужны всегда!" У каждой семьи свои взгляды на то, что допустимо (калитки), и на то, что недопустимо (ограды). Следует "проветривать" свои убеждения, так как нормы поведения меняются с течением времени и то, что было недопустимо для бабушек и дедушек, для нынешних подростков является просто нормой. Найдите ту норму своего поведения, линию своего воспитания, чтобы сын не считал вас ни страшным Цербером, ни безвольным "лопухом". У вас есть цель: воспитать здорового, умного и благородного сына -настоящего мужчину. И вы ее добьетесь! Если всерьез думать о будущем сына, то не следует оберегать каждый его шаг. Хотя, конечно, меру риска каждый родитель определяет сам, исходя из своих характерологических особенностей и из характера ребенка. Одна моя знакомая, поистине железная леди, воспитывает своих сыновей по образцу древних спартанцев. Двухлетний малыш топает рядом с ней на речку под палящим солнцем. А до нее немного-немало полтора километра! И ходит за тридевять земель купаться вдвоем со старшим братом, которому самому-то еще только-только, как у Некрасова, "шестой миновал"... Мне даже слушать об этом страшно, а она считает, что иначе воспитывать сыновей просто нельзя. Но думаю, большинству матерей такой подход не по нервам. Лучше предпочесть золотую середину!

Наблюдаем за мужчинами

Для начала предлагаю сделайте вылазку на детскую площадку и понаблюдать за детьми, гуляющими там под присмотром отцов. Обратите внимание, насколько спокойней относятся отцы к падениям своих малышей. Они не отваживают сыновей от опасного места, а помогают им преодолевать трудности. И подбадривают вместо того, чтобы остановить, одернуть. Это и есть мужской тип реагирования, которого не хватает в воспитании нынешних мальчишек. Вообще, отцам обычно легче управляться с сыновьями, чем матерям. Это факт. Но объяснения ему даются разные. Чаще всего жены говорят, что их мужья реже видят детей, реже сталкиваются с ними в быту, и у сыновей на них "меньше аллергии". Но я убеждена, что тут дело в другом. Если у ребенка нормальные отношения с матерью, так он только рад, когда она побольше бывает дома. И никакой "аллергии" у него на нее нет! А еще , мне кажется, что просто отцы сами были когда-то мальчишками и не окончательно позабыли свое детство. Например, они помнят, как унизительно, когда ты боишься дать сдачи. Или когда тебе, будто несмышленышу, диктуют, какую шапку надеть, какой шарф повязать. Поэтому понаблюдайте, в чем они уступают сыновьям, а в чем, наоборот, тверды, как кремень. И постарайтесь оценить это объективно, без затаенных обид. Ведь мужчины нередко оказываются правы, обвиняя жен в том, что они разбаловали сыновей, а потом сами от этого плачут. Разумеется, в разном возрасте воспитание мужественности проходит по-разному.

Обратим внимание!

В совсем еще маленьком, двухлетнем ребенке можно и нужно поощрять выносливость. Но только не так, как пытаются сделать взрослые, выговаривая упавшему малышу: "Что ты ревешь? Тебе ведь не больно! Будь мужчиной!" Подобное "воспитание" приводит к тому, что лет в 5-6 мальчишка , которому надоели унижения, может заявить: "А я не мужчина! Отстаньте от меня". Лучше исходить из "презумпции невиновности": раз он плачет, значит, ему надо, чтобы его пожалели. Ударился он или испугался - неважно. Главное, что малышу нужна психологическая поддержка родителей, и отказывать в ней жестоко. А вот когда он ударится и НЕ заплачет, это стоит отметить и похвалить сына, сделав упор именно на его мужественность: "Молодец! Вот что значит настоящий парень. Другой бы заплакал, а ты стерпел". Вообще, почаще произносите слово "мальчик" с эпитетами "смелый" и "выносливый". Ведь малыши, как правило, слышат в этом возрасте, что "хороший" - это послушный. А в раннем детстве многие слуховые и зрительные образы запечатлеваются на уровне подсознания. Маленький мальчик нуждается в любви и тепле ничуть не меньше девочки, а также в понимании родителями своих маленьких бед. «Заласкать» малыша до семи лет практически не возможно. В нужный момент, когда ребенок подрастет, он сам скажет: «мама, ну хватит меня обнимать!». От рождения до трех лет ребенок проходит школу любви, и то, как родители относятся к нему, так он и будет ощущать себя в течение всей взрослой жизни, так будет относиться к своей жене и своим детям. Малыш, воспитанный в чрезмерной строгости вырастает черствым и неспособным к искреннему чувству любви. Во взрослом возрасте субъективно это будет переживаться как ощущение одиночества и собственной ненужности. Малыш упал и плачет? Подойдите, обнимите и пожалейте – это только поможет воспитать мужественность. (Конечно, не стоить переусердствовать: если ребенок не обратил особого внимания на свое падение, а поднялся сам и занялся игрой, проявление заботы здесь будет неуместно, как бы этого не хотелось материнскому сердцу). Не забываем про книги и игры. Очень хорошо сочетать рассказы с ролевыми играми, покупая или мастеря для них разную атрибутику: каски пожарников, штурвал корабля, милицейский жезл... Лучше, чтобы эти игрушки были не очень яркими. Пестрота - это для девчонок. Выбирайте спокойные, сдержанные, мужественные тона, ведь внушение идет не только на уровне слов, но и на уровне цвета. Пяти-шестилетние мальчики обычно проявляют интерес к столярно-слесарным инструментам. Не бойтесь давать им в руки молоток или перочинный ножик. Пусть учатся забивать гвозди, строгать, пилить. Под присмотром взрослых, конечно, но все же самостоятельно. Чем раньше мальчик начнет помогать кому-нибудь из взрослых, тем лучше. Даже если помощь его чисто символическая. И уж тем более недопустимо кричать: "У тебя руки не из того места растут!" Таким образом можно добиться лишь того, что у сына пропадет всяческая охота помогать. "Когда к нам приходит слесарь, - рассказала мне директриса одного детского сада, уделяющая очень большое внимание развитию в мальчиках мужских качеств, а в девочках - женских, -я специально посылаю мальчишек ему помочь, и они выстраиваются в очередь. У нас, как, впрочем везде, много детей из неполных семей, и для некоторых это единственная возможность приобщиться к мужским занятиям". Одиноким мамам очень важно взять на вооружение сей нехитрый прием. Ведь среди подростков "группы риска" большинство из неполных семей. Не имея перед глазами положительного образца мужского поведения, мальчики легко копируют отрицательные. С весьма плачевными для себя последствиями. Поэтому постарайтесь найти среди своих родственников, друзей или соседей человека, который хотя бы иногда мог приспосабливать мальчугана к какому-нибудь мужскому делу. А когда сын немного подрастет, разузнайте, какие в вашем районе есть кружки и секции, где преподают мужчины. Не пожалейте сил, подыщите руководителя, который пришелся бы по сердцу вашему мальчику. Поверьте, это окупится с лихвой. Уже в старшем дошкольном возрасте мальчиков следует ориентировать на рыцарское отношение к девочкам. И если ваш сын придет домой с синяком, потому-что он заступился за незнакомую девочку, погасите в себе естественное стремление ахать, охать и упрекать- он прав. А ваше дело- перевязывать раны и гордиться своим защитником, героем.

Напоследок…

Мы с дочкой на днях возвращались с покупками домой и наблюдали такую картину. Выбегает из подъезда соседский 10-летний мальчишка и тащит в руках моток верёвок и резинок (всё, что дома нашёл, то и связал в одну верёвку). Гордо сообщает: "Сейчас эксперимент проводить буду, проверю до какого этажа верёвки хватит. Думаю что до 7-го точно". Зовёт с собой второго, гуляющего поблизости парнишку, и оба скрываются в подъезде. Через несколько минут возвращаются, оба запыхавшиеся и Санёк докладывает: "Эксперимент прошёл успешно - хватило до 8 этажа!". Затем он перемерил верёвкой весь двор, и куда-то исчез вместе с ней. Вот он чисто мальчишеский подход к жизни - исследовать всё и вся! Зачем это было нужно? Нам женщинам этого не понять. А Вы можете представить девчонок, занимающихся перемериванием подъезда бельевой резинкой? Я - с большим трудом! Да женщинам сложно понять мужчин. Женщины живут эмоциями, интуицией и общением с окружающим миром. Мужчины - это непоколебимая логика, чёткая аналитика и реальный взгляд на вещи.

Ирина Минеева

Воспитание девочки. 

В отличие от мальчиков девочки — натуры более нежные, хрупкие, чувствительные. Они хуже переносят шум, более отзывчивы на ласку и прикосновение. У них более нежная кожа, и даже зрение у девочек развивается не так, как у мальчишек. Эти и многие другие отличия указывают на то, что воспитывать девочку надо не так, как мальчика.

Умение идентифицировать себя по половому признаку приходит к малышу в возрасте от 1,5 до 3 лет, у девочек это происходит немного раньше. С этого времени вы воспитываете не просто ребенка, а будущую женщину. В чем это проявляется?

- Игрушки теперь четко разделяются по принадлежности полу, то есть девочка играет в куклы, игрушечную косметику, домики, наряды и прочее.

- Девочки выделяются в отдельные от мальчиков группы и играют в ролевые игры из семейной жизни (например, дочки-матери).

- Девочка в этом возрасте начинает стремиться к уединению, секретному личному месту, просто к собственному уголку, где она могла бы играть в волшебный замок.

- В этом возрасте начинает формироваться вкус будущей женщины, поэтому мама должна с должным уровнем внимания и уважения отнестись к тому, во что одевает свою принцессу, а также объяснить разницу в повседневной и праздничной одежде.

- С 3 лет можно приучать девочку к аккуратности, а ситуации с испачканой или порванной одежкой можно использовать как повод научить ребенка чему-то новому из области рукоделия.

- Начинают различаться литературные интересы, девочки больше любят слушать сказки про фей, принцесс.

Как должна вести себя мама при воспитании девочки?

- Поощрять проявления женственности. Если девочка намазала лицо вашей помадой или нацепила огромные туфли на каблуках, не смейтесь над ней, ведь вы можете ввергнуть свою малышку в пучину комплексов. Лучше купите ей шкатулку для «сокровищ», бальное платье на какой-нибудь утреник и наборчик детской косметики.


- Отмечайте достоинства дочери. В лице любого малыша есть масса привлекательных и симпатичных нюансов, обращайте внимание свое и ребенка именно на них, а не на недостатки.

- Не скупитесь на развитие. Будущей королеве необходимы уроки танцев, фехтования, вокала и иностранного языка, так что будьте готовы раскошелиться.

- Чаще проявляйте свою любовь. Ребенок, ощущающий себя одиноким и никому не нужным, может стать легкой добычей для любителя «лолит», поэтому пусть девочка всегда чувствует, что у нее за спиной стоит крепко любящая мама и заботливый папа.

- Предоставьте девочке мужской пример. В 4-7 лет малышка оттачивает свои навыки обаяния на папе, который на всю жизнь станет для нее идеалом мужчины. Если воспитываете ребенка одна, подумайте, кто мог бы выполнить эту функцию. В любом случае рядом с ребенком должен быть мужчина, который будет показывать свое восхищение принцессой и по-отечески прощать ей маленькие шалости.

- Учите девочку быть личностью. Не стоит заковывать ребенка в рамки общепринятого поведения, не должна девочка быть обязательно тихой, молчаливой и послушной! Пусть лучше будет сорванцом, но зато с детства научится постоять за себя. Культивируйте в малышке черты индивидуальности и неповторимости, помогите сформироваться сильному и независимому характеру.

- Воспитывайте будущую хозяйку. Вряд ли что-то изменится в нашем мире в ближайшие сотни лет, поэтому и вашей дочери нужно будет уметь готовить, шить и поддерживать в чистоте дом, поэтому просите девочку помогать вам в выполнении несложных домашних обязанностей: протереть пыл, накрыть на стол или одеть младшего брата. Только не переусердствуйте и не вываливайте на малышку весь груз своей работы, чтобы обучение не превратилось в каторгу.

- Не сравнивайте и хвалите. Пусть ваша девочка не первая ученица в классе и не чемпионка города по легкой атлетике, но ведь не за это вы ее любите, правда? Примите тот факт, что это личность, индивидуальность и не должна быть похожа на кого бы то ни было, даже на вас в ее возрасте. У нее своя судьба, а ваше дело как мамы поддержать и помочь советом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание в школе.

Цель: формирование коррекции процесса социализации школьника в зависимости от пола....

гендерное воспитание

\     Гендерное воспитание в школе направлено на закрепление традиционных мужских  и женских ролей. Основная цель воспитания видится в создании условий для развития «правильно...

Программа гендерного воспитания старшеклассниц коррекционной школы

Проблема воспитания школьников в процессе гендерной социализации очень сложна и многогранна и имеет различные аспекты - физиологические, социологические, психологические, педагогические.Можно вы...

Гендерное воспитание.

Гендерное воспитание....

«ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Методическая разработка представляет собой часть системной работы воспитателя на основе личной практической работы. Работа выполнена в соответствии с целями и задачами воспитательной работы учебного к...

Социальный проект по гендерному воспитанию подростков «Каким ты был… Таким ли ты остался?»

Социальный проект "Каким ты был... Таким ли ты остался?" направлен на повышение уровня гендерной культуры учащегося и содействие их успешной психолого-педагогической адаптации и социализации....

Социальный проект по гендерному воспитанию подростков «Каким ты был… Таким ли ты остался?»

Социальный проект "Каким ты был... Таким ли ты остался?" направлен на повышение уровня гендерной культуры учащегося и содействие их успешной психолого-педагогической адаптации и социализации....